Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Готовимся к ГИА Урок русского языка в 9 классе подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1078.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к ГИА! Задание С 2: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 9 класс.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Урок внеклассного чтения. 4 класс. Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Подготовила учитель начальной школы МОУ – СОШ 35 Г. Белгорода Синёва Мира.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Работа над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему ГИА-2013 Мастер-класс Подготовила учитель русского языка высшей категории Голомидова Маргарита.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Типовые расчёты Растворы
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
1 2 «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
дней и ночей 27 миллионов жизней советских людей 3.
Транксрипт:

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Готовимся к ГИА Урок русского языка в 9 классе подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1078 г. Москвы Панкратова Н.А.

Вспомним изученное Работая над сочинением, прокомментируй высказывание, данное в качестве тезиса, поясни цитату, сформулируй собственное понимание приведённой точки зрения; аргументируй своё суждение примерами из текста ( аргументов должно быть два: лексический и грамматический); обобщи сказанное, сделай вывод.

План-схема сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1.Тезис: а). Мнение, выказанное автором цитаты и предложенное в качестве темы сочинения. б). Комментарий этого высказывания, ваше понимание авторской мысли. 2. Аргументы (один – лексический, другой - грамматический), взятые из исходного текста. 3. Вывод.

Лексические явления 1.Морфемы (корень, приставка, суффикс) 2.Однозначные слова 3.Многозначные слова 4.Фразеологизмы 5.Синонимы 6.Антонимы 7.Омонимы 8.Профессионализмы, диалектизмы, историзмы и т.д.

Грамматические явления – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением. 1. Окончания слов. 2. Грамматические связи между: а). словами в словосочетании, б). частями простого предложения, в). частями сложного предложения. 3. Предлоги. 4. Союзы.

Взаимодействие грамматики с лексикой Что может выражать мысль, переданная таким рядом слов: ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не? Жуховицкий Л. «Сто процентов человеческого»: «Ненавижу диктаторов: ничего хорошего человечеству они никогда не приносили».

Вывод: Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли.

Задание к сочинению- рассуждению Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Обсуждение темы высказывания Выдели ключевые слова в высказывании.Выдели О чём они говорят? Сформулируй авторскую мысль своими словами. Прокомментируй сказанное, выразив своё понимание обсуждаемой точки зрения. Внимательно прочитай текст, который поможет обосновать существующую точку зрения.

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Чтение текста (1)Вот тут-то и появился Лис. -(2)Здравствуй, - сказал он. -(3)Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый! -(6)Я – Лис, - сказал Лис. -(7)Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – (8)Мне так грустно… -(9)Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. – (10)Я не приручён. -(11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц. -(12)Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других лисиц. (14)Я для тебя всего лишь лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16) Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете…

- (17)Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис. – (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. (22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал: - (24)Пожалуйста, приручи меня! - (25)Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи. - (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис.- (28)У людей уже не хватает времени, чтобы что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц. - (33)Надо запастись терпением, - ответил Лис. – (34)Сперва сядь вон там поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе… (36)Так Маленький принц приручил Лиса.

(37)И вот настал час прощания. - (38)Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис. - (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, - сказал Маленький принц. – (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил… - (41)Да, конечно, - сказал Лис. (42)Он умолк. (43)Потом прибавил: - (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок. (46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал: - (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь. - (49)Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. - (51)Потому что я отдавал ей всю душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - (52)Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (По А.Сент-Экзюпери)

Работа с текстом О чём прочитанный текст? Какими вы представляете героев текста? Найдите слова, подтверждающие вашу точку зрения. Какова основная мысль текста? В каких словах она выражена? Докажите свою точку зрения. Найдите глаголы повелительного наклонения. Выделите их. Какую роль они играют в этом тексте? Найдите глаголы условного наклонения. Определите их роль в тексте. Выберите глаголы, на примере которых вы могли бы доказать точку зрения А.А.Потебни.

Русский лингвист Александр Афанасьевич Потебня утверждал:«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Мнение, высказанное учёным, заставило меня задуматься над особенностями двух наклонений глагола. Глаголы повелительного наклонения выражают побуждение к действию, просьбу или приказ, а глаголы условного – обозначают действие желаемое или возможное при определённых условиях. Следовательно, действия, обозначенные глаголами этих двух наклонений, только предполагаемы в реальности.

Обратимся к тексту Антуана Сент-Экзюпери. Его герои одиноки и мечтают о друге. Сколько надежды в просьбе Лиса, обращённой к Маленькому принцу: «Пожалуйста, приручи меня!» (предложение 24). Глагол повелительного наклонения «приручи» призывает к действию. А в ответ: «Я бы рад…» Частица бы при именной части составного сказуемого говорит о возможности действия, для которого «так мало времени» (предложение 25). Герои Экзюпери услышали друг друга, «представляемое существующим только в мысли» для них стало реальностью, и они подружились. Но финал мог быть и другим… Глаголы повелительного и условного наклонений, в отличие от глаголов изъявительного наклонения, не обозначают реального действия. Итак, русский лингвист А.А.Потебня, безусловно, прав в своей оценке глаголов повелительного и условного наклонений, и с его мнением нельзя не согласиться.

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на данную лингвистическую тему, употребив другие аргументы из текста.

Использованные материалы: Егораева Г.Т. КИМы как источники информационного материала в работе над заданием С2.2 (презентация) ГИА Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», Автор шаблона - Ахметшина Н.Ю., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса г. Санкт- Петербург