Медико-биологические и психолог ические аспекты работы ученика с компьютером.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компьютер и здоровье Подготовлено по Санитарным правилам и нормам (СанПиН)
Advertisements

Правила безопасности в кабинете информатики МКОУ "Беловская ООШ 2" тема "Техника безопасности в кабинете информатики" выполнил ученик 5 класса Юшин Михаил.
Правила техники безопасности.. К работе на ПК допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности и правилам работы в кабинете.
Правильная рабочая поза.. При работе необходимо: Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе.
Компьютер и здоровье Учебный комплекс по информатике и информационным технологиям Учитель математики и информатики Гриднева Н.А.
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ При работе за компьютером может быть такой вред здоровью: устают глаза, и портится зрение; устает тело, и.
Классный час на тему: «Интернет- зависимость». Ребята, внимательно рассмотрите эту картинку. Глядя на неё, что вы можете сказать?
Правила безопасности в кабинете информатики Общие требования безопасности К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж.
Правила работы с ПК Организация рабочего места и техника безопасности.
А.Г. Макалатия МГУ им. Ломоносова Москва. Виды интернет-зависимости Зависимость от социальных сетей Игровая зависимость Зависимость от азартных игр через.
ЗДОРОВЬЕ и КОМПЬЮТЕР. Единственный способ сохранить здоровье – это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. М.
Правила безопасности в кабинете информатики Общие требования безопасности К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие.
Техника безопасности в кабинете информатики. Ваше рабочее место Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь.
Техника безопасности в кабинете информатики. Ваше рабочее место Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь.
Правила безопасности в кабинете информатики Общие требования безопасности К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие.
Зависимость от интернета. Возможности ИНТЕРНЕТА: Можно качать информацию (музыку, фильмы, книги, информацию, необходимую для выполнения домашнего задания.
Интернет-зависимость. В рамках нацпроекта тысячи школ подключаются к Интернету. Но ведь хорошо известно, что в Интернете много всякой информации, в том.
Цель: изучение пагубного влияния компьютера и компьютерных сетей на здоровье человека, раскрытие причин возникновения «компьютерных» заболеваний, изучение.
Здоровьесбережение при использовании ТСО в начальной школе Требования СанПиН Учителя начальных классов ГБОУ СОШ 188 Катаргина Ольга Николаевна Соколова.
Физическое воздействие Психологическое воздействиеПсихологическое воздействие Воздействие компьютерных игрВоздействие компьютерных игр Рекомендации при.
Транксрипт:

Медико-биологические и психолог ические аспекты работы ученика с компьютером

Медицинские аспекты работы ребенка с компьютером Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ СанПиН от 14 июля 1996 г. N 14 утверждены Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы ( Эти Санитарные правила и нормы предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) обеспечению безопасных условий труда пользователей ПЭВМ. Руководители предприятий, организаций в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести рабочие места пользователей ВДТ и ПЭВМ в соответствие с требованиями Санитарных правил.

Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Схемы размещения рабочих мест с ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

Дисплейные классы должны быть снабжены стульями с меняющимся по высоте полумягким сиденьем и профилированной спинкой, а также позволяющими осуществлять поворот сиденья и спинки стула в пределах +180°, что позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях должна быть не менее 6,0 кв. м, а объем - не менее 24,0 куб. м. Длина (слева направо) одного рабочего стола для учащегося должна быть не менее 70 см, ширина должна обеспечивать место перед клавиатурой не менее 30 см для расположения тетради и опоры предплечий рук для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ

Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной, а поверхность, на которой находится клавиатура, - наклонной (угол наклона °). Высота края стола, обращенного к работающему за видеомонитором, и стула над полом должна приниматься в соответствии с ростом учащегося. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ Высота на полом, мм Рост учащегося, см стол не менее пространство для ног не менее стул не менее > При наличии высокого стола, несоответствующего росту учащегося, необходимо пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног.

Режимы учебных занятий с использованием ПЭВМ Для учащихся X - XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов - 1 урока в неделю с использованием ПЭВМ. Непрерывная длительность занятий непосредственно ПЭВМ не должна превышать: для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут; для учащихся II - V классов - 15 минут; для учащихся VI - VII классов - 20 минут; для учащихся VIII - IX классов - 25 минут; для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.

Снятие напряжения после работы н а ПЭВМ После работы на ПЭВМ необходимо проводить комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления. упражнений для глаз Для снятия общего утомления учащихся X - XI классов между уроками информатики и вычислительной техники необходимо проводить физкультпаузу, включающую упражнения общего воздействия, улучшающую функциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также - мозгового кровообращения и ликвидирующую застойные явления в нижней половине тела и ног, снимающую утомление с мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног.физкультпаузу Комплексы упражнений для глаз и физкультпаузы рекомендуется менять не реже одного раза в месяц. Если по каким-либо причинам нет возможности выполнить физкультпаузу, то может применяться ф изкультминутка общего воздействия. ф изкультминутка

