Актуальные проблемы использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе: технологический и методический аспекты Петрова Антонина Александровна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование ЭОР на уроках географии – одно из условий достижения качества образования г. VI МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ Учитель географии.
Advertisements

ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов Составитель: И.И.Еременко, учитель истории и обществознания МОУ СОШ 31 г.Владимира.
Типы и особенности электронных образовательных ресурсов.
Использование ЭОР на уроках математики. Актуальность Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не.
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника ОУ Составитель: Паромова С.Я.
Комплексная оценка электронных образовательных ресурсов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Псков, 2011 год1 Электронные образовательные ресурсы. Практика применения в учебно-воспитательном процессе Петрова Антонина Александровна, методист РЦДО.
Целью данного проекта является - рассмотреть возможность различных программ для создания ЦОР. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие.
Цифровые образовательные ресурсы Грошева И.Г. Учитель высшей категории МОУ « СОШ14» Г. Новокузнецка.
А.А. Петрова2 Как Вы относитесь к инновационным средствам обучения? Всегда ли оправдано использование ЭОРов и ЦОРов на уроке? Как часто Вы наблюдаете.
Учитель математики МОУ «СОШ с. Полеводинское Духовницкого района Саратовской области» Кулемякина Наталья Васильевна.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики и информатики Районный семинар учителей математики и информатики образовательных.
Роль и место УМК «Мирный атом» в региональной образовательной политике Дозморова Е.В.
Использование ЦОР (ЭОР) в преподавании информатики Утянская Е.В. учитель информатики МОУ Гимназия Александрова Т.П. зам. директора по ИКТ МОУ Гимназия.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в системе информационных образовательных ресурсов (ИОР) МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»
Особенности использования ЭОР на уроках информатики Учитель информатики МБОУ – лицей 32 Идрисова А. А.
Транксрипт:

Актуальные проблемы использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе: технологический и методический аспекты Петрова Антонина Александровна, Зав. ИАЦ Управления образования Печорского района

2 Целевая установка: акцентировать внимание администрации школ и педагогов на проблеме грамотного, профессионального использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе и не менее грамотную оценку деятельности учителя по применению ЭОР со стороны администрации

3 Каковы требования, предъявляемые к современному учителю в контексте использования средств ИКТ в учебном процессе? (из квалификационной характеристики) Учитель должен: знать современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; обоснованно выбирать программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы; оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;

4 Каковы требования, предъявляемые к современному учителю в контексте использования средств ИКТ в учебном процессе? (из квалификационной характеристики) Учитель должен: осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); Должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием

5 Проблемный вопрос: Как оценить урок с использованием электронных образовательных ресурсов?

6 Разработана технология, при которой ЭОР подвергается комплексной экспертизе, включающей: Техническую экспертизу техническая экспертиза оценивает работоспособность ЭОР на программно-технических комплексах различных конфигураций; Содержательную экспертизу Содержательная экспертиза направлена на оценку полноты содержания в предметной области, педагогических качеств ЭОР в традиционной интерпретации: оценка содержания в целом; педагогическая оценка; методическая состоятельность

7 Разботана технология, при которой ЭОР подвергается комплексной экспертизе, включающей: Экспертизу дизайн-эргономики: Экспертиза дизайн-эргономики электронного издания отвечает на главный вопрос: эффективно ли данное издание/ресурс в электронном исполнении?

8 Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов Традиционные критерии: соответствие программе обучения; научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету); соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.); отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.; оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр. и пр.

9 Критерии научной экспертизы электронных образовательных ресурсов ( начальное образование) Соответствие названия ЭОР названию учебного предмета (предметной области) в соответствии с ФГОС; Соответствие текстового материала ЭОР нормам современного русского языка; Актуальность представленных в содержании ЭОР знаний по учебному предмету на данной ступени обучения; Наличие, полнота и глубина представления в содержании ЭОР системы основных понятий, относящихся к данной области знаний, с учетом ступени обучения; Наличие представления в содержании ЭОР ключевых теорий, идей, понятий, фактов, относящихся к данной области знаний с учетом ступени обучения; Отсутствие в содержании ЭОР недостоверных, лженаучных фактов; Соответствие содержания ЭОР научной корректности общепринятой терминологии и символике; Соответствие научного содержания ЭОР целям и задачам духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

