НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ Роковые судьбы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Николай Клюев Сергей Клычков, Пётр Орешин, Николай Клюев.
Advertisements

Поэзия С. Клычкова. Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков)
СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ КЛЫЧКОВ Русский и советский поэт, прозаик и переводчик.
Родился 10 октября 1884 в селе Коштуг Вышегородского уезда Олонецкой губернии, одной из глухих деревень русского Севера, в крестьянской старообрядческой.
Поэзия Н. Клюева. Клюев Николай Алексеевич Русский новокрестьянский поэт.
АВТОБИОГРАФИЯ Отец и мать из крепостных, приписавшихся к мещанству. Родился в селе Ширяеве-Буераке, Симбирской губ, - одном из живописнейших мест на Волге.
Великий поэт, хулиган и интеллигент своего времени – Сергей Есенин родился в семье крестьян 21 сентября ( по новому стилю 3 октября ) в селе Константиновка.
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) декабря 1925)
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) декабря 1925)
«Новокрестьянские» поэты: Николай Алексеевич Клюев, Сергей Антонович Клычков Петр Васильевич Орешин Составитель:
Есенин Сергей Александрович 1895 – 1925 Иванина Валентина Викторовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 25» г. Балаково Саратовской области.
Жизнь и творчество С.А. Есенина. Быть поэтом- это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие.
ЕСЕНИН Сергей Александрович ( ), поэт. Родился 21 сентября (3 октября н.с.) в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С.
С.А. Есенин. Личность и судьба.. В Закавказье говорят, что 30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать, а 30 – писать, рассказывая всё, что увидел,
Н.А. Заболоцкий родился на ферме под Казанью. В 1910 году отец получил место агронома в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. В 1913 году, окончив.
Марина Цветаева: личность и судьба Цель урока: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. познакомиться.
Марина Цветаева: личность и судьба Цель проекта: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. Знать:
Родился 28 ноября 1880 года в Санкт - Петербурге в высококультурной семье ( отец – профессор, мать – писательница ). В 1889 году был отдан во второй класс.
Александр Блок. Жизнь и творчество.. Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович, был профессором.
СергейАлександровичЕсенин Сергей Есенин родился 21 сентября 1895года в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух.
Транксрипт:

НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ Роковые судьбы

Новокрестьянские поэты – литературный ярлык, похож на современный ярлык – почвенники. Эти названия дали литературоведы и критики. По их понятиям, старые крестьянские поэты - творчество которых началось в е годы: А.В.Кольцов, И.С.Никитин, И.З.Суриков и др., новые крестьянские поэты - это Сергей Есенин, Сергей Клычков, Николай Клюев, Александр Ширяевец, Василий Наседкин, Иван Приблудный, Алексей Ганин, Павел Радимов и другие. А некоторые критики (В.Князев, О.Бескин и прочие) пошли еще дальше – создали политический ярлык- донос на этих Поэтов - «певцы кулацкой деревни».

Сами Поэты - ни старые крестьянские, ни новые крестьянские, ни современные почвенники - не применяли к себе это название и тем более не оформляли его как литературное направление, наподобие акмеизма, футуризма, имажинизма и прочих направлений. Более того, некоторые считают такое навешивание ярлыка литературной дискриминацией по географическому месту рождения и паспортной прописке.

Чем интересно серебряное окружение Есенина? Это сильные имена, это талантливые своим творчеством Поэты, в основном выходцы из деревень, пытавшиеся по своим взглядам и убеждениям держаться вместе, быть друзьями в литературе и в жизни. Значимость этой литературной дружбе придает Сергей Есенин, как придает он значимость некоторым имажинистам: едва ли бы кто так часто вспоминал Мариенгофа и тем более Кусикова, если бы не был рядом с ними Есенин.

Обратив внимание на их одежду (вышитые косоворотки и зипуны), не надо этих поэтов свысока называть сермяжными и лапотными, бродящими за сохой. Это всё не так. Кстати, за сохой ходил лишь граф Лев Толстой. Посмотрите на фото Сергея Есенина и его провинциальных друзей Пылаева и Наумова в 1914 – они одеты, словно денди. А теперь посмотрите на фото ниже, где Сергей Есенин в зипуне рядом с Сергеем Клычковым – 1918 год. Это своего рода предтеча хиппи - нарочито одеваться вызывающе в обществе, лишь суть и цели иные. Футуристы тоже использовали женские блузы для подобного эффекта. И весьма поверхностно и даже глуповато суждение некоторых современных "критиков", что первые – наивные лапотники, а вторые – извращенцы. Ни то и ни другое.

