ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РМАПО - 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первичная профилактика Комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ,
Advertisements

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПАВ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Г.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ Корчагина.
Психологические вопросы лечения и реабилитации. Психотерапевтические приемы направлены: Восстановление личностного и социального статуса больного с помощью.
продвижение здорового образа жизни в молодёжной среде; повышение информированности; Развитие ответственного отношения подростков к своему здоровью. Проект.
Укрепление психического и физического здоровья учащихся как профилактика потребления наркотиков и других психоактивных веществ. - Инициировать и спроектировать.
Эффективность методов антинаркотической пропаганды ГККП «Центр медико-социальной реабилитации» г.Астана кабинет профилактики алкоголизма, наркомании и.
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ» ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МБОУ Наро - Фоминская сош 6 с углубленным изучением отдельных.
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
В работе с подростками и учащейся молодёжью … Тяжелыми надо считать не те затраты, которые мы делаем на свое спасение, но бедствия, которые постигнут нас.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Организация системы профилактики ПАВ в образовательном учреждении.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Профилактика аддиктивного поведения, правовые и этические аспекты О.Ю.Камакина, к.пс.н., зам.директора МОУ ГЦПМСС, ст.преподаватель ЦССиУЗ.
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 была открыта и начала работать в августе 1965 года. Юридический и фактический.
Здоровье и образ жизни Автор: к.м.н. Васильева Л.Э.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.. Научно - теоретические исследования в области профилактики наркоманий проводятся во всем мире. Одна из теорий,
Социально – медицинская работа в наркологии. Подготовила студентка группы ЗСРб – 105 С Кислюк Софья Николаевна.
Транксрипт:

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РМАПО

СОДЕРЖАНИЕ b b Виды профилактики b b Концептуальные основы профилактики b b Целевые группы и субъекты профилактики b b Стратегии профилактики b b Модели профилактики b b Факторы защиты b b Аддиктивное поведение b b Основы психокоррекции

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ТОТАЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ СОКРАЩЕНИЕ (ОГРАНИЧЕНИЕ) УПОТРЕБЛЕНИЯ УМЕРЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ

ПРОФИЛАКТИКА Система мер воздействия на причины и условия развития заболеваний или на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам

ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ - - ПЕРВИЧНАЯ - - ВТОРИЧНАЯ - - ТРЕТИЧНАЯ

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ, пропаганду здорового образа жизни. ЦЕЛЬ: Предупреждение приобщения к ПАВ и формирование здорового образа жизни

ЗАДАЧИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ 1) Способствовать осознанию и усвоению основных человеческих ценностей 2) Обучить методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения психоактивных веществ 3) Формировать психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному влиянию окружения, управления эмоциями, в том числе в состояниях стресса 4) Информировать о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях употребления психоактивных веществ или совершения психоактивных действий 5) Формировать установку на ведение здорового образа жизни

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь пациентам во избежание развития у них зависимости от ПАВ, а также привлечение к лечению лиц имеющих зависимость от ПАВ. ЦЕЛЬ: нормализация биологического, психологического и социального статуса зависимого от ПАВ, посредством дезактуализации наркологических расстройств.

ЗАДАЧИ ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ 1) Выявление пациентов, зависимых от ПАВ. 2) Диагностика причин, выраженности и последствий зависимости от ПАВ. 3) Реализация терапевтических мероприятий: - дезактуализация зависимости от ПАВ на био- психо-социальном уровне функционирования - лечение сопутствующей патологии

ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Совокупность медицинских, психологических, педагогических и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе без употребления ПАВ. ЦЕЛЬ: восстановление нормативного медицинского, психологического и социального статуса, позволяющего ресоциализироваться ресоциализироваться на основе отказа от ПАВ.

ЗАДАЧИ ТРЕТИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ 1) Формирование мотивации на участие в реабилитационном процессе. 2) Дезактуализация Дезактуализация синдрома зависимости от ПАВ. 3) Компенсация медицинских последствий употребления ПАВ. 4) Компенсация личностных нарушений, стимуляция личностного роста. 5) Формирование нормативного взаимодействия со значимыми другими лицами.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ И СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ВСЕ КОНТИНГЕНТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕЧЕБНЫЕУЧРЕЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТЫ И ИХ РОДСТВЕННИКИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПАЦИЕНТЫ И ИХ ЗНАЧИМЫЕ ДРУГИЕ ЛИЦА

ФОРМУЛА ПРОФИЛАКТИКИ СНИЖЕНИЕ СПРОСА + СНИЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Одновременно проводятся: 1)ресурсно-информационная и организационно-методическая деятельность 2) мероприятия по снижению предложения ПАВ (силовые структуры) 3) мероприятия по снижению спроса на ПАВ (координационная группа)

ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ - Позитивная направленность. - Системность. - Комплексность. - Дифференцированность. - Индивидуализация. - Длительность. - Этапность.

СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАПРЕТИТЕЛЬНАЯ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ (СТИМУЛИРУЮЩАЯ)

ЗАПРЕТИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ b b ограничение доступности ПАВ путем сокращения производства и продажи b b регулирование цен (повышение) b b ограничение времени и мест продажи и употребления b b ограничение рекламы b b увеличение возраста лиц, имеющих право приобретения ПАВ b b ужесточение экономических санкций и карательных мер за нарушение запретов и ограничений

РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ b b уменьшение потребности (спроса) на ПАВ b b оздоровление окружающей социальной среды b b улучшение условий труда, быта, отдыха b b пропаганда социального и духовного роста b b достоверная информация о вредном влиянии ПАВ на здоровье b b формирование убеждения, что употребление ПАВ несовместимо с достойным поведением в обществе

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПРОФИЛАКТИКИ 1. Знать свои потребности (уметь определить период актуализации потребностей и степень их удовлетворения). 2. Быть в состоянии удовлетворить потребности (через реальное самостоятельное решение проблем). 3. Быть в состоянии воспользоваться ресурсами социального окружения (путем адекватного обращения к ЗДЛ). 4. Уметь сублимировать потребностные состояния

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ МЕДИЦИНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ КАУЗАЛЬНАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ Формирование знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также совершенствование гигиенических навыков.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ Формирование знаний о социальных и психологических последствиях употребления ПАВ с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, развитие психологических умений и навыков, необходимых для решения реальных жизненных ситуаций.

КАУЗАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ Выявление и устранение причин употребления различных психоактивных веществ и возникновения зависимости от психоактивных веществ.

СТРАТЕГИЯ И МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ МОДЕЛЬСТРАТЕГИЯМЕТОД МЕДИЦИНСКАЯ предоставление избирательной информации информационно- лекционный ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯпреувеличение негативных последствий воспитательно- педагогический ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ стимуляция развития личности превентивное обучение КАУЗАЛЬНАЯ идентификация и удовлетворение потребностей личности дезактуализация факторов риска

ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ Личностные Социальные

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ b b гармоничное развитие личности; b b нормативная дезактуализация потребностей личности; b b адаптация личности в нормативном обществе; b b внутриличностный антиаддиктивный барьер.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ Микросоциум: b b крепкие семейные отношения; b b активное участие родителей в жизни детей; b b понимание проблем и личных забот детей; b b ясные правила внутри семьи, постоянные обязанности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ Макросоциум: b b функциональные взаимоотношения; b b активное участие в жизни нормативного социума; b b позитивное разрешение социально значимых проблем; b b успешная профессиональная деятельность; b b участие в общественных мероприятиях; b b коммуникабельность.

Универсальные компоненты аддикций - фиксация - особенность - эйфория - изменение - изменение толерантности - синдром - синдром отмены - конфликт - конфликт с нормативными ЗДЛ - рецидив

Аддиктивный потенциал аддиктивного агента - способность вызывать эйфорию (удовольствие) - прекращает страдание (обезболивает) - вызывает состояние транса - доступность - мода - терпимость социума - безопасность агента (в ближайшей перспективе)

Компоненты аддиктоустойчивости нормативной личности - физическое - физическое и психическое здоровье - успешное - успешное функционирование нормативной личностной структуры - нормативность - нормативность социального окружения - стабильная - стабильная жизненная ситуация - успешное - успешное функционирование в соответствии с этапом жизненного цикла

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (ВОЗ) b Осознание единства и постоянства своего физического и психического «Я». bb bb Чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях. bb bb Способность адекватно оценивать себя, свою психическую деятельность и ее результаты («критичность»). bb bb Соответствие психических реакций силе внешних воздействий, обстоятельствам и ситуации. bb bb Способность управления своим поведением в соответствии с социальными нормами и законами. bb bb Способность к планированию и реализации своей собственной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1) Психолого-педагогическое 2) Санитарно-просветительское 3) Здравоохранительное 4) Социально-экономическое 5) Административно-правовое

