Пути реформирования детских интернатов для детей с ментальной инвалидностью на примере детского дома-интерната системы социального обслуживания 4 в г.Павловске.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
Advertisements

Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Об особенностях жизнеустройства детей- инвалидов и инвалидов с детства и предложениях по реформированию детских домов-интернатов системы социального обслуживания.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
О реализации мероприятий по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия и развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся.
Методическая разработка по теме: Презентация к лекции Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Совещание с руководителями муниципальных органов опеки и попечительства и руководителями учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи государственной политики в сфере образования : создание условий для доступа к качественному образованию и успешной социализации детей ; в любой.
Основные задачи деятельности МБОУ «Детский дом 5» в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями – Российская Федерация Джоанна Роджерс, ЮНИСЕФ 27–29 сентября 2011 года.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О реализации государственной политики в сфере организации отдыха детей и их оздоровления 7 апреля.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Концепция реформы законодательства об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних Галина Фёдоровна Григорьева Начальник отдела МО и по ДМ РК.
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕТИ ДЕТСКИХ ДОМОВ Куратор проекта: Вострикова С.А. Срок действия: гг. АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ ПЕРМСКОГО.
МОСКВА: совместные действия в инклюзивном образовании, позиция Уполномоченного по правам ребенка Евгений Бунимович
Реализация положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части организации.
О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«О проводимой в Ростовской области профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних» Министр общего и профессионального образования Ростовской.
Транксрипт:

Пути реформирования детских интернатов для детей с ментальной инвалидностью на примере детского дома-интерната системы социального обслуживания 4 в г.Павловске Островская Мария Ирмовна Москва 2012

Приемлема ли жизнь ребенка в интернате ? Критерии качества жизни Критерии исполнения закона Критерии соответствия Конвенции и правах инвалидов и Конвенции о правах ребенка Критерии соответствия стандартам соцобслуживания

Пошаговый процесс реформирования Шаг 1. Обеспечение открытости интернатов (+прозрачности, общественного участия и контроля). Шаг 2. Распределение системы обслуживания детей и взрослых, живущих в интернатах, между ведомствами. Шаг 3.Обеспечение исполнения нормативов социального обслуживания в интернатах и приближение структуры жизни в интернате к семейной. Шаг 4. Введение системы индивидуального сопровождения в интернатах и планирования бюджета и кадровой структуры на основе ИПР.

Пошаговый процесс реформирования Шаг 5. Введение и законодательное закрепление позиции индивидуального представителя ребенка «со статусом», и делегирование ему полномочий контроля за соблюдением прав ребенка со стороны органов опеки. Шаг 6. Установление системы социального сопровождения кровной или замещающей семьи с ребенком с инвалидностью и системы сопровождаемого проживания взрослых с ментальной инвалидностью. Шаг 7. Развитие гибкости и компетентности системы здравоохранения и образования для успешной интеграции детей и взрослых с тяжелой инвалидностью в общую систему жизни.

Шаг 1. Открытость интернатов для общества 1.Участие волонтеров и НКО в индивидуальной заботе о детях и в социальном обслуживании. 2.Хорошо организованный и легализованный общественный контроль. 3.Разделение роли опекуна и директора интерната. 4.Появление независимого законного представителя ребенка, воспитывающегося в интернате. 5.Интеграция ребенка, воспитанника интерната, в обычную образовательную, досуговую, реабилитационную и медицинскую среду.

Шаг 2. Распределение задач обслуживания детей, живущих в интернатах, между ведомствами Учреждения системы образования должны учить детей, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Учреждения системы здравоохранение должны лечить детей и предоставлять им медицинскую реабилитацию. Реабилитационные центры должны предоставлять детям услуги по социальной и психологической реабилитации. Досуговые центры должны открыть двери воспитанникам ДДИ. А ДДИ должен стать ДОМОМ, где дети живут в условиях, близких к семейным, или центром поддержки семейных форм устройства детей.

Пример «дорожной карты» (1/3) Существо изменений Конкретные действия Кто должен осуществить СрокиОжидаемый эффект Создать устойчивые ориентиры развития стационарных учреждений для детей с ОВЗ в сторону превращения их в ресурсные центры поддержки семей и организаций, заботящихся о детях с ОВЗ Подзаконным актом определить предельную численность детей в каждом из детских домов- интернатов в СПб, спрогнозировать сроки ее достижения и запретить прием новых детей до достижения нормативной численности Комитет по социальной политике СПб, Правительство Санкт- Петербурга 2012Создана программа сокращения количества детей в ДДИ 4 и других ДДИ до максимальной численности 60 человек к 2020 году за счет выбытия по возрасту во взрослые учреждения человек в год, перевода части групп в новые учреждения численностью до 60 человек, а также распределения детей в замещающие семьи.

