Программно-методическое и дидактическое сопровождение духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ходе реализации областного эксперимента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мониторинг качества образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Артемовского городского округа.
Advertisements

Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.

1. Определить последовательность проезда перекрестка
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1 ст. Копанская муниципального образования Ейский район
1 Зарецкая Сусанна Ивановна, старший воспитатель.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1 «Солнышко» Лукьянова Евгения Андреевна инструктор по.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Итоговый педсовет «Результативность работы МБДОУ «ЦРР - детский сад «Теремок» за учебный год.
Анализ качества подготовки выпускников в учебном году.
МДОУ д/с комбинированного вида 27 «Цветик-семицветик» г.Тутаев.
Инновационная деятельность Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Детство» комбинированного вида детский сад 122.
Педсовет «Анализ итогов воспитательно-образовательного процесса за учебный год» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
L/O/G/O Педагогические чтения МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 52 «Родничок»
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Транксрипт:

Программно-методическое и дидактическое сопровождение духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ходе реализации областного эксперимента «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования в Белгородской области» Открыты экспериментальные площадки в 12 ДОУ: два НДОУ «Православные детские сады «Рождественский», «Покровский» г. Белгорода, одно МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением православного духовно- нравственного развития «Сретенский», девять МДОУ области. В региональном эксперименте на I этапе (апробационно- внедренческом) участвовали 29 групп, 711 воспитанников, 54 воспитателя. II этап – Инновационно-развивающий (добавились два МДОУ, г. Губкин) На II этапе – 14 ДОУ (36 групп, 829 детей, 108 педагогов).

Задачи: - апробирование содержания комплексной программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Мир – прекрасное творение», интегрированной в систему дошкольного образования; - апробирование содержания учебного курса подготовки педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающего оптимальный уровень готовности к его осуществлению; - разработка и апробирование современных форм и методов эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, педагогов-детей-родителей, способствующих росту их духовно-нравственного опыта и формированию педагогических компетенций молодых родителей; - разработка и апробирование механизма и процедур экспертно-аналитической деятельности как одного из основных инструментов управления качеством духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования; - разработка региональной модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, на основе трехъуровневого управления качеством воспитания в системе дошкольного образования (на уровне образовательного учреждения, района и области) и трехкомпонентного взаимодействия участников педагогического процесса (детский сад-ребенок-семья).

Ожидаемые результаты: реализация первой ступени непрерывного духовно-нравственного образования, обеспечение преемственности дошкольного образования в семье и детском саду; активизация научно-методической деятельности педагогов и руководителей системы дошкольного образования для создания региональной научной педагогической школы компетентных специалистов в области духовно-нравственного воспитания детей; обеспечение качества дошкольного образования через возрождение лучших отечественных педагогических традиций; создания службы оценки качества духовно-нравственного воспитания; информационно-просветительское обеспечение непрерывного духовно-нравственного образования в регионе

Программно-методическое сопровождение воспитательно-образовательной работы НДОУ, МДОУ обеспечивается: В качестве стержневой основы реализации региональной вариативной модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста выступает программа «Мир – прекрасное творение», дополненная методическими проектами «Семейная гостиная» и «Главные праздники» (автор – О.М. Потаповская) и перечнем социально-педагогических проектов по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников. Программно-методическое сопровождение воспитательно-образовательной работы НДОУ, МДОУ обеспечивается: - комплексной программой воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой; программой развития ребенка-дошкольника "Воспитание и обучение в детском саду»", под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; - дополнительными образовательными программами по линиям развития: духовно-нравственного; патриотического, физического; познавательного; эстетического воспитания; - коррекционными программами.

На первом этапе эксперимента были получены следующие результаты: дети стали активнее, проявляют интерес к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени; у дошкольников сформированы навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств; с уважением и вниманием относятся к ближним; приобщаются к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни, не только в детском саду, но и в семье; эмоционально-личностная сфера дошкольника приобрела опыт в восприятии новых впечатлений.

Показатели нравственного развития детей дошкольного возраста складывались из следующих критерий: - нравственные чувства; - нравственные представления; - нравственные мотивы; - нравственное поведение Уровень нравственного развития: критический, допустимый, оптимальный. Количество воспитанников – 711 человек критический уровень – 18 %; допустимый уровень – 62 %; оптимальный – 27 %.

