· летопись родного края Тема: «Религия в жизни казачества и жителей села Верхнекизильское» Координатор: Дутова Раиса Петровна Руководитель краеведческого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
изучение быта и обустроенности казачьего подворья.
Advertisements

Презентацию подготовила Ученица 11 класса « А » МБОУ СОШ 16 История казачества.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Астраханский кремль Астрахань наш город старина, Волгой пополам разделена. Красавец-Кремль царственно стоит И солнце в куполах его горит... Учитель начальных.
Лебедянь. Служилые люди.. Цель: знакомство с историей деятельности служилых людей в Лебедяни, показ исторической роли города. Задачи: Сформировать картину.
МАНУИЛОВА ВЕРА, ученица гимназии 3 г. Аксая. Результаты опроса.
Роль церкви в Великую Отечественную войну Приготовила ученица 9 «В» класса Редькина Виолетта.
Презентация по кубановедению адыгов и казаков Роман Папия 10 « А » класс.
КУЛЬТУРА И ОБЫЧАИ УКРАИНЦЕВ
Чего мы хотим ? Чтобы 18 октября в 9.00 утра, миллион детей молились Божьей Матери за то, чтобы все люди на Земле жили в мире друг с другом.
Буракова Оксана Александровна Воспитатель старшей группы МБДОУ Турбанского детского сада ТЕМА: «Воспитание любви к родному краю»
Лекция 3. Духовно-нравственное воспитание детей. Воспитание детей – основывалось на традициях и целях. Цели воспитания сводились к выполнению мужчинами.
Задание 1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину? 1. Это позволяет комфортно жить 2. Родина у человека, как мать, - одна. Её нужно любить,
Актуальность темы В современном российском обществе всё чаще говорят о том, что христианс- кая вера не сыграла большого значения в становлении русского.
МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
«По малой Родине моей» В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего.
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ. Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной.
МКОУ «Пристанинская основная общеобразовательная школа» «Моя малая Родина» Проект учащихся 2 класса Руководитель : Полетаева Е.П.
Тест Задание 1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину? 1. Это позволяет комфортно жить 2. Родина у человека, как мать, - одна. Её нужно любить,
Проект «Колодец душа деревни!» 2012 год. Проект «Колодец душа деревни!» Реконструкция и украшение старого колодца В колодце лучшая вода, И в давние года,
Транксрипт:

· летопись родного края Тема: «Религия в жизни казачества и жителей села Верхнекизильское» Координатор: Дутова Раиса Петровна Руководитель краеведческого Объединения учащихся Челябинская обл. Агаповский район с.Верхнекизильское ул.Школьная 27 МОУ Верхнекизильская ООШ Автор: Ильгамова Алина, Ганенкова Аня и Кузнецова Алёна ученицы 8-го класса «Всё что перед нами и позади нас – мелочи по сравнению, что внутри нас» Ральф Эмерсон

Актуальность темы: Наряду с другими общественными институтами религия в состоянии особым образом регулировать социальные отношения. Наши исследования основываются на истории жизни Уральского, Оренбурского казачества и находят свои подтверждения в истории казачества региона, церковного прихода, села. наша цель: определить роль религии в становлении личности и роль этой личности в истории своей семьи, села и страны в котором она работает и живёт; собранный материал донести до слушателя. наш анализ явлений прошлого, как ключ к уяснению того, чем жил человек прошлого (в отличие от человека нынешнего), как он по своему вписывался в культурные стереотипы, как по-своему решал экономические и социальные проблемы.

Из истории казачества. Влияние казачества на верование населения Южного Урала. У истоков казачества. На языке половцев казак означало стража, передового, ночного и дневного. В конце XV века идут последовательные указания о существовании казаков в разных местах южной Руси. К 1545 году относятся первые указания на существование казаков как отдельного сословия; они живут и по городам, и селам, занимаются разными промыслами и составляют особые общины для постоянной обороны против мусульман. Целью первых движений казаков были интересы военные и промышленные. Основная же причина, благодаря которой, казачество превратилось в целое сословие и разлилось по обширной территории была земельная.

