РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ФИЛОНОВА ЛЮДМИЛА ВИТАЛЬЕВНА, ЗАВ.КАФЕДРОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Advertisements

Рабочая программа учителя-предметника. Основные документы, определяющие требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования Государственный.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Требования к содержанию и оформлению рабочих программ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
– учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса.
Транксрипт:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ФИЛОНОВА ЛЮДМИЛА ВИТАЛЬЕВНА, ЗАВ.КАФЕДРОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО ИРО, К.П.Н., ДОЦЕНТ

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Государственный образовательный стандарт (федеральный компонент); Базисный учебный план школ РФ, включающий распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам; Типовые (примерные) образовательные программы по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана. На основе приведенных документов школа составляет собственную образовательную программу. Таким образом, рабочая программа является локальным индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. 2

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ ВИДЫ примерная (типовая) учебная программа авторская программа рабочая программа учебного курса 3

4 ПРИМЕРНАЯ (ТИПОВАЯ) УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Минобразования и науки РФ и носит рекомендательный характер. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

5 АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА Документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

6 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Это нормативно - управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся по учебной дисциплине. Это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса, имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Индивидуальный творческий документ учителя; Структурированный, логичный, педагогически выверенный инструмент планирования; Отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе/параллели конкретного учебного заведения; Авторский инструмент, с помощью которого учитель определяет приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата определенного ФГОС. 7

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: Целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; Состояние здоровья обучающихся; Уровень подготовки обучающихся, степень их учебной мотивации; Образовательные потребности семьи и ребенка; Возможности педагога, выбор педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения; Практикумы, исследовательскую и проектную деятельность в каждом классе; Состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ и др. 8

9

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОБЛАСТИ Настоящее Примерное положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», в целях оказания методической помощи в разработке и составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Примерное положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного курса, предмета и дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими образовательные программы общего образования. 10

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются: титульный лист; пояснительная записка; содержание рабочей программы; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников); литература и средства обучения; календарно-тематический план учителя (приложение к рабочей программе). 11

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Название органа управления образования, название самого учебного заведения; Гриф согласования и утверждения программы; Название учебного предмета; Указание ступени, на которой изучается программа; Фамилия, имя, отчество разработчика программы; Название населенного пункта, год написания программы. 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На чем основана составленная программа (название типовой учебной программы по предмету); Общая характеристика учебного предмета, его функции в системе школьного образования; Описание целей и задач преподавания учебного предмета; Место предмета в базисном учебном плане; Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 13

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ - установленные стандартом результаты освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта образования. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). 14

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Название темы (раздела); Содержание учебной темы (раздела); Необходимое количество часов для изучения темы (раздела). 15

16

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на изучение учебного предмета, курса, дисциплины между разделами и темами по их значимости; распределяется время, отведенное на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). 17

18

19 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ Пакет контрольно-измерительных материалов (контрольных работ, тестов, материалы переводных экзаменов, вопросы зачета, входной контроль, выходной контроль). 20

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Материалы учебно-методического комплекта (учебники, учебные пособия, рабочие тетради по предмету); Рекомендуемая для учителя литература; Литература для учащихся (учебная и научно- популярная); Перечень рекомендуемых средств обучения. 21

22 КЕМ РАССМАТРИВАЕТСЯ И УТВЕРЖДАЕТСЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Обсуждение и согласование на заседаниях кафедр (методических объединений); Процедура получения экспертного заключения (согласования) у заместителя директора по научно-методической работе; Рабочая программа согласуется с руководителем ОУ до начала учебного года (август); Все Рабочие программы утверждаются приказом директора ОУ наряду с образовательной программой до 1 сентября текущего учебного года.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (ИЗ ПРИКАЗА ОТ ) 3.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяется локальным актом общеобразовательного учреждения Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления общеобразовательного учреждения, которому в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения делегированы данные полномочия (методическими объединениями, проблемными группами, кафедрами, методическим советом, научно-методическим советом и др.). По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления общеобразовательного учреждения принимает решение «рекомендовать к утверждению». 23

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (ИЗ ПРИКАЗА ОТ ) 3.3. По итогам рассмотрения рабочих программ органом самоуправления общеобразовательного учреждения, издается приказ общеобразовательного учреждения об утверждении рабочих программ Общеобразовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы Общеобразовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления общеобразовательного учреждения, утвердив их приказом общеобразовательного учреждения. 24

Структура учебной рабочей программы учителя IП ФГОС ООО. 1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2. Общая характеристика учебного предмета, курса; 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. Содержание учебного предмета, курса; 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 7. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса. 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Определяются цели обучения математике в основной школе; Вклад учебного предмета в общее образование ребенка (ценностные ориентиры содержания учебного предмета). 26

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Структура предмета; Особенности предмета; Как отражается фундаментальное ядро в курсе. 27

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В каком объеме; В каких классах; За какое учебное время может быть реализована программа. 28

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 29

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана. 30

ОСОБЕННОСТИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ (9-ОМ КЛАССЕ) Основная функция курсов по выбору - профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Поэтому их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся. Они должны носить краткосрочный характер. Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная продолжительность элективного курса - 34 часа, по 2 часа в неделю. 31

ОСОБЕННОСТИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ (В Х КЛАССАХ) В х классах количество элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой. 32

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В Х КЛАССАХ ВЫПОЛНЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 1) «надстраивают» профильный курс, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным; 2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне; 3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. 33

Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем от 36 до 72 часов. Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны. 34

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ Расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.); Введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.); Совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения («Естествознание») или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»). 35

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 1)Частные и общие цели (программы предпрофильной подготовки должны соответствовать ее целям). Следует учитывать и возможные функции элективных курсов: поддержка профиля обучения, основы профессиональной деятельности, удовлетворение познавательных интересов, развитие содержания. 2)Исходный уровень подготовки учащихся (должен быть сделан анализ). 3)Внешними требованиями (органы управления образованием). Содержание программы определяется: - разработанностью теории вопроса; - наличием опыта; - ограничениями. 36

НАЧИНАЯ РАБОТАТЬ НАД ПРОГРАММОЙ, РАЗРАБОТЧИКУ НЕОБХОДИМО ОСТАНОВИТЬСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТАХ: Проанализировать содержание предмета в рамках выбранного профиля. Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса, каковы функции этого курса (углубление, расширение, удовлетворение познавательных интересов, знакомство с основами профессиональной деятельности и т. д.). 37

Определить основные мотивы выбора разрабатываемого курса. Определить содержание учебного курса с учетом отведенного для изучения времени. Например, на курс по выбору отводится 16 часов, значит, нужно определить объем его содержания так, чтобы он соответствовал этому времени. Продумать название курса, при этом следует помнить о том, что название курса должно быть привлекательным. 38

Определить цель, т.е. образ желаемого будущего (результат). Цель должна быть конкретная, а не абстрактная, а также реалистичная (т.е. достигаться за запланированное время (не выходя за рамки программы элективного курса)) и диагностична. Определить основные виды деятельности учащихся (самостоятельная работа с источниками, проектная деятельность, исследовательская деятельность, реферирование, конспектирование), долю самостоятельности, творчества ученика при изучении элективного курса. Необходимо помнить, что при ведении элективных курсов наиболее предпочтительными являются активные, развивающие формы работы (метод проектов, деловая игра, дискуссия, различные тренинги и т. д.). Продумать, какие образовательные продукты могут быть созданы учащимися в ходе освоения программы курса (проект, реферат, выступление, эссе, схема, глоссарий и т.д.). 39

Выяснить возможность обеспечения курса учебными и другими вспомогательными материалами. Составить список литературы для учителя и учащихся. Продумать форму отчетности по итогам освоения курса (проект, сочинение и т.д.). Продумать систему оценивания. При этом важно помнить, что в предпрофильной подготовке должно произойти смещение акцента с того, что ребенок не умеет делать на то, что он знает и умеет. Определить критерии, позволяющие оценить успешность реализации программы. 40

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Пояснительная записка Пояснительная записка предшествует изложению основного содержания работы. По сути, это маленькое введение. Оно может быть кратким или развернутым. Самая распространенная ошибка заключается в том, что автор- разработчик, составляя объяснительную записку, руководствуется лишь внешними требованиями (пересказывает содержание программы, перечисляет формы и методы работы и т.д.), в то время как именно в этой части программы необходимо обосновать ее роль в развитии личности, с учетом общих целей предпрофильной или профильной подготовки. В пояснительной записке необходимо обосновать актуальность, важность и значимость курса. 41

В пояснительной записке следует сформулировать цель как предполагаемый конечный результат его освоения и задачи (т.е. с помощью чего будет достигнута поставленная цель). В задачах не нужно использовать такие глаголы как: улучшать, усилить, сформировать. В элективном курсе задачи могут начинаться с таких глаголов как: заинтересовать, увлечь, способствовать, познакомить, активизировать и т.д. Желательно описать критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курсов. 42

Дать описание структуры программы, ее особенностей. Указать соотношение часов теоретической и практической частей. Указать формы и методы обучения. Например: дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, активные методы дистанционного обучения. 43

Указать применяемые при реализации программы курса образовательные технологии. В профильной школе приоритетными являются личностно-ориентированные образовательные технологии, в которых в полной мере реализуется субъектная, активная позиция ученика (не «меня учат», а «я учусь»). Указанные формы, методы и технологии должны отражаться в учебно-тематическом плане. Сформулировать ожидаемые результаты, которые необходимо соотнести с задачами. Можно соотнести с глаголами: иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть). 44

Указать систему оценивания. Оценка должна мотивировать учащихся на успех. Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге. Возможные варианты отметок: Прослушал курс Защищен реферат Разработан проект Выполнены творческие задания 45

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт Всего (лекции и практика) 46

Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика могут быть: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, компьютерная программа, схема, модель, трактат, глоссарий и т.д. Форма проведения: конференция, семинар, создание проекта, лекция, тренинг, ОДИ, просмотр видео фильма и т.д. 47

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дидактические материалы; описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий; анкеты; тесты для входной диагностики; алгоритмы самостоятельной работы над выполнением таких заданий, как: реферат, публичное выступление, лабораторный опыт; темы рефератов, исследований, выступлений; проблемные вопросы для самостоятельного поиска или исследования. список литературы для учителя и ученика 48