Уровень нравственного развития воспитанников ДОУ на начало (сентябрь) 2010 учебного года

Уровень нравственного развития воспитанников ДОУ на конец ( май) 2011 учебного года

Сводная диагностика по итогам 2010 – 2011 учебного года нравственного развития детей ДОУ – участников регионального эксперимента ДОУ Начало диагностики 2010 год (октябрь) Конец диагностики 2011 год (май) Крит.Допуст.Оптим.Крит.ДопустОптим. МДОУ «Православный детский сад «Рождественский» г. Белгород17%46%37%0,958,340,8 МДОУ «Православный детский сад «Покровский» г. Белгород9%64%27%4%53%43% МДОУ «Д. с. комбинированного вида 86 г. Белгород28%49%23%9%49%42% МДОУ «Д. с. общеразвивающего вида 2 п. Маслова Пристань Шебек. района»5%62%33%4%71%25% МДОУ «ЦРР д. с. «Кристаллик» п. Чернянка23%70%7%5%55%40% МДОУ «Д.с. общераз. вида с приор. осущ. дух.-нрав. раз. «Сретенский» г. Строитель -- 79%21% -- 73%27% МДОУ «Д. с. общеразвивающего вида 23 г. Белгород12%68%20%1%59%40% МДОУ «Д. с комбинированного вида 19 «Родничок» г. Старый Оскол31%50%19%18%57%25% МДОУ «Д. с. общеразвивающего вида 64 «Искорка» г. Старый Оскол 16%60%24% -- 33%67% МДОУ «Д. с. общеразвивающего вида 72 «Акварель» г. Старый Оскол0,5%72%27,5% -- 43,5%56,5% МДОУ «Д.сад общеразвивающего вида с. Кустовое Яковлевского района15%60%25%4%55%41% МПОУ для детей нач. и дошк. образ. «Прогимназия 8» г. Шебекино1,4%33%65%1%57%42%

Игра «Сотворение мира» Игра «Сотворение мира»: позволит детям получить представления о том, как Богом был сотворен мир; познакомит детей с историей о сотворении мира, записанной на первых страницах Библии; понять и выстроить последовательность дней сотворения мира; формировать верное понимание роли человека в окружающем мире как хозяина, т.е. проявляющего заботу о всех творениях Божиих. Игра состоит из шести карточек, каждая из которых соответствует одному из дней творения. На карточках с двух сторон изображены картинки сотворения мира, с одной стороны карточки написан текст сотворения мира из Библии, с другой стороны текст сотворения пересказан в стихотворной форме для детей. В игре могут принимать участие как один, так и несколько детей (возраст от 5 до 10 лет). Игроки складывают карточки, пока не соберут в правильной последовательности дни сотворения мира. Контролем для детей служит цветная линия вдоль карточек и фигурные вырезы в местах соединения одной карточки с другой.

Игра «Великие праздники» Игра «Великие праздники»: знакомит детей с одними из главных христианских праздников – «Рождество Христово», «Великое Воскресение», «Святая Троица», «Покров Пресвятой Богородицы»; учит узнавать иконы и соотносить их с символами соответствующих православных праздников; содействует развитию речи и обогащению словаря детей; приобщает ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам; отображает взаимосвязь традиций русского народа и православия.

Кубики Кубики способствуют развитию у детей мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления, формирование умения составлять целую картинку из частей. Кубики с изображением православных праздников помогают формировать и закреплять представления детей о православных праздниках. Игра состоит из 6 кубиков с картинками, на которых изображены православные праздники, выполненные в одном стиле, и одной цветовой гамме. Поэтому иной раз даже взрослому не легко с первого взгляда определить, правильной ли стороной повернут кубик. Чтобы не ошибиться, нужно быть очень внимательным и терпеливым, а контролем служит цветная линия соответствующая каждой картинке и картинки с цельным изображением рисунка. После того, как ребенок соберет картинку, можно предложить описать её или составить рассказ.

Одной из форм просветительской работы являются информационные уголки по духовно-нравственному воспитанию для родителей и детей

Православный уголок для детей и информационный для родителей имеется в каждой группе детского сада.