Пример «дорожной карты» (2/3) Существо измененийКонкретные действия Кто должен осуществить СрокиОжидаемый эффект Создать условия для семейного устройства детей-сирот с ОВЗ Разработать проекты нормативных документов, обеспечивающих правовые условия для передачи детей-сирот с инвалидностью под патронат/приемные семьи и организации необходимых и адекватных форм поддержки этих семей Комитет по социальной политике СПб, Законодательное собрание СПб 2013Создается 3-5 патронатных групп/приемных семей, в которые выводится детей из ДДИ 4 в 2013 году, и далее 3-5 семей в год Приблизить условия жизни в стационарном учреждении к семейным Разработать концепцию проживания семейного типа в Учреждении в поселке Ушково (санаторный комплекс «Восход», отданный в ведение Комитета по социальной политике) Комитет по социальной политике СПб совместно с Общественными организациями 1 июля 2012 Создается модель учреждения семейного типа для детей с ОВЗ, около 50 детей из ДДИ 4 выводятся в группы семейного типа

Пример «дорожной карты» (3/3) Существо изменений Конкретные действия Кто должен осуществить СрокиОжидаемый эффект Создать систему комплексного обслуживания (социального, медицинского и др.) и обучения для семей с детьми с тяжелыми нарушениями Создание ресурсного Центра поддержки семей (например, на базе ДДИ 4) (временное проживание, центр дневного пребывания, центр социальной, физической и медицинской реабилитации, консультативный и обучающий Центр и т.д.). Разработка концепции и плана реализации Комитет по социальной политике СПб совместно с Общественными организациями семей (родных или замещающих) забирают детей из ДДИ домой, сокращается количество желающих отдать ребенка в ДДИ (очередь). Семьи с детьми с ОВЗ ведут устойчивое существование. Дети получают необходимый объем реабилитационных услуг Создание «горячей линии» по проблемам семей с детьми- инвалидами Комитет по социальной политике СПб совместно с Общественными организациями С Проблемы семей с детьми с ОВЗ известны, семьи получают поддержку на ранних этапах возникновения сложностей, знают, куда обращаться за помощью

Проблемы на пути к изменениям (1/3) Ребенок без семьиВзрослый в интернате Семья «особого» человека Законы/нормативная базаЗакон об опеке и попечительстве. Гражданский кодексЗакон о соцобслуживании и закон об опеке и попечительстве. Установки/ценности руководителей и персонала интернатов Я отвечаю за жизнь и здоровье ребенка. Безопасность превыше всего. Медицинский и психиатрический подход. Ответственность не может быть распределенной. Традиции/стереотипы представителей власти и профессионального сообщества Имеет смысл вкладывать больше в «перспективных» детей и меньше в «бесперспективных». Люди с выраженной ментальной инвалидностью «имеют только биологические потребности». Установки врачей и акушеров на освобождение семьи от «нагрузки». Отсутствие адекватных специализированных услуг/сервисов Практика планирования бюджета учреждений не на основе ИПС и ИПР, а на основе госзадания. Отсутствие системы сопровождаемого проживания с предоставлением социального жилья и сопровождаемого трудоустройства. Система поддержки кровных и замещающих семей с предоставлением жилищных условий.

Проблемы на пути к изменениям (2/3) Ребенок без семьиВзрослый в интернатеСемья «особого» человека Неготовность существующей системы социального обслуживания и инфраструктуры интегрировать «особого» человека. «Жесткость» системы образования, фронтальные формы обучения. Отсутствие компетенций для работы с детьми с ТМНР у педагогов, врачей, вспомогательного персонала. Кадровый дефицит. Отсутствие сопровождаемого трудоустройства вне интерната Запрет на предоставление социального жилья людям, самостоятельно себя не обслуживающим, право их принудительного помещения в интернат. Отсутствие системы индивидуальных сопровождающих ребенка, временных стационаров и центров дневного пребывания для детей. Отсутствие системы сопровождения семьи.

Проблемы на пути к изменениям (3/3) Ребенок без семьиВзрослый в интернатеСемья «особого» человека Препятствующие развитию системы и обеспечению качества услуг механизмы финансирования Финансирование учреждений, а не индивидуального сопровождения ребенка. Понимание «комплексного» обслуживания как «компота» одного юридического лица. Возможность выбора места получения услуг проживания для недееспособного лица может осуществиться только однократно. Нет распределения видов обслуживания между юридическими лицами. Несопоставимые объемы финансирования поддержки для ребенка в семье и в интернате. Структура ИПР и практика формирования ИПР не определяет объем услуг.

Спасибо за внимание!