Реализм как направление в литературе и искусстве

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнила Ученица 9а класса Разумная Валерия.
Advertisements

Литературные методы, направления, течения Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного.
Реализм Презентацию подготовил: Ученик 9 Ш класса Кузьмин Даниил Учитель: Борисова Елена Алексеевна.
Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века.
Гайдарова Алла Степановна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 станица Крыловская Краснодарский край.
Выполнила ученица 11 класса МБОУ «Бродецкая СОШ» Шахпандарова Асия.
Реализм – правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни. М. Горький.
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Кроме литературы, чем и дышать, Опускаясь на дно морское… М.Щербаков. Целое лето.
РЕАЛИЗМ Реализм – правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни. М. Горький.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Реализм в русской литературе II половины XIX века 10 б Каримова Виолетта.
Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
Общая характеристика общественной и литературной жизни в 1860-е годы. 10 класс.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация Реализм как литературное направление
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века. Во второй половине XIX века ведущим жанром живописи становится критический реализм Критический реализм – художественный.
Живопись второй половины 19 века Федотова Людмила Ивановна МКОУ Белоярская СОШ, Красноярский край.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ: Сентиментализм Классицизм Романтизм Реализм Символизм Акмеизм Футуризм.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Русская культура второй половины XIX века Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Першина О.Н. МКОУ «Дубневская СОШ» Ступинского района.
ВОПРОС 1 ВОПРОС 2 Дайте характеристику развитию высшего образования в России? Какие высшие учебные заведения появились в России?
Транксрипт:

Автор: Гизатулина Ольга Ивановна- преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, Узбекистан

Литературные методы, направления, течения Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения. Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.

Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности). Реализм - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». 2.Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер. 3.Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов. 4.Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.

«Умом Россию не понять..»

Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм. Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.

Поиски истины

-СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯХ, ГЛУБИННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И РАЗВИТИИ; -ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ: ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ; БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОМУ ФОНУ ВРЕМЕНИ; -УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА; -СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; -ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.

просветительский реализм критический реализм социалистический реализм

Этапы развития: - Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); -«синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); -Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский); -Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).

РЕАЛИЗМ В РОССИИ Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Особенности русского реализма: -Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; -Выраженный жизнеутверждающий характер; -Особый динамизм; -Синтетичность( более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Ты хочешь знать, что видел я На воле? Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года Им не сойтися никогда!

Реализм Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

проникнут духом просветительской идеологии утверждается прежде всего в прозе определяющим жанром литературы становится роман за романом возникает буржуазная, или мещанская драма воссоздал обыденную жизнь современного общества отразил его социальные и нравственные конфликты изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро)

в Великобритании (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн) во Франции (А. Ф. Прево, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) в Германии (ранний И. В. Гёте) Буржуазная(мещанская) драма: в Великобритании Дж. Лилло во Франции Дидро в Германии Г. Э. Лессинг, молодой Ф. Шиллер

Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).

критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)

А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

Социалистический реализм, одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».

Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне. Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее. Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

Реализм в искусстве

И. Н. Крамской (1837 – 1887) Основные работы: «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Некрасова,М.Салтыкова- Щедрина, И. Шишкина. «Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!» 14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали в 1863г «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870г.Позже «Товарищество передвижных выставок».

И. И. Шишкин (1832 – 1898) Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».

В. Е. Маковский В. Е. Маковский ( ) «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв Н. В. Неврёв ( ) «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв В. В. Пукирёв ( ) «Неравный брак»

К. А. Савицкий ( ) Основные работы: « Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», « На войну». В. И. Якоби ( ) «Привал арестантов» Г. Г. Мясоедов ( ) «Знахарь», «Земство обедает»

А. К. Саврасов А. К. Саврасов ( ) Основные работы: «Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид». Н. Н. Ге Н. Н. Ге ( ) Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого

И. Е. Репин И. Е. Репин ( ) Основные работы: « Не ждали, «Бурлаки», «Арест пропагандиста», «Царевна Софья», «Протодиакон», «Осенний букет», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крёстный ход в Курской губернии» и другие Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.

соцреализм в скульптуре

Об авторе: Гизатулина Ольга Ивановна- преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, Узбекистан