Из истории реализма в русской живописи Учитель ИЗО,МХК. МАОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская Живопись XIX века Проектная работа учеников 8 «Г» класса МОУ Лицей Антонова А. 2. Велиева К. 3. Воронов Д. 4. Гладинина Е. 5. Федорова Е.
Advertisements

Учитель ИЗО,МХК. МАОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г. Если игрок угадывает с первого фрагмента, то получает 3 очка. Угадывает со второго – 2 очка, с третьего.
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века. Во второй половине XIX века ведущим жанром живописи становится критический реализм Критический реализм – художественный.
Живопись второй половины 19 века Федотова Людмила Ивановна МКОУ Белоярская СОШ, Красноярский край.
Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
Живопись XIX века.. Происходит переход к реалистическому искусству. Заказчики произведений – представители высшего класса. Стали входить в обычай выставки,
Художники - передвижники Над слайдом работали: Деминова Е, Алымова Т, Ржаницина А..
Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И. Сурикова. (рассказывают по картинам ученики) Социальная тематика в творчестве русских художников – передвижников.
Живопись второй половины 19 века Пастушок Алексей, 9 А.
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
Реализм – художественный стиль эпохи. Реализм realis (от латинского слова – вещественный) В широком смысле обозначает стремление к более полному, глубокому.
Реализм – художественный стиль эпохи. Реализм realis (от латинского слова – вещественный) В широком смысле обозначает стремление к более полному, глубокому.
Русская культура второй половины XIX века Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Першина О.Н. МКОУ «Дубневская СОШ» Ступинского района.
Изобразительное искусство реализма. Жанровая и историческая живопись в творчестве И.Е.Репина.
Исторический жанр в изобразительном искусстве. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого.
Викторина «Изобразительное искусство». Кто из великих художников XVI века был биолог, анатом, физик, астроном, музыкант, писатель, архитектор?
Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин» Выполнила: Мясникова Юлия.
Творчество Василия Ивановича Сурикова
Метод художественного объективного и всестороннего отображения действительности в искусстве.
Культура России 2-й половины XIX в.. Введение. 60-е гг. XIX в. в истории России. Период реформ Александра II ( ). Формирование слоя интеллигенции,
Транксрипт:

Из истории реализма в русской живописи Учитель ИЗО,МХК. МАОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г

Реализм Если все предшествующие стили и направления в литературе и изобразительном искусстве сменяли друг друга без особых потрясений, то реализм в XIX веке выходит на арену истории, объявляя борьбу и одерживая победы.

Русский художественый критик и историк В.В. Стасов следующими словами выразил собственный научный подход к реализму и настроение общества: «... Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причёсанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрёпанным романтизмом и стремящееся к целям совершенно иным. Везде свежим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам...» Реализм

Понятие "реализм" - одно из наиболее трудных для определения, поскольку употребляется в широком и узком смысле. Оно применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. Реализм

Слово "реализм" восходит к латинскому корню "realis", т.е. "вещественный". В широком смысле слова он обозначает стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех её проявлениях. Реализм

В сфере художественной деятельности значение «реализма» ещё более сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик. Более того, в искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Реализм

Творчество отдельного художника невозможно ограничить рамками только одного художественного стиля или направления. Реализм

Являются ли, например, И.Е. Репин или И.Н. Крамской абсолютными реалистами? Разве творчество романтиков О.А. Кипренского и К.П. Брюллова лишено реалистических тенденций? Конечно, нет. Известно также, что А.С. Пушкин вполне обходился без термина «реализм», и это не мешало ему оставаться непревзойдённым бытописателем реальной жизни. Значит, дело вовсе не в термине, а в том, каким образом художник отражает эту действительность. Реализм

Чаще всего под реализмом понимают воспроизведение действительности такой, «как она есть». И в этом смысле реализм родился вместе и одновременно с искусством, являясь важнейшим его свойством. Реализм

Каковы основные эстетические принципы реализма? Главный из них – «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» Реалист, как и всякий художник, не является бесстрастным документалистом своей эпохи, не способным на художественный вымысел. А потому ему не чужды приёмы условности: гротеск, аллегория, символ, фантастика. По отношению к своему герою художник- реалист часто занимает позицию стороннего наблюдателя, что в свою очередь вовсе не исключает авторского сочувствия, иронии или осуждения.