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ bb bb Психическая саморегуляция bb bb Системная интервенция b b Краткосрочная интервенция bb bb Мотивационное интервью

АЛГОРИТМ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДИАГНОСТИКА – МЕРОПРИЯТИЕ – ДИАГНОСТИКА

МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ bb bb ИНТЕРНАЛЬНЫЕ b b ЭКСТЕРНАЛЬНЫЕ

ПРИНЦИПЫ МОТИВИРОВАНИЯ b Мотивация b Мотивация на изменение не навязывается извне. b Партнёрские b Партнёрские взаимоотношения с пациентом. b Рефлексивное b Рефлексивное слушание пациента. b Принятие b Принятие пациента посредством утвердительных высказываний. b Выявление b Выявление и избирательное подкрепление самомотивационных тенденций пациента. b Задача b Задача пациента – выявить, прояснить и разрешить собственную амбивалентность. b Подтверждение b Подтверждение свободы выбора и самостоятельности пациента.

АЛГОРИТМ МОТИВИРОВАНИЯ Информация - Знания - Убеждения - Поступки

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ bb bb Сознательное самовнушение (Э. Куэ). b b Аутогенная тренировка (И. Шульц). bb bb Прогрессивная мышечная релаксация (Э. Джекобсон). bb bb Адаптивное биоуправление.

СИСТЕМНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ b b Систематизация медицинских, психологических и социальных проблем b b Структурирование списка проблем наркологического спектра b b Акцентированная конфронтация пациента с реальными проблемами b b Принятие решение о наркологической помощи

КРАТКОСРОЧНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 1) Дать чёткий совет 2) Выразить свою озабоченность 3) Поделиться собственным мнением 4) Посоветовать изменить стиль поведения 5) Указать на необходимость полного отказа от ПАВ в связи с проблемами

МОТИВАЦИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ b b Стадия пред-размышления b b Стадия размышления (осознания) b b Стадия определенности (принятия решения) b b Стадия действия b b Стадия поддержания b b Рецидив

СМАРТ - ЦЕЛИ (ОТ АНГЛ. SMART) Цели должны быть b b Специфичными (от Specific) bb bb Измеримыми (от Measurable) bb bb Приемлемыми (от Acceptable) bb bb Реалистичными (от Realistic) bb bb Относиться к определенному промежутку времени (от Time)

SMART b b Специфичность: точное описание, что человек хочет достичь с помощью какой-либо деятельности. b b Измеримость: возможность проведения оценки степени достижения человеком желаемых целей при завершении работы. b b Приемлемость: вовлеченные люди должны обладать информацией о целях и содержании работы, иначе может возникнуть сопротивление. b b Реалистичность: цели должны быть достижимыми, следует определить приоритеты. b b Определенность во времени: необходимо составить план, определяющий необходимое количество времени для реализации поставленных целей.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ b b Систематизация ценностей с опорой на культурные нормативные традиции народа и семьи; b b Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения; b b Улучшение физического состояния, повышающего неспецифическую устойчивость организма к патогенным и неблагоприятным факторам окружающей среды.

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ b знания b навыки b отношение (эмоции, установки, ценности) b состояние (усталость, беспокойство)

ИНВАРИАНТНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ Личностные Статусы «Я» b b ЛС «Я» – Телесное. b b ЛС «Я» – Ребенок. b b ЛС «Я» – Мужчина/Женщина. b b ЛС «Я» – Партнер (Муж/Жена). b b ЛС «Я» – Родитель. b b ЛС «Я» – Профессионал. b b ЛС «Я» – Член групп.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ b b Просвещение и тренинги. b b Формирование позитивной аутоидентификации. b b Формирование ценностных ориентаций и установок на здоровый образ жизни. b b Организация социального партнерства. b b Социокультуральное проектирование. b b Образовательная деятельность, включая дистанционные формы. b b Психологическая помощь и поддержка. b b Волонтерская деятельность.

В ПРОЦЕССЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ 1) Разового характера профилактических действий 2) Оправдания употребления ПАВ какими-либо причинами 3) Преувеличения негативных последствий злоупотребления ПАВ 4) Ложной информации 5) Использования тактики запугивания

РМАПО – 2011 КАФЕДРА НАРКОЛОГИИ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