В храме регулярно совершаются Божественные литургии, за которыми дети, родители и воспитатели имеют возможность исповедоваться и причащаться, служатся молебны.

Часть занятий по духовно-нравственному воспитанию проходят в храме

Педагоги не ограничиваются только подготовкой и проведением занятий по программе, мероприятий по православному календарю. Они создают условия для создания системы духовно-нравственного воспитания в детском саду участники: педагоги – дети – родители через: Проектную деятельность: 1.«Дидактические игры и мультимедийные пособия как средства духовно- нравственного воспитания дошкольников» (постоянно действующий с 2010 г., православный д.с. «Рождественский»); 2.«Социально-педагогическое проектирование в системе взаимодействия детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию» (долгосрочный, 2010 – 2013 гг., православный д.с. «Покровский»); 3.Социально-педагогический проект «Семейное чтение». «Свет любви», «Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к культуре казачества» (по 2 года д.с. «Сретенский»); 4.«Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» (долгосрочный, 2010 – 2013 гг., детский сад 23, г. Белгород); 5.«Проектно-модульный подход к реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и к обеспечению их художественно-эстетического развития» ( гг., д.с. «Кристаллик» п. Чернянка); 6.Проекты «Познание мира вместе со взрослыми», «Главные православные праздники», «Святые подвижники», «Храмы родного города-Старого Оскола», «С чего начинается Родина?», «Тропинка в природу» (долгосрочные комплексные проекты, д.с. «Акварель» г. Старый Оскол

Работу с родителями: Родительские семинары-собеседования на диалоговой основе; Совместное проведение праздников по православному календарю; Выставки совместного творчества; Конкурсы семейных работ «Красота Божьего мира, «Рождество Христово», «Пасхальная радость», «Семья – ковчег спасения» и т.д.; Консультации специалистов ДОУ (учитель-логопед, педагог – психолог); Клубы для родителей («Возрождение» на базе д.с. «Рождественский», «Семейный очаг» д.с. «Кристаллик» п. Чернянка, «Здоровая семья» д.с. 72 «Акварель» г. Ст. Оскол, «Школа для родителей» д.с. 13 «Солнышко» г. Губкин, «Задушевные беседы» д.с. 64 «Искорка» г. Ст. Оскол); «Университет для родителей» (на базе детского сада «Сретенский» г. Строитель»)

Работу с педагогами: Обучающие, практические семинары (на 1 этапе подготовлено и проведено 9 областных семинаров, 1 Всероссийский научно-практический семинар, на 2 этапе 11 теоретических и научно-практических областных семинаров и участие в Международных Рождественских чтениях в Москве, Всероссийских научно- образовательных чтениях в Курске), педагогические университеты, духовные часы, педагогические всеобучи. Дополнительные программы по духовно-нравственному воспитанию: -Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение их культуре казачества «Кадетское движение в детском саду» в МБДОУ Детский сад «Сретенский» г. Строитель; - Программа духовно-нравственного просвещения родителей «Семейный очаг» (МБДОУ «ЦРР –д.с. «Кристаллик» п. Чернянка; - Творческой группой педагогов МБДОУ детский сад 86 г. Белгород разработана авторская программа «Духовное завещание святителя Иоасафа, епископа Белгородского» для работы с детьми, родителями и педагогами. - Программа «Наследие (патриотическое воспитание в детском саду), автор М. Ю. Новицкая МБДОУ д.с. 13 «Солнышко» г. Губкин; -Программа по художественно-эстетическому воспитанию детей подготовительной группе, автор Неустроева С. А. МБОУ «Прогимназия 8 г. Шебекино».

