Педагог – психолог Суханова И.Н. МОУ СОШ 4 г.Грязи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Advertisements

Общешкольное родительское собрание « Почему Ваш ребёнок стал плохо учиться ?»
Мотивация обучающихся (проблемы и их решения) педагог-психолог педагог-психолог МОУ СОШ 4 МОУ СОШ 4 г.Грязи г.Грязи Суханова И.Н. Суханова И.Н.
Общешкольное родительское собрание « Почему Ваш ребёнок стал плохо учиться ?»
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Владимировская ОШ 1 Классный руководитель : Доцяк М.А.
Английский язык. Пояснение к программе Цель – формирование коммуникативной компетенции; Формирования умений в аудирование, говорение, чтение и письме.
Ты – словечко, я – словечко Что значит общаться? Вы ответите: «Разговаривать, спрашивать, отвечать». И вы будете правы. Но спрашивать можно по-разному,
КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧУ 1. Прочитай условие задачи. 2. Изобрази на схеме её условие. 3. Объясни, что показывает каждое число. Сформулируй главный вопрос задачи.
Родители-первые учителя детей. Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и.
Учись учиться
Роль чтения в интеллектуальном развитии ребёнка. «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным,
Как выполнять домашнее задание.. «Садимся за уроки». Садись за уроки всегда в одно и то же время. Проветри комнату до начала занятий. Выключи радио, телевизор.
Максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут ( а у некоторых значительно меньше ). Для сохранения работоспособности.
Исследовательская тетрадь школьника «Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Аристотель.
МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа 1» Ключевского района, Алтайского края. Что поможет мне учиться? классный час 5-А класс клас. рук-ль:
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу?. Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться?. Для чего вообще знать это? Может, стоит.
Памятки по выполнению домашнего задания Выполнила воспитатель ГПД: Попова Н.В.
Как готовить домашние задания. 1.Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если что-то не понял или с чем-то.
Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника.
Транксрипт:

Педагог – психолог Суханова И.Н. МОУ СОШ 4 г.Грязи

ТЫ УЧИШЬСЯ ДЛЯ СЕБЯ «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя», говорили древние римляне. А еще они говорили: «Мы учимся не для школы, а для жизни». Что это значит? Что наши дети за лет школьного обучения овладели теми навыками, которые помогут им в будущем прожить жизнь так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». При этом очень желательно, чтобы дети не тратили время и силы на лишние и ненужные занятия.

Так как же добиться того, чтобы учеба в школе принесла максимальную пользу ребенку? И, что также немаловажно, нанесла минимальный вред. Ведь, будем смотреть правде в глаза, школа, как правило, довольно агрессивная среда, она серьезно испытывает наших детей на прочность по всем показателям: здоровью, физической выносливости, терпению, общительности, умению сосредоточиться, памятливости, умению отстаивать свое мнение, умению идти на компромиссы и т.д. и т.п.

Уважение к индивидуальности Экстраверты и интроверты. Зрители, слушатели и деятели. Карл Густав Юнг пришел к выводу, что перед нами не просто люди с разными привычками, а двух разных типа людей: «экстарверты» и интроверты.

Если ваш ребенок экстраверт, он, вероятно: предпочитает одиночеству компанию и шумные развлечения; набирает энергию во время игр и общения с другими детьми и в активной деятельности; хочет рассказать вам немедленно все о своих впечатлениях и идеях, о мыслях и чувствах; думает вслух; в поисках оставленных где-то вещей он будет ходить по дому и спрашивать: «Где же мой мячик?» или «Я ищу свой плеер»; чтобы принять решение, ему нужно говорить об этом; ему нужно постоянно слышать одобрение, и он открыто просит об этом: например, ему нужно услышать, что он хорошо поработал или что вам нравится его подарок; он любит разнообразие и легко отвлекается.

Если ваш ребенок интроверт, он, вероятно: наблюдает и слушает, перед тем как присоединиться к какому-то действию; глубоко сосредоточивается на предмете своего интереса; радуется, когда остается в одиночестве в своей комнате; говорит только после того, как продумает тему, обладает ярко выраженным чувством личного пространства и не любит, чтобы кто-либо сидел слишком близко или входил в его комнату без стука; уединяется в своем личном пространстве, и чтобы узнать, что он думает и чувствует, его нужно об этом спросить; много говорит, если предмет разговора его интересует или если ему комфортно с людьми, но в других ситуациях может быть «молчуном» и даже «букой».

