Саванович Валерий Викторович Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров Специальность: 19.00.01 общая психология, психология личности, история.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Advertisements

Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
ДАТА: года ПОДГОТОВИЛА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ СОШЛ 53 ВОРОНИНА С.А.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
В.Д. Шадриков, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Результаты психодиагностического исследования сформированности универсальных учебных действий учащихся 1 классов Северо-Западного округа уч.
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе Автор презентации: Смольякова Валентина Ивановна.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Ростов-на-Дону, 2007 г. Тема дипломной работы: «Влияние функционально-ролевой структуры группы на эффективность совместной деятельности в условиях деловых.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Итоги ЕГЭ-2013 в Санкт-Петербурге ХИМИЯ. ГОД Зарегистриров ано на экзамен, чел. Явилось на экзамен Получил и 100 баллов, чел. Число экзаменуемых, не сдавших.
Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
Транксрипт:

Саванович Валерий Викторович Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров Специальность: общая психология, психология личности, история психологии диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В.

Цель данного исследования - теоретически обосновать психологическую структуру и эмпирически выявить особенности рефлексивного Я менеджеров. Объект исследования - самосознание менеджеров. Предмет исследования - структура и особенности рефлексивного Я менеджера «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. 2

Задачи исследования. 1. Проанализировать состояние проблемы исследования рефлексивного Я в современной науке. 2. Выявить специфику управленческой деятельности современных менеджеров. 3. Уточнить сущностные признаки и разработать теоретическую модель структуры рефлексивного Я менеджеров. 4. Осуществить сравнительный анализ результатов эмпирического исследования структурно-функциональной организации рефлексивного Я менеджеров. 5. Определить основные методы психологической работы в группах менеджеров с разным уровнем развития рефлексивного Я. 3 «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В.

Теоретическая модель рефлексивного Я менеджеров Условные обозначения: R рефлексивность; В интеллект; М творческий потенциал; Q1 аналитичность мышления; K компетентность; F экспрессивность; I сензитивность; F3 уравновешенность; F1 тревожность; C сила Я; Q2 самостоятельность; Q3 самоконтроль; Au авторитарность; Ag агрессивность; Fr дружелюбие; Al альтруистичность. «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. 4

Сущностный признакПсихологическая характеристика проявления Системное образование, феномен проявления самосознания, «данность сознания самому себе», условие и результат самопознания, самоанализа и самооценивания Осознание себя как субъекта управленческой деятельности, включающее самоанализ, активное осмысление и оценку профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентаций, стиля и эффективности управленческой деятельности, взаимодействия с партнерами и коллегами, а также компетентности, опыта и перспектив развития Опосредствованное познание своего Я как субъекта управленческой деятельности, представленности в нем бытия других субъектов Способность видения себя глазами окружающих, понимание особенностей восприятия себя коллегами и партнерами Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных функций Аналитическая, оценочная, системообразующая, регулирующая, интегрирующая функции, определяющие состояние внутреннего диалога личности, процесс репрезентации психике содержания самосознания Структурное, многоаспектное образование, включающее когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты Рефлексивное Я представляет собой функциональную систему, характеризующуюся наличием внутри- и межкомпонентных связей и отношений, взаимодействие которых определяет его структурное построение Дифференциальные различия Гендерные, возрастные и индивидуальные особенности рефлексивного Я менеджеров Взаимосвязь с другими модусами Я личности менеджера Один из модусов Я, включенный во множество связей и отношений с другими модусами, охватывающий самоанализ граней своего Я, познание и понимание содержания самосознания, его интерпретацию и трансформацию «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. 5 Сущностные признаки рефлексивного Я

Структурные особенности уровней развития рефлексивного Я менеджеров: R рефлексивность; В интеллект; М творческий потенциал; Q1 аналитичность мышления; K компетентность; F экспрессивность; I сензитивность; F3 уравновешенность; F1 тревожность; C сила Я; Q2 самостоятельность; Q3 самоконтроль ; Au авторитарность; Ag агрессивность; Fr дружелюбие; Al альтруистичность «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. 6

КритерииПоказатели Уровни развития рефлексивного Я, баллы ВысокийСредний Низкий Муж. (n = 18)Жен. (n = 15)Муж. (n = 29)Жен. (n = 19)Муж.(n = 20)Жен. (n = 16) Когнитивный Рефлексивность 8,959,175,935,9533,31 Интеллект 8,9598,6997,47,13 Творческий потенциал 7,768,084,834,584,254,19 Аналитичность мышления 6,956,7544,584,053,62 Компетентность 98,258,457,9555,12 Эмоциональный Экспрессивность 3,623,756,937,05 7,558,63 Сензитивность7,439 4,593,42 3,554,44 Уравновешенность4,053,337,318,636,758,63 Тревожность7,338,25 5,96 3,44,37 Волевой Сила Я 8,198,58,938,95 75,75 Самостоятельность9,057,927,866,84 43,88 Самоконтроль8,717,588,037,165,954,44 Поведенческий Авторитарность5,338,56,768,32 9,69,88 Агрессивность3,056,61 6,767,379,99,44 Дружелюбие 6,676,5 6,768,328,710 Альтруистичность 7,147,00 5,526,957,28,75 «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. Гендерные особенности структуры рефлексивного Я менеджеров 7

