Применение технологии деятельностного подхода (автор Петерсон Л. Г.) учителем МБОУ «СОШ 53» города Кургана Ефимовой Н. Н. на уроках русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивация и стимуляция учащихся в процессе обучения.
Advertisements

Методы мотивации и стимулирования (перечень). Эмоциональные Поощрение Порицание Учебно – познавательные игры Создание ярких наглядно – образных представлений.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Выступает: Степанова Людмила Владимировна, учитель начальных классов школы 9.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
Классификация уроков: Традиционное обучение: *комбинированный урок *урок новых знаний *урок обобщения и систематизации изученного *урок закрепления умений.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
Разработчики: Ямбаршева Светлана Владимировна Клопова Галина Александровна ГО Карпинск МБОУ СОШ 6.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке математики в рамках ФГОС ООО. Шереметьева Т.Г. учитель высшей квалификационной категории МБОУ гимназии.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА ПО ФГОС И ТРАДИЦИОННОГО УРОКА Подготовила: Ковалева Л.А МБОУ «Голубинская СОШ»
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Проектирование урока литературного чтения с использованием технологий личностно- ориентированной направленности по ОС «Л. В. Занкова» «Развитие личности-
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка. Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка. учитель.
© Фокина Лидия Петровна Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока В книге «Формирование мотивации учения» А.К. Маркова выделяет в ходе урока.
Урок рефлексии Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина Татьяна Михайловна.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения школьников.
Транксрипт:

Применение технологии деятельностного подхода (автор Петерсон Л. Г.) учителем МБОУ «СОШ 53» города Кургана Ефимовой Н. Н. на уроках русского языка и литературы

В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Целями образования становятся: - развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; - готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; - умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры; - толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. В этой связи раскрываем содержание принципа деятельности: формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно- познавательную деятельность с помощью деятельностного метода. Методическая тема школы (2004 – 2010г.) – «Деятельностная парадигма образования» Я работала по теме самообразования «Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы» 6 лет. (2004 – 2010 г.)

Технология деятельностного метода 1) Самоопределение к деятельности 2) Актуализация знаний 3) Постановка учебной задачи 4) Построение проекта выхода из затруднения 5) Первичное закрепление во внешней речи 6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7) Включение в систему знаний и повторение 8) Рефлексия деятельности (итог урока) (Л.Г. Петерсон)

Урок предполагает этапы: 1. Оргмомент. Сообщение плана урока. 2. Постановка учебной задачи. Учащиеся решают задачи на повторение или развитие. В список заданий включается проблемная задача, которая мотивирует изучение новой темы. 3. «Открытие» детьми нового знания. Учитель предлагает детям систему вопросов и заданий, которые приводят детей к самостоятельному открытию того свойства или отношения, которое должно быть изучено на уроке. В завершении обсуждения учитель подводит итог, давая общепринятые формулировки и показывая образцы комментированного решения примеров и задач нового типа. 4. Первичное закрепление. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух установленных алгоритмов действий. (Этап внешней речи) 5. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств. Затем сами проверяют свою работу в классе и оценивают ее. Здесь важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, чтобы он лично убедился в том, что новые алгоритмы действий им освоены, т.е. мог сказать «я могу». 6. Решение задач на повторение. Предлагаются задачи на повторение ранее изученного, нестандартные, логические, занимательные. При решении этих задач отрабатывается и закрепляется материал, изученный ранее, развиваются мыслительные операции, интерес к предмету. На этом же этапе осуществляется опережающая подготовка детей к изучению понятий, которые будут вводиться позже. Здесь же индивидуально дорабатываются и исправляются ошибки самостоятельной работы (5 этап). 7. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Виды мотивовМетоды мотивации 1.ЭмоциональныеПоощрение, порицание Учёбно-познаватсльмме игры Создание ярких наглядно-образных представлений Создание ситуации успеха Стимулирующее оценивание Свободный выбор заданий Удовлетворение желания бьть. значнмой личностью 2.ПознавательныеОпора на жизненный опыт, познавательные интересы Создание проблемных ситуаций Побуждение к поиску альтернативных решений Выполнение творческих заданий Предъявление заданий «11а смекалку» «Мозговая атака» Развивающая кооперация (групповое обучение) 3.ВолевыеПредъявление учебных требований Информирование об обязательных результатах обучения Формирование ответственного отношения к учению Познавательные затруднения Самооценка и коррекция своей деятельной и Рефлексия поведения Прогнозирование будущей жизнедеятельности 4.СоциальныеРазвитие желания быть полезным Создание ситуации взаимопомощи Эмпатия, сопереживание Поиск контактов и сотрудничества Заинтересованность результатами коллективной работы Взаимопроверки, рецензирование Методы мотивации и стимулирования на уроке

В своей работе я использую следующие методы обучения: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - частично-поисковый; - исследовательский; приемы при работе с классом: - рассказ; - беседа; - упражнение; - пересказ; - заучивание наизусть; - работа с учебником; - инсценирование; - постановка проблемы и ее решение; - словесные ассоциации и другие.

