Менеджмент Наука об управлении. Организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и т.д. Процесс управления, т.е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Менеджмент и менеджер
Advertisements

Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Менеджер по персоналу - это человек, который отвечает за самое главное на предприятии или фирме - людей. Именно человеческий ресурс в современном мире.
Характерные черты организационных структур управления Кулагина Марина Сергеевна ДБМ-103.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Оценка инвестиционных проектов Бизнес-идея - это совокупность знаний, как уменьшить расходы или получить доход, это концепция предлагаемого бизнеса, это.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Разработка урока обществознания в 6 классе по теме «Что такое предпринимательство и бизнес?» по учебнику А.И.Кравченко.
Управление персоналом. Управление персоналом это область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом.
Персонал предприятия как объект управления. 1. Человеческие ресурсы как ключ эффективности функционирования фирмы на современном этапе.
Линейно-функциональная структура управления
Организация взаимодействия в управлении и полномочия План 1. Делегирование полномочий 2. Групповая динамика в менеджменте 3. Управление неформальной организацией.
Профессия МЕНЕДЖЕР по продажам банковских продуктов (кредитный менеджер)
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Транксрипт:

Менеджмент Наука об управлении. Организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и т.д. Процесс управления, т.е. технология реализации управленческих функций, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка. Руководство людьми, т.е. человеческими ресурсами. Профессиональный подход к управлению. Экономическое управление, опирающееся на социально- экономические интересы.

Семинар 1. В.5. Менеджер и предприниматель Менеджер: Нанимаемый за плату руководитель или управляющий для организации конкретной деятельности подчиненных ему работников и одновременного выполнения определенных управленческих функций. Предприниматель: Человек, который идет на риск, при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта, услуги. Это собственник, применяющий свой или заемный капитал, в целях получения прибыли (может не иметь официальной должности, но входить в состав правления).

Сопоставление менеджеров и предпринимателей Параметры сравненияМенеджерПредприниматель Статус на предприятииНаемный работникСобственник, партнер Задачи и функцииПостановка целей, планирование, организация, мотивация, контроль, координация, руководство Поиск новых способов комбинации ресурсов, выдвижение новых идей по их использованию для удовлетворения потребностей населения Ожидаемый результат работыСохранение, поддержка и развитие предприятия, максимилизация его способностей производить ценности Освоение новых сфер бизнеса, продвижение идей и нового дела для выпуска продукции и получения прибыли Личностные характеристикиУмение организовать работу в команде, критическое мышление, преданность делу, честность, умение четко выражать свои мысли и убеждать Интуиция, новаторство, самостоятельность, индивидуализм, смелость, инициативность, ориентация на успех, готовность к риску

Требования к профессиональной компетенции менеджера: Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента. Знание должностных и функциональных обязанностях менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации. Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе. Владение искусством управления человеческими ресурсами. Владение искусством налаживания внешних связей. Способность к самооценке, постоянное стремление к повышению квалификации.

Пример 1. За рубежом для оценки качеств менеджера, его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия фирма работает успешно, то это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия руководителя деятельность становится менее эффективной. Это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему (т. е. не обеспечивал стратегическое развитие фирмы), а ежедневно занимался текущими вопросами, не доверяя их руководителям среднего уровня.

Уровни управления (согласно вертикальному разделению труда) Низовой уровень это менеджеры, которые управляют такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. Средний уровень - самый многочисленный, составляющий, по некоторым данным, 50 60% общей численности управленческого персонала организации, включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов. Высший уровень - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3- 7% общего управленческого персонала

Роли менеджера в организации Во-первых, выступая в качестве руководителя, менеджер исполняет роли формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации и достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, роль представителя организации. Во-вторых, он играет роли информационные, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней средах организации, распространяет ее в виде фактов, нормативных установок и разъясняет политику и основные цели организации. В-третьих, это роли по принятию решений, выражающиеся в том, что менеджер выбирает направление развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. В-четвертых, это роли по поддержанию балансов интересов и разрешению конфликтов. Они заключаются в том, что менеджер определяет разумный баланс интересов при разработке систем или выполнении операций в «цепочках»: собственник менеджер исполнитель (служащий); разработчик производитель посредник продавец потребитель товара и др.

Семинар 2. Практикующее упражнение 1. Составить «портрет» менеджера XXI века, принимая во внимание изменения в деловом окружении. Обсудить и выработать групповое решение.