Не надо подходить к творчеству поэтов Серебряного века через одежду и насильно ограничивать их мировоззрение лишь географическим местом рождения – это ложно (да, они из таких-то деревень, от которых никто из них не отречется, но они еще и из России!), а надо прежде всего исходить из их стихов и, учитывая индивидуальные особенности языка каждого (которые тоже важны!), подниматься пониманием магии Поэзии до силы эмоционального воздействия этой Поэзии каждого Поэта - на читателя. Исходить из невидимой силы их Поэзии. И каждый читатель это может сделать самостоятельно, через свои собственные чувства и свое душевное пространство, через события собственной жизни.

Но что же воистину объединяет всех этих Поэтов серебряного века, которых принято называть новокрестьянскими? Трагичность творческой судьбы и жизни каждого. Многие просто не успели раскрыть свой природный талант в полную силу. Их, выходцев из деревень, Поэзия которых проникнута живой болью за Россию, за русские деревни и сёла (посмотрите, что теперь с ними стало!), просто физически уничтожили, как "певцов кулацкой деревни", как певцов упадничества... Что ж они тут душу всем надрывают какой-то болью и тоской, когда надо весело бить в барабаны и маршировать к светлому будущему - по жертвам, по всему, чему придется! И это окровавленное - расстрелян! - до сих пор кровит сквозь биографии и Поэзию новокрестьянских, серебряных...

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КЛЮЕВ ( )

Родился в деревне Коштуги, Олонецкой губернии. Отец урядник, сиделец в винной лавке. Мать была сказательницей и плачеёй. Учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска. Среди предков Клюева были староверы, хотя его родители и он сам (вопреки многим его рассказам) не исповедовали старообрядчества. Участвовал в революционных событиях годов, неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме.

Впервые стихи Клюева появились в печати в 1904 году. На рубеже 1900-х и 1910-х годов Клюев выступает в литературе, причём не продолжает стандартную для «поэтов из народа» традицию описательной минорной поэзии в духе И. З. Сурикова, а смело использует приёмы символизма, насыщает стихи религиозной образностью и диалектной лексикой. Первый сборник «Сосен перезвон» вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами, о нём как о «провозвестнике народной культуры» высказывались Александр Блок (в переписке с ним с 1907 году; оказал большое личное и творческое влияние на Клюева), Валерий Брюсов и Николай Гумилёв.

Стихи Клюева рубежа 1910-х и 1920-х годов отражают «мужицкое» и «религиозное» приятие революционных событий, он посылал свои стихи Ленину (хотя несколькими годами раньше, вместе с Есениным, выступал перед императрицей), сблизился с левоэсеровской литературной группировкой «Скифы». В берлинском издательстве «Скифы» в годах вышли три сборника стихов Клюева. После нескольких лет голодных странствий около 1922 года Клюев снова появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения. С 1923 года Клюев жил в Ленинграде (в начале 30-х переехал в Москву). Катастрофическое положение Клюева, в том числе и материальное, не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).

Вскоре Николай Клюев, дистанцировался от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский мир; в свою очередь, советская критика громила его как «идеолога кулачества». После самоубийства Есенина он написал «Плач о Есенине» (1926), который был вскоре изъят. В 1928 году выходит последний сборник «Изба и поле». Сам Клюев в письмах поэту Сергею Клычкову и В. Я. Шишкову называл главной причиной ссылки свою поэму «Погорельщина», в которой усмотрели памфлет на коллективизацию и негативное отношение к политике компартии и Советской власти.

Аналогичные обвинения (в «антисоветской агитации» и «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений») были предъявлены Клюеву и в связи с другими его произведениями «Песня Гамаюна» и «Если демоны чумы, проказы и холеры…», входящими в неоконченный цикл «Разруха». В последнем стихотворении, например, упоминается Беломоро-Балтийский канал, построенный с участием большого числа раскулаченных и заключённых: То Беломорский смерть-канал, Его Акимушка копал, С Ветлуги Пров да тётка Фёкла. Великороссия промокла Под красным ливнем до костей И слёзы скрыла от людей, От глаз чужих в глухие топи...

По воспоминаниям функционера И. М. Гронского (редактора «Известий ВЦИК» и главного редактора журнала «Новый мир»), Клюев всё более переходил «на антисоветские позиции» (несмотря на выделенное ему государственное пособие), когда же он прислал в газету «любовный гимн», предметом которого являлась «не девушка, а мальчик», Гронский изложил свое возмущение в беседе с Клюевым, но тот отказался писать «нормальные» стихи, после чего Гронский позвонил Ягоде и попросил выслать Клюева из Москвы (это распоряжение было санкционировано Сталиным).

