Рождественский вертеп Презентация проекта учеников 6 «Б» класса ГОУ гимназии 1505 Шандаловой Кристины, Шандалова Дмитрия и Шувалова Даниила.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое рождество. Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей одной веры в разных странах.
Advertisements

История праздника Однажды римский император Август повелел посчитать, сколько людей живет на святой Земле. Для этого каждому нужно было приехать в город,
Обучающиеся 4 «А» класса МБОУ СОШ 4 г. Льгова Преподаватель ОПК: Стрельникова Г.Н. Кл. руководитель: Шестопалова Т.В. Иконография: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Рождество Христово – светлый, радостный праздник ! В эту ночь родился младенец – сын Божий, Спаситель мира.
Рождественский театр в моей семье Школьная исследовательская конференция младших школьников «Шаг в будущее, Юниор!» Автор: Ситалов Савелий МОУ «Средняя.
Выполнила: ученица 5 «Б» класса Шукайлова Ангелина.
Презентация к уроку по теме: Рождество Христово
Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей одной веры в разных странах. Православное рождество в России – отмечают в ночь на 7 января.
Рождество. История возникновения праздника.. Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход.
Рождество Христово Из истории православных праздников.
В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом,
25 декабря 2013 г.Яковлева Л. А. Курганская область. Петуховский район, МОУ «Новогеоргиевская СОШ» Составила: Учитель биологии и химии Первой квалификационной.
Классный час «Рождество Христово» Таирова Эльвира Наильевна учитель математики Ульяновская область, Чердаклинский р-он, пос.Октябрьский МБОУ Первомайская.
Авторы презентации учащиеся 6 класса МБОУ Велистовская ООШ: Александрова Кристина Крутова Юлия.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Назаровский районный Дом детского творчества» Выставка – конкурс : «Мой рождественский.
Рождество Христово. Рождение Иисуса Христа В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился в мир Богомладенец, Сын Божий.
Сегодня для многих людей Рождество - это всего лишь светский праздник, они едва ли знают его древние истоки… Но разве этот праздник стал для них менее.
Рождество! И земля, и небо Соединились в Младенце Христе, И живительным истинным хлебом Обладаем теперь мы все. Рождеством в Вифлеемских яслях Торжеством.
Под покровом мягким, снежным Дремлет русское село. Дремлет русское село. Все дороги, все тропинки Белым снегом замело. Снег под солнцем серебрится, Ясный.
Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей одной веры в разных странах.
Транксрипт:

Рождественский вертеп Презентация проекта учеников 6 «Б» класса ГОУ гимназии 1505 Шандаловой Кристины, Шандалова Дмитрия и Шувалова Даниила.

Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. Истоки вертепа

Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помещали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Зрелищность кукольного действа так и не стала в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Сами тексты или распевали в духовных стихах, или сказывали, или просто проговаривали без всякой интонации. Из католической культуры Европы рождественский кукольный театр пришёл в Польшу. Украина и Белоруссия в XVI веке переняли польскую вертепную традицию, а затем подарили её России.

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Вертепные ящики на Украине по размеру были гораздо больше российских. В русской традиции вертепы были небольшими легкими ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца. Объемные фигурки были деревянными. Как правило, вертепы заказывали плотникам за год до Рождества. И плотник, в течение долгого времени вырезая деревянные фигурки для вертепа, проникался духом Рождественского праздника. Вертепы на Руси

В XIX веке накануне Рождества Христова из дома в дом ряженые ходили с Вертепом, украшенным золочёной бумагой и картинками небольшим фанерным ящиком с двускатной крышей. Его обычно возили на санках. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула, и представление начиналось. Играли не ради барыша, - деньгами расплачиваться вообще не было принято, - но в каждом доме исполнителей обязательно угощали. Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной России в светские театры практически не возили.

В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. В деревнях ходили с вертепами с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста. Постепенно простонародная драма проникла и в город. Городские вертепщики - профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Драма стала приобретать более светский, комедийный характер.

Верхний ярус Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями, домиком в два этажа. Верхний ярус представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Внутри ящик обклеивали белой заячьей шкуркой, которая скрывала прорези, по которым двигались фигурки. Белый цвет символизировал чистоту. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос.

Нижний ярус обозначал земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами. Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

Схема вертепа На рисунке показана схема вертепа, состоящего из двух этажей, каждый из которых в свою очередь складывается из двух отсеков: коробки сцены и узкого пространства для движения руки кукловода. Кроме того, в пространстве под крышей вертепа может быть помещена лампа или свеча, для освещения Вифлеемской звезды. По прорезям в полу сцены, ведомые рукой, на деревянных стержнях передвигались куклы.

Куклы вертепа В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Их тела насаживались на стержень – рукоятку. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Вертепная кукла во время представления стоит неподвижно, и лишь произнося текст чуть покачивается, при этом остальные куклы замирают. Выдвигаясь вперед вначале своей сцены, кукла обязательно именует себя: "я царь", "я смерть".

Куклы Святого семейства выполняются канонически. Это статичные персонажи, вертепщики никогда не дерзают вкладывать реплики в их уста. Также в вертепах объемное изображение Святого семейства заменяют иконой Рождества Христова, что более соответствует традиции Православной Церкви. Ангел украшается серебряной и золотой тканями. В руках цветущая ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, открывая и завершая действо, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо. Действующие лица вертепного спектакля

Волхвы, или «три царя», как они сами себя величают. Никогда не появляются по одному, их подарки: золото, ладан и смирна. Кукла, изображающая «трех царей», часто изготавливалась триединой - три тела, прикрепленные к одной ручке. Выходят либо только в начале действа, либо в начале и в конце на поклон младенцу. Волхвы могут сообщить Ироду о рождении царя, не спускаясь вниз, во дворец.

Пастух или пастухи, часто юноша и старик, самые близкие народному сознанию персонажи. Поэтому куклы пастухов и их овечек наиболее вольные, приближенные к народному костюму родной местности. Рахиль с младенцем на руках мать всех детей, погибших от рук злодеев. В одной из ключевых сцен - избиения младенцев младенец вынимается из ее рук. Плач Рахили, у которой убивают ребёнка, изображать в вертепе нельзя.

Царь Ирод – самая большая и нарядная кукла. Он должен иметь грозное выражение лица. По традиции, у Ирода съемная голова, которая надевается на штырь, а срубленная висит на красной нитке. Смерть обязана производить устрашающее впечатление. Она держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Черт в народном представлении не страшен, а противен: ликом черен, с огненно-красной пастью. Его появление вызывало не ужас, а смех. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад.

Воины. Одна или две очень красочные куклы. Один из них должен обязательно держать в руках пику, которой убивает младенца, вынимая его из рук матери и унося. Воины выходят дважды: сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль. Избиение тысяч младенцев в вертепе изображается единственным уколом, но каким! Воин подходит к Рахили, умоляющей Ирода не убивать ее единственное дитя, и, воткнув в младенца пику, вырывает его из рук матери.

После революции 1917 года вертепные представления были запрещены. Постепенно в XX веке вертепная традиция была забыта нашими соотечественниками. У большинства жителей России слово «вертеп» меньше всего ассоциировалось с кукольным представлением. В настоящее время в нашей стране возрождается традиция домашних и профессиональных вертепов. Проводятся фестивали и конкурсы вертепных театров, которые позволяют всем людям приобщиться к этой замечательной христианской традиции. Возрождение вертепной традиции