Особенности организации учебно- воспитательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Новые стандарты образования: метапредметный подход». Конференция.
Advertisements

Выступает: Степанова Людмила Владимировна, учитель начальных классов школы 9.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования 26 января 2012года практический семинар для руководителей методических.
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Реализация ФГОС с помощью комплекса технологий деятельностного типа.
Стандарт выдвигает 3 группы требований К результатам освоениярезультатам К структуре основной образовательной программы начального общего образованияструктуре.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Подготовила Индолова Л. В. Учитель английского языка МБОУ СОШ ст. Терской.
Реализация деятельностного подхода в обучении учащихся начальной школы Секция 2.
Транксрипт:

Особенности организации учебно- воспитательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования

Федеральные государственные образовательный стандарты общего образования Федеральные государственные образовательный стандарты общего образования Официальный сайт: ФГОС начального общего образования ФГОС основного общего образования ФГОС среднего (полного) общего образования

...Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность… Бернард Шоу Научить учиться - ключевая сверхзадача образования Главное – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности

С введением ФГОС изменились требования к результатам Личностные результатыЛичностные результаты Метапредметные результаты (межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике)Метапредметные результаты (межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике) Предметные результатыПредметные результаты

Чему учить?

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин

Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий Личностные УУДЛичностные УУД (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания, самооценка, ориентация в сфере нравственно-этических отношений, самоопределение) Регулятивные УУДРегулятивные УУД (целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция) Коммуникативные УУДКоммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Познавательные УУДПознавательные УУД (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание …; …; логические УУД: анализ объектов, синтез, сравнение, сериации, классификации объектов…; УУД постановки и решения проблем)

ФГОС: личностные и метапредметные результаты Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметовУчащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов При этом каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием При этом каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием

Как учить, чтобы сформировать универсальные учебные действия?

Как строится урок традиционно? СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1.Учитель проверяет Д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3.Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4.Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2.Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать деятельность: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает материал не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельностиДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает материал не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельностиСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. (психологическая версия) Теория деятельности Г.Л. Щедровицкого (социотехническая версия) Общая теория деятельности Г.Л. Щедровицкого, О.С. Анисимова Теория учебной деятельности В.В. Давыдова СД-педагогика «Школа 2000…» (Л.Г. Петерсон)

Новым целям должны соответствовать новые подходы и технологии обучения. Ассоциация «Школа », опираясь на методологическую версию теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), создала свою дидактическую систему деятельностного метода обучения, синтезирующую идеи различных концепций развивающего образования Людмила Георгиевна Петерсон Научный руководитель Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО, д.п.н., профессор, лауреат Премии Президента в области образования

Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон как средство формирования УУД ТДМ Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) требований Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) это педагогический инструмент, который разрабатывался, исходя из следующих требований: выполняли весь комплекс УУД, 1) создать условия для того, чтобы учащиеся на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД, входящих в структуру учебной деятельности; глубокое и прочное усвоение знаний 2) обеспечить при этом глубокое и прочное усвоение знаний ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДА: с объяснительно- демонстрационного на деятельностный

Задание 1 Из заданных блоков постройте последовательность этапов эффективного способа преодоления затруднения в достижении цели 1. Постановка цели и построение проекта выхода из затруднения 2. Реализация построенного проекта 3. Фиксирование затруднения 4. Действие, в котором возникло затруднение 5. Анализ этапов действия и определение места затруднения 6. Определение причины затруднения

Схема-аксиома «Рефлексивная самоорганизация» где 1 – действие, в котором возникло затруднение; 2 –фиксирование затруднения; 3 – анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование – И); 4 – определение причины затруднения (критика – К); 5 – постановка цели и построение проекта выхода из затруднения (П); 6 – реализация проекта ИКП 345

Структура учебной деятельности (педагогическая версия) В основу построения урока в технологии деятельностного метода заложено понятие учебной деятельности. Для начала любой деятельности необходимо поставить цель. Но её незачем ставить, если деятельность может быть беспрепятственно осуществлена. Следовательно, на постановку цели человека наталкивает ЗАТРУДНЕНИЕ. Чтобы оно возникло, необходимо осуществить пробное действие, а его незачем осуществлять без соответствующей мотивации к этому действию (Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно- рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа ». Методическое пособие. – М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа », – 112с.) Мотивация(самоопределение) Пробное действие ЗатруднениеЦель

Структура учебной деятельности (педагогическая версия) Мотивация Пробное действие Затруднение Реализация проекта Само- контроль Само- оценка ИК Рефлексивный метод для преодоления затруднения Кто должен пройти этот путь? Что при этом делает учитель? РЕФЛЕКСИЯ П Цель проекта Затруднение исследуется, устанавливается его место и причина. Далее ставится цель по устранению причины затруднения и строится проект, то есть составляется план, определяются средства и способы достижения цели. После реализации проекта учеником осуществляются действия по самоконтролю и самооценке своей деятельности.

