Обобщение опыта Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся. Автор опыта:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прилуцкая Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей 2» город Камень-на-Оби Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством.
Advertisements

Антошина Ольга Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 города Десногорска Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством технологии.
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
На уроках иностранного языка на основе индивидуального подхода Учитель немецкого языка: Нестерова Е.Н. МОУ «СОШ с.Малотроицкое»
Шкута Людмила Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 43 х.Бараниковского Технология проблемного диалога и личностного развития учащихся.
Проблемно – поисковая (исследовательская) технология Создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Автор проекта: Водынина Оксана Ивановна учитель русского языка и литературы.
« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
МОУ «СОШ 2» г.Аргун ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. «Страшная опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает,
«Технология проблемно- диалогического обучения на уроках русского языка» Борозенец Анастасия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 с.Красное.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Транксрипт:

Обобщение опыта Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся. Автор опыта: Борисенко Анна Федоровна учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 3 с углублённым изучением отдельных предметов г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

Условия возникновения опыта целостное гармоничное развитие личности школьника овладение основными компонентами учебной деятельности формирование готовности к самообразованию определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Диагностика исходного уровня познавательного интереса учащихся п/пСферы деятельности2007– 2008 уч. г. 1 Математика и техника14%14% 2 Гуманитарная сфера8% 3 Художественная деятельность46%46% 4 Физкультура и спорт64% 5 Коммуникативные интересы15% 6 Природа и естествознание23%23% 7 Домашние обязанности, труд по самообслуживанию 8%

Тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Приоритет развивающей функции обучения. Раскрытие индивидуальных возможностей личности младшего школьника Актуальность

Противоречия между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения современных технологий деятельностного обучения; между необходимостью введения приёмов проблемного обучения и недостаточностью методик их применения; между наличием познавательных интересов у учащихся и отсутствием системы его развития

Ведущая идея педагогического опыта создание условий для активизации познавательной деятельности младших школьников путем применения проблемных ситуаций в учебной деятельности.

Теоретическая база опыта Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения (А. Ю. Дейкина) Проблемная ситуация в мышлении и обучении А. М. Матюшкин) Формирование познавательной деятельности младших школьников (Н. Ф. Талызина) Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы (Кудрявцев Т. В.) Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся (Г. И. Щукина)

Новизна опыта Новизна опыта заключается в комбинировании элементов технологии проблемного обучения в решении проблемы активизации познавательных интересов младших школьников.

Цель опыта : формирование устойчивых познавательных процессов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках.

Задачи: создать условия для достижения высокого уровня обученности на основе укрепления познавательного интереса; содействовать развитию учебной мотивации учащихся на основе системного применения проблемных ситуаций; организовать работу по формированию познавательной самостоятельности ученика и развитию его творческих способностей.

Школьник нового типа внутренне свободный, умеющий творчески относиться к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и сформулировать новую проблему, способный делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения

«Ставьте ребёнку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял», - французский философ Ж.Ж.Руссо

Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний. У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях. Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации. Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий. ?

Проблемно-диалогические методы: побуждающий диалог; подводящий диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий диалог заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему

Подводящий диалог это цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока

Мотивирующий прием сообщение темы урока учителем приём «яркое пятно» приём «актуальность»

Методы решения учебной проблемы. 1. Побуждающий к гипотезам диалог. 2. Подводящий к открытию знания диалог. урок окружающего мира в 3 классе, при изуче в 3 классе, при изуче нии темы «Грибы». -Как вы думаете, грибы – это «живая» или «неживая» природа? 3.Подводящий без проблемы диалог

Формирование ключевых компетенций грамотное организованное общение; направленные диалоги (побуждающий и подводящий), нацеленные на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.

Формы работы: Фронтальная Групповая Парная Индивидуальная

Условия для успешной реализации проблемной ситуации построение оптимальной системы в ситуации и средства их создания ( устные или письменные слова, мультимедиа средства); отбор и использование самых активных сущностных задач (проблем); учет особенностей в различных видах учебной работы

При введении в учебный процесс учебных проблем, управление процессом усвоения становится управлением процесса выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».