Не менее важным эстетическим принципом становится критическая направленность реализма. Что же критиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих. Вот почему реализм XIX века часто называют критическим реализмом.

Важнейшим эстетическим принципом реалистического искусства становится его демократичность. Провозгласив знаменитый революционный лозунг "Свобода. Равенство. Братство", общество вынуждено было теперь считаться с интересами людей низшего сословия. Впервые "маленький человек", отверженный обществом, получил право быть запечатлённым в произведениях искусства. И.Е. Репин говорил: "Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы".

Художники-передвижники Особенных высот реализма достигли русские художники-передвижники, осознавшие искусство как возможность показывать жизнь такой, какая она есть. Среди них в первую очередь следует назвать П.А. Федотова, В.Г. Перова, И.Е. Репина, В.Е. Маковского, В.В. Пукирева, Г.Г. Мясоедова, К.А. Савицкого.

Искусство передвижников - это переданное языком живописи, совсем иное отношение к реальному миру. Это поиск совершенно других образных средств для выражения того нового, что появилось в жизни людей "рубежа" не просто двух веков, а двух разных восприятий мира. Живописцев навещали доселе недопустимые мысли о необходимости более широких эстетических взглядов, нежели те, которые допускались канонами Академии художеств.

Рождение Товарищества Передвижных Художественных Выставок Инициатором создания Товарищества выступил в 1869 году Г.Г.Мясоедов. Своей идеей Мясоедову удалось увлечь Перова, который в эти годы пользовался огромным авторитетом. Пылким сторонником нового начинания стал Саврасов и целый ряд других московских художников. Мясоедов заручился содействием Крамского, который сплотил под знаменем Товарищества немало художественной молодежи Петербурга. В 1870 году в Петербурге было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок».

Павел Андреевич Федотов ( ) В историю русской живописи Павел Андреевич Федотов вошёл как выдающийся художник-реалист, живописец ироничный и тонкий. Современный исследователь Д.В. Сарабьянов справедливо отмечал: "Он рисовал всё: как люди садятся и как сидят в присутствии начальства, как они ходят по улицам или ведут себя за карточным столом, как разворачиваются фигуры в сложнейших ракурсах, каков человеческий глаз или нос. Он рисовал портреты чуть ли не всех своих знакомых. Казалось, ему не хватало моделей, времени, бумаги, карандашей, чтобы утолить свою беспредельную жажду наблюдения. Это была страсть".

Павел Андреевич Федотов ( ) Пёстрый калейдоскоп типов и характеров П.А. Федотов наблюдал в реальной жизни.

Павел Андреевич Федотов. Свежий кавалер Второе название картины - "Утро чиновника, получившего первый крестик". На картине - чиновник в позе римского оратора. Свой рваный халат он поддерживает как тогу, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Рукой он указывает на орден Станислава, в ответ бойкая кухарка демонстрирует ему рваный сапог.

Павел Андреевич Федотов. Разборчивая невеста Замысел своей новой картины Федотов позаимствовал у Крылова. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась: «Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку».

Павел Андреевич Федотов. Вдовушка Художник создал в этой картине глубоко лирический, трогательный в своей беспомощности, образ молодой женщины - будущей матери, одинокой после смерти мужа офицера. Всё имущество - мебель и посуда - опечатано за долги. Федотов заставляет зрителя задуматься о положении маленького человека, обречённого на нужду и лишения в крепостнической России.