Становление казачества и его роль в истории страны. В XVXVI веках на реках Дон, Волга, Урал, Яик, Днепр, Терек возникли общины вольных казаков. В казаки принимали лиц мужского пола, любой национальности, но при выполнении двух условий: быть православным и говорить на русском языке. Как до Петра I, так и после него казаки постоянно выполняли три главные государственные задачи: занимали новые, до того пустынные и почти необитаемые земли служили проводниками русской колонизации и русского влияния охранили как вновь занятые ими земли, так и находящиеся за ними поселения мирных граждан от нападений кочевых племен, составляли немаловажную часть вооруженных сил государства и несли службу наравне с регулярными войсками. Со второй половины XVII века начался процесс превращения казачьих общин в регулярные казачьи войска, которые с XVIII века стали получать наименование по названию территории расселения казаков: В 1916 казачье население составляло свыше 4,4 млн. человек и располагало 63 млн. десятин земли. Во время первой мировой войны общая численность казачьих войск достигала 200 тыс. человек. Юридически казачество перестало существовать как сословие с 10 ноября 1917 года, когда был издан Декрет ВЦИК и СНК Об уничтожении сословий и гражданских чинов. В январе 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) приняло секретную директиву об отношении к казачеству. Это было начало политики, получившей в народе название "расказачивания". В 1920 казачество как сословие упразднено, а после Второй мировой войны казачьи объединения и соединения расформировались. Новый импульс в возрождении казацкого движения дало появление во второй половине 80-х годов военно-исторических клубов.

Верование раннего казачества Верующие казаки православные, старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибирском, Донском войсках (были представлены и другие конфессии). Для Южного Урала на ранних этапах формирования там старообрядческого социума существенную роль сыграло казачество. Лишь в конце XVIII столетия определённая замкнутость казачьего общества была нарушена появлением «пришлого элемента». Казачество, превратившись в военно-служилое сословие, правами и привилегиями обязанное монарху, видело себя в числе первых защитников царской власти, а чувство хозяина проявилось, в частности, в культе рационального природопользования и бережного отношения к земле. Аграрно-календарные праздники (святки, масленица и др.) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Вовлечение казачества как военной силы в политическую борьбу между большевиками и их противниками привело к гибели десятков тысяч казаков в гг. Недоверие казачества к новой власти и борьба против неё были вызваны во многом непоследовательностью политики большевиков, стремлением превратить казака в простого крестьянина.

Поселения и своеобразие бытового уклада казачества. Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места. В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки и др. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на километров. Усадьбы казаков обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Наиболее распространённым типом дома в IXX начале XX были двух- и трёхкамерные дома (изба сени, изба сени изба). Для традиционной одежды казаков характерно раннее вытеснение домотканины, использование покупных тканей уже с середины IXX века. Форма и фуражка хранились как семейные реликвии. Современные потомки казаков нередко помещают на видном месте в жилой комнате казачью фуражку. До конца IXX начала XX веках для казачества характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, замкнутость семейного быта. Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью

Из истории Оренбурского казачества. По следам Оренбургской экспедиции (1730-е годы). Костяк Оренбургского казачьего войска, его планомерное и четкое формирование, как военной, так и территориальной единицы Российского воинства, закладывались с приходом к руководству Оренбургским краем наместника царя, бригадного генерала, тайного советника, графа Ивана Ивановича Неплюева. Ему лично принадлежит и инициатива строительства нескольких укрепленных линий. В частности, с целью предотвращения набегов кочевников или, как тогда называли, «ордынцев», И. И. Неплюев приступил к сооружению «засечной черты» Яицкой укрепленной пограничной линии, которая тянулась от Оренбургской крепости вверх по течению реки Яик (Урал). Оренбургское казачье войско подразделялось на три военных отдела (округа). Первый отдел носил название Оренбургский и, по данным на 1913 год, на его территории располагались 22 казачьих станицы. Второй, Верхнеуральский отдел, был в центральной части территории губернии. В его составе находились 15 станиц, в числе которых можно назвать станицы Наследницкую, Велико-Петровскую, Магнитную, Степную.