Условия, в которых интроверты работают продуктивнее всего: им нужна спокойная обстановка, чтобы сосредоточиться; нужно спрашивать их мнение и интересоваться их идеями (сами не проявят инициативы); любят работать над долгосрочными, сложными проблемами, обладают способностью обращать внимание на детали; им необходимо точно понимать, почему они что-то делают; не любят вмешательства, не любят, когда их прерывают; им нужно подумать и поразмышлять, перед тем как говорить и действовать; с удовольствием работают в одиночку.

Условия, в которых экстраверты работают продуктивнее всего: хорошо работают в команде; говорят и думают одновременно; генерируют идеи во время обсуждения; проявляют нетерпение и скучают, когда работа идет медленно или повторяется; получают удовольствие от выступлений, споров, задают много вопросов; любят присоединяться к мнению большинства и чувствуют себя неловко без поддержки; ценят и любят внимание.

ЗРИТЕЛИ, СЛУШАТЕЛИ И ДЕЯТЕЛИ Мы поясняем мир с помощью шести чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса и так называемого кинестетического, или мышечного, чувства. Зрение, слух и осязание в сочетании с кинестетическим чувством представляют собой три основных канала, по которым в наш мозг поступает информация. По-видимому, у разных людей эти каналы развиты, неравномерно: «Зрителям» «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Слушателям» нужно сначала услышать или прочесть объяснение, и только тогда они будут знать, куда смотреть и что видеть. «Деятели» усвоят новую информацию только тогда, когда «пощупают» или научатся применять ее на практике. Разумеется, эти различия могут существенно отражаться на учебе детей. Необходимо своевременно начать занятия с ребенком, чтобы он как следует научился смотреть, слышать и действовать.

Зритель Любит головоломки и настольные игры. Наслаждается компьютерами и калькуляторами. Обучается новым вещам, наблюдая. Пишет старательно. Легко вырезает, раскрашивает, склеивает. Делает аккуратные и красивые художественные работы. Настольные игры предпочитает играм на свежем воздухе. Любит бадминтон, поскольку эта игра требует хорошей визуально-тактильной координации. Прежде чем принять участие в игре, понаблюдает за играющими. Может воспроизводить буквы и цифры по памяти. Помнит о том, что ему показывали. Следит за чистотой своей одежды. Следит за чистотой своего рабочего места. В свободное время предпочитает конструкторы, головоломки, искусства и ремесла. Организация обучения для зрителя Как можно больше плакатов-подсказок, развешенных по комнате; старайтесь составить рисунок или схему к каждой изучаемой теме (это хорошо делать в отдельной тетради, чтобы ребенок мог их просматривать, готовясь к уроку); почаще спрашивайте ребенка: «Как ты себе это представляешь?», «Ты можешь это нарисовать?»; используйте красочные альбомы, открытки, учебные фильмы, чтобы ребенок мог составить как можно более «красочное и объемное» представление об изучаемом предмете; почаще ходите в музеи и на спектакли, часто дети-«зрители» с большим удовольствием читают книги, если перед этим смотрели спектакль или фильм.

Слушатель С ранних лет использует такие же обороты речи, что и взрослые. Использует грамматически правильные предложения. Рассказывает тщательно продуманные истории. Он любит пластинки и кассеты. Он любит книги и игру фантазии. Он обучается новым вещам, читая инструкции. Любит игры с твердо установленными правилами. Он больше разговаривает, чем играет. Предпочитает игры, которые требуют словесного общения. Во время работы он разговаривает сам с собой. Свободно рассказывает о своих чувствах. Лучше всего обучается, заучивая наизусть. Знает звуки, соответствующие буквам алфавита. Буквально расцветает в кругу друзей. Может доставлять беспокойство, поскольку слишком много болтает во время занятий в классной комнате. Часто отвечает за других и ведет себя несколько начальственно. Любит спрашивать и отвечать на вопросы. Он внимателен и послушен. Он солирует в большинстве дискуссий и часто говорит учителю о чьем-либо неправильном поведении.