Домашнее задание 1. Профессия - менеджер. 1.Зафиксировать какими личностными и профессиональными качествами должны обладать менеджеры? 2.Существуют ли качества, которыми необходимо обладать менеджеру в России? 3.Ответь на вопрос: «Менеджерами рождаются или становятся»? 4.Приведите примеры наиболее ярких личностей современности, о которых можно сказать, что они являются именно менеджерами или предпринимателями. Опишите историю их становления как профессионалов. 5.Сделать подбор материалов из периодической печати на тему: «Особенности подготовки профессиональных менеджеров в ведущих европейских странах». 6.Описать существующие профессии современных менеджеров (требования к кандидатам, уровень з/п, условия карьерного роста и т.д.)

Тест 1. Способны ли вы быть менеджером. В каждом вопросе отметьте тот вариант ответа, который соответствует вашим привычкам и характеру. 1.Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить большой группой сотрудников, которые старше вас по возрасту. Чего больше всего вы опасались бы в этом случае? а)что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они; б)что вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами решения; в)что не удастся выполнить работу на том уровне, как вам хотелось бы. 2.Если вас в каком-то деле постигнет крупная неудача, то: а)постараетесь ли вы утешиться, считая случившееся несущественным (подумаешь, бывает и хуже) и направитесь «развеяться», например, в кино; б)начнете ли раздумывать: нельзя ли переложить вину кого-нибудь другого или на объективные обстоятельства? в)анализируете ли причины неудачи, оценивая, в чем ваш собственный промах и как исправить дело; г)опустятся ли у вас от случившегося руки, испытаете ли вы отчаяние. 3.Какие из нижеперечисленных качеств и черт наиболее подходят вам? а)добродушный, медлительный, послушный; б)приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный, решительный; в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старательный, исполнительный, логичный. 4.Считаете ли вы, что большинство людей: а)работает хорошо и старательно; б)добросовестно относится к работе тогда, когда их труд оплачивается должным образом; в)трактует работу как необходимость, не более.

5.Руководитель должен быть ответственен за: а)поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот); б)своевременное выполнение заданий (тогда и подчинен­ные будут довольны). 6.Вы руководитель организации и должны представить "наверх" план определенных работ. Как вы поступите? а)составите проект плана, доложите о нем начальству и попросите поправить, если что не так; б)выслушаете мнение подчиненных специалистов и составите план, принимая только те предложения, которые согласуются с вашей точки зрения; в)поручите составить проект план подчиненным, послав для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместителя или другого компетентного работника; г)разработаете проект совместно со специалистами, доложите о плане руководству, обосновывая его положения. 7.На ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который: а)бдительно следит, чтобы все подчиненные точно выполняли свои функции; б)подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом "доверяй и проверяй"; в)заботится о работе, но за суматохой дел не забывает о тех, кто ее выполняет. 8.Считаете ли вы ответственность за свою собственную работу равнозначной вашей ответственности за итоги работы всего коллектива: а)да; б)нет.

9. Ваш поступок встречен критически другими. Как вы будете себя вести? а)не поддаваясь защитной реакции, не поспешите с возражениями, а сумеете трезво взвесить все "за" и "против"; б)не спасуете, а постараетесь доказать свое преимущество; в)в силу вспыльчивости характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь; г)промолчите, но своих взглядов не измените и посту­пать будете по-прежнему. 10.Что вы считаете наиболее действенным в решении вос­питательных задач: а)премирование; б)наказание. 11.Что бы вы хотели: а)чтобы другие видели в вас хорошего друга; б)чтобы никто не усомнился в вашей четкости и решительности оказать помощь в нужный момент; в)вызывать у окружающих восхищение вашими качествами и достижениями. 12.Нравится ли вам принимать самостоятельные решения? а)да; б)нет. 13.Если вы должны принять важное решение или дать заключение по ответственному вопросу, то: а)делаете ли это безотлагательно и, сделав, не возвра­щаетесь ли снова и снова к этому делу; б)делаете ли это быстро, но потом долго мучаетесь со­мнениями: "а не лучше было бы так или так?"; в)стараетесь ли вы не делать никаких шагов как можно дольше.