ДОУ Кол-во детей (нач. –конец) На начало (сентябрь 2011г.)На конец (апрель 2012 г.) Крит.Допуст.Оптим.Крит.Допуст.Оптим. НДОУ «Православный детский сад «Рождественский» г. Белгород 118д. 119д. 13, 3 %55%31,7%0,7%53%47% НДОУ «Православный детский сад «Покровский» г. Белгород 70д.3%50%47%2%45%53% МБДОУ детский сад общеразвивающего вида 23 г. Белгород 47д. 43д. -82%18%-76%24% МБДОУ детский сад комбинированного вида 86 г. Белгород 83р.18%50%32%7%48%45% МБДОУ детский сад общер. вида с приор. осущ. дух-нрав. раз. «Сретенский» г. Строитель 68д. 80д. -75%25%15%57%28% МДОУ Детский сад общеразв. вида 2 п. Маслова Пристань Шебекинский район 19д.20%65%15%5%60%35% МПОУ для детей нач. и дошк. образования «Прогимназия 8» г. Шебекино 20д.2%52%44%1%40%59% МДОУ «Детский сад общеразв. вида с. Кустовое Яковлевский район 42р.5%55%40%7%45%48% МДОУ «ЦРР детский сад «Кристаллик» п. Чернянка 47д. 43р. -64%36%-53%47% МБДОУ «Д. с. комбинированного вида 19 «Родничок» г. Старый Оскол 45 д.15%48%37%4%49%42% МБДОУ «Д. с. общеразвивающего вида 64 «Искорка» г. Старый Оскол 49д. 50д. 7%53%40%3%41%56% МБДОУ «Д. с. общеразвивающего вида 72 «Акварель» г. Старый Оскол 86д. 115д. 5%69%26%-36%64% МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида 13 «Солнышко» г. Губкин 30д.16,6%62,7%39,6%20%67%13% МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 29 «Золушка» г. Губкин 84р.36,6%48,3%15,1%27,4%40%33% Сводная диагностика по итогам II инновационно – развивающего этапа (сентябрь 2011 года – апрель 2012 года) нравственного развития детей ДОУ – участников эксперимента

Сводная диагностика (карта нравственного развития детей) по итогам II инновационно-развивающего этапа нравственного развития детей ДОУ – участников эксперимента: На начало (сентябрь 2011 г.) На конец (апрель 2012 г.) Количество детей Количество детей Критический уровень - 10 % Критический уровень - 6,6 % Допустимый - 59 % Допустимый - 51 % Оптимальный - 31 % Оптимальный - 42,4 %

Сравнительные показатели нравственного развития детей ДОУ – участников эксперимента по итогам I апробационно – внедренческого и II инновационно – развивающего этапов I апробационно– внедренческий II инновационно - развивающий Количество детей Количество детей Критический уровень - 18 % Критический уровень - 6,6 % Допустимый - 62% Допустимый - 51 % Оптимальный - 27 % Оптимальный - 42,4 %

Перспективы на дальнейший этап проведения регионального эксперимента: 1.Поставить работу с родителями на более высокий уровень. 2.Перейти от модели воспитания как информационно-назидательной формы к модели развития коммуникативной, нравственной и духовной компетентности всех участников образовательного процесса (дети – педагоги – родители). 3. В организации воспитательно–образовательной работы детского сада использовать метод социально-педагогических проектов. 4.Необходима дополнительная просветительская работа с педагогами. 5.Доработка содержания, объема занятий и методики работы с детьми соответственно их возрасту. 6.Интеграция содержания духовно-нравственного воспитания в другие виды детской деятельности (продуктивную деятельность, самостоятельную, игровую, исследовательскую). 7.Выделить принципы, на которые следует ориентироваться при внедрении программы: Деятельностный подход к проведению мероприятий с детьми. Подключение эмоционально-чувственной сферы детей. Интеграция материала. Обеспечение связи с жизнью. 8.Создание сетевого взаимодействия педагогов, занимающихся экспериментальной работой, через информационно-методическую среду. 9.Формирование областного банка методических разработок педагогов, статей с обобщением опыта территорий. 10.Проведение областных семинаров, конференций, позволяющих провести апробацию, систематизацию опыта территорий. 11.Тиражирование и внедрение инновационных продуктов в рамках проектной деятельности.

В 28 дошкольных образовательных учреждениях области ведутся занятия по духовно-нравственному воспитанию через систему дополнительного образования (кружковая работа) по программам: «Мир – прекрасное творение», автор Гладких Л. П., г. Курск; УМК «Добрый мир», автор Шевченко Л. Л., г. Москва; Авторская программа «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников», Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П., г. Новосибирск; Авторская программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно- продуктивной деятельности, Потаповская О. М., г. Москва; Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию «Озарение», Герасимова Л. Н., п. Прохоровка