Организация обучения для слушателя Научите его давать самому себе словесные инструкции, когда он занят новым и трудным для себя делом; обсуждайте с ним темы, которые он проходит на уроке; научите его составлять письменный план и конспект каждой темы читайте ему вслух как можно больше, даже если он сам уже умеет читать; учите вместе с ним стихи, по возможности рассказывайте о каждом стихотворении: когда и при каких условиях оно было создано, что хотел выразить поэт, обращайте внимание ребенка на красивые сравнения, образы, звукопись, игру слов и т. д.; знакомьте его со звучанием различных иностранных языков; используйте аудиокниги, для того чтобы приохотить его к чтению; используйте учебные аудиокассеты для дополнительного обучения по другим предметам; ходите с ним на тематические музыкальные концерты для детей; ездите на автобусные экскурсии.

Деятель Стремится изобразить события, вместо того чтобы рассказать о них. Он любит играть на свежем воздухе. Любит шумные коллективные игры. Он наслаждается в бассейне, на катке, на горке. Почти каждой игрушке он находит полноценное применение. Очень хорошо координирован. Не ходит прогулочным шагом, а носится как угорелый. Выражает эмоции действием, а не словами. Работает в окружении полнейшего беспорядка, ухитряясь переворошить свое рабочее место за несколько минут.

Научите его раскладывать учебники и тетради на столе в определенном порядке, прежде чем садиться за уроки (возможно, первые год-два вам придется делать это самостоятельно); дайте ему указку и попросите указывать на важнейшие места в тексте и на схемах учебника - это поможет ему лучше усвоить и запомнить материал; используйте наглядные пособия (например счетные палочки), в более старшем возрасте тренируйте пространственное воображение: «Представь себе, что ты - капля крови. Тебе нужно доставить кислород в клетки тела. Как ты будешь двигаться?»; дайте ребенку возможность заниматься рукоделием или ремеслом: например занятия в радиокружке или кружке судомоделирования будут хорошим подспорьем для изучения физики; выбирайте в музеях игровые программы; на каникулах ходите в пешие или велосипедные походы по интересным местам. Организация обучения для деятеля

Развитие навыков зрителя (у слушателей и деятелей) Предложите ребенку учить стихи или иностранные слова перед зеркалом. Собирайте вместе с ребенком паззлы, соответствующие по сложности его возрасту. Заведите альбомы для вырезок и фотографий по темам, которые интересуют вашего ребенка. Покупайте вместе с ним журналы, делайте вырезки. Предлагайте ребенку зрительные головоломки, лабиринты и т. д. Играйте с ребенком в лото, шашки, шахматы и другие настольные игры. Поощряйте своего ребенка создавать рисунки с помощью мозаик. Научите его работать в графическом редакторе на компьютере. Подарите своему ребенку фотоаппарат и научите им пользоваться. Пусть снимает родных и близких и заведет фотоальбом. Рассматривайте с ребенком художественные альбомы, разговаривайте о картинах, рассматривайте картины в лупу или с помощью рамки, которая выделяет отдельные фрагменты картины. Расскажите ему, что в Японии жители часто устраивают праздники любования: например любования цветами сакуры, или осенними листьями, или первым снегом: спросите у ребенка, какой праздник любования он хотел бы устроить. Гуляя в парке, ищите красивые пейзажи, спрашивайте ребенка, на что похоже дерево или веточка. Гуляя в городе, обращайте внимание ребенка на архитектурные украшения домов, можно использовать бинокль, чтобы превратить этот поиск в игру. Смотрите с детьми фильмы и постарайтесь заметить мелкие детали, которые помогают режиссеру полнее раскрыть идею фильма, а может быть, вам удастся заметить ошибки, неточности в работе режиссера, устройте соревнование кто из вас лучше знает этот фильм, кто запомнил больше мелочей. Спросите ребенка, какими он представляет себе героев любимой книги, сравните ваши представления. Рассматривайте вместе кулинарную книгу, прочитайте рецепт и попробуйте представить себе готовое блюдо. Когда вы едете в метро или в другом транспорте, попытайтесь мысленно одеть на ваших попутчиков разные шляпы, подумайте, какие подошли бы им больше всего; можете также мысленно поменять им прически и одежду, фантазируйте!