Ключ для подсчета баллов 1.а-0 б-2 в-4 2.а-2 б-0 в-6 г-0 3.а-0 б-3 в-2 4.а-6 б-2 в-0 5.а-3 б-5 6.а-3 б-0 в-1 г-0 7.а-2 б-6 в-4 8.а-6 б-0 9.а-6 б-2 в-0 г-0 10.а-3 б-0 11.а-3 б-5 в-0 12.а-3 б-3 в-0 13.а-6 б-3 в-0

Результаты ВЫ НАБРАЛИ БОЛЬШЕ 40 БАЛЛОВ. У вас много задатков хорошего руководителя. Вы верите в людей, в их знания, добрые качества. Требовательны к себе и своим коллегам. Не станете терпеть в своем коллективе бездельников и не будете стараться завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных сотрудников вы не только начальник, но и хороший товарищ, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи и поддержки. ВЫ НАБРАЛИ ОТ 10 ДО 40 БАЛЛОВ. Вы можете руководить определенными работами и объектами, но нередко сталкиваетесь с трудностями. Стараетесь быть для своих подчиненных опекуном, но иногда можете выместить на них свое дурное настроение. Оказываете подчиненным помощь, даете разного рода советы, не обращая внимания на то, есть ли в этом необходимость. ВЫ НАБРАЛИ МЕНЬШЕ 10 БАЛЛОВ. Скажем откровенно: у вас мало шансов быть хорошим руководителем. Вам необходимо пересмотреть многие свои взгляды и отказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего потребуется обрести веру в людей и самого себя. Не огорчайтесь, если вы набрали небольшое количество баллов. Попробуйте взглянуть на себя со стороны и объективно оценить свои сильные и слабые стороны в руководстве коллективом, а главное справиться с недостатками и оптимизировать свою деятельность.

Ситуация для анализа 1. «Предприниматель или менеджер» Роза Райхман является вице-президентом компании «Парсон Бринкерхофф», семнадцатой по величине инженерной компании Соединенных Штатов. Она начала свою карьеру в компании «Парсонс Бринкерхофф» как свободный журналист в отделе корпоративных публикаций. Эта временная работа обернулась для неё работой постоянной, а потом, спустя короткое время, она стала главой отдела. В 1980 г. президент компании Анри Мишель сказал Райхман, что ей придется сократить штат своего отдела. Вместо этого Райхман спросила Анри Мишеля, можно ли ей оставить группу в полном составе и использовать услуги ее отдела, чтобы зарабатывать средства для компании. Он согласился. В 1981 г. она преобразовала редакционно-издательский отдел в аккредитованное рекламное агентство, которое называлось «Пи Би Коммьюникейшенз». Поскольку маркетинг инженерных услуг был привычным для ее группы делом, они сначала открыли обслуживание своих фирм: архитектурных, инженерных и управляющих строительством. В итоге, эта новая рекламная фирма начала предлагать свои услуги по рекламе в совершенно новых областях: юриспруденции, страховании, финансах и недвижимости. Ведение «бизнеса внутри бизнеса» может стать причиной нетипичных проблем. Как только издательский отдел организовал коммерческий центр, другие отделы в компании «Парсонс Бринкерхофф» должны были платить ему за его услуги. Именно тогда соответствующие отделы начали искать более выгодные условия в отношении стоимости и вида услуг за пределами компании. Многих людей в коммерческом центре приходилось убеждать, что инженеры компании «Парсонс Бринкерхофф» это такие же важные клиенты, как и клиенты со стороны. Чтобы устранить волнения и сохранить ориентацию на внутрифирменное обслуживание «Пи Би Коммьюникейшенз» должны были активизировать усилия в области маркетинга внутри компании и одновременно начинать кампанию по внешнему маркетингу. На сегодняшний день «новое предприятие» Розы Раихман имеет серьезный успех. Объем услуг, оказанных клиентам внутри самой фирмы «Парсонс Бринкерхофф» и внешним клиентам, превысил в 1986 г. 1,4 млн. долл. «Ли Би Коммъюникейшенз» продолжает искать новые пути и способы зарабатывать деньги, используя навыки редакционно-издательского отдела. ВОПРОСЫ: 1.Кто по-вашему Роуз Раихман предприниматель или менеджер? 2.Как вы полагаете, типично ли согласие Анри Мишеля принять предложение Розы Раихман как руководителя высшего звена? Почему? 3.Помимо проблем, отмеченных в данной ситуации, с какими другими трудностями могла столкнуться Роза Раихман на пути преобразования своего отдела в самостоятельный бизнес?

