Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью Вайнштейн И. В., Комарова Н. Л., Панова Л.И., ОГАОУ «Центр психолого-медико-социального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего.
Advertisements

«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
МОУ Ч ЕРЕПАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА К ОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ » ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ МБДОУ 402 КАРТАШОВА АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области Педагогический.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
ПРОЕКТ Дошколёнок- счастливый ребенок на основе проекта ФГОС дошкольного образования (основные качественные показатели будущего стандарта)
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
ДОШКОЛЬНАЯ ТИФЛОПЕДАГОГИКА. ПОЛОЖЕНИЕ О ТИФЛОПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Транксрипт:

Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью Вайнштейн И. В., Комарова Н. Л., Панова Л.И., ОГАОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Иркутск.

Пояснительная записка Среди детей с ограниченными возможностями психофизического развития особые проблемы возникают с теми, которые страдают умеренной умственной отсталостью. Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего развития. Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно- развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе.

Пояснительная записка Дети с умеренными интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые нарушения слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды. Основная коррекционная работа должна быть направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности.

Научные основания программы Работы, посвященные проблемам воспитания и обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, конкретизируют пути формирования социально-бытовых и трудовых умений и навыков (Г.В. Васенков, А.А. Ватажина, Н.Ф. Дементьева, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, В.М. Коган, М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, А.Р. Маллер, Л.С. Мирский, В.Г. Петрова, М.М. Сидорова, Г.В. Цикото, А.М. Шербакова, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), сенсомоторного (Р.Д. Бабенкова, Л.В. Баряева, Н.П. Вайзман, А.И. Горелик, Б.И. Пинский, А.М. Царев, Г.В. Цикото и др.) и речевого развития (В.И. Липакова, Н.Б. Лурье, Л.И. Осокина, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), а также развития предметно-практической и игровой деятельности (Л.Б. Баряева, С.Д. Забрамная, А.П. Зарин, Т.Н. Исаева и др.), социально-педагогического обеспечения их социализации (Е.Т. Логинова, В.В. Скрипниченко, А.М. Царев).

Методологическая основа программы В программе мы опираемся на концептуальное положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта в развитии ребенка, об общих и специфических закономерностях развития ребенка в норме и при патологии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В. И. Лубовский); используем общие принципы диагностики и коррекции детей с недостатками развития (И.М. Бгажнокова, Н.Л. Белопольская, С. Д. Забрамная, Б.В. Зейгарник, И.Ю. Левченко, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, А.Р. Малер, И.И. Мамайчук, С.Я. Рубинштейн).

Цели программы помочь ребенку овладеть доступными знаниями; подготовить к простейшим видам (доступным для него) учебной деятельности, формировать умения коллективной работы под контролем и с помощью учителя; привлечь родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.

Задачи программы формирование эмоционального контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним; развитие психомоторики и сенсорных процессов; речевое развитие; формирование психолого- педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской компетентности.

Основные направления работы Изучение (диагностика) уровня развития детей. Организация индивидуальных и групповых занятий. Консультативная помощь родителям.

Принципы коррекционно-развивающей работы Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Принцип единства диагностики и коррекции Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции

Программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 7-12 лет. Ее реализация рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. В реализации программы участвуют дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Численность детей в группе – не более 6 чел. Продолжительность занятия – 30 мин., перемены –10 мин. Программа имеет безоценочную систему прохождения материала.

В содержании обучения детей данной категории приоритетным является личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, основанное на тщательном психолого- педагогическом изучении ребенка и его возможностей. Для получения необходимых сведений о ребенке используются следующие методы изучения: наблюдения в игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности; анализ продуктов деятельности.

Психолого-педагогическое изучение ребенка ДиагностикаЦель, источник Оценка развития познавательной деятельности ребенка Семаго Н.Я., Семаго М.М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Цветные прогрессивные матрицы Цель: оценить ход умственного развития. Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж., Цветные прогрессивные матрицы Психолого-педагогичес- кая диагностика развития детей Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Психолого-педагогичес- кое обследование детей Забранная С.Д., Боровик О.В., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей Методика «Обобщение понятий» Цель – исследование логичности мышления Методика «Классификация» Цель – исследование логичности мышления. Диагностика «Сравнение» Цель – исследование логичности мышления Тест КоганаЦель – исследование схематического мышления.

Разделы программы I раздел: Психолого- педагогическое изучение детей. Развитие психомоторики и сенсорных процессов Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: развитие моторики, графомоторных навыков; тактильно-двигательное восприятие; кинестетическое и кинетическое развитие; восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; развитие зрительного восприятия; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; развитие слухового восприятия; восприятие пространства.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов В основе предложенной программы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Ожидаемый результат воспитанники могут научиться: ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам; сравнивать предметы по внешним признакам; классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; давать описание объектов и явлений; различать противоположно направленные действия и явления; видеть временные рамки своей деятельности; определять последовательность событий; ориентироваться в пространстве; целенаправленно выполнять действия по инструкции; самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью.

Разделы программы II раздел: Речевое развитие Направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Речевое развитие Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие понимания речи. Развитие ручной моторики. Развитие речевой моторики. Развитие элементарных произносительных навыков. Развитие активной речи.

Основные задачи работы над речью снятие барьера молчания; обогащение и активизация словаря; формирование грамматического строя речи; обучение связной речи.

Логопедическое занятие Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие ручной моторики. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи. Развитие элементарных произносительных навыков. Развитие понимания обращённой речи. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы. Развитие активной речи. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Разделы программы III раздел: Работа с родителями Основная работа направлена на изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушением развития. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.

