«Элементы педагогической технологии в работе с современным гиперактивным ребенком» «Элементы педагогической технологии в работе с современным гиперактивным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синдром дефицита внимания / гиперактивности ( СДВГ / ADHD) - дисфункция центральной нервной системы ( преимущественно ретикулярной формации головного.
Advertisements

Трудные ситуации на уроке и выход из них Методист МОУ ДПО ММЦ Чигинцева Ю.Б.
Цель педагогического совета: разработать модель работы с гиперактивными детьми. разработать модель работы с гиперактивными детьми.
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ. Что такое гиперактивность? Гипер... (от греч. Hyper над, сверху) составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово.
Комарова Е.А., ГОКУ СКШ 1 г.Черемхово, учитель начальных классов.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Артифексова З.В.
Психологическа я поддержка Безопасное общение с детьми.
Наши невнимательные гиперактивные детки. … ТАКОЙ БАЛАМУТ ЕСТЬ В КАЖДОМ КЛАССЕ. ЕРЗАЕТ, БОЛТАЕТ, ВСЕМ МЕШАЕТ. "ЭТО КАТАСТРОФА",- ВЗДЫХАЮТ УЧИТЕЛЯ. "ЭТО.
Яркеева Галина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 54 г. Томска Из опыта работы: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Способы взаимодействия с детьми с СДВГ детско-родительский тренинг.
Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком Нагля Марина Николаевна Учитель-логопед ГДОУ 116 Выборгского района 2008.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Чрезмерно подвижные дети впервые были описаны в середине 19 века, а в 60-х годах 20 века врачи определили это состояние как патологическое – ненормальное.
«Гиперактивные дети «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (Раттер М., 1987, с. 307). В отношении дальнейшего.
Работа с гиперактивным ребенком. «Гипер» от греческого «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы «Активный» - от латинского«aktivus» - деятельный,
Подготовила: Педагог-психолог МДОУ «Ц.р.р-д/с 113» Калинина О.В.
(синдром дефицита внимания) – нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Организация учебной дисциплины с учётом психологических особенностей учащихся Мартын Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4.
Индивидуальная поддержка учащихся на основе взаимодействия «Классный руководитель подросток р одители» педагог-психолог, методист Калита И.И.
Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Транксрипт:

«Элементы педагогической технологии в работе с современным гиперактивным ребенком» «Элементы педагогической технологии в работе с современным гиперактивным ребенком» Подготовил педагог-психолог МОУСОШ 16 Зубкова Н.В.

…Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. …Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. В.А.Караковский В.А.Караковский

Педагогическая технология – Педагогическая технология – это система профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника. это система профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника.

Воздействие педагога подразумевает тонкое и искусное прикосновение к личности ребенка. Воздействие педагога подразумевает тонкое и искусное прикосновение к личности ребенка.

Основными элементами педагогической технологии выступают процессы: общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие. Основными элементами педагогической технологии выступают процессы: общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.

5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения

Проявления гиперактивности - повышенная двигательная активность, невнимательность, импульсивность. Проявления гиперактивности - повышенная двигательная активность, невнимательность, импульсивность. В основе гиперактивности лежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. В основе гиперактивности лежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Гиперактивному ребенку трудно сидеть, трудно сидеть, он суетлив, он суетлив, невнимательн, невнимательн, импульсивен, импульсивен, вертится на месте, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения, может раздражать манерой своего поведения, у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль, у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль, он неуклюж, роняет, или ломает вещи, проливает, рассыпает, он неуклюж, роняет, или ломает вещи, проливает, рассыпает, легко отвлекается, легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

Субнормальный тип Субнормальный тип – ребенок отличается высокой умственной утомляемостью, периодически «выключениями». – ребенок отличается высокой умственной утомляемостью, периодически «выключениями». Однако активные периоды могут сохраняться почти до конца учебного дня. Однако активные периоды могут сохраняться почти до конца учебного дня. Интеллектуальная деятельность характеризуется замедленной врабатываемостью и плохой переключаемостью. Интеллектуальная деятельность характеризуется замедленной врабатываемостью и плохой переключаемостью. Настойчивость взрослых в активации деятельности ребенка может привести его в состояние ступора. Если на таких детей не давить, то в спокойной обстановке они способны переключаться гораздо быстрее. Настойчивость взрослых в активации деятельности ребенка может привести его в состояние ступора. Если на таких детей не давить, то в спокойной обстановке они способны переключаться гораздо быстрее.