Задание 2 Из заданных блоков постройте структуру урока открытия нового знания (ОНЗ) по технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон 1. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии 2. Реализация построенного проекта 3. Выявление места и причины затруднения 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке 5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи 6. Мотивация к учебной деятельности на уроке 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Построение проекта выхода из затруднения 9. Включение в систему знаний и повторение

Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ 1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Образовательные технологии образовательной системы «Школа 2100» как средство формирования УУД обучающихся

Проблемный диалог Продуктивное чтение Оценивание успехов Проектная технология ?! Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) © Проектная технология (самостоятельные дела)

Немного теории проблемного диалога Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы +Развитие творческого мышления + Максимально близок к жизненной ситуации - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведёт к нужному результату коротким путём - Меньше творчества А если в диалоге участвуют только 3 – 5 активных учеников? Каждый третий-четвёртый вопрос диалога (или задания) давать для работы в парах: «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (формулировку вопроса) вы даёте». Спросить 3-4 пары

Немного теории продуктивного чтения До чтенияДо чтения Просмотрите текст и предположите по названию (выделенным словам, рисункам и т.д.), о чём он. Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения. Во время чтенияВо время чтения Прочитайте текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок: В –задать вопрос автору текста; О – спрогнозировать ответ; П – найти в тексте ответ, проверить себя Результат: вычитывание не только фактической информации, но и подтекста, своя интерпретация текста После чтенияПосле чтения Сформулируйте вывод по заданию (проблеме) Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Технология оценивания учебных успехов Цель – развитие контрольно-оценочной самостоятельности Коренное изменение школьных правил оценивания Оценивание в жизни Традиции оценивания Оценивание успехов ЧТО ЧТО: как решили проблемы - оценка (словами) ЧТО ЧТО: знания - отметка (знак, цифра) ЧТО ЧТО: умения решать задачи КТО КТО: мы сами по итогам деятельности КТО КТО: учитель КТО КТО: ученик – самооценка. Цель? Результат? Самостоятельно? Правильно? КАК КАК: в этом «хорошо», а в этом «не очень» КАК КАК: за предмет, контрольную работу. Но за что именно «плохо»? Насколько? КАК КАК: по умениям и уровням. Необходимый – «хорошо». Повышенный – «отлично». Макси - «превосходно»

Алгоритм самооценки (Как оценить свои учебные достижения?) 1.Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)? 2.Выполнено ли задание (получен ли результат)? 3.Выполнено верно или с ошибкой? 4.Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью? 5.Вспомни, как ставятся отметки. Определи свою отметку.

Выводы. Важно научиться проектировать урок в логике учебной деятельности1.Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Важно научиться проектировать урок в логике учебной деятельности Важно строить урок так, чтобы он учил решать проблемы2.Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении. Важно строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Важно формировать оценочную самостоятельность учащихся3.С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встаёт вопрос об организации контрольно-оценочной деятельность. Важно формировать оценочную самостоятельность учащихся

Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4.Ученики применя- ют новые знания в задачах примене- ния технолог. ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕХОВ технолог. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – предполагаем о чем? 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, подтексты. 3. После чтения – преобразуем информацию в свое понимание 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Центр СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО Сайт: www. sch2000. ru

Образовательная система «Школа 2100» Образовательная система «Школа 2100» Сайт: Сайт:

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Эта книга-методика адресована учителям- практикам и методистам независимо от предметной специализации. В ней содержатся апробированные и четко сформулированные приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания; организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приемы обеспечения эффективной проверки знаний и т. п., а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе и др. Кроме того, в ней раскрыты приемы организации труда учителяучителя

Методические пособия Н. Л. Галеевой Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии индивидуального стиля учебно- познавательной деятельности (ИСУД) Представленная в пособии авторская технология учета и развития индивидуального стиля учебно- познавательной деятельности (ИСУД) ученика на уроках в начальной школе позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации

Желаем успехов!