Развитие навыков слушателя (у зрителей и деятелей) Научите ребенка пользоваться толковым словарем (многим детям будут интереснее электронные словари), почаще вместе с ребенком уточняйте значения тех или иных слов. Слушайте кассеты на иностранном языке, затем читайте тот же текст на бумаге и снова слушайте, стараясь понять отдельные слова и предложения. Выбирайте книги для чтения вслух из тех, которые чуть выше уровня умственного развития вашего ребенка. Они смогут подсказать ему новые идеи и заставить по-новому взглянуть на мир. Играйте в следующую игру. Пусть кто-то один начнет рассказывать историю и остановится через несколько предложений. Затем другой продолжит ее, не повторяя при этом тех слов, которые уже употребил первый. Потом очередь переходит к следующему и т. д. И пусть даже эта история не имеет никакого смысла! Поощряйте своего ребенка писать письма. Играйте с ребенком в игру «Это похоже на...», в процессе которой он должен определить, какой объект вы описываете. Играйте в следующую игру определить предмет, который издает тот или иной звук. Это может быть проехавшая машина, отбойный молоток и т. д. Ходите вместе с ребенком в библиотеку и предлагайте ему самому выбирать книги. Предложите несколько примеров рифм. Затем назовите слово, и пусть ваш ребенок подберет к нему рифму. Потом поменяйтесь ролями. Слушайте вместе музыку и пытайтесь выделить в ней части с разным ритмом и настроением, обращайте внимание на смену мелодий, их развитие, на звучание отдельных инструментов. Вспоминайте голоса своих друзей и знакомых, вспоминайте любимые мелодии. Когда вы видите незнакомого человека, попытайтесь представить себе его голос. Послушайте аудиокассеты с записью книг или спектаклей и обратите внимание, как актеры с помощью интонации раскрывают авторский замысел. Когда вы смотрите телевизор, обращайте внимание на ошибки в речи дикторов, подумайте, как сказать правильно. Если в каком-то тексте вы встречаете описание музыки, постарайтесь представить себе, как она могла бы звучать. Возьмите репродукцию картины (пейзаж или жанровую сценку) и попробуйте представить себе, какие звуки вы бы услышали, если бы оказались там.

Развитие навыков деятеля (у зрителей и слушателей) Поощряйте игры на свежем воздухе и купите соответствующий инвентарь. Купите ребенку велосипед, подходящий его росту и возрасту. Играйте в шарады, используя активные телодвижения для изображения слов, животных или видов деятельности. Запишите его в плавательный бассейн или спортивную секцию. Предпринимайте совместные длительные прогулки. Просите ребенка помочь вам с уборкой дома или двора. Во время уборки поддерживайте постоянную беседу. Старайтесь, чтобы уборка была для вас обоих веселым и приятным способом провести время. Можно даже устроить «Праздник весенних окон» и т. д. Выбирайте компьютерные игры, которые могут чему-то научить ребенка, например «Цивилизация» (Civilization), «Колонизация» (Colonization), «Поселенцы» (Settlers), Sim-City The Sims, игры Tycoon: Трейн-таун, «Железные дороги», «Лунная станция», «Стартопия» и т. д. Научите ребенка, когда он разговаривает с человеком, обращать внимание не только на его лицо, но и на его руки. Когда ребенку предстоит какое-то новое дело, предложите ему сначала шаг за шагом проделать все, что необходимо, в своем воображении. Обращайте внимание на характерные жесты киноактеров и «реальных» людей, подумайте, что эти жесты могут означать. Играйте с детьми в «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» или в «Море волнуется».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В 1966 году американские психологи Роберт Розенталь и Леонора Джекобсон провели интересный эксперимент. В начале учебного года они провели в 1-6 классах школы тестирование интеллектуальных способностей, затем, не глядя в результаты, выбрали случайным образом несколько фамилий учеников и сообщили учителям, что эти ученики обладают большой одаренностью, они потенциальные отличники. Затем в конце года исследователи провели итоговое тестирование и сравнили результаты. Оказалось, что дети, на которых в начале года наклеили ярлык «умников», действительно к концу года показывали лучшие результаты. Исследования показали, что учителя выделяли «перспективных» учеников из общей массы: чаще им улыбались, чаще реагировали на их вопросы и замечания, давали более подробные разъяснения. В свою очередь поощряемые учителями ученики охотнее ходили в школу и более старательно работали на уроках и дома. Вот мы и открыли секрет успешной учебы. Думайте позитивно, внушайте ребенку уверенность в своих силах, создайте ему хорошую репутацию v учителя, и останется только почивать на лаврах.