Семинар 3. В.6.Этапы развития и особенности управленческого труда. Менеджмент это древнейшее искусство и новейшая наука. Возникновение отношений управления относится, по разным оценкам, к IIIIX тысячелетиям до н. э. В развитии теории и практики менеджмента выделяют следующие этапы: 1. Древнейшие века: появление первых деловых людей, религиозных функционеров и жрецов, собирающих дань с населения; XVIII в. до н. э. возникают элементы административного менеджмента, разрабатываются законы управления государством; VIII вв. до н. э. зарождение территориального управления. 2. Индустриальный период (XVIIXIX вв. н. э.) формирование промышленного менеджмента, что было обусловлено развитием разнообразных ремесел, мануфактурного производства. 3. Период систематизации (вторая половина XIX первая половина XX в.) обобщение практики и разработка научных основ управления: 1020-е гг. зарождение научного управления, ав­тором которого стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор; 2030-е гг. развитие идеи Тейлора. Разработка функций, структуры и принципов управления французским экономистом Анри Файолем; 3060-е гг. появление теории "Человеческое поведение и человеческие отношения", в которой уделялось внимание социальным вопросам.

Этапы развития управленческого труда (продолжение) 4. Информационный период вторая половина XX в. по настоящее время. Это время активного развития современного менеджмента: 70-е гг. разрабатываются и внедряются экономико-математические методы и современная вычислительная тех­ника в практику управления; 80-е гг. отличаются внедрением научных методов (системного подхода и исследования операций) в процедуру принятия управленческих решений; 90-е гг. обращается внимание на организационную культуру, этику менеджмента, демократизацию управления (привлечение работников к принятию управленческих решений). Характерной чертой развития современного менеджмента является усиление тенденции технократизма, что прояв­ляется во внедрении безбумажной технологии, создании электронных бухгалтерий, офисов, внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий. Управленческий труд обладает специфическими особенностями. Они состоят в следующем: предметом данного труда является информация; результатом управленческие решения; средствами труда служат организационная и вычислительная техника; управленческий труд обладает исключительной значимостью для деятельности предприятия; от руководителей требуется владение разносторонними знаниями (экономики, права, социологии, психологии, информатики и др.).

Ситуация для анализа 2. «Свод законов царя Вавилонии Хаммурапи ( гг. до н.э.)» Некоторые законы мудрейшего правителя древности поучительны для потомков. Согласно одному из них родители могли продавать детей, если к тому их принуждала нищета. Если замужнюю женщину обнаруживали с любовником, то ее бросали в воду, а на неверного мужа можно было только жаловаться в суд. За несправедливое обвинение клеветник наказывался по суду обстриганием височных волос. За убийство мужа ви­новницу сажали на кол. За злословие на родителей отрезали язык, за побои - отрубали руку. Муж ничего не получал из при­даного покойной жены оно принадлежало детям. Напротив, вдове возвращали ее приданое и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом совместно с детьми. Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За воровство полагалась смертная казнь, за кражу со взло­мом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К во­ру приравнивался продавший потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хи­рург, сделавший удачную операцию знатному человеку, получал 10 сиклей, простому 5, но за неудачную - лишался рук. Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушился и задавил хозяина, архитектор подвергался казни; если поги­бал сын хозяина, казнили сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производился архитекто­ром. Те же принципы действовали по отношению к корабельщи­кам и представителям других профессий. Кодекс законов Хаммурапи рассматривал проступки исклю­чительно с учетом материального вреда для личности или опас­ности для государства и общества. Он гарантировал права всем замужним женщинам наличную безопасность, в нем полностью отсутствовало правило родовой мести. Поэтому считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам. Вопросы для обсуждения ситуации 1. Можно ли считать данный документ свидетельством зарожде­ния человеческой гуманности. Какие позитивные и негативные стороны наблюдаются у этого явления? 2. Чьи интересы защищали эти законы? 3. Признаки возникновения каких современных функций менеджмента можно заметить на данном этапе развития науки управления?

Семинар 4,5. Эволюция управленческой мысли. Темы докладов: В.7.Школа научного менеджмента (Ф.У. Тейлор) В.8.Административная школа (А.Файоль) В.9.Школа человеческих отношений (Э.Мэйо) В.10.Школа науки о поведении В.11.Школа количественных методов (Р.Акофф, С.Бир) В.12.Эмпирическая школа (Г.Форд, Ли Якокка) В.13.Процессный подход В.14.Системный подход В.15.Ситуационный подход

Домашнее задание 2. Сравнительный анализ подходов к менеджменту. Заполните таблицу, перечисляя положения различных подходов к менеджменту, к реализации различных функций управления. Сделайте выводы по результатам сравнительного анализа подходов. Подходы к менеджменту Функции управленияСвязующие процессыКритика ПланированиеОрганизацияМотивацияКонтрольПринятие решений Коммуникации 1.Школы в управлении 1.1.Школа научного менеджмента 1.2. Административная школа 1.3. Школа человеческих отношений 1.4. Школа науки о поведении 1.5. Школа количественных методов 2.Процессный подход 3. Системный подход 4.Ситуационный подход