Основные характеристики ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Подготовила: д.п.н, проф. Платохина Н.А. e-mail:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Advertisements

Временные (примерные) требования Предъявлялись к содержанию и методам дошкольного образования.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
Что такое ФГТ? В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Интегративные качества ребенка как результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Щурская Елена Евгеньевна, ст. преподаватель.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
Портрет выпускника ДУ Автор: Вавилина Ольга Савватиевна, воспитатель МБОУ «ЕСШ» СП «Звездочка» п.Ерцево Коношского района Архангельской области.
Федеральные требования к основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
10 отличий новых требований от старых. Нормативно-правовая база приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении и введении.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОУ Методист МОУ «МИМЦ» Моисеенко Т.Н.
Транксрипт:

Основные характеристики ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Подготовила: д.п.н, проф. Платохина Н.А. Natacha- ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Общая информация о ФГТ ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 655 от 23 ноября 2009 года) 1. ФГТ - первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какое содержание реализовать для достижения каждым ребенком максимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. 2. ФГТ устанавливают нормы и положения обязательные при реализации основной общеобразовательной программы в дошкольном образовательном учреждении: определения структуры программы, определения структуры программы, соотношения частей, объема, обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. соотношения частей, объема, обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Общая информация о ФГТ 3. ФГТ учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. На основе ФГТ разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Основные понятия: Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения - нормативно- управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения - нормативно- управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении. Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков родителей (законных представителей). Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков родителей (законных представителей).

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ Временные (примерные) требования ФГТ 1. Предъявлялись к содержанию и методам дошкольного образования. Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей. Содержание дошкольного образования рассматривается только с точки зрения совокупности «содержательных» частей программы, в которых оно реализуется.

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ Содержание дошкольного образования включало 12 направлений деятельности ДОУ: 1 – взаимодействие сотрудников с детьми; 2 – физическое развитие и здоровье; 3 – речевое развитие ребенка; 4-8 – развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности; 9-10 – развитие элементарных, естественнонаучных представлений; – развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре. Содержание дошкольного образования включает 4 направления развития детей: - физическое, - социально-личностное, - познавательно-речевое, - художественно-эстетическое. Указанные направления соответствуют образовательным областям: - «Физическая культура», «Здоровье», - «Социализация», «Труд», - «Безопасность», «Чтение художественной литературы», - «Безопасность», «Чтение художественной литературы», - «Коммуникация», «Познание», - «Музыка», «Художественное творчество».

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ Общим основанием для классификации содержания образования в обоих документах является деятельностный подход. Однако есть и различия. 3 Исключением из деятельностного подхода следующие направления деятельности: здоровье, развитие элементарных математических и естественных представлений, развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре, речевое развитие ребенка Исключением из деятельностного подхода следующие направления деятельности: здоровье, развитие элементарных математических и естественных представлений, развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре, речевое развитие ребенка Исключением из деятельностного подхода являются образовательные области «Здоровье», «Безопасность» Исключением из деятельностного подхода являются образовательные области «Здоровье», «Безопасность» В основе остальных образовательных областей находятся виды детской деятельности: В основе остальных образовательных областей находятся виды детской деятельности: двигательная деятельность («Физическая культура), игровая («Социализация»), трудовая («Труд»), восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»), коммуникативная («Коммуникация»), познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»), музыкально- художественная («Музыка»), продуктивная («Художественное творчество»). двигательная деятельность («Физическая культура), игровая («Социализация»), трудовая («Труд»), восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»), коммуникативная («Коммуникация»), познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»), музыкально- художественная («Музыка»), продуктивная («Художественное творчество»).