Реактивный тип ММД. Дети: исключительно двигательные с неуправляемой реактивностью. Мозг моментально откликается на любой внешний стимул. В одиночестве и в тишине выглядит сонным и вялым. Нужен терпеливый взрослый, тихо разговаривающий, готовый без раздражения без раздражения несколько раз повторять объяснения и проделывать совместно с ребенком необходимую работу. Присутствует повышенное вынужденное переключение, собственно переключение внимания, т.е. самонастройка отсутствует. У окружающих часто вызывают раздражение, осуждение и неприязнь. Память может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания неизвестно, что и в какой последовательности в ней оседает. Эмоции средней интенсивности могут активизировать, но при повышении эмоционального фона, деятельность может быть дезорганизована. К подростковому возрасту исчезают крайние проявления гиперактивности или происходит «превращение» в астеничный тип.

РИГИДНЫЙ ТИП. Высокая умственная утомляемость с периодическими «выключениями». При этом активные периоды могут сохраняться почти до конца учебного дня. Интеллектуальная деятельность отличается замедленной врабатываемость и плохой переключаемостью. В школе. Характерны задержки в ответах и реакциях. Часто учителя пытаются подгонять таких детей в начале работы. Если на ригидных не давить, то в спокойной обстановке они способны переключаться гораздо быстрее. С большей задержкой, чем другие дети, отвечают на вопросы. Педагогами часто квалифицируются как дети с ЗПР. Высокая интерференция предыдущей деятельности на последующую. Короткие самостоятельные пишут очень плохо. Длинные работы с однородными заданиями могут выполнить хорошо. Память обычно в норме. Эмоционально «застревающие» или менее проявленные вовне. Требуют терпеливых взрослых. Необходимо научить их мысленному планированию деятельности Нормализация возможна к 5-6 классу.

АСТЕНИЧНЫЙ ТИП Исключительно повышенная умственная утомляемость. Исключительно повышенная умственная утомляемость. Потребность в волевом поле взрослого. Потребность в волевом поле взрослого. В школе. Способны работать только в начале урока, потом быстро переутомляются. На переменах актины, шумны. Плохие память (кратковременная) и внимание. Не могут одновременно делать 2 дела. Из-за низкой скорости и замедленной переключаемости не успевают следить за устными объяснениями. В школе. Способны работать только в начале урока, потом быстро переутомляются. На переменах актины, шумны. Плохие память (кратковременная) и внимание. Не могут одновременно делать 2 дела. Из-за низкой скорости и замедленной переключаемости не успевают следить за устными объяснениями. Бледная образная сфера, слабое воображение, поэтому нередко странные, нестандартные ответы. Бледная образная сфера, слабое воображение, поэтому нередко странные, нестандартные ответы. Более успешно общаются с детьми, которые значительно моложе их. Более успешно общаются с детьми, которые значительно моложе их. Эмоционально инертны и «вялые». Эмоционально инертны и «вялые». Легкие положительные эмоции – энергетизируют, но сильные – истощают. Легкие положительные эмоции – энергетизируют, но сильные – истощают. Возможность нормализации работы мозга, в первую очередь, зависит от общего состояния здоровья ребенка. Часто нуждается в комплексном лечении. Возможность нормализации работы мозга, в первую очередь, зависит от общего состояния здоровья ребенка. Часто нуждается в комплексном лечении.

Активный тип ММД – такие дети характеризуются повышенной умственной истощаемостью, хотя внешне они не обязательно утомленные, ослабленные, тихие. Активный тип ММД – такие дети характеризуются повышенной умственной истощаемостью, хотя внешне они не обязательно утомленные, ослабленные, тихие. Работая в классе, особенно письменно, ребенок часто не успевает за классом, у него остаются не доделанными задания. Такая ситуация иногда возникает, из-за неудобного темпа работы или слабой переключаемости внимания. Работая в классе, особенно письменно, ребенок часто не успевает за классом, у него остаются не доделанными задания. Такая ситуация иногда возникает, из-за неудобного темпа работы или слабой переключаемости внимания. Их произвольное внимание недостаточно развито. Оно не устойчиво. Два дела одновременно делать им тяжело и невозможно. Например писать и слушать объяснение учителя. Их произвольное внимание недостаточно развито. Оно не устойчиво. Два дела одновременно делать им тяжело и невозможно. Например писать и слушать объяснение учителя. Низкая скорость переработки информации приводит к тому, что ребенок не успевает следить за объяснением и быстро перестает понимать что говорит учитель. Часто такой ученик «выключается» из разговора или объяснения, не будучи еще переутомленным, именно потому, что не успевает следить, теряет нить беседы и перестает понимать смысл сообщения. Низкая скорость переработки информации приводит к тому, что ребенок не успевает следить за объяснением и быстро перестает понимать что говорит учитель. Часто такой ученик «выключается» из разговора или объяснения, не будучи еще переутомленным, именно потому, что не успевает следить, теряет нить беседы и перестает понимать смысл сообщения.