10 Критерии психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов (начальное образование) Соответствие содержания ЭОР ФГОС НОО; Соответствие содержания ЭОР основным дидактическим принципам, возрастным психологическим особенностям учащихся; Соответствие содержания ЭОР системам учебников: «Начальная школа XXI века»; «Перспектива»; «Школа России»; «Школа 2100»; Соответствие целесообразности предлагаемых форм и методов организации образовательного процесса с использованием ЭОР заявленным целям; Соответствие ЭОР возможности обеспечения вариативности образования; Реализация уровневой дифференциации усвоения учебного материала

11 Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов Инновационные критерии: Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: –получение информации; –практические занятия; –аттестация (контроль учебных достижений). Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно- деятельностных форм обучения Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения

12 Критерии психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов (начальное образование) Учёт возможности использования ЭОР учащимися с ограниченными возможностями здоровья; Поддержка работы с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.); Поддержка работы с заданиями (как обучающего, так и диагностического характера), ориентированными на нестандартные решения; Направленность ЭОР на формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов; Направленность ЭОР на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

13 Критерии психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов (начальное образование) Направленность ЭОР на развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности; Направленность ЭОР на развитие интеллектуального потенциала обучающего; Направленность ЭОР на развитие творческого потенциала обучающегося; Качество реализации контроля и оценки результатов освоения ЭОР; Обеспечивает автоматическую проверку результатов деятельности учащегося

14 Критерии психолого-педагогической для моделирующих сред и виртуальных конструкторов ЭОР (начальное образование) Обеспечивает содержание творческих конструктивных сред в соответствии системами учебников («Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100»); Обеспечивает возможность изучения предмета на основе деятельностного подхода; Обеспечение понимания учащегося самого механизма моделирования, возможность сопоставления виртуальных и реальных экспериментов

15 Критерии научной экспертизы электронных образовательных ресурсов ( общее образование) См. – начальное образование Критерии психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов (общее образование) Соответствие содержания ЭОР ФГОС ООО; Соответствие содержательным особенностям предметов («Математика», «Физика», «Биология») интерактивных моделей, тренажеров, проверочных заданий; остальное повторяется

16 Новые педагогические инструменты: интерактив; мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира); моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта); коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями); производительность (в данном случае – производительность труда пользователя)

17 Формы взаимодействия пользователя с электронным образовательным ресурсом Условно-пассивные формы: 1. Чтение текста, в том числе с управлением его движения в окне представления («листание» страниц или скроллинг форма представления информации, при которой содержимое (текст, изображение) двигается в вертикальном или горизонтальном направлении 2. Просмотр деловой графики: графиков и диаграмм; схем и графов; символьных последовательностей и таблиц 3. Прослушивание звука: речи; музыки; комбинированного (песня или речь на фоне музыки)

18

19 Условно-пассивные формы: 94f5-fb37141a7ba8/Pletenie.pps 94f5-fb37141a7ba8/Pletenie.pps 4. Просмотр изображений: статических (реалистических и синтезированных); динамических (реалистических и синтезированных). 5. Восприятие аудиовизуальной композиции: звук +текст; звук + статическое изображение (фотографии, рисунки); звук + последовательность статических изображений; звук + динамическое изображение (видео). При этом аудиовизуальная композиция может иметь варианты, различающиеся по эффективности: созерцательный (наблюдение рисунка в целом, видеоролика в исходном виде); акцентированный (с выделением деталей визуального ряда или фрагментов звукоряда при цифровой обработке исходных материалов) e51bd844e0cb/90154/?interface=teacher&class=50&subject=32

20 Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь Детальные сведения о 332 видах птиц: характеристика внешних признаков, голосов, карты распространения, подробное описание образа жизни. См. также «Мультимедийный справочник-определитель «Животный мир России.