Во время работы с видеомонитором большая часть нагрузки приходится на мышцы, управляющие движением глазного яблока, изменением формы хрусталика. Для снятие статического напряжения с этих мышц, улучшение кровообращения в них может использоваться предлагаемый комплекс. Упражнения необходимо проводить отвернувшись от экрана (лучше всего при этом смотреть в окно), держа голову прямо. Следует максимально напрягать все мышцы, дыхание должно быть ритмичным. Каждое упражнение следует повторять четыре-пять раз. Профилактика зрения

Комплекс упражнений для глаз I. На счет 1-4 зажмурить глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их и, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. II. На счет 1-4 посмотреть на переносицу и задержать взгляд. Затем перевести взгляд вдаль на счет 1-6. III. На счет 1-4, не поворачивая головы, посмотреть направо, затем перевести взгляд прямо вдаль на счет 1-6. То же самое повторить с фиксацией взгляда вверх, влево и вниз. IV. Перевести взгляд быстро по диагонали направо вверх - налево вниз, потом посмотреть вдаль на счет 1-6, затем повторить то же самое в направлении налево вверх - направо вниз. МИР ПК, июнь 1997, стр.156

Требования к правильной посадке учащихся при работе на ПЭВМ При работе с ПЭВМ учащийся должен соблюдать правильную посадку. В соответствии с ростом должен быть подобран стол и стул. Край сиденья стула должен заходить на см за край стола, обращенного к учащемуся. Спина в области нижних углов лопаток должна иметь опору. Голова слегка наклонена вперед (5º - 7°). Предплечья должны опираться на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического мышечного напряжения с плечевого пояса и рук. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90°. Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.

Состояние Психологические признаки Физиологические признаки Утомляемость Возникновение зрительных иллюзий, снижение быстроты реакции, снижение продуктивности мышления. Изменение вегетативных (покраснение кожи, бледность, потливость) функций, уменьшение -ритма спектра речи. Эмоциональное напряжение Дезорганизация поведения, торможение навыков, ошибки восприятия, провалы памяти. Увеличение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, уменьшение сопротивление кожи, увеличение амплитуды -ритма спектра речи. Стресс Смутное сознание. Обмороки, судороги. Дети со сниженным физическим состоянием Дети со сниженным физическим состоянием (болезни, круги под глазами, накуренные дети, общая слабость) не должны работать за компьютером. Признаки неблагоприятного состояния:

В среднем в классе 25% детей обычно испытывают страх перед компьютером (компьютерофобия). В психологии это явление называют компьютерной тревожностью. В общих словах, компьютерная тревожность - это ощущение дискомфорта, неуверенности и тревоги при работе на компьютере. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, негативными замечаниями по поводу компьютеризации. Возникновение проблем при освоении компьютера во многом связано с тем способом, каким человек познакомился с компьютером и получил начальную информацию об информатизации. Компьютерная тревожность

Патологическое использование компьютера Доктор Айвен Голдберг также характеризует интернет- зависимость как оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности". Голдберг предпочитал использовать термин патологическое использование компьютера (PCU – pathological computer use). В настоящее время PCU употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин интернет-зависимость используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия.

Психологические симптомы, характерные для патологического использования компьютера Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для патологического использования компьютера. Психологические симптомы: Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером. Невозможность остановиться. Увеличение количества времени, проводимого за компьютером. Пренебрежение семьей и друзьями. Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером. Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности. Проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы, характерные для патологического использования компьютера Физические симптомы: Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц). Сухость в глазах. Головные боли по типу мигрени. Боли в спине. Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи. Пренебрежение личной гигиеной. Расстройства сна, изменение режима сна.

Человек Играющий В любом обществе находятся люди, предпочитающие "убегать" от проблем. Тех, кто в качестве такого способа выбирает алкоголь мы называем алкоголиками, наркотики - наркоманами, работу - работоголиками, азартные игры - патологическими гэмблерами, Интернет - интернет-зависимыми, компьютерные игры - кибераддиктами и так далее. В последнем случае вместо решения проблем здесь и сейчас человек "с головой" уходит в компьютерную игру. Там, в игре, ему хорошо: он сильный, смелый, вооруженный, успешный... Время, проведенное за игрой, не делает его сильнее и успешнее в реальной жизни. Потому, "выныривая" из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель.

Как помочь? Если вы заметили, что ваш друг, родственник, коллега часами сидит за компьютером играя в игры "сольно" или по сети, попробуйте помочь ему. Для начала уточните, понимает ли он сам, что происходит. Постарайтесь отвлечь его в "реальную" реальность, показать его значимость здесь, в социуме. Если банальные методы не помогли - не отчаивайтесь, а отведите игрока к психотерапевту, специализирующемуся на работе с зависимыми пациентами. Специалист сумеет определить достоверно, есть ли у данного человека патологическая зависимость от компьютерных игр или нет. Из любой ситуации есть выход, должен быть таковой. По статистике, процент людей, приобретающих зависимость от классических азартных игр близок к таковому для интернет- зависимости и составляет 1%-5%. То есть большинство тех, кто сегодня сутками на пролет осваивает новую игрушку, завтра остынет к ней и продолжит свою нормальную социальную жизнь. Те 1%-5% попавших в ловушку зависимости тоже имеют хороший шанс на полное выздоровление. Главное, чтобы помощь подоспела вовремя.

Спасибо за внимание !