Павел Андреевич Федотов. Анкор, еще анкор! ГТГ Одна из последних работ П.А. Федотова, в которой художник создает трагический образ бессмысленного существования. Смешное и занятное, до этого так интересовавшее живописца, сохраняется лишь в названии. В тесном пространстве бесконечно повторяется одно и то же действие: лежащий на кровати офицер заставляет пуделя вновь и вновь перепрыгивать через препятствие, подгоняя собаку словами команды.

Василий Григорьевич Перов ( ) живописец, жанрист, портретист, мастер исторической картины. Один из ведущих художников «критического направления» в русском реализме второй половины XIX столетия. Художника Василия Григорьевича Перова называют бытописателем русской действительности. Его кисти принадлежит немало произведений, в которых он сочувствует представителям самого бесправного и незащищённого сословия. Автопортрет Василия Перова

Василий Григорьевич Перов. Тройка.Ученики-мастеровые везут воду ГТГ Картина имеет под собой реальную бытовую основу: в XIX веке Москва снабжалась водой через специальные фонтаны, из которых её развозили по домам. Обыденная сцена стала для В.Г. Перова поводом к обличению типичного для тогдашней России и «вопиющего к небу» явления - непосильного детского труда.

Василий Григорьевич Перов. Последний кабак у заставы ГТГ Перов изобразил окраину городка в поздние сумерки. На изрытой колеями снежной дороге стоит пара саней. Одни пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом, на снегу, собака. Лошадь жует брошенный на землю клок сена. Вдали обелиски заставы. За ними едва различимые, уезжающие из города сани. Небо, жгуче-лимонного чистого тона, контрастирует с темным покровом, уже легшим на землю. Это все, что изобразил художник, но небольшая картина полна такой щемящей тоски…

Василий Григорьевич Перов. Сельский крестный ход на Пасхе ГТГ Художник выносит на суд зрителей гнетущее зрелище: шествие пьяных людей с хоругвями и иконами по раскисшей деревенской улице. Процессия идёт от дома к дому, получая в каждом непременное угощение. Обличительная сила «Крестного хода» была столь очевидна, что картину немедленно сняли с постоянной выставки Общества поощрения художников и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати. Картина ещё до выставки была приобретена П.М. Третьяковым.

Василий Григорьевич Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы ГТГ Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Он видел и самодовольно- равнодушного монаха, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине. Единственно, что он присочинил – старого воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка.

Перов Василий Григорьевич Проводы покойника ГТГ Все персонажи картины объединены единым чувством горя. И бедная мать, и дети словно замерли. Руки вдовы бессильно упали на колени, и нет, кажется, у нее сил, чтобы распрямить согнувшуюся спину, поднять низко упавшую голову. Велика сила кисти Перова!

Василий Григорьевич Перов Охотники на привале. ГТГ

Николай Николаевич Ге Исторический живописец, портретист, пейзажист. Николай Николаевич Ге родился в дворянской семье. Семья Ге (Gay) родом из Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал в Россию и поселился в Москве. портрет работы Николая Ярошенко

Николай Николаевич Ге. Тайная вечеря. 1863г. Это первая большая картина художника. Трагедия Учителя, предвидящего отступничество одного из учеников, но готового к самопожертвованию, - основа драматического конфликта полотна, написанного во Флоренции и привезенного в Петербург.

Ге Николай Николаевич. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе ГТГ

Ге Николай Николаевич. Христос и Пилат. В чем есть истина 1890.

Верещагин Василий Васильевич ( ) Василий Васильевич Верещагин один из крупнейших русских художников-реалистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста.

Верещагин Василий Васильевич ( ) Объективное значение творчества художника в том, что в изобразительном искусстве он одним из первых выступил как пацифист, противник использования военных средств для разрешении общественных конфликтов.