Урок – открытие Урок – рассуждение Урок – путешествие Урок – восхождение Урок – сказка Урок – конкурс Урок – диалог Урок – викторина Урок – очерк Урок – размышление Я провожу различные типы уроков на основе деятельностного подхода:

Реализация деятельностного подхода осуществляется через реализацию принципов деятельностного подхода: 1 ) принцип субъективности обучения и воспитания; 2) принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; 3) принцип учета сензитивных периодов развития; 4) принцип со-трансформации; 5) принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; 6) принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития; 7) принцип проектирования, конструирования и создания ситуации обучающей и воспитывающей деятельности; 8) принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; 9) принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; 10) принцип обязательной рефлексивности любой деятельности; 11) принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; 12) принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.

Тема: «Местоимение. Повторение изученного с 1-го по 4-ый класс». Цели: 1. Повторение ранее изученного о личных местоимениях 1-го, 2-го, 3-го лица и о склонении личных местоимений. 2.Формирование навыка раздельного написания личных местоимений в тексте и навыка употребления их в речи. I. Оргмомент. Сообщение плана урока II. Постановка учебной задачи Рассмотреть таблицу Беседа: - Слова какой части речи записаны в таблице? - Что вы знаете об этой части речи? - Какое местоимение нужно употребить, чтобы рассказать о себе? - Какое местоимение следует использовать в разговоре с товарищем? - Какое местоимение мы употребим, рассказывая о товарище, который в разговоре не участвует? Вывод: эти местоимения называются личными. Урок русского языка в 5 классе в рамках технологии введения нового знания (автор Л.Г. Петерсон) ЛицоЧисло ед. числомн. число 1ямы 2тывы 3он, она, оноони

III. «Открытие» детьми нового знания (Роль личных местоимений в речи и тексте). Задание: - Прочитайте предложения (распечатаны). В воздухе кружится желтый лист. Лист медленно летел к земле. Учитель познакомил школьников с интересной книгой. Книга всем понравилась. - Отредактируйте предложения. Замените повторяющиеся слова местоимениями и запишите получившиеся предложения в тетрадь. - Сделайте вывод о роли местоимений в тексте. (Местоимения - заменители имён. Они помогают избежать повторения, делают речь более выразительной). IV. Первичное закрепление (Фронтально) 1. Упр. 109 (устно) Вывод о написании местоимений с предлогами. (Местоимения с предлогами пишутся раздельно) 2. Понаблюдайте за местоимениями, записанными на доске. Запомните! Местоимения он, она, они рядом с предлогами в косвенных падежах «надевают» лишнюю букву н: с (он) - с ним, у (она) - у неё, над (они) - над ними. 3. Упр Спишите, ставя местоимения в нужном падеже.

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе 1. Индивидуальные карточки. 2. Работа в группах. Самопроверка. Взаимопроверка. Упр Прочитайте текст, пользуясь приёмами изучающего чтения. Перескажите сказку «Белка и Волк». Выпишите местоимения, укажите их лицо, падеж, число. Укажите в первом предложении однородные члены (попутное повторение). VI. Итог урока. Рефлексия VII. Домашнее задание (дифференцированное): для слабоуспевающих - упр. 111 (спишите, подчеркните местоимения 3-го лица с предлогами); для способных обучающихся - написать сказку о местоимении; подчеркнуть в ней все местоимения, указать их склонение, число, падеж. VIII. Решение задач на повторение. Объяснительный диктант. На рассвете около меня зашуршали листья. Это мимо пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик, но вскоре вернулся. Я увидел на его колючках яблоко.

Урок литературы в 6 классе по технологии введения нового знания (автор Л.Г. Петерсон) по теме "Л. Н. Толстой. "Отрочество" как часть автобиографической трилогии писателя" 1. Оргмомент. Сообщение плана урока. 2. Постановка учебной задачи: 1) познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; 2) узнать, что такое автобиография; 3) познакомиться со второй частью трилогии Л.Н. Толстого -"Отрочество"; 4) продолжить знакомство с главным героем трилогии Николенькой Иртеньевым. 3. "Открытие" детьми нового знания. 1. Показ учебного диафильма (видеофильма) "Л.Н. Толстой до 1862 года". (Текст читают обучающиеся (проверка техники чтения) Ведение конспекта на тему "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого". - На последний вопрос фильма: "В произведении Толстого изображены не только автобиографические события. Почему же мы называем это произведение автобиографией?" - нам поможет ответить статья учебника. 2. Работа с учебником (биографией Л.Н. Толстого): - жужжащее чтение, - выразительное чтение, запись вывода: "Писателя волновала судьба любого детства вообще, а не только его собственного. Объяснение термина: Автобиография - прозаический жанр, жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим.

