ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСК ИХ ЗАКРЫТИЙ Жилин Денис Михайлович, Московский институт открытого образования, школа 192 г. Москвы
ЧТО СО ВСЕМ ЭТИМ ДЕЛАТЬ?? Аксиологический поход Акмеистический поход Технология естественного обучения Scientific writing heuristic Project-based learning Компетентностный поход Просто ты неудачник Личностно-ориентированное обучение POGIL Open-inquiry learning Принцип самостоятельного конструирования знаний Concept mapping Context-based learning Authentic learning SOAR
КОМУ ВЕРИТЬ? НАШ ПОДХОД – САМЫЙ ЛУЧШИЙ!!! НАШ ПОДХОД – САМЫЙ НОВЫЙ!!! Даёшь во все школы!!!
КОГДА ВСЁ ЭТО ПРОЧИТАТЬ?? Только в моём ноутбуке 1 ГБ статей А ДЕТЕЙ КОГДА УЧИТЬ?? Только по … базовый курс … часов
А, ГЛАВНОЕ, ТОЛКУ? Циклы реформ идут от одного витка к другому, но доказательств национального прогресса почти нет R. Slavin, 1987 Интерес к химии падает, отношение к ней ухудшается Участники XX конференции по химическому образованию, 2012
ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ
О ЧЁМ ОНО ВООБЩЕ? В чём заключается система Элькоина- Давыдова? Нет изложения в абзац Дайте определение компетентности! Устоявшегoся oпpеделения… нет. Не сyществyет и единoй, пpинятoй всeми клaссификaции. Иванов Д.А., 2007
ОТКРЫВАЕМ ОДНО И ТО ЖЕ Принцип самостоя- тельного созидания знаний Кузнецова Н.Е., 2008 Знания конструи- руются в уме учащегося Von Grasefeld, 1984 < Giambatisto Vico, ~1740 Эксперимент дол- жен не подтверж- дать или иллю- стрировать теорию, а формировать ее Жилин, 2008 Inquiry-based learning – выработка понятий на основе результатов экспериментов
… И ДАЖЕ НЕ ПЫТАЕМСЯ УЗНАТЬ, ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании. Педагогика, 2011, 10, С ссылки!!! Project based learning тысячи ссылок!
СТАРЬЁ ЗА НОВЬЁ Если товар плохо продаётся, поменяйте название и упаковку Базовый принцип маркетинга Новый курс «CLUE»: Оптимальная последовательность тем, облегчающая понимание химии» начинается с понятия атома и его строения, затем через химическую связь подходит к физическим свойствам веществ… M. Cooper, XX ICCE, 2012
СТАРЬЁ ЗА НОВЬЁ КСО - коллективная система обучения, КВО - коллективное взаимообучение, КУЗ - коллективные учебные занятия, АСО - адаптивная система обучения, РВГ - разновозрастные группы. ПЦТО – парацентрированная технология обучения ТЕО – технология естественного обучения «Все списывают друг у друга, защищая на одной и той же идее А.Г. Ривина диссертации» Громыко Г.О., 2011 Суть одна, - ученики обучают друг друга
А ВКЛЮЧАЕШЬ – НЕ РАБОТАЕТ Личностно-ориентированное обучение в ЮАР (Horn, 2009) 1998: замена «формального инструк- тирования» личностно-ориентиро- ванным самооткрывающим обучени- ем через интегрированные проекты 2001: академические успехи учеников резко снизились 2005: возвращено систематическое обучение
А ВКЛЮЧАЕШЬ – НЕ РАБОТАЕТ Проект «Follow through» США, , >75000 участников
ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ Вряд ли имеет смысл использовать один метод. ? Какой метод в какой ситуации наилучший? ? Какой вообще нельзя использовать Конструирование понятия «кислота»? Конструирование строения атома?
ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ По отчётам о применении проект- ного обучения в химии (16 шт) Применение в школе ограничено внеурочной деятельностью. Остальное либо неэффективно, либо профанация. В ВУЗах обычно дополняет клас- сические курсы (a-la наши курсовые) Применение в ВУЗах вызывает позитивное эмоциональное отношение к предмету и формирует навыки лабораторной работы.
СУТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКРЫТИЙ 1. Затребовать изложение сути и закрыть, если таковой нет 2. Установить одинаковые подходы под разными именами 3. Установить границы применимости того, что останется Даёшь мораторий на инновации в педагогике! Да здравствует разгребание завалов!
РАМКИ: ИНСТРУКТИВИЗМ И КОНСТРУКТИВИЗМ Инструктивизм: знания передаются от учителя к ученику Конструктивизм: знания формируются в уме ученика
РАМКИ: ИНСТРУКТИВИЗМ И КОНСТРУКТИВИЗМ Центральный объект Содержание обучения Учащийся Средство обучения Инструктивные материалы Образовательна я среда Повышение эффективности Структурирова- ние информации Организация деятельности Учитель Передатчик знаний Организатор Теории в основе КогнитивныеРазвития Требования к знанию Воспроизводит реальность Подходит к реальности Контроль знаний Воспроизведен ие Решение задач
КРИТЕРИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИ- ЧЕСКИХ ЗАКРЫТИЙ Долой претензии! Даёшь доказательства! Не хочу читать рассуждения! Хочу читать отчёты о применении! (независимые от разработчиков) Двойной слепой метод (ни доктор, ни пациент не знают, лекарство или плацебо) – неприменимый идеал
Если такой прекрасный метод у меня не работает, значит я либо глупа, либо плохо справляюсь со своими обязанностями ПРОБЛЕМА ОТЧЁТОВ
AD MEMORIUM Компетентностны й подход Me-Hung Chiu, 2012
ГДЕ ПРОЧИТАТЬ Инструктивизм и конструктивизм -- диалектически противоположные стратегии обучения Педагогика, 2011, 5, С Заметки с XXII международной конферен- ции по химическому образованию Химия в школе. Скоро выйдет Проектное обучение в химии: обзор западного опыта
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Жилин Денис Михайлович