Школьная программа рассчитана на гениев? Нет. Школьная программа рассчитана на ребенка со средними интеллектуальными способностями. Любой здоровый ребенок, не страдающий умственной отсталостью, может освоить ее без всякого труда. Всю целиком. Ежегодно миллионы школьников признают своё поражение перед тем или иным предметом по трем причинам: 1. У многих детей существуют легкие нарушения внимания, памяти, пространственного мышления и других познавательных функций, затрудняющие обучение. 2. У многих детей не были своевременно сформированы основные учебные навыки. 3. Этим детям в свое время сказали, что математика (химия, физика, биология, литература) это трудно, но не объяснили, что делать с этими трудностями. Но действительно ли всем детям без исключения нужно изучать все без исключения школьные предметы?

Зачем нужна математика? На этот вопрос лучше всего могут ответить обманутые вкладчики МММ. Математическая прогрессия, лежащая в основе финансовой пирамиды, должна быть хорошо знакома любому школьнику. Если бы люди, вкладывавшие деньги в МММ, были внимательнее на уроках в школе, они сумели бы сохранить свои деньги. На этот вопрос лучше всего могут ответить обманутые вкладчики МММ. Математическая прогрессия, лежащая в основе финансовой пирамиды, должна быть хорошо знакома любому школьнику. Если бы люди, вкладывавшие деньги в МММ, были внимательнее на уроках в школе, они сумели бы сохранить свои деньги. Так вот одна из задач школьной программы объяснить, пусть на самом базовом и примитивном уровне, «как все в мире устроено». Почему это важно? Потому что немало людей, готовых поверить в любую чушь, лишь бы ее произнёс с важным видом человек в дорогом костюме. Эти люди вечно становились жертвами финансовых пирамид, политических афер и т. д. Так вот одна из задач школьной программы объяснить, пусть на самом базовом и примитивном уровне, «как все в мире устроено». Почему это важно? Потому что немало людей, готовых поверить в любую чушь, лишь бы ее произнёс с важным видом человек в дорогом костюме. Эти люди вечно становились жертвами финансовых пирамид, политических афер и т. д. Эти люди были совершенно беззащитны, потому что не умели рассуждать логически и не имели знаний, необходимых для того, чтобы отличить правду от лжи. Эти люди были совершенно беззащитны, потому что не умели рассуждать логически и не имели знаний, необходимых для того, чтобы отличить правду от лжи. Мы живем в информационном мире, и большая часть информации, поступающей к нам, заведомо ложна. Для того чтобы не заблудиться в этом мире, нужен ориентир, и одними из самых надежных ориентиров являются логическое мышление и научная картина мира. Если они хотят выжить и преуспеть в этом мире, они не должны быть невеждами. Именно знания помогают решить возникшие перед ребенком проблемы. Но для этого знания должны быть комплексными. И школьная программа устроена так, чтобы давать ребенку комплексное и научно обоснованное представление о мире. Мы живем в информационном мире, и большая часть информации, поступающей к нам, заведомо ложна. Для того чтобы не заблудиться в этом мире, нужен ориентир, и одними из самых надежных ориентиров являются логическое мышление и научная картина мира. Если они хотят выжить и преуспеть в этом мире, они не должны быть невеждами. Именно знания помогают решить возникшие перед ребенком проблемы. Но для этого знания должны быть комплексными. И школьная программа устроена так, чтобы давать ребенку комплексное и научно обоснованное представление о мире.

