Аналитические материалы по НИР « Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета (1819-1917): сетевой биографический словарь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аналитические материалы по НИР « Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь.
Advertisements

Информационные технологии в изучении командного состава Красной Армии в годы Гражданской войны в России.
Научный руководитель кандидат исторических наук Сергей Владимирович Жумарь Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела.
Достоверность трактовки исторических фактов и научной обоснованности выводов и оценок : проблемно - поисковое научное исследование ( на примере материалов.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
Максимович Александр Александрович Белорусский государственный университет Исторический факультет Максимович Александр Александрович Историография исследования.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Методология научного познания. 1.Методология научного познания - совокупность определенных правил, приемов, способов познания. По степени общности и сфере.
О вопросе использования отечественного инструментария процедур мониторинга качества образования Н.В. Тюрина, Заместитель директора АНО ДПО «Центр независимой.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Александра Чижа.
Выполнила студентка 2 курса магистерской программы «Управление образованием» Тарасенко В.Л. Научный руководитель: профессор, д.п.н., чл.-корр. РАО Лебедев.
Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Частная общеобразовательная организация как объект и субъект общественно - профессиональной экспертизы Защита курсовой работы года Выполнила:
МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И АККРЕДИТАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 Таганрогский технологический институт Южного федерального университета ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Транксрипт:

Аналитические материалы по НИР « Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь » СПбГУ 2012

Аналитические материалы по НИР «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь» подготовлены Санкт-Петербургским государственным университетом Цель работы: Общей целью настоящей НИР является комплексная реконструкция коллективной биографии преподавателей Петербургского университета и роли университета в общественно-политической жизни, истории российского образования и высшей школы, истории мировой науки и культуры XIX – ХХ в. Темой первого этапа работ НИР стала разработка источниковой и историографической базы темы «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь». Предметом (объектом) первого этапа НИР стала стала источниковая и историографическая база данных по теме исследования.

Цель первого этапа НИР: Целью четвертого этапа НИР стала подготовка научно- информационного инструментария для работы над темой «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь». Ключевые задачи исследования. В ходе работы решались следующие задачи: 1)разработка формуляра биографической статьи о профессоре / преподавателе университета; 2)разработка информационной базы исследования «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь»; 3)Составление именного списка (словника) историко-биографического словаря.

Решение частных задач, определенных для первого этапа НИР, позволило подготовить работу, связанную с реализацией таких ключевых задач исследования, как: 1 ) Определить основные принципы и методику построения «коллективной биографии» профессоров и преподавателей Петербургского университета; 2)Составление базы данных ресурса «Профессора и преподаватели Санкт-Петербургского университета: сетевой историко-биографический словарь»; 3)Аналитическая разработка базы данных ресурса «Профессора и преподаватели Санкт-Петербургского университета: сетевой историко-биографический словарь».

Исследовательский инструментарий В ходе выполнения НИР использован ряд специальных методов и технологий исторического исследования: просопографический метод (определение ключевых критериев построения коллективной биографии преподавательского корпуса, установление общих черт и признаков корпорации, на основании анализа типических черт корпорации выявление в ее рамках соответствующих групп и подгрупп) историко-генетический метод (изучение эволюции социальной и академической природы корпораций российской высшей школы); историко-сравнительный метод (сопоставление отличительных признаков различных академических корпораций российской высшей школы, выявление специфических свойств университетских сообществ); историко-типологический метод (типологизация различных объектов исследования в их историческом развитии: академических объединений, студенческих организаций, социальных практик и т.п.); историко-системный (структурный метод) – структурный анализ развития высшей школы и университетов в контексте структурной эволюции социальных и политических институтов российского общества; историко-антропологический метод (анализ ментальности и реконструкция «жизненных миров» конкретных социальных групп, относящихся к высшей школе) посредством изучения повседневности, межличностных отношений, бытовых практик.

Заказчик проекта: Министерство образования и науки РФ Разработчик: СПбГУ Руководитель проекта: доктор исторических наук, профессор Ганелин Р.Ш. Срок начала проекта: 10 августа 2012 г.

