ЗРЕНИЕ и РЕЧЬ
Речь и общение при нарушениях зрения.
Речь слепого и слабовидящего, как и в норме, развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования изменяется