Преимущества ТПД обеспечивается развивающий эффект; создаётся атмосфера сотрудничества; происходит развитие речи, логического мышления; вырабатывается активная позиция детей. повышается интерес учащихся к учёбе;

Результаты диагностики познавательных интересов по «Карте интересов» (Автор А.Е. Голомшток) п/п Сферы деятельности 2007 – 2008 уч. г – 2009 уч. г – 2010 уч. г – 2011 уч. г. 1Математика и техника 14%29%47%68% 2Гуманитарная сфера 8%20%22%40% 3Художественная деятельность 46%56%64%72% 4Физкультура и спорт 61%68%76%96% 5Коммуникативные интересы 24%43%56%78% 6Природа и естествознание 23%39%52%74% 7Домашние обязанности, труд по самообслуживанию 9%23%28%35%

Качество знаний учащихся по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру в период с 2008/2009 по 2010/2011 учебные годы (2 – 4 классы) п/п Сферы деятельности2007 – 2008 уч. г – 2009 уч. г – 2010 уч. г – 2011 уч. г. 1Математика и техника14%29%47%68% 2Гуманитарная сфера8%20%22%40% 3Художественная деятельность 46%56%64%72% 4Физкультура и спорт61%68%76%96%

Результаты участия детей в олимпиадах, конкурсах, смотрах в 2007 – 2011 годах Фамилия, имя учащегося ГодНазвание конкурсаУровеньРезультат Малыхин Семен 2008Творческий конкурс «Мастерская природы» сайта «Страна Мастеров» Всероссийский1 место Меньшиков Михаил 2008Творческий конкурс «Мастерская природы» сайта «Страна Мастеров» Всероссийский2 место Олейник Данил2008Творческий конкурс «Мастерская природы» сайта «Страна Мастеров» Всероссийский2 место Звягинцева Яна2008Конкурс «Музей и дети»Муниципальный1 место Назаренко Екатерина 2008Творческий конкурс «Зимняя сказка» Муниципальный2 место Звягинцева Яна2009Интеллектуальный марафон школьный2 место Гунченко Виталий 2009Творческий конкурс «Ёлочка, живи!»» Всероссийский2 место

Гунченко Виталий 2009Творческий конкурс «Ёлочка, живи!»» сайта «Страна Мастеров» Всероссийский2 место Звягинцева Яна2010Интеллектуальный марафон межшкольныйлауреат Назаренко Екатерина 2010Интеллектуальный марафон школьный2 место Звягинцева Яна2010Интеллектуальный марафон школьный1 место Терешина Анна2010Акция «Покорми птиц зимой», номинация «Литературный конкурс» муниципальный1 место Назаренко Екатерина 2010«Учитель- глазами ребенка» номинация «Литературное чтение» муниципальный3 место Гунченко Виталий 2010Всероссийский Молодежный чемпионат «Старт» Всероссийский1 место район

Черкашина Софья 2011Интеллектуальный марафон школьный2 место Звягинцева Яна2011Интеллектуальный марафон школьный3 место Назаренко Екатерина 2011«Пасхальное яйцо 2011»муниципальныйлауреат Звягинцева Яна2011Олимпиада «Ученик XXI века» муниципальный2 место Звягинцева Яна2011Всероссийская олимпиада «Ученик XXI века номинация «Русский язык» региональный1 место

Библиографический список: 1.Божович Л. И.Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка-М. Просвещение, Виноградова Н.Ф. Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, Ю.Дейкина М Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения А. Просвещение Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников-Киров Ильницкая С. Пути создания проблемных ситуаций. – М.: Знания, Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору). – М.: Знание, 1971Н.Ф. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» Москва «Вентана-Граф» Талызина -Формирование познавательной деятельности младших школьников - М. Просвещение – Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития, – 12.Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, Г. И.Щукина -Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе -М. Просвещение Г.И.Щукина Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся М.- Просвещение Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников//Вопросы психологии. – 1997