21

22 Активные формы: Навигация по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам); Копирование элементов контента в буфер (чаще всего – для создания собственных оригинальных композиций); Множественный выбор из элементов контента (символьных строк или изображений); Масштабирование изображения для детального изучения; Изменение пространственной ориентации объектов (чаще всего – поворот объемных тел вокруг осей); Изменение азимута и угла зрения («поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах); Управление интерактивной композицией

23 Деятельностные формы: Удаление/ведение объекта в активное поле контента; Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий; Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; Составление определенных композиций объектов; Объединение объектов связями с целью организации определенной системы; Изменение параметров/характеристик объектов и процессов; Декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему

24 Исследовательские формы: Для реализации исследовательских форм взаимодействия контент ЭОР должен представлять собой интерактивную многосвязную аудиовизуальную среду с многомодельной поддержкой. Такая среда близка к виртуальной реальности, максимально использующей новые педагогические инструменты: интерактив, мультимедиа, моделинг

25 Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС)

26

27 Пример: Электронный учебный модуль «Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. В.А. Жуковский».

28 Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана» (базовое изучение)

29

30

31

32 Методические аспекты применения ЭОР Структурированность представленного материала, логика изложения. Ориентация на технологии развивающего обучения. Ориентация на разнообразие форм познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную) работу учащихся. Наличие методических рекомендаций и инструкции по применению. Интеграция с другими предметными областями. Соблюдение дидактических принципов обучения (от простого к сложному, научность, доступность, практическая направленность и т.д)

33 Методические аспекты применения ЭОР Обеспечение дифференцированного (разноуровневого) подхода к обучению. Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся. Эффективность контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых). Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи…

34 Роль ЭОР в учебной ситуации: ЭОР - это инструмент: для познания нового; получения информации; Исследования; выполнения творческого проекта учащегося; самооценки Учитель на данном этапе должен быть консультантом, тьютором, помощником в получении знаний, умений и навыков при помощи информационных технологий

35 Практика применения ЭОР – требования целесообразность (предметная, педагогическая); соответствие образовательному стандарту и его разумному расширению; научная корректность (отсутствие фактических ошибок); наглядность и эстетичность; доступность (учет возрастных возможностей учащихся); эффективность (снижение трудозатрат); техническая комфортность (ЦОР не требует высокого уровня программно - технической оснащенности и подготовки пользователя); корректность правовая (соответствие действующему законодательству), этическая, нравственная и т.п.

36 Практика применения ЭОР – требования открытость (возможность вносить изменения, трансформация, доработка); обновляемость (версификация); совместимость (универсальность форматов представления данных); межпредметность; многовариативность использования в учебном процессе; модульность; интерактивность; инновационность

37 Преимущества и возможности использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения учет особенностей современных детей и подростков; мультимедийность; экономия времени на отбор дидактических средств; эффективный и оперативный контроль; объективность контроля; индивидуальный подход; решение различных образовательных задач на уроке и во внеурочное время; сочетание различных методических приемов; разнообразие видов деятельности на уроке Преимущества Возможности

38 несовпадение разработанных ресурсов с логикой различных УМК; наличие некачественных ЭОР; нерациональное использование ЭОР чрезмерное увлечение ими; неготовность учителя к гибкому, вариативному применению ЭОР; недостаточные технические возможности в школе нормы СанПин (5-7 кл.-20 мин., 8-11 кл. – 25 мин.); техническая оснащенность классов; большой объем времени на подготовку к уроку (поиск, отбор, проверка, проектирование сценариев уроков с использованием ЭОР); необходимость п/к, мотивации учителя, изменение его позиции по отношению к современным средствам и формам обучения Основные риски Основные ограничения

39 Домашнее задание по вебинару: Дистанционное задание для участников вебинара «Экспертная оценка ЭОР: технологический и методический аспекты» по экспертизе ЭОР Федеральных коллекций: ЕКЦОР: ФЦИОР: 1.Используя технологическую карту проанализировать 2-3 ЭОРа из каждой коллекции. 2.На основе технологической карты проанализировать 2-3 ЭОРа, созданных учителями ОУ

40 Информационные ресурсы: 1. Александр Осин. Новый носитель или новое явление? 2. Оценка качества электронных образовательных ресурсов: kachestva-elektronnyx-obrazovatelnyx-resursov/ kachestva-elektronnyx-obrazovatelnyx-resursov/ 3. Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов:

41