Что нужно для хорошей учебы? Когда ребенок чему-то учится, в его мозгу работают восемь процессов, обеспечивающих восприятие понимание и запоминание материала. И если один или несколько из этих процессов работают плохо качество учебы мгновенно снижается. Новые знания, способность понимать, «как все в мире устроено», должны доставлять ребенку радость, укреплять его уверенность в собственных силах, тогда учеба превратится в «самоподдерживающийся процесс». Но для этого ребенку должно быть легко (или по крайней мере не слишком тяжело) учиться. Процессы, обеспечивающие восприятие нового: 1. Внимание позволяет сосредоточиться на изучаемом предмете. 2. Память фиксирует новую информацию. 3. Речь воспроизводит информацию, помогает обсудить ее, углубить знания. 4. Пространственные и временные представления упорядочивают информацию. 5. Логическое мышление помогает осмыслить информацию, сделать выводы. 6. Воображение делает информацию более зримой. 7. Контроль над движениями помогает применить полученную информацию на практике. 8. Эмпатия помогает понять чувства других людей, учит жить в обществе.

Как научить ребенка быть внимательным? 1. Наведите порядок 2. Поищите интерес. 3. Используйте внешний контроль. 4. Используйте обратную связь. 5. Играйте в игры, развивающие внимание. Самые разные задания: лабиринты, нарисованные на бумаге, конструкторы раскраски, оригами, моделирование и т. д. Главное научиться доводить работу до конца.

Как помочь ребенку улучшить память? Используйте воображение и эмоции. Используйте смысловые связи. Используйте все каналы восприятия. Используйте маркер. Упорядочивайте информацию Используйте игру в «учителя». Учите днем, повторяйте вечером. Останавливайтесь вовремя. Оставляйте задел на будущее.

Работа над устной и письменной речью школьника Работайте над точностью речи. Работайте над логичностью речи. Работайте над чистотой речи. Работайте над выразительностью и богатством речи. Работайте над уместностью речи.

ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ Еще в 1948 году американский психолог Эдвард Чейс Толмен, назвал мысленную схему, которую составляла крыса, «когнитивной картой» (от cognito мыслить). Люди в процессе познания окружающей среды создают точно такие же когнитивные карты. Каждое событие, каждый факт, который школьник узнает на уроках, имеет свое место в картине мира: каждое историческое событие является следствием одних событий и причиной для других, каждое грамматическое правило является частью общей системы русского языка, каждая математическая теорема является деталью единого математического аппарата. Если ученик не умеет связывать факты в единую систему, он подобен бойцу, который выходит на битву с оружием, разобранным на части.

Как научить ребенка системному мышлению? Используйте карты. Используйте карты. Используйте хронологические линии и таблицы. Используйте хронологические линии и таблицы. Проверяйте последовательности. Проверяйте последовательности. Последовательность действий при решении математических задач 1. Прочитай задачу, представь себе, о чем говорится в ней. Можно сделать для себя рисунок или схему. 2. Объясни, что означает в задаче каждое число. 3. Составь краткую запись условия или схему. 4. Прочитай вопрос задачи. Скажи, что надо знать, чтобы ответить на него (нужно назвать данные - два числа). 5. Есть ли эти данные в условии задачи? ДА (задача в одно действие); ДА (задача в одно действие); НЕТ (задача в несколько действий): НЕТ (задача в несколько действий): выяснить, какие числа необходимо узнать; выяснить, какие числа необходимо узнать; выяснить, каким образом их можно узнать; выяснить, каким образом их можно узнать; составить план решения задачи по действиям. составить план решения задачи по действиям. 6. Реши задачу. 7. Проверь и запиши ответ. Стройте «широкие и детализированные» когнитивные карты. Стройте «широкие и детализированные» когнитивные карты. Давайте определения. Давайте определения. Используйте классификации. Используйте классификации. Используйте аналогии. Используйте аналогии.

Пример «Когнитивной карты»: Физика. Раздел: «Механика» Районы Кинематика, Динамика, Статика, Законы сохранения в механике. Ориентиры (для физики определение, как правило, включает формулу, по которой вычисляется тот или иной параметр) Кинематика: координаты тела, перемещение и путь, скорость, ускорение, угловая скорость. Динамика: сила, ускорение, инерциальные и неинерциальные системы. Статика: сила, момент силы. Законы сохранения: сила, импульс, работа, мощность, энергия потенциальная или кинетическая. Границы Кинематика: координатная сетка, досветовые скорости (релятивистские эффекты начинаются примерно на 0,25 скорости света). Динамика: инерциальные системы отсчета. Статика: абсолютно твердые тела. - Законы сохранения: распространяются на все тела и процессы в механике, являются частным случаем общего закона сохранения энергии, Пути Кинематика: уравнение движения с постоянным ускорением (уравнение равномерного движения как частный случай), уравнение равномерного движения по окружности. Динамика: три закона Ньютона, гравитационное взаимодействие, сила упругости, сила трения. Статика: условия равновесия тел. Законы сохранения: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии. Узловые точки Кинематика: изменение параметров движения тела. Динамика: действие силы на тело, взаимодействие сил. Статика: равновесие - геометрическая сумма сил, действующих на тело, равна нулю. Законы сохранения: совершение механической работы телом или над телом.