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ 4 Результаты, не имеют количественно измеримых параметров, не ориентированы на некое новое состояние (новообразование), в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования. Разработаны с нарушением логики проектного управления: сначала должен быть определен результат, а затем – деятельность по его достижению. Результаты, не имеют количественно измеримых параметров, не ориентированы на некое новое состояние (новообразование), в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования. Разработаны с нарушением логики проектного управления: сначала должен быть определен результат, а затем – деятельность по его достижению. Определены планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Определены планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет,. Формирование качеств ребенка осуществляется: Формирование качеств ребенка осуществляется: - по принципу интегративности, или возможности формирования качеств в ходе освоения всех или большинства образовательных областей; - в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован; - с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ 5 Временные требования описывали каждое из направлений деятельности ДОУ, не фиксируя при этом общие концептуальные положения. Содержание дошкольного образования представляло собой набор «программ» по развитию тех или иных видов деятельности, то есть строилось в большей степени по предметному принципу. Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого- педагогической работы, при этом ФГТ определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Среди важных концептуальных положений ФГТ можно назвать также комплексно- тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовского), сочетание принципа в научной обоснованности и практической применимости и др.

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ 6 Не были дифференцированы на обязательную для всех ДОУ часть содержания дошкольного образования и часть, отражающую видовое разнообразие ДОУ (т.е. наличие приоритетных направлений). В полном объеме не могли быть выполнены всеми ДОУ Российской Федерации (например, обучение иностранным языкам, организация питания детей с учетом индивидуальной диеты). Определяют как обязательную для всех ДОУ (групп детей дошкольного возраста) часть Программы, так и часть, формируемую участниками образовательного процесса (отражающую видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательного процесса), а также ваарианты соотношения указанных частей Программы в соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста. Определяют как обязательную для всех ДОУ (групп детей дошкольного возраста) часть Программы, так и часть, формируемую участниками образовательного процесса (отражающую видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательного процесса), а также ваарианты соотношения указанных частей Программы в соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста.

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ 7 Не определяли объем образовательной нагрузки. Определяют как время, необходимое для реализации всей Программы, так и время необходимое для реализации основных частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ 8 Не отражали специфику осуществления образовательного процесса. Отражают специфику образования детей дошкольного возраста, так как полноценная реализация обязательной части Программы включает время, отведенное и на непосредственно образовательную деятельность, и на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, и на самостоятельную деятельность детей и на взаимодействие с семьями воспитанников.

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ 9. По объективным причинам (отсутствие в 1996 году групп кратковременного или сокращенного пребывания) учитывали только традиционный режим пребывания детей – 12-часовой. Учитывают возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с различным режимом пребывания.

Сравнительный анализ Временных (примерных) требований и ФГТ 10. Не учитывали специфику деятельности специализированн ых групп и учреждений. Учитывают специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается на основе федеральных требований. 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается на основе федеральных требований. 2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование: общей культуры ребенка дошкольного возраста, общей культуры ребенка дошкольного возраста, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 3. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: 3. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, физическому, социально-личностному, социально-личностному, познавательно- речевому познавательно- речевому художественно-эстетическому. художественно-эстетическому.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Программа должна соответствовать принципам: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Программа должна соответствовать принципам: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обязательная часть должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обязательная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Обязательная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в школе по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в школе по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Временные параметры: 1. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. 2. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы. 3. В зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Временные параметры: 4.Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. взаимодействие с семьями детей по реализации программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы: 1) пояснительная записка; 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Пояснительная записка должна раскрывать: Пояснительная записка должна раскрывать: 1) возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; 2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 4) особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие); 5) принципы и подходы к формированию Программы.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает: 1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; 2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. 1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; 2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Дети осваивают следующие образовательные области: «Физическая культура», «Физическая культура», «Здоровье», «Здоровье», «Безопасность», «Безопасность», «Социализация», «Социализация», «Труд», «Труд», «Познание», «Познание», «Коммуникация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Художественное творчество», «Музыка». «Музыка».

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно- гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни воспитание культурно- гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Социализация» Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству. приобщение к изобразительному искусству.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. приобщение к музыкальному искусству.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья содержание коррекционной работы должно обеспечивать: 1. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; 2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- пдагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); 3. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программы и их интеграции в образовательном учреждении. содержание коррекционной работы должно обеспечивать: 1. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; 2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- пдагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); 3. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Раздел программа «Содержание коррекционной работы» должен предусматривать: описание системы комплексного психолого- медико педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей; описание системы комплексного психолого- медико педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья,