2 февраля 1934 года Клюев был арестован по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений» (ст УК РСФСР) и 5 марта после суда Особого совещания выслан в Нарымский край, в Колпашево. Осенью того же года по ходатайству артистки Н. А. Обуховой, С. А. Клычкова и возможно Горького переведён в Томск. 5 июня 1937 года он был снова арестован и в конце октября расстрелян на Каштачной горе. Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная книга в СССР вышла только в 1977 году.

«Братские песни» (1912) «Лесные были» (1912) «Сосен перезвон» (1912) «Мирские думы» (1916) «Песнослов» (1919) «Медный кит» (1919) «Неувядаемый цвет» (1920) «Избяные песни» (1920) «Песнь солнценосца. Земля и железо» (1920) «Львиный хлеб» (1922) Поэма «Мать Суббота» (1922) «Четвертый Рим» (1922) «Ленин» (1924) Поэма «Плач о Сергее Есенине» (1927) «Изба и поле» (1928) Поэма «Погорельщина» (1928) «Разруха» (1934) Сочинения Н.А.Клюева

Я был прекрасен и крылат В богоотеческом жилище, И райских кринов аромат Мне был усладою и пищей. Блаженной родины лишен И человеком ставший ныне, Люблю я сосен перезвон Молитвословящий пустыне. Лишь одного недостает Душе в подветренной юдоли,- Чтоб нив просторы, лоно вод Не оглашались стоном боли, Чтоб не стремил на брата брат Враждою вспыхнувшие взгляды, И ширь полей, как вертоград, Цвела для мира и отрады. И чтоб похитить человек Венец Создателя не тщился, За то, отверженный навек, Я песнокрылия лишился. Николай Клюев, 1911 год

Есть на свете край обширный, Где растут сосна да ель, Неисследный и пустынный,- Русской скорби колыбель. В этом крае тьмы и горя Есть забытая тюрьма, Как скала на глади моря, Неподвижна и нема. За оградою высокой Из гранитных серых плит, Пташкой пленной, одинокой В башне девушка сидит. Злой кручиною объята, Все томится, воли ждет, От рассвета до заката, День за днем, за годом год. Но крепки дверей запоры, Недоступно-страшен свод, Сказки дикого простора В каземат не донесет. Только ветер перепевный Шепчет ей издалека: "Не томись, моя царевна, Радость светлая близка. За чертой зари туманной, В ослепительной броне, Мчится витязь долгожданный На вспененном скакуне".

СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ КЛЫЧКОВ ( )

Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника-старообрядца. Участвовал в революции 1905 года, в 1906 году написал ряд стихов на революционные темы. Ранние стихи Клычкова были одобрены С. А. Городецким. В 1908 году с помощью М. И. Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким. Поэт учился на историко-филологическом факультете Московского университета (а после на юридическом; исключён в 1913 году), затем, во время Первой мировой войны, отправился на фронт; войну окончил в звании прапорщика. В годах жил в Крыму, где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 году переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале «Красная новь».

Стихи ранних поэтических сборников Клычкова («Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаённый сад», 1913) во многом созвучны со стихами поэтов «новокрестьянского» направления Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые из стихов Клычкова были размещены в «Антологии» издательства «Мусагет». Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последующих сборниках «Дубравна» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси.

Клычков один из трёх авторов кантаты, посвящённой «павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918). Клычковым написаны три романа сатирический «Сахарный немец» (1925; в 1932 году вышел под названием «Последний Лель»), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928). Выступал Клычков и с критическими статьями («Лысая гора», 1923; «Утверждение простоты», 1929), переводами (в 1930-х; переводил эпосы народов СССР, народные песни и сказания; переводил произведения многих грузинских поэтов Г. Леонидзе, Важа Пшавела и др., перевёл знаменитую поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). Поэт был близко знаком с С. А. Есениным, С. Т. Конёнковым.

В 1937 году Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению, 8 октября 1937 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 году реабилитирован. В справке о реабилитации указана ложная дата смерти 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания. Возможно, его прах в братской могиле на Донском кладбище в Москве.