Как научить ребенка мыслить логически? Различайте тезисы, аргументы и факты. Начинайте с надежных посылок. «После этого» не значит «вследствие этого». Очень часто в рассуждении вы идете от причины к следствию или (в детективах) от следствия к причине. Используйте бритву Оккама. «Не пытайся объяснить посредством большего то, что можно объяснить посредством меньшего». «Не следует умножать сущности без необходимости». Учите ребенка правильно строить умозаключения.

Как помочь ребенку использовать воображение в учебе? Побольше смотрите телевизор: программы ВВС, National Geographic, Discovery. Когда ребенок смотрит учебный фильм, активно работает его зрительная и слуховая память. 3адавайте вопросы. Не спорьте. Ребенок имеет право не согласиться с вами, с учебником и с учителем. Не будьте занудой. Если истина в данный момент не принципиальна, можно сказать что-то вроде: «Ты так считаешь».

МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ТАЙНЫ ХОРОШЕГО ПОЧЕРКА. От чего зависит почерк? Трудности ребенка при обучении письму: 1. Чаще всего причина в недолеченных последствиях перинатальной энцефалопатии, когда ребенок с трудом устанавливает связи «глаз мозг рука». 2. Парциальные левши будут долго страдать «переворачиванием» букв при письме и перестановкой букв в слове. 3. Гиперактивность и дефицит внимания. 4. Детям со слабой зрительной памятью трудно запомнить очертания букв, они пишут медленно и тратят слишком много сил на воспоминания. Как помочь ребенку справиться с прописями? Снижайте требования. В старших классах как можно раньше разрешите ребенку «писать своим почерком». Используйте различные вспомогательные методы: пусть ребенок сначала наговаривает текст сочинения на диктофон, а потом пишет под собственную диктовку; посоветуйте ребенку сначала составить план, для многих учеников с плохим почерком клавиатура стала настоящим спасением (для их учителей тоже, хотя они редко в этом сознаются),

Общение – ключ к успеху? Не раз приходилось встречать умных, знающих и талантливых взрослых людей, которые совершенно не умели рассказывать о своих взглядах, а главное убеждать оппонентов в своей правоте. Они либо сразу срывались на грубость и оскорбления: «Как же можно этого не понимать! Вы видно плохо учились в школе! Вот из-за таких, как вы...». Но поскольку задачей подросткового возраста является отделение от родителей и утверждение собственного «я», не стоит удивляться тому, что большинство подростков трудно назвать «вежливыми, терпимыми и склонными к компромиссам». И все же детей нужно учить говорить о себе и выслушивать других.

Как научить ребенка отстаивать свое мнение? 1. Научите его различать спор ради самоутверждения и спор ради установления истины. 2. Научите его видеть в оппоненте человека. 3. Научите ребенка вежливо выражать свое несогласие и приводить аргументы в защиту своего мнения. 4. Научите ребенка задавать вежливые вопросы. 5. Если ваш ребенок уже вступил в подростковый возраст, помогите ему сориентироваться в важнейших политических и социальных вопросах (не навязывайте своего мнения, а дайте информацию для размышления).

ДВЕНАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ 1. Доверяйте ребенку. 2. Доверяйте себе. 3. Уделяйте время и силы школьным делам ребенка. 4. Учитывайте индивидуальность ребенка. 5. Следите за его общим развитием. 6. Отрабатывайте базовые навыки до автоматизма. 7. Ищите общие принципы любого учебного предмета и фиксируйте их в виде схемы. 8. Поддерживайте контакт с учителем. 9. Ищите союзников. 10. Не увлекайтесь соревнованиями. 11. Хвалите не за способности, а за работу. 12. Не бойтесь ошибок.