Оценка полноты решения поставленных задач. Первой задачей исследовательского коллектива была разработка формуляра биографической статьи о профессоре / преподавателе университета. Итогом этой работы разработка формуляр биографической статьи о профессоре / преподавателе университета, апробированный на примере ряда статей (разделы 1.1 и 1.2.настоящего отчета). Параллельно с этой работой исследовательский коллектив приступил к выполнению разработка информационной базы исследования «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ): сетевой биографический словарь» (разделы 2 настоящего отчета). Успешное выполнение этих работ позволило составить именной список (словник) историко-биографического словаря (раздел 3 настоящего отчета). Проведенная работа позволила: 1) создать информационную базу для выполнения работ по второму этапу НИР (Реконструкция коллективной биографии профессоров и преподавателей Петербургского университета ( ).

Выводы Краткие выводы по результатам выполнения первого этапа НИР. В результате четвертого этапа работ по реализации ГК были получены следующие выводы и наблюдения: 1) Методическая основа словарной статьи должна, с одной стороны, решать задачи формирования адекватной базы данных для реконструкции коллективного портрета академической корпорации Петербургского университета гг., с другой стороны, служить адекватной репрезентации биографической информации и созданию на ее основе корпуса биографических статей о профессорах и преподавателях Петербургского университета;

Выводы 2) Определен примерный формуляр словарной статьи словаря профессоров и преподавателей Петербургского университета гг.; 3) Определен круг основных и дополнительных источников для составления словаря. В частности, выделено около 30 основных печатных источников для составления словаря; 4) Среди комплекса архивных материалов для составления сетевого биографического словаря наибольшее значение имеют фонды РГИА (Ф.733), ЦГИА СПб (Ф.13,14,139), Архива Музея истории СПбГУ (Ф. «ИУ»); 5) В ходе составления словника было выявлено 782 человека, при этом несколько из них в разное время /или одновременно/ преподавало на двух факультетах. Проведенное исследование показало, что в изучаемый период на Юридическом факультете трудилось 183 человека (см. Приложение А), на Физико-математическом факультете 239 (см. Приложение Б), на Факультете Восточных языков 115 (см. Приложение В) Историко-филологическом факультете 253 (см. Приложение Г);

Выводы 6) Изучение научной литературы по теме НИР демонстрирует противоречивую историографическую ситуацию. С одной стороны, изучение профессорско-преподавательского корпуса высшей школы - одна из наиболее востребованных тем в современной исторической биографике. С другой стороны, в литературе отсутствуют не только попытки создания коллективной биографии профессорско-преподавательской корпорации столичного университета, но и сколько-нибудь полный корпус биографий преподавателей университета, выполненный на современном научном уровне. Таким образом, данная НИР заполняет по ряду параметров как существующие информационные лакуны, а также является в определенной мере новаторской и в методическом отношении: - впервые ставится задача составление всего комплекса биографий историков петербургского университета; - проводится принцип максимально полного учета преподавательского состава (включая т.н. младших преподавателей); - ставится задача построения "коллективной биографии" преподавательской корпорации; 7) Приведенные данные с очевидностью демонстрируют, что в университетской корпорации периода доминировали ученые, область интересов, которых находилась в сфере социальных и гуманитарных наук, которые составляют примерно 70% академического сообщества столичного университета.

Оценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем: Проведенная исследовательским коллективом на I этапе НИР работа позволила получить результаты, в полной степени отвечающие современному научному уровню и согласующиеся с последовательностью действий, предусмотренных Детализированным Планом выполнения поисковых научно- исследовательских работ. Таким образом, удалось полностью достичь научного результата, предусмотренного Государственным контрактом. Результаты исследований I этапа НИР, в соответствии с требованиями Госконтракта, были рассмотрены и одобрены на заседании Ученого совета исторического факультета СПбГУ.

Результаты проведения работ по выявлению комплекса исследований по истории Санкт- Петербургского университета Результаты исследования могут быть использованы в следующих областях научного знания: -история России; -история науки и высшей школы; -социология и социальная психология; -социальная и политическая антропология.

Назначение и возможность использования результатов ПНИР в науке, производстве, образовательном процессе Результаты работы можно использовать для модернизации читаемых на историческом факультете СПбГУ модернизации следующих курсов: -«История России»; - «Историография»; -«Источниковедение»; - «История Санкт-Петербургского университета»; - «Историческая эвристика». спецкурсов: -«Петербургская университетская корпорация »; -«История российских университетов» - «Университеты и университетские традиции в России» и др.