Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словосочетание. Типы подчинительной связи: примыкание, согласование, управление.
Advertisements

Типы и виды словосочетаний Урок русского языка в 10-11классах.
Подготовил Эфендиев Муртаза,учитель русского языка и литературыМОУ « Игалинская СОШ» учебный год Подготовил Эфендиев Муртаза,учитель русского.
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я.А.Коменский Учитель Лебедева.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Учитель русского языка и литературы МБОУ Старокулаткинская сош 1 Курамшина Г. Р.
Презентация учителя Рогач Г.Н. ГОУ СОШ 2034 г. Москва.
Начать тестирование 10 Всего заданий Введите фамилию и имя Виды связи в словосочетании.
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание ( задание В3).
Презентация учителя русского языка и литературы школы 2034 Рогач Г.Н.
Учитель Низамова Л.М Словосочетание Учиться увлеченно В новой школе Читать в книге Подготовка к ЕГЭ: часть 2, В 3.
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания. Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Словосочетание. Типы подчинительной связи.. Словосочетание - два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание» Автор: Зинова Ольга Георгиевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» г. Колпашева.
Тема занятия 23: «Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании».
Виды связи в словосочетаниях. Согласование подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное.
Учитель Лебедева Евгения Игоревна, МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа.
Транксрипт:

Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» В3 ТРЕНАЖЕР Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

1. Учебный тренажер содержит теоретические сведения и задания формата Б3 ЕГЭ по русскому языку. 2. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать один или несколько правильных, нажав при этом на кружок рядом с выбранным вариантом ответа. 3. Если ответ правильный, появится «плюс». 4. Если ответ неверный, появится «минус». 5. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ТРЕНАЖЕРОМ

Внимание! Задание Б3 на знание типов связи в словосочетании. Оно звучит примерно так: из предложения (предложений) выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление или примыкание) или: определите тип связи в данном словосочетании. Внимание! Где можно запутаться: Словосочетаниями не являются: сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть говорит; сочетания слов в составе фразеологизмов: валять дурака, сломя голову; подлежащее и сказуемое; составные словоформы: более светлый, будет ходить.

При согласовании зависимым словом может быть не только прилагательное, но и причастие, местоимение, порядковое числительное. Изменяются оба слова. Главный признак управления – падежный вопрос от главного слова к зависимому. Главным словом, кроме глагола, может быть причастие, деепричастие, существительное, прилагательное, числительное. Меняется только главное слово. В примыкании зависимым может быть любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Тип связи Согласова - ние Примеры Какой частью речи является зависимое слово Характеристи ка связи Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Частые встречиприлагательное Летящий мячпричастие Наше правосогласуемое местоимение Третий рядпорядковое числительное Красавица дочкасогласуемое существитель - ное

Тип связи Управление Примеры Какой частью речи является зависимое слово Характеристика связи Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом). Начало игрысуществительное Довольный ответом существительное Жарко у печкисуществительное с предлогом Попросить еёместоимение в функции существительного

Тип связи Примыкание Примеры Какой частью речи является зависимое слово Характеристика связи Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется. Ходить пешкомнаречие Спать стоядеепричастие Просил остаться Желание знать Хотел вернуться неопределённая форма глагола Стать лучше сравнительная степень прилагательного

Внимание! Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги. Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании согласование. Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании управление.

Внимание! Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи. Например: поехать летом восхищаться летом, сварить вкрутую в крутую передрягу. Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому. Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи примыкание. Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи управление. В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов согласование: в передрягу какую? крутую.

Внимание! Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым. Например: слегка грустный, люблю поесть. В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака. В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив. Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

1.В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону. 2.Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения. 3.Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами. 4.В новой шапке, всё общество, чувство ненависти В каком ряду все словосочетания со связью согласование? (1) (2) (3) (4)

1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего. 2. Коричневый забор, все улицы, улыбающегося лица. 3. Через всю реку, по светлым коридорам, вернуться затемно. 4. Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам В каком ряду все словосочетания со связью согласование ? (1) (2) (3) (4)

1.Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа. 2.Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забором. 3.За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы. 4.Яркой искрой, известные фермеры, взмах ресниц В каком ряду все словосочетания со связью согласование? (1) (2) (3) - (4)