Фрагмент Верещагин Василий Васильевич. Апофеоз войны ГТГ. Художник воплотил в картине «Апофеоз войны» свою главную творческую идею «война есть позор и проклятие человечества». На раме картины В.В. Верещагин оставил надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Верещагин Василий Васильевич. Торжествуют ГТГ С первых самостоятельных произведений одной из ведущих тем творчества В.В. Верещагина становится Восток, его быт и нравы. Свидетель военных событий в Туркестанском крае, Верещагин несколько позднее на основе сделанных на месте событий этюдов и набросков создает в Мюнхене первую серию картин, посвященных Туркестанской кампании.

Верещагин Василий Васильевич. Представляют трофеи ГТГ В.В. Верещагин показывал в своих картинах предрассудки, косные формы быта и устарелые нравы. Он вскрывал бесчеловечность отживших обычаев, религиозный фанатизм, дикость и варварство отсталых восточных народов и «цивилизованных колонизаторов».

Верещагин Василий Васильевич. Мавзолей Тадж-Махал в Агре ГТГ

Верещагин В.В. У крепостной стены. Пусть войдут. Картина передает состояние тревожного ожидания и непреклонной решимости к победе. Внутри крепостной стены выстроился отряд, ожидающий врага

Илья Ефимович Репин( ) выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского и в Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Автопортрет, 1878

Илья Ефимович Репин( ) Первой самостоятельной работой художника является картина «Бурлаки на Волге» ( ГРМ). Во время поездки на пароходе по Неве в 1863 году Репин впервые увидел бурлаков. Люди, впряженные в лямки, как скот, тянули баржу, в то время как на берегу беззаботно гуляли нарядные господа. Этот контраст поразил художника. У него родилась идея написать эту сцену, построенную на противопоставлении.

Илья Ефимович Репин. Бурлаки на Волге( ГРМ). Известный пейзажист Ф. А. Васильев заметил: «Картина должна быть шире, проще, что называется сама по себе... Бурлаки, так бурлаки!». И Репин отказался от прямолинейной тенденциозности. Он поехал на Волгу, желая лучше изучить своих будущих героев.

Илья Ефимович Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану ГРМ.

Илья Ефимович Репин. Крестный ход в Курской губернии ГТГ Изображая многолюдье, давая меткие характеристики участникам процессии, художник великолепно организует нестройное движение множества людей. "Толпа многолика, как сама Россия... Это даже не течение людской массы, а неостановимый поток самой жизни,... полной острейших противоречий, социальной вражды и неравенства, но не останавливающей ни на минуту своего беспрерывного сложного движения" (Г.Ю. Стернин).

Илья Ефимович Репин. Не ждали ГТГ

Илья Ефимович Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581года. (1888. ГТГ)

Мясоедов Григорий Григорьевич ( ) Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью Портрет работы И. Репина (1904)

Мясоедов Григорий Григорьевич. Косцы. 1887г.

Мясоедов Григорий Григорьевич. Земство обедает. 1872г.

Владимир Егорович Маковский принадлежит к крупнейшим мастерам бытового реалистичес кого жанра. По его картинам, как по документальному материалу, можно изучать события, сцены повседневной жизни и характеры людей. Темы его картин во многом перекликаются с произведениями Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова- Щедрина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова. Маковский Владимир Егорович ( )

Продуманная до мельчайших деталей композиция, отбор наиболее выразительных подробностей, умение мастерски передать все тонкости психологического состояния персонажей – вот характерные черты его полотен. В середине 1870-х годов определяется главная тема Маковского городской быт. Маковский Владимир Егорович ( )

Маковский Владимир Егорович. Свидание. 1883г.

Маковский Владимир Егорович. Объяснение гг.

Маковский Владимир Егорович. На бульваре. 1886

Крамской Иван Николаевич( ) русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в бедной мещанской семье. С детства увлекался искусством и литературой. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии («бунта четырнадцати»), отказавшихся писать картины («программы») на заданный Советом мифологический сюжет. Автопортрет, (1867)

Крамской Иван Николаевич. Неизвестная. 1883г. Широкую известность полотно обрело во многом благодаря своей интригующей загадочности, неразгаданной и по сей день. Подарив своей работе название «неизвестная», Крамской создал для неё вечный ореол таинственности.