Из истории строительства крепостей и редутов. Редут Верхнекизильское. По началу поселение состояло из нескольких землянок для размещения воинских команд и обозников на ночлег. Гарнизон состоял из 80 солдат. В 19 веке появились казаки и отставные солдаты. По сведениям 1866г. 157-дворов жителей: 437 м 452 ж Имеется: часовня, почтовая станция, кожевенный завод. В 1874году построили церковь. Старинный топоним поселка Верхнекизильского, который и сейчас, в просторечии, в ходу среди его жителей - Шалдома. В приближенном переводе с башкирского языка слово обозначает место перехода, переправы, брод. Юга - западная окраина села - период разлива

В 1897 году при проведении Первой Всероссийской переписи населения в переписном листе поселка Верхнекизильского станицы Магнитной было указано и это второе его наименование

Иван Иванович Неплюев прослужил на посту оренбургского губернатора 16 лет. Находясь при смерти, он в наставлении сыну говорил: «Люби свое отечество и в защищение того пользы не щади не только благосостояния, но и жизнь. Подчиненным твоим и паче крестьянам будь больше отец, нежели господин, имея присно в памяти слово Божие: "милости хочу, а не жертвы", и что они такие же люди, как и ты, кроме чинов и власти, данной тебе гражданскими законами».

Из истории села Верхнекизильское. Люди и достопримечательности села Село, в котором мы живём, имеет немалую историю она пересекается, соприкасается идёт рядом с историями страны и малой Родины. Историю эту делают люди, и как правило мы начинаем её познание с семьи, с дома, где живет человек. Судьба старинных домов беспокоит: часть их разобрана из-за ветхости, иные ушли в небытие из-за беспечности хозяев.

Филякин Николай Павлович 1939 г.р. из Оренбурской области, Шарлынского р-на, села Парадеева. «… Жил в г. Магнитогорске. В 1976 г купил дом Севостьяновых в селе Верхнекизильское для своих родителей. В доме от хозяев оставалась икона писаная, но её украли, когда родители уехали зимовать в город. С «богом в душе» родители прожили до 88-мама, а отец – 91 год.» Семья Филякиных – местные пчеловоды и продолжатели семейных традиций

Дом, который был достопримечательностью села, разрушен до основания. Дом принадлежал Степану Даниловичу Казанцеву - купцу 2-ой гильдии. Он имел гурты скота, поголовье овец курдючных, мельницу, магазин каменный.

Улицы в истории тоже имели немаловажное значение. По улице Набережной в 1891 году двигалась процессия с наследником царского трона Николаем Александровичем Романовым. По преданию, для отдыха будущий царь остановился в доме Холмагорцевых и похвалил хозяев за гостеприимство, одарив их золотым рублём. В 30-е годы Холмогорцевых отправили в ссылку. Дом конфисковали.

Церковь и общественная жизнь села На общественную жизнь села большое влияние оказывала церковь, для подавляющего большинства населения православная. В нашем селе Верхнекизильское, образованном в 1743, церковь была построена в 1874 на людские пожертвования. Почему её назвали в честь Покровы Божией Матери, стоит только догадываться. Покров-праздник имеет важное значение в быту народном, как начало новых дел. Дважды церковь восстанавливали, веря в покровительство Пресвятой Богородицы.