1.Сижу за столом, вижу их, этот номер. 2.Вспоминает что-то, тянется к красоте, в данный момент. 3.Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь. 4.Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку В каком ряду все словосочетания со связью управление? (1) (2) (3) + (4)

1.Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки. 2.Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне. 3.Испанская шаль, казалось нам, выражением лица. 4.Перельётся через край, театральный занавес, фонтанами брызг В каком ряду все словосочетания со связью управление? (1) (2) (3) - (4)

1.Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал. 2.С зарослей бузины, капля из крана, прищурил глаза. 3.Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час. 4.Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы В каком ряду все словосочетания со связью управление? (1) (2) (3) - (4)

1.Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну. 2.Давно забытый, когда-то нашёл, на это место. 3.Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись. 4.Стремиться туда, тихо летали, помнил их В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? (1) (2) (3) - (4)

1.Гораздо меньше, этой новости, искренне полюбил. 2.Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце. 3.Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его. 4.Его слова, шёл не спеша, очень важно В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? (1) (2) (3) + (4)

1.Собирались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи. 2.Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал. 3.Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке. 4.Вновь повторил, была там, не глядя на него В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? (1) (2) (3) - (4)

1.Пробыла недолго, ожидая встречи, медленно листать. 2.Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала. 3.Сделан по-новому, опять коснулся, перебирая подарки. 4.Цвета хаки, утаил на исповеди, не переставая стучали В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? (1) (2) (3) - (4)

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. 1.Поступь ног 2.Миллионов ног 3.Чувствовать сегодня 4.Эту поступь Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование. (1) (2) (3) (4)

Вечером ребята шумно и увлечённо что- то сочиняли. 1.Что-то сочиняли 2.Шумно сочиняли 3.Вечером сочиняли 4.Ребята сочиняли Из предложения выпишите словосочетание со связью управление. (1) (2) (3) (4)

Я помню, как величественные горы по- весеннему зеленели у подножий. 1.Величественные горы 2.Горы зеленели 3.По-весеннему зеленели 4.Зеленели у подножий Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание. (1) (2) (3) (4)

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица. 1.Втащить тележку 2.Тележку на гору 3.Мою тележку 4.Осень и гололедица Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование. (1) (2) (3) (4)

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорблённого самолюбия. 1.Меня удивляет 2.Готовность задушить 3.Удивляет готовность 4.Задушить стыд Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание. (1) (2) (3) (4)

Лайка поняла, что нужно искать то, что поможет выжить. 1.Нужно искать 2.Искать то 3.Поможет выжить 4.Лайка поняла Из предложения выпишите словосочетание со связью управление. (1) (2) (3) (4)

А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе. 1.Однажды показалось 2.Показалось Алёше 3.Даже показалось 4.Мелькнула в толпе Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание. (1) (2) (3) (4)

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем. 1.Гасли фонари 2.Вечерами мечтали 3.Мы мечтали 4.Мечтали о будущем Из предложения выпишите словосочетание со связью управление. (1) (2) (3) (4)

Родители во всём мире жалуются на то, что детей невозможно оторвать от компьютера, что они не гуляют, не учатся, не высыпаются из-за того, что дни и ночи или играют, или сидят в Интернете. 1.Во всём мире 2.Жалуются на то 3.Оторвать от компьютера 4.Не высыпаются из-за того 5.Дни и ночи 6.Сидят в Интернете Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование. (1) (2) (3) - (6) - - (4) (5)

Поиск и сбор кактусов в природе, массовое производство посадочного материала и оборудования, информационное обеспечение – индустрия весьма прибыльная. 1.Поиск кактусов. 2.Производство материала. 3.Посадочного материала 4.Материала и оборудования. 5.Индустрия прибыльная. 6.Весьма прибыльная Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание. (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

ИСТОЧНИКИ 1. Нарушевич А. Г., Русский язык, Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. М., Просвещение, 2011 г. 2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. М: Азбуковник, стр. 3. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А., Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение», с. 4. Баронова М. М., Русский язык: полный справочник. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, с. 5. Бисеров А. Ю., Русский язык, Тематические тренировочные задания. М. ЭКСМО, 2010г.

АВТОРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов 2» АВТОРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов 2»