Крамской Иван Николаевич. Мина Моисеев. Этюд для картины «Крестьянин с уздечкой». 1882г.

Крамской Иван Николаевич. Христос в пустыне. 1872г

Из казаков. Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об этом: Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника. Затем успешно сдал вступительные экзамены в петербургскую Академию художеств. Василий Иванович Суриков ( ) Автопортрет

Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины. Ему удалось соединить реализм XIX века с ярким живописным новаторством. Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка. Василий Иванович Суриков ( )

Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова

Василий Иванович Суриков. Утро стрелецкой казни

Василий Иванович Суриков. Меньшиков в Берёзове

От глубокой депрессии его вылечил любимый Красноярск, стены родного дома, помощь матери и брата. Здесь он пишет самую жизнерадостную из своих картин "Взятие снежного городка". Василий Иванович Суриков. Взятие снежного городка

Суриков Василий Иванович. Переход Суворова через Альпы

Василий Владимирович Пукирев ( ) русский живописец-жанрист, крестьянин по происхождению. Получив начальное образование, поступил в учение к одному неважному живописцу в Могилёвской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимаясь здесь живописью под главным руководством профессора С. К. Зарянко, вскоре выказал блестящие успехи в этой отрасли искусства. За портретные произведения была присуждена ему в 1860 году степень академика.

В.В. Пукирев. Неравный брак 1862 Во многих сюжетах художников- шестидесятников возникает тема трагической женской судьбы. Это связано с бесправным положением женщины в русском обществе ХIХ века. Героиня картины В.В. Пукирева пополняет череду печальных и пленительных женских образов, созданных в русской литературе и изобразительном искусстве. На холсте изображена сцена обручения молодой девушки-бесприданницы и старого богатого чиновника. Для усиления драматизма Пукирев вводит в полотно фигуру резонёра - негодующего молодого человека со скрещёнными на груди руками, в котором он изобразил самого себя.

Пейзажи русских художников Скромны, правдивы и неброски пейзажи русских художников- передвижников.

Левитан Исаак Ильич ( ) Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже.

Левитан Исаак Ильич ( ) Был членом Товарищества передвижников. Ему удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Его «пейзажи настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия Автопортрет (1880)

Левитан. Над вечным покоем Пейзаж, созданный художником, наполнен философскими раздумьями о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования. "...а дальше что? - Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё...", - так высказывал сам художник мысль, которую стремился образно воплотить в картине.

Левитан Исаак Ильич. Вечерний звон. 1892

Левитан Исаак Ильич. Цветущие яблони. 1896

Поленов Василий Дмитриевич ( ) русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926). С конца 1870-х гг. его искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Портрет работы И. Репина (1877)

Поленов Василий Дмитриевич. Московский дворик. 1878г В основе картины - вид из окна мастерской художника в одном из арбатских переулков.

Шишкин Иван Иванович ( ) Иван Иванович Шишкин не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России.

Шишкин Иван Иванович ( ) Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли лесной богатырь-художник, царь леса, старик-лесовик, его могли сравнивать со старой крепкой сосной, мохом поросшей, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

Иван Иванович Шишкин Дубы. Вечер

Шишкин Иван Иванович Лесные дали

Шишкин Иван Иванович. Перед грозой. 1884г.

Шишкин Иван Иванович. Дубы. 1887г.

Шишкин Иван Иванович. Обрыв. 1893

Иван Иванович Шишкин Рожь

Куинджи Архип Иванович ( ) Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину Татарская сакля, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Портрет работы Васнецова, 1869

Куинджи Архип Иванович. Ночь на Днепре. 1882г

Куинджи Архип Иванович. Радуга гг.

