РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНО- ФУТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПОСТРОЕНИИ КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ Бабунова Е.С., профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета
Основные понятия темы Регион - полиэтническая образовательная среда, которая находится в границах населенного пункта и выступает структурной единицей многонационального образовательного пространства.
Региональная характеристика Уральского Федерального округа - единая среда обитания 120 национальностей и 13 этнических групп (русские – 82,3%, татары – 5,7%, башкиры – 4, 6%, украинцы – 2,1%, казахи – 1,0%, нагайбаки – 0,3% и другие национальности (немцы, белорусы, мордва, чуваши и др.), объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития;
Региональная характеристика Уральского Федерального округа уникальность этноконтактной зоны на стыке Европы и Азии, что определяет специфику толерантных межэтнических отношений; - стремление народов к сохранению и развитию национальной самобытности, возрождению народных ценностей и передаче этнокультурного опыта жизнедеятельности подрастающему поколению;
Региональная характеристика Уральского Федерального округа - географическое положение (в частности, близость государственной границы) и природные условия, что позволяет рассматривать Южный Урал как единый этнокультурный регион; - процессы этнокультурного взаимодействия и взаимного влияния территории Оренбургской, Челябинской областей и Республики Башкортостан;
Региональная культура формируется под влиянием: природных (географических, ресурсовых, климатических) особенностей, системы социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, партий, движений, общественных объединений, религиозных конфессий). Она складывается из совокупности самобытных материальных и духовных ценностей народов, живущих в определенных региональных условиях, то есть народной культуры
Педагогическая регионализация принцип организации образования в регионах. придает своеобразие компонентам образования в регионе, оказывая влияние на образовательное пространство, социализацию субъектов образовательной среды.
Региональный компонент в образовании Создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. Регионализация образования актуальна в связи с тем, что наблюдается такое явление социальной и социокультурной действительности как культурная депривация, трактуемая как отчуждение или устранение необходимой региональной и этнической культуры в течение длительного времени.
Региональный компонент дошкольного образования система, включающая в себя комплекс всех особенностей региона, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в определенных региональных общеобразовательных программах, реализуемых в образовательном пространстве дошкольных учреждений
Значение регионального компонента дошкольного образования позволяет прогнозировать инновационные процессы и проектировать педагогические стратегии, достигающие цели этнокультурного становления субъектов образовательного пространства.
Футурологический подход предполагает взаимосвязь целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающей научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе этнокультурных явлений и процессов образования
Футурология (от латинского слова futurum – будущее и греческого logos – слово, учение) в широком значении – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики.
Футурология На основе футурологии сформировались подходы научного, технологического, социокультурного прогнозирования с учетом многообразия различных социумов. Термин футурология согласуется с понятиями «прогностика», «исследования будущего».
Футурология Прогнозирование (от греческого слова prognose – предвиденье, предсказание): разработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.
Футурология Прогнозирование - форма научного предвиденья в социальной сфере. Прогнозирование находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением.
Регионально-футурологический подход определяет научное прогнозирование стратегических задач и результатов этнокультурного воспитания, достижение которых обеспечивается: - целенаправленностью этнокультурных ресурсов, - проектированием системы педагогических действий, - научным управлением процесса воспитания и субъект-субъектных отношений на основе учета социокультурных, исторических, этнокультурных, демографических, экономических особенностей региона.
Педагогическая стратегия прогностический вектор реализации «ресурсы-цель» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; научно-теоретическая основа инновационного решения стратегических и тактических задач этнокультурного воспитания.
Этнокультурное воспитание дошкольников процесс, направленный на приобретение ребенком этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества в полилогическом культурно- образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Этнокультурная воспитанность дошкольника совокупность объективных представлений, знаний и ценностей о той или иной культуре, реализующихся посредством социально приемлемых моделей поведения.
Полилогическое этнокультурное образовательное пространство отражение множественности и сопряженности этнокультур, внешней (предметной) и внутренней (духовно- нравственной) сред, субъектно- субъектных отношений ребенка и педагога.
Миссия этнокультурной педагогической деятельности в системе дошкольного образования становление опыта жизнедеятельности и жизнетворчества в полилогическом этнокультурном пространстве региона;
Стратегическая цель этнокультурного воспитания на федеральном уровне воспроизводство этнокультурных ценностей общества в обеспечении толерантных и устойчивых отношений в обществе
Стратегическая цель на региональном уровне сохранение этнокультурных ценностей региона и интеграция их в образовательное пространство
Стратегическая цель на муниципальном уровне обеспечение условий для становления этнокультурной воспитанности детей 5–7 лет, этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества
Тактические задачи этнокультурного воспитания: - развитие информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и опытно- деятельностного компонентов этнокультурной воспитанности дошкольников, - обеспечение взаимосвязи внешней (этнокультурная компетентность педагогов) и внутренней (активность ребенка в этнокультурной среде) подсистем этнокультурного воспитания, - создание организационно-педагогических условий.
Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания федеральный уровень – разработка нормативно-правовой базы;
Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания региональный уровень – разработка законодательных актов, регламентирующих вопросы этнокультурного воспитания;
Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания муниципальный уровень – стратегическое проектирование;
Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания дошкольное образовательное учреждение – перспективное проектирование – целей, задач, закономерностей, принципов, содержания, технологии, взаимосвязи внешней (этнокультурная компетентность педагогов) и внутренней (активность ребенка в этнокультурной среде) подсистем среды, организационно- педагогических условий, активизирующих полилогическое этнокультурное образовательное пространство дошкольного учреждения и детский этнокультурный опыт жизнедеятельности и жизнетворчества.
Принципы разработки педагогической стратегии этнокультурного воспитания гуманистической доминанты педагогической стратегии и тактики её реализации; открытости образовательного пространства ДОУ полилогическому этнокультурному пространству региона; гибкости в решении стратегических и тактических задач и отборе способов достижения цели;
Принципы разработки педагогической стратегии этнокультурного воспитания педагогического предвидения эффективности способов реализации стратегии «ресурсы-цель»; педагогической активности в интеграции педагогических ресурсов в полилогическое этнокультурное образовательное пространство дошкольного учреждения.
Направления этнокультурной деятельности руководителей федеральных, региональных, муниципальных образований и дошкольного образовательного учреждения Концепция воспитания детей дошкольного возраста в рамках деятельности ЮНЕСКО, Региональная концепция этнокультурного воспитания детей, подростков, молодежи Челябинской области, муниципальная программа этнокультурного воспитания детей и учащихся, авторская региональная образовательной программы «Наш дом – Южный Урал»
Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания федеральный уровень – обеспечение прав ребенка на освоение этнокультурных ценностей и сохранение этнокультурной идентичности,
Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания региональный уровень – актуализация этнокультурных ресурсов региона в образовательном пространстве,
Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания муниципальный уровень – создание полилогического этнокультурного образовательного пространства развития и воспитания личности,
Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания уровень образовательного учреждения – этнокультурная воспитанность дошкольников; этнокультурная компетентность педагогов.
Благодарю за внимание!