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы : физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы : любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы : эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы: овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы : способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы : способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы : имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы: овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Требования к разделам обязательной части основной программы дошкольного образования Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных

Вариант модели плана работы воспитателя с детьми (рекомендации К. Ю. Белой) Первый раздел "Общие сведения" представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года: Первый раздел "Общие сведения" представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года: "Сведения о детях и родителях"; "Сведения о детях и родителях"; "Взаимодействие с семьями детей"; "Взаимодействие с семьями детей"; "Режим дня группы на холодный период года"; "Режим дня группы на холодный период года"; "Режим дня группы на теплый период года"; "Режим дня группы на теплый период года"; "Листок здоровья"; "Листок здоровья"; "Система закаливания в группе"; "Система закаливания в группе"; "Двигательный режим"; "Двигательный режим"; "Гимнастика"; "Гимнастика"; "Результаты обследования речи детей"; "Результаты обследования речи детей"; "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи". "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи".

Вариант модели плана работы воспитателя с детьми Во втором разделе "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми"предлагается схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков. Во втором разделе "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми"предлагается схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков. Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми Месяц и недели События, праздники, традиции Тема Организация развивающей среды для самостоятельно й деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействи е с семьей

Вариант модели плана работы воспитателя с детьми Представленная таблица предусматривает перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Представленная таблица предусматривает перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

Вариант модели плана работы воспитателя с детьми При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой: При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой: первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники); первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники); второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?"); третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?"); четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. Вариант модели плана работы воспитателя с детьми

Третий раздел сформулирован как "Перспективное планирование по видам детской деятельности". В соответствии с ФГТ выделяют следующие виды детской деятельности: Третий раздел сформулирован как "Перспективное планирование по видам детской деятельности". В соответствии с ФГТ выделяют следующие виды детской деятельности: игровая; игровая; двигательная; двигательная; коммуникативная; коммуникативная; трудовая; трудовая; познавательно-исследовательская; познавательно-исследовательская; продуктивная; продуктивная; музыкально-художественная; музыкально-художественная; чтение. чтение. Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на квартал и месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Вариант модели плана работы воспитателя с детьми Четвертый раздел "Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)" представляет собой еженедельный план работы, который включает в себя два блока: содержание НОД (организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности) и формы организации детей. Четвертый раздел "Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)" представляет собой еженедельный план работы, который включает в себя два блока: содержание НОД (организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности) и формы организации детей. Педагог вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками. Педагог вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками. Предложенная модель также может использоваться воспитателями при составлении собственного плана. При этом не рекомендуется копирование готовых планов работы. Предложенная модель также может использоваться воспитателями при составлении собственного плана. При этом не рекомендуется копирование готовых планов работы. В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана воспитательно-образовательной работы. В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана воспитательно-образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

Вопросы для саморефлексии: Дайте определение понятиям «ФГТ», «основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения». Дайте определение понятиям «ФГТ», «основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения». Основные отличия Временных (примерных)требований и ФГТ. Основные отличия Временных (примерных)требований и ФГТ. Какие образовательные области включает основная образовательная программа? Какие образовательные области включает основная образовательная программа? Из каких основных частей состоит образовательная программа? Из каких основных частей состоит образовательная программа?

Вопросы для саморефлексии: Каково содержание обязательной части основной образовательной программы? Каково содержание обязательной части основной образовательной программы? Каково содержание части, формируемой участниками образовательного процесса? Каково содержание части, формируемой участниками образовательного процесса? Каково соотношение времени, выделенной для обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса? Каково соотношение времени, выделенной для обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса? Назовите интегрированные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Назовите интегрированные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.

Творческие задания: 1. Заполните таблицу «Реализация ФГТ в деятельности дошкольного образовательного учреждения Название образовательной области Основное содержание Технологии реализации:

Творческие задания: 2. Разработайте модель работы с родителями в соответствии с ФГТ. 3. Представьте себя в роли «министра образования и науки РФ, начальником управления образованием, главным специалистом по дошкольному образованию» и т.п., предложите свои варианты решения актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе. 4. Представьте и опишите образ идеального воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Спасибо за внимание!