4. Физминутка. 5. Индивидуальные задания: 1. Найти в словаре литературоведческих терминов, выписать, зачитать, что обозначает термин: Проза - … 2. Найти в словаре литературоведческих терминов, выписать, зачитать, что обозначает термин: Жанр - … 6. Проверка индивидуальных заданий. 7. Первичное закрепление: 1) запись в тетради: Отрочество - период жизни между детством и юностью 2) чтение произведения (главы "Гроза"): - жужжащее чтение, - выразительное чтение (по цепочке): 3) работа с устаревшими словами (связь с разделом русского языка "Лексика"): важи - … верста - … карета -... армяк - … бричка- … басон - … кучер - … сукно -... козлы - … 4) задание для работы в паре: "Найти в главе "Гроза" строки, которые описывают увиденное на картине (иллюстрации), выписать их в тетрадь, зачитать; 5) проверка работы в паре.

8. Самостоятельная работа с проверкой в классе. - Приготовить выразительное чтение отрывка из главы "Гроза" об описании чувств героя. - Ответить на вопрос: "Как меняется состояние героя?" 9. Проверка самостоятельной работы. 10. Итог урока. Рефлексия. Итог урока подводят обучающиеся. 11. Домашнее задание: 1) рассказ о жизни и творчестве писателя по конспекту, 2) письменно ответить на вопросы 1,2 после главы «Гроза» : на «3» - на «4» - на «5» - 3) по желанию (индивидуально) - написать реферат о творчестве Л.Н. Толстого или создать иллюстрации к произведению "Отрочество".

Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контек­стуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода). Автор - учитель русского языка и литературы Ефимова Н.Н. Ход занятия. 1. Оргмомент. 2. Постановка учебных задач: 1) узнать, что такое «уместность речи»; 2) выявить особенности стилевой и контекстуальной уместности речи; 3) закрепить на практике навыки устранения речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности. 3. Повторение ранее изученного. - На предыдущем занятии мы изучали понятие «выразительность речи». Рас­скажите, что вы знаете о выразительности речи, о выразительных средствах речи (тропах и риторических фигурах). (Устные рассказы обучающихся).

4. «Открытие» нового знания. Сообщения обучающихся, самостоятельно подготовивших «опережающее» задание I. К коммуникативным качествам речи относится уместность речи. Уместная речь - такая речь, в которой языковые средства выбираются в со­ ответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения. Выбор языковых средств производится с учётом темы сообщения, т.е. ото­ бранное слово должно формировать мысль, отвечать целевой установке говоря­щего, его отношению к излагаемому, должно отбираться с учётом аудитории, в соответствии с интеллектуальным и образовательным уровнем слушателей, с учётом тех условий (времени и места), в которых это общение протекает. II. Уместность речи - качество функциональное, предполагает знание стилей литературного языка, тех языковых средств и приёмов их организации, которые отличают каждый из этих стилей. В каждом стиле литературного языка есть свои закономерности отбора и употребления языкового материала, элементы, определяющие его специфику, которые называются стилеобразующими. Так, например, обилие терминов закономерно в научной речи, обилие слов разговорных - в разговорной речи. Об уместности речи важно говорить не только относительно стилей, но и от­ носительно конкретных речевых ситуаций. Умение найти нужную интонацию, нужные слова в той или иной ситуации - залог успешного речевого поведения. Уместность как качество речи важно в социальном аспекте, т.к. регулирует наше речевое поведение, способствует личностно - психологическому контакту с собеседником, взаимопониманию.

5. Составление схемы. 6. Первичное закрепление. Беседа: 1) Уместно ли употребление в научном тексте, рассказывающем об особен­ностях строения простейших, слов: брокер, менеджер, номенклатура? (Нарушение стилевой уместности: в тексте научного стиля недопустимы сло­ва официально - делового стиля). 2) Можно ли так сказать? - «Можно спросить вопрос?» (Нет. Контекстуальная неточность - тавтология). - «Главная суть»? (Нет. Контекстуальная неточность - плеоназм). Работа со словарём:

Тавтология - (в переводе с греч. - «то же самое») - неуместное употребление однокоренных слов. Плеоназм - (в переводе с греч. - «излишество») - употребление ненужных уточняющих слов. - О каком приёме идёт речь?...Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. Ещё люблю, когда холодные морозы Покроют льдом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают как слёзы, На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами всё плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит. (А. Хайт, «Стихотворение про тавтологию»)

7. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Устранение речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности. Работа в группах. Группа 1. Устраните речевые ошибки. 1) Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии. 2) В свободное от занятий время дети занимаются в кружках. 3) Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт списания сочинения установлен. Группа 2. Устраните речевые ошибки. 1) Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели. 2) Ниловна призывает народ бороться за народное дело. 3) Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь.

Группа 3. Устраните речевые ошибки. 1) Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки. 2) Нагульнов предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он делает ошибки и промахи. 3) Наружная внешность героини повести очень привлекательна. Группа 4. Устраните речевые ошибки. 1) В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега. 2) Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 3) В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

8.Проверка самостоятельной работы. 9. Итог занятия. Обучающиеся подводят итог занятия в виде стихотворения - синквейна. Например: Уместность речи стилевая и контекстуальная нужна, важна, необходима. Краткость и ясность - сестры грамотности. Коммуникативное качество речи.