КритерииПоказатели Уровни развития рефлексивного Я, баллы ВысокийСреднийНизкий Менее 5 лет (n = 11) Более 5 лет (n = 22) Менее 5 лет (n = 17) Более 5 лет (n = 31) Менее 5 лет (n = 27) Более 5 лет (n = 9) Когнитивный Рефлексивность 99,055,945,963,153,11 Интеллект 8,739,098,888,777,267,33 Творческий потенциал 8,367,644,294,974,304 Аналитичность мышления4,368,14 4,534,063,893,78 Компетентность7,279,506,719,10 3,674,44 Эмоциональный Экспрессивность8,363,686,357,32 87,67 Сензитивность3,184,09 44,193,934 Уравновешенность 87,50 8,127,68 7,448 Тревожность 7,918,506,005,903,784 Волевой Сила Я 8,098,918,719,06 7,005,75 Самостоятельность 8,09 7,92 7,537,426,416,56 Самоконтроль 6,738,417,717,6843,78 Поведенческий Авторитарность2,552,827,76 7,165,305,22 Агрессивность7,452,828,595,74 9,4110 Дружелюбие7,256,186,128,06 9,639,56 Альтруистичность 7,09 6,945,617,638,67 Структурные особенности рефлексивного Я менеджеров с разным стажем управленческой деятельности «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. 8

Соотношение представлений о реальном Я и идеальном образе Я менеджеров в структуре рефлексивного Я: Au авторитарность; S эгоистичность; Ag агрессивность; Su подозрительность; Sb подчиняемость; Dp зависимость; Fr дружелюбие; Al альтруистичность; Fl гибкость поведения «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. 9

Уровни развития рефлексивного Я Сильные стороныСлабые стороныРекомендации Высокий (n = 33) Развитая рефлексивностьВысокая сензитивность Развитие эмоциональной уравновешенности, снижение тревожности Высокий творческий потенциалНейротизм Аналитичность мышления, проницательность Тревожность Высокие уровни интеллекта и компетентности Эмоциональная возбудимость Ориентация на инновационные преобразования Способность к всестороннему анализу причин и следствий событий Мотивация достижения успеха, стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации Самостоятельность, самоконтроль, сила Я Средний (n = 48) Высокие уровни интеллекта и компетентности Рефлексивность средняя Развитие рефлексивности, творческого потенциала, аналитичности мышления и сензитивности Самостоятельность, самоконтроль, сила Я, выдержка, исполнительность, нетерпимость к недостаткам Творческий потенциал низкий Эмоциональная уравновешенностьАналитичность мышления низкая Способность сохранять самообладание в стрессовых ситуациях, принимать решения в условиях неопределенности Сензитивность низкая Низкий (n = 36) УравновешенностьРефлексивность низкая Развитие когнитивного и волевого компонентов Дружелюбие Творческий потенциал и аналитичность мышления слабо развиты Компетентность низкая 10 «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. Практические рекомендации по психологической работе с менеджерами,имеющими разный уровень развития рефлексивного Я

Уровни развития рефлексивного Я менеджеров Методы психологической работы Высокий ( n = 33) Диагностические процедуры; тренинг, способствующий развитию эмоциональной уравновешенности, снижению тревожности; метод мозгового штурма; анализ управленческих ситуаций; дебрифинг; ролевые игры; групповая дискуссия Средний ( n = 48) Тренинг, направленный на развитие рефлексивности, творческого потенциала, аналитичности мышления; метод мозгового штурма; анализ ситуаций; диагностические процедуры; тренинг; дебрифинг; ролевые игры; групповая дискуссия Тренинг, способствующий развитию сензитивности Низкий ( n = 36) Тренинг, направленный на развитие рефлексивности, творческого потенциала, аналитичности, компетентности Тренинг, направленный на развитие волевой сферы самостоятельности, самоконтроля; диагностические процедуры; дебрифинг; ролевые игры; групповая дискуссия; мозговой штурм; анализ управленческих ситуаций Методы психологической работы по развитию рефлексивного Я менеджеров 11 «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В.

1. Решена проблема построения теоретической модели и выявления особенностей рефлексивного Я менеджеров. Обобщены основные философские и психологические исследования, позволившие уточнить сущностные признаки изучаемого феномена самосознания. Раскрыты сущность и соотношение понятий рефлексивного Я, Я-концепции, образа Я, личностной рефлексии, рефлексии, самосознания, самопознания, самовосприятия, самооценки, самоотношения. 2. Реализован интегративный подход, объединивший разные уровни анализа, связанные с содержательным, структурным, функциональным и критериальным обоснованиями научных представлений о рефлексивном Я субъектов управленческой деятельности, с выявлением специфики управленческой деятельности современных менеджеров. 3. Определено, что рефлексивное Я менеджеров сложный, системный феномен самосознания, один из модусов Я, выражающий способность к саморефлексии, самоисследованию, анализу и оцениванию себя как субъектов управленческой деятельности, своих поступков, действий, отношений. 4. Отмечено, что структурно-функциональная организация рефлексивного Я менеджеров представлена когнитивным, эмоциональным, волевым и поведенческим компонентами, выполняющими аналитическую, оценочную, системообразующую, регулирующую и интегрирующую функции в процессе управленческой деятельности. В Заключении сформулированы выводы, подтверждающие гипотезы исследования и положения, вынесенные на защиту. «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. 12

5. Установлена система критериев и показателей когнитивного, эмоционального, волевого и поведенческого компонентов, способствующая выявлению качественной специфики внутри- и межкомпонентных связей в психологической структуре рефлексивного Я менеджеров. 6. Эмпирически выявлены высокий, средний и низкий уровни развития рефлексивного Я менеджеров и осуществлен их сравнительный анализ, отражающий качественные особенности структуры в различных выборках. Обозначены особенности рефлексивного Я менеджеров высшего и среднего звена. Установлена зависимость изучаемого феномена от пола, возраста, стажа управленческой деятельности. 7. Определены психологические методы работы в группах менеджеров с разным уровнем развития рефлексивного Я, разработан алгоритм психологического сопровождения изучаемого процесса и практические рекомендации по его реализации. «Структура и особенности рефлексивного Я менеджеров», Саванович В.В. 13

Спасибо за внимание! 14