Сочинения С.А.Клычкова «Песни» (1911) «Потаенный сад» (1913, 2-е изд. 1918) «Дубрава» (1918) «Гость чудесный» (1923) «Домашние пес­ни» (1923) «Сахарный немец» (1925) «Чертухинский балакирь» (1926) «Последний Лель» (1927) «Та­лисман» (1927) «Князь мира» (1928) «В гостях у журавлей» (1930) «Сараспан. Обработки фольклора и переводы» (1936)

С ДОЧЕРЬЮ ЖЕНЕЙ

Н. А. КЛЮЕВ И С. А. КЛЫЧКОВ

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И СЕРГЕЙ КЛЫЧКОВ. МОСКВА ГОД

Среди людей мне страшно жить, Мне, как ребенку среди ночи, Так хочется порой смежить Души наплаканные очи. Как на покойницу убор, Легла на землю тень от плахи. - Ты слышишь, что бормочет бор? - Скажи, о чем щебечут птахи? На всех, на всем я чую кровь, В крови уста, цветы, ресницы. О, где ты, мать людей, - Любовь? Иль детям о тебе лишь снится? Спаси, помилуй, пожалей, И не для казни и расплаты Сойди и свет среди полей Пролей на пажити и хаты. Родимый край угрюм и пуст, Не видно рыбаря над брегом. И лишь улыбка чистых уст Плывет спасительным ковчегом год

Сегодня день морозно-синий С румянцем был во все лицо, И ели, убранные в иней, Обстали к вечеру крыльцо. Вздыхая грузно на полатях, До света грежу я всю ночь, Что это девки в белых платьях И между ними моя дочь... Глаза у них круглы и сини Под нежной тенью поволок, и наверху, посередине, Луны отбитый уголок... Глаза их радостны и чисты, А щеки мягче калачей И звезды снизаны в мониста На нити тонкие лучей! И дух такой морозно-синий, Что даже распирает грудь... И я отряхиваю иней С висков, но не могу стряхнуть!

ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ ОРЕШИН ( )

Родился в городе Аткарск Саратовской губернии. Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку. Всю свою жизнь он проработал приказчиком. Мать, Агафья Петровна, шила на продажу ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой. Пётр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-классную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии, но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Первые творческие успехи пришли в 1911 году, когда он начал печататься в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике». В 1913 году Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы». В 1914 году Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях Первой мировой войны, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами. В 1918 году Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин.

Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 1920-е годы поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандистскую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 году в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны. В 1937 г. Петр Орешин был арестован, в начале 1938 расстрелян.

Сочинения П.В.Орешина: «Алый храм» (1922) «Микула» (1922) «Радуга» (1922) «Ржаное солнце» (1923) «Соломенная плаха» (1924) «Родник» (1927) «Откровенная лира» (1928) «Ничего не было», повесть (1926) «Злая жизнь», повесть (1931) «Под счастливым небом» (1937)

КНИГА П. В. ОРЕШИНА « АЛЫЙ ХРАМ »

Рожь густая недожата, Осыпается зерно. Глянешь в небо, через хаты, Небо в землю влюблено. Зной палит. В крови ладони. Рожь, как камень, под серпом. Руки жнут, а сердце стонет, Сердце сохнет об одном. Думы, думы, тяжко с вами, Серп не держится в руках. Мил лежит под образами, Точно колос на полях. Рожь густая, не одюжишь Ни косою, ни серпом. И поплачешь и потужишь Над несвязанным снопом год

СОН БЕРЁЗ Сон берёз, задумчивый и тихий, Синева, улыбка и покой. Я иду по розовой гречихе, Трогая глазами и рукой. Я себе как будто бы не верю, Что живу в приснившемся раю. Но струятся облачные перья На шальную голову мою. За деревней яблони и груши Падают румяным лепестком. И поёт мне ветер прямо в уши Полевым заливчатым стихом. Я ищу той песенки начало, Но его и не было и нет. Не пытай, что сказкой прозвучало, Что не может вылиться в ответ! Разве эти рощи и селенья Сами за себя не говорят? Над лесами алое кипенье, Золотой тоскующий закат. Разве мало говорят без слова Эти нивы, пашни и плетни? Лучше в душу края голубого В тихий час поглубже загляни. Там просторы солнца и гречихи, Звон косы и песня за рекой. Сон берёз, задумчивый и тихий, Марево, улыбка и покой! 1927

АЛЕКСАНДР ШИРЯЕВЕЦ ( АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ АБРАМОВ ) ( )

Родился в волжском селе Ширяево Симбирской губернии (ныне территория Самарской области) в семье бывшего дворового-крепостного. В автобиографии позднее писал: «…Читал книги, заносимые в село торговцами-лубочниками. Первым прочитанным поэтом был Кольцов, потом Лермонтов. Иногда отец выписывал Родину или Ниву». В 1898 году закончил с Похвальным листом церковно- приходскую школу в с.Ширяеве, поступил в Самарское второе городское училище, однако в 1902 году из-за тяжелого материального положения после смерти отца был вынужден оставить учёбу и начать работать. Работал на самарской бумаго-красильной фабрике. В гг. года жил и работал в Ставрополе(с 1964 г. [Тольятти ) в канцелярии казенного лесничества.