Зайцев М.Я «…Мама моя была глубоко верующей, но дав «обет богу» в случае выздоровления сына совершить паломничество к святым града Киева, не сдержала. Поэтому до конца своих дней отмаливала свой грех. На деревне до войны верующие женщины собирались на вечерние молитвы. Арефьева Арина Андреевна читала сорокоусты о погибших и умерших в годы войны - тогда много умирали. Голос у неё был хорошо поставлен. После войны многое что изменилось. Меньше стало того, что всех нас объединяло. К советам верующих не прислушивались, да и они не особо их не давали-боялись гонений, на родственников. Справедливости раньше больше было, так как каждый день люди села старались с благословения господа жить, ложась и вставая с молитвой и живя по заповедям православия». Зайцев Михаил Яковлевич – 1938 г. р. из коренных жителей села

Дом Зайцева Михаила Яковлевича

Общественная жизнь села была связана с Языческими обрядами и православные праздниками. Первым праздником весеннего цикла была масленица неделя перед длительным постом, предшествовавшим Весенний цикл обрядов и праздников заканчивался Троицей (50-й день от Пасхи), которая знаменовала также переход к лету. На Троицу гуляли в лугах и лесах. Украшали церкви и дома молодой растительностью, берёзками. Основными исполнителями обрядовых действий были девушки и женщины. Казаки верили в приметы, в домовых, леших, ведьм, колдунов, в порчу, дурной глаз и т.п. Большим праздником считались крестины. Обряд обычно происходил в церкви, изредка богатые казаки приглашали священника на дом. Самые пышные застолья устраивали на свадьбы, храмовые праздники, проводы казака на службу и прибытие его оттуда. Отправляясь в поход, казак поочередно обходил родных, а в день его отправления все собирались у него дома. Купанье в крещенье становится популярным В один из праздников крещенья

Заключение Духовную основу казачества, безусловно, составляла религия. Именно она явилась сплачивающим и объединяющим фактором казачьей общине. Пёстрое по своему этническому составу казачество было не однородно и в религиозном плане. В течении длительного периода формирования казачества на Урале сюда стекались представители различных вероисповеданий, для них важно было чувство личной веры, не мешавшей жить по закону общинного братства. Именно состояние «Бога в душе» являлось основной чертой в характере казака.

На всём крестном пути казака сопровождала церковь. Для казака церковь – это не только культовое сооружение, организующее пространство и являющееся центром поселения. Это мерило истинно народного откровения, его духовного могущества. Кроме средоточия православной обрядности церкви были и центрами распространения грамотности. Православные храмы, помимо этого, хранили культурные ценности казачества, выступали носителями культурно-нравственных норм В целом же для казачества религия выступала своеобразным духовным и нравственным мерилом в повседневной жизни. Трепетно сберегая «Бога в душе» казаки переживали, по образному выражению философа–казака А. Ф. Лосева, «самоутверждение личности в вечности». Искренне веря в Бога, казаки терпимо относились ко многим религиям.

В основе веры казаков лежала высокая идея любви к ближнему, ибо казак был готов «положить душу свою за други своя», умел ценить свободу выше всего, умел её защитить. «Бог может быть у нас и разный, этого точно не знаем, но точно знаем – кровь в бою у нас одного цвета», именно на этой заповеди и основывалась веротерпимость казачества.

Нужна ли нам церковь на селе? На этот вопрос пака однозначно ответить не могут большинство из опрошенных, но мы надеемся, что наша работа положит начало поиску путей к созданию часовни на селе. Наши поиски и исследования продолжаются и нацелены они на изучении хорошо забытого старого, того, что сейчас для нас вроде бы ново. Народная кухня, календарь, творчество и многое другое, что делает жизнь, добрей и интересней. И как не в семье, её корнях искать это доброе и интересное. Авторская группа в доме-музее с.Верхнекизильское

Большое спасибо, за оказанное внимание, к нашей работе! Недостаточно изученной остается проблематика "Место и роль православия в повседневной жизни крестьян". Ведь прежде всего в повседневности выражалось влияние православной религии на крестьянскую среду, определяя поведение крестьян каждый день. В рамках этой проблематики мы решили продолжить изучение следующих тем: православные традиции в крестьянской семейной обрядности (частная сфера жизни) роль и место иконы, храма и священника в повседневности, религиозно-этическое воздействие на повседневную жизнь крестьянина через понятия греха и преступления значение исповеди и причастия в повседневности и многое др. над чем ещё можно работать и мы будем делать,