Основные направления деятельности ФИП: новое содержание образования. Шиян И.Б. Москва, 5 февраля, 2013
Современные представления о содержании образования Сэр Майкл Барбер: Хорошо образованный = Э (З+М+Л)
«З» означает «знания»: знание, как (навыки) и знание, что. чтение, письмо, счет; представление об истории страны, где они живут, в контексте мировой истории; основы естествознания; навыки, имеющие отношение к информационным технологиям, умение конспектировать, кратко излагать суть дела и так далее. ПРИ ЭТОМ мы хотим, чтобы дети не просто знали теорему Пифагора, то есть не просто могли бы ее рассказать; но чтобы они знали, когда и как применить ее, чтобы решить проблемы, с которыми они могут столкнуться в реальном мире.
«М» означает «мышление». Наряду с преподаванием предметов учителя должны обучать детей различным методам мышления. Достаточно лишь бегло вспомнить различные рабочие обстоятельства, не говоря уже об общественной сфере, чтобы убедиться в том, как важно владеть различными способами мышления. Иногда нужно синтезировать тезис или проблему, как в случае с так называемой «речью в лифте»; а иногда проблему нужно обдумать тщательно и всесторонне. В одних случаях необходимо работать в команде, а в других одному. Иногда следует применить дедуктивный метод, мыслить хладнокровно и логично; а в другой раз требуется индуктивное мышление, и можно быть расслабленным и смелым. Иногда необходимо расставлять приоритеты и сосредотачиваться, а в других ситуациях фантазировать и придумывать новое. Включение в учебный план занятий, считавшихся прежде «внеклассными» например, состязательной дискуссии представляет пример обучения критическому мышлению и развития умения обосновывать свою точку зрения.
«Л» означает «лидерство». Умение влиять на тех, кто вас окружает в семье, обществе, на работе или в классе. В этом смысле лидерство должно быть универсальным умением. Задача школы или системы школьного образования состоит в обучении этому трудноуловимому навыку способности к общению, совместной работе в команде, отстаиванию своей точки зрения, умение увидеть другую точку зрения и принимать решения.
«Э» означает «этику». Этику невозможно выделить в отдельный предмет. Ее основам необходимо обучать на примере того, как работает школа, как взаимодействуют между собой учителя и ученики, и как школа взаимодействует с обществом, для которого работает. Поэтому буква «Э» в уравнении вынесена за скобки.
Э(З+М+Л) сочетание знаний, умения эффективно мыслить и лидерства, подкрепленное этикой, вероятнее всего раскроет в молодых людях качества, которые помогут им придерживаться инновационного подхода в жизни и в работе и конструктивно взаимодействовать с обществом на любом уровне, от локального до глобального.
Андреас Шляйхер:
Образование для жизни в современном мире: Гражданственность Карьера Личная и социальная ответственность Мышление (творчество, критическое мышление, решение проблем, принятие решений и обучаемость). Работа (коммуникация и сотрудничество). Рабочие средства (информационная грамотность и технологии).
Василий Васильевич Давыдов: Теоретическое мышление. Умение учиться. Сотрудничество.
Международные сравнительные исследования качества образования
Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
1.Разрыв в результативности младшей и основной школы PIRLS-PISA (Г.А.Цукерман). 2.Разрыв в успешности выполнения заданий «на воспроизведение» и заданий «на сообразительность» TIMSS (Г.С.Ковалева)
ФГОС ФГОС НОО ФГОС ООО ФГОС С(П)ОО ФГОС ВПО ФГОС дошкольного образования
Приоритеты для ФИП 1.Инновационные подходы, обеспечивающие современную результативность образования (прежде всего личностные и метапредметные результаты). 2.Фиксация детских достижений (КИМ и портфолио). 3.Подготовка и повышение квалификации педагогов. 4.Информационные технологии. 5.Подростковая школа. 6.Среда и уклад школы (проектная деятельность, нелинейное расписание, как факторы среды). 7.Использование внешних образовательных ресурсов. 8.Дети с особыми потребностями. 9.Дошкольное образование, как полноценная ступень образования. ФИП – ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! В презентации использованы материалы Сэра М.Барбера, А.Шляйхера, Г.А.Цукерман, Г.С.Ковалевой, О.А.Шиян