Ожидаемые результаты работы с родителями Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения. Расширение сферы психологических знаний родителей о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью

Формы работы индивидуальные беседы-консультации(например: Ознакомление родителей с результатами диагностики ), лекции, в том числе совместно с детским врачом- психиатром(например: Особенности поведения ребенка с интеллектуальной недостаточностью), групповые коррекционные занятия, которые представлены «Тренингом родительской эффективности», составленным на основе авторской программы Н.В. Степиной, и «Программой психологической помощи родителям, имеющим детей с нарушениями интеллекта», составленной на основе программы О.Б. Чаровой

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе К участию в освоении программы не допускаются дети, имеющие психиатрические заболевания, требующие медицинской помощи.

Права и обязанности участников программы Участники программы Права участников программы Обязанности участников программы Педагог- психолог, учитель- дефектолог, учитель- логопед, социальный педагог -Вправе вносить изменения в календарно-тематическое планирование; - гибко менять стиль общения с детьми соответственно их жизненному опыту; -адаптировать предлагаемые упражнения соответствен­но возрасту и реальным возможностям детей, -учитывать, что распределение времени на отдельные упражнения будет различным. Педагогические работники обязаны: - охранять жизнь, физическое и психическое здоровье обучающихся; - использовать безотметочный метод работы; - делать акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий ребенком; -предлагать необходи­мую помощь;

Участники программы Права участников Обязанности участников программы Педагог- психолог, учитель- дефектолог, учитель- логопед, социальный педагог - должны иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знани­ями по возрастной и педагогической психологии -хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим

Участники программы Права участников программы Обязанности участников программы Педагог- психолог, учитель- дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог Ряд требований к личност­ным качествам педагогов: - должны быть достаточно терпимыми и за­ранее быть готовыми к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера ребенка; - должны уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересован­ности, а не принуждения; – проявлять креативность в общении с детьми, уважение к внутреннему миру воспитанника.

Дети 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью Права обучающихся охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ. Каждый обучающийся имеет право на: - защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; - удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; - получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития Обучающиеся обязаны: - стремиться к самостоятельному выполнению заданий педагога; - бережно относиться к имуществу Учреждения; - уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; - быть аккуратным и опрятным в одежде; - соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены; -регулярно посещать занятия.

Права и обязанности участников программы Родители (законные представители) Имеют право на: - добровольное участие в программе; - уважение человеческо- го достоинства; - отказаться от участия в программе при наличии обстоятельств, которые могут нанести вред его психическому и физическому здоровью. обязаны: - не совершать действий, наносящих психологичес- кую или физическую травму другим участникам программы; - соблюдать режим посещения занятий

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы 1. Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт работы с детьми с умственной отсталостью. 2. Помогать детям почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле. 3. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме. 4. Наблюдать за стилем поведения детей. 5. Оказывать детям посильную помощь при выполнении заданий.

Требования к материально-технической оснащенности занятий Оформление кабинета для проведения занятий должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету. Критерии, по которым происходит организация рабочего пространства: здоровьесбережение соответствие возрасту ребенка реабилитация

Сроки и этапы реализации программы 1. Организационно- подготовительный кадровое обеспечение программы; определение функциональных обязанностей специалистов; подбор и изучение существующей учебно-программной и методической литературы; проведение обучающих семинаров по проблемам; подготовка материальной базы. Сроки реализации: сентябрь -декабрь 2010 года 2. Организационно- диагностический проведение диагностических мероприятий; обработка и анализ полученных результатов; проведение психолого- педагогических консилиумов; составление планов сопровождения. Сроки реализации: январь – май 2011 года. 3. Технологический этап: практическая реализация программы. Сроки реализации: сентябрь 2011 года – декабрь 2014 года. Заключительный (аналитико- обобщающий) этап: проведение итоговой диагностики; совместный анализ результатов коррекционной-развивающей работы; рефлексия. Сроки реализации: январь- май 2015г.

Критерии оценки достижения планируемых результатов Критерии оценки Запланированные показатели/ индикаторы Источник получения информации Уровень речевой коммуникации Повышение уровня на 60 % Наблюдение Анкеты родителей Сформированность коммуникативных навыков Повышение уровня на 50% Наблюдение Анкеты родителей Сформированность психомоторных процессов и сенсорного развития Повышение уровня на 40% Результаты психолого- педагогического обследования по методике Е.А. Стребелевой.- Анкеты родителей Умение видеть временные рамки своей деятельности Повышение уровня на 50% Способность ориентироваться в пространстве Повышение уровня на 80%

Критерии оценки планируемых результатов Критерии оценки Запланированные показатели/ индикаторы Источник получения информации Определение последовательность событий Повышение уровня на 60% -Результаты психолого- педагогического обследования по методике Е.А. Стребелевой.- Анкеты родителей Выделение цвета как признака, сличение основных цветов. Повышение уровня развития детей на 30% Называние (для неговорящих детей показывание) основных цветов. Повышение результатов детей на 25% Определение уровня практической ориентации на величину предмета. Повышение уровня на 30% Выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца. Повышение уровня на 20%

Критерии оценки достижения планируемых результатов Количественный результат: повышения уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета на 30 % (от стартовых данных) повышения умения узнавать и называть основные цвета на 25 % (от стартовых данных). повышение уровня практической ориентации в величине предмета на 30%. повышение уровня развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца на 20%. Качественный результат: повышение речевой активности детей, обогащение словаря. повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей. повышение уровня восприятия формы предмета. развитие психических процессов: памяти, мышления, восприятия, речи.

Практическая апробация программы Апробирована на базе Областного государственного автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико- социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Иркутска. Срок апробации: сентябрь 2010 года-май 2012 года Количество участников: учитель- дефектолог-2 человека, учитель- логопед-1 человек, педагог- психолог-2 человека, социальный педагог-1 человек, обучающихся - 15 человек.

Спасибо за внимание!