Реалистическая направленность искусства нашла своё выражение в творчестве русских музыкантов - композиторов "Могучей кучки", П.И. Чайковского и М.И. Глинки. С именем Михаила Ивановича Глинки были связаны выдающиеся достижения музыкальной культуры начала XIX века. Реалистическая направленность его творчества нашла выражение в первой русской национальной опере "Жизнь за царя (Иван Сусанин)" (1836). Сюжет оперы, подсказанный поэтом В.А. Жуковским и хорошо известной "Думой" К.Ф. Рылеева, правдиво передавал драматизм исторических событий и героико- патриотический дух великого русского народа. Лучшие музыкальные традиции М.И. Глинки были продолжены и развиты в творчестве композиторов "Могучей кучки" и П.И. Чайковского. Во второй половине XIX века особенных высот достигло русское оперное искусство. Оперы А.П. Бородина ("Князь Игорь", 1890), М.П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1874; "Хованщина", 1880), Н.А. Римского-Корсакова ("Псковитянка", ; "Царская невеста"), П.И. Чайковского ("Евгений Онегин", 1879; "Пиковая дама", 1890) на долгие годы определили классический репертуар мировой оперной сцены. опереСюжет

Возвратившись в Россию в 1834 году, М.И. Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта В.А. Жуковского, он познакомился с Н.В. Гоголем, П.А. Вяземским, В.Ф. Одоевским и др. Композитор увлёкся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал ещё в юности, прочитав "Думу" К.Ф. Рылеева. Опера "Жизнь за царя" была написана в 1836 году. Либретто написал барон Г. Розен, личный секретарь наследника престола. "Жизнь за царя" - первая классическая национальная русская опера. В ней Глинка сумел "...народный напев возвысить до трагедии". Ведущий принцип драматургии оперы - ясная обрисовка действующих лиц и ситуаций в законченных оперных номерах. Наряду с этим, композитор последовательно проводил принцип симфонического развития, выражающийся в постепенной кристаллизации основных музыкальных тем и "сквозном" проведении этих тем на протяжении оперы. По выражению П.И. Чайковского, опера "Жизнь за царя" явилась "первой и лучшей русской оперой", которая стала высоким образцом и творческим мерилом для последующих поколений русских оперных композиторов-классиков. Первое представление оперы под управлением К.А. Кавоса состоялось 9 декабря 1836 года в С.-Петербурге на сцене Большого Каменного театра в присутствии государя и царской фамилии. Композитор назвал оперу "Жизнь за царя" и посвятил её государю Николаю Павловичу. Успех оперы был громадный, публика восторженно приветствовала автора, в зале среди многих друзей Глинки был и А.С. Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. Печать тоже высоко оценила оперу. Критика находила, что Глинка начал новую эру в музыке.

В е годы XIX века в целом были определены и сложились основные принципы реалистического театрального искусства. Развивая лучшие традиции романтического театра, реализм вылился в мощной художественное направление, определившее дальнейший путь развития русского драматического театра. Его рождение по праву может быть связано с драматургической деятельностью А.С. Грибоедова ("Горе от ума", ), А.С. Пушкина ("Борис Годунов", ) и Н.В. Гоголя ("Ревизор", 1836), а становление с именем А.Н. Островского ("Гроза", 1859; "Лес", 1870). Утверждению реалистических принципов на театральной сцене способствовало актёрское мастерство М.С. Щепкина. Его подлинными творческими вершинами стали блестяще сыгранные роли Фамусова в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", Городничего в "Ревизоре" Н.В. Гоголя. В историю отечественного театра М.С. Щепкин вошёл как подлинный реформатор, теоретик и практик сценического искусства. Он, - по словам А.И. Герцена, - "создал правду на русской сцене", особенно в пьесах А.Н. Островского. В одном из писем Островскому И.А. Гончаров утверждает: "... Вы совершили всё, что подобало великому таланту...литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, а для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольный камень Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "у нас есть свой русский национальный театр". Он по справедливости должен называться Театр Островского". Именно А.Н. Островским, Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Н.С. Лесковым и А.П. Чеховым во второй половине XIX века были сделаны новые шаги на пути реалистического театрального искусства.пьесахФонвизин