В 1905 году после безуспешных поисков работы в Самаре вместе с матерью по совету ее сестры переезжает в Среднюю Азию, где до 1922 года работает чиновником почтово-телеграфного ведомства в Ташкенте, Бухаре и Ашхабаде. В 1922 году переезжает в Москву. Однако творчество Александра Ширяевца оказывается не во всем соответствующим "веяниям времени". Цензура долго не пропускала в печать поэму «Мужикослов», его исключают из группы пролетарских поэтов «Кузница» за несоответствие декларациям группы и поэзии её членов. В 1923 году все же выходят две книги стихов Ширяевца, а в начале 1924 года его принимают в члены Союза писателей. В это же время был опубликован лучший сборник поэта "Раздолье", получивший высокую оценку критиков и читателей.

Начиная с самых ранних стихотворений поэт склоняется к народно-песенному творчеству. «Волжские» произведения, посвящённые родному Ширяеву и Волге выполнены в плясовом стиле, в них ярко выражен безудержный темперамент поэта, лихость, «разинщина». Восточные темы («Пески», «Голодная степь») выдержаны в сдержанном тоне, этим произведениям свойственная «созерцательная отстранённость». В 1912 году начинается переписка Ширяевца с Н. Клюевым, которая оказала существенное влияние на творчество начинающего поэта. В одном из писем другу он писал: «Встретил одобрительное отношение со стороны поэта Аполлона Коринфского, также Николая Клюева, который сначала разнес меня в пух и прах, потом похвалил…»

В 1 журнала «Друг народа» в 1915 году одновременно были напечатаны стихотворения: «Узоры» Сергея Есенина и «Хоровод» Александра Ширяевца. После публикации Есенин шлет последнему в Ташкент письмо: «Извините за откровенность, но я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения… Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны…». Таким образом, ещё не будучи лично знакомым с другими «новокрестьянскими поэтами», Ширяевец уже становится заметным членом их группировки. После издания в годах четырёх сборников поэзии литературный критик В. Ходасевич, упрекнул поэта в том, что тот воспевает народ, которого «скоро не будет». В 1924 году появляется одно из последних стихотворений поэта, в которой он очередной раз подчёркивает своё несогласие с современностью, свою любовь не к фабричной «считающейся с Карлом Марксом, Руси»

5 мая 1924 года Александр Ширяевец неожиданно умирает, предположительно от менингита в возрасте 37 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Смерть друга сильно потрясла Сергея Есенина, который в заявлении в Союз писателей объявил себя «душеприказчиком по литнаследству покойного», а вскоре написал одно из своих известнейших стихотворений «Мы теперь уходим понемногу» (в первой публикации 1924 года «Памяти Ширяевца»). После смерти любимого друга, С. Есенин неоднократно говорил: "если я умру, похороните меня рядом с Шуркой милым", что и было исполнено. В 1925 году он был похоронен недалеко от могилы Ширяевца.

Сочинения А.Ширяевца «Богатырь» (1915) «Запевка» (1916) «О музыке и любви» (1917) «Алые маки» (1917) «Край солнца и Чимбета: (Туркестанские мотивы)» (1919) «Сказка об Иване, крестьянском сыне» (1919) Поэма «Мужикослов»(1923) «Узоры: Песни-стихи для детей»(1923) Пьеса-сказка «Волшебное кольцо» (1923) «Раздолье»(1924)

Пела скрипка, и чудился раненый Белый лебедь... алела волна... И мерещился взгляд затуманенный Свет-Царевны в плену колдуна... "Не печалься, тюрьму опрокину я! Ты недаром меня столько ждешь!" Но звенела тоска лебединая: "Не найдешь... Без Царевны умрешь..." 1914

Унывно-ласковые взоры - Родник нездешней красоты... Уста - раскольничьи затворы, В снах - заповедные скиты... Уйдешь из мира, примешь схиму, Схоронишь девичью красу... И узришь крылья серафима Ты в смольной келье и в лесу... И не уронишь наземь четки, Не побледнеешь у ворот, Когда невесело на лодке Жених твой мимо проплывет

Одному-то сужено - ряса да скиты, А другому - бархаты, Жигули да нож. Путь - моя дороженька, и куда же ты, Да в какую сторону парня поведешь?.. Где-то: в дыме ль ладана, о грехах стеня, В келье я последнюю перейду межу, Аль на площадь Красную поведут меня И на плахе голову буйную сложу?

СЛЕВА : СЕРГЕЙ КЛЫЧКОВ, ПЁТР ОРЕШИН, НИКОЛАЙ КЛЮЕВ, 1929 ГОД