Активный тип ММД Внешне выглядят как неорганизованные, импульсивные, увлекающиеся. Активно включаются, но работают недолго, т.к. быстро утомляются. Скорость бывает хорошей или высокой (не снижается к концу работы), но точность страдает всегда. Короткие самостоятельные пишут хорошо, длинные – плохо. Взрослым они кажутся способными, но не собранными. Учатся неровно. Память обычно в норме, но объем оперативных процессов (памяти, мышления) недостаточен. Нормализуется работа мозга к 5-6 классу. Развитие мышления обычно не страдает (если нет педзапущенности).

Алекситимия – не умение выражать словами свои мысли.

Клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. I. Нарушения внимания 1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. Не может до конца закончить поставленную задачу. 5. Слушает, но кажется, что не слышит. 6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7. Плохо организован. 8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9. Забывчив.

II. Гиперактивность / импульсивность II. Гиперактивность / импульсивность 1. Ребенок суетлив. 1. Ребенок суетлив. 2. Неспособен усидеть на одном месте. 2. Неспособен усидеть на одном месте. 3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте). 3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте). 4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как "perpetuum mobile". 5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как "perpetuum mobile". 6. Болтлив. 6. Болтлив. Импульсивность: Импульсивность: 7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим. 9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим.

КОРРЕКЦИЯ В КЛАССЕ Модификация окружения: Инструкции, помощь, поддержка Регулирование ожиданий Подчеркивание достоинств Создание ситуаций успеха КОРРЕКЦИЯ ДОМА Модификация окружения: Стандартная поведенческая программа/поддержка Стратегии выполнения домашнего задания Регулирование отношений в семье МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ: Описание отклонений и сильных сторон ОБУЧЕНИЕ ГЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ: ДЕТЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА (НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОСНОВЕ) Схема медико- психолого- педагогической коррекции (Брязгунов, Касатикова) Схема медико- психолого- педагогической коррекции (Брязгунов, Касатикова)

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми. 1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. При выставлени внешних рамок из «можно» и «нельзя» соблюдайте последовательность. 2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией. 2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией. 3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его. 3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его. 4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений. 5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д. Давайте ребенку важные поручения в присутствии всего класса, помогайте в их выполнении, позиционируйте классу его успешность.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Гиперактивный ребенок лучше воспринимает задачку, если она написана на доске или персональной карточке, это позволяет возвращаться к наглядной опоре в случае отвлечения. 7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. 8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ. Предупреждайте ребенка заранее о времени окончания выполнения задания, например «Осталось три минуты». 9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний. 10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Психологическая поддержка ребенка – это сосредоточение на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, вера в ребенка. Психологическая поддержка ребенка – это сосредоточение на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, вера в ребенка. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и тогда когда ему хорошо. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и тогда когда ему хорошо. Подлинная поддержка основывается на подчеркивание способностей, возможностей, положительных сторон личности ребенка. Подлинная поддержка основывается на подчеркивание способностей, возможностей, положительных сторон личности ребенка. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.

Поддерживать можно посредством: Поддерживать можно посредством: слов «Я рад, что ты в этом участвовал», «Ты делаешь это очень хорошо», «Мне нравится как ты это делаешь», «Здорово», «Прекрасно», «Я рад твоей помощи», «Ты можешь это сделать» слов «Я рад, что ты в этом участвовал», «Ты делаешь это очень хорошо», «Мне нравится как ты это делаешь», «Здорово», «Прекрасно», «Я рад твоей помощи», «Ты можешь это сделать» прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять его) прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять его) выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех) выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех) совместных действий (стоять рядом с ребенком, слушать его, мягко вести его) совместных действий (стоять рядом с ребенком, слушать его, мягко вести его)

Приемы эффективного общения. Прием «Я – сообщение, высказывания». Схема построения фраз. 1)Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты…», «Когда это происходит…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…» 2) Точное называние чувств в этой ситуации : «Я огорчаюсь…», «Я чувствую…», «Я не знаю как реагировать…» 3) Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю грязь», «Потому что ты нарушил обещание»

Упражнения, которые помогу расслабить организм ребенка и привести тело к равновесию и гармонии. «Любопытная Варвара» «Лимон» «Злюка успокоилась» «Озорные Щечки» «Палуба» «Лошадки» «Снежная баба» «Слон»

Дорогие учителя! Мы всегда хотим сделать как лучше, но у нас это не всегда получается! Чтобы Вам было легче снами, а мы вас любили: не нзагружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем! Не давайте нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил! Запомните: похвала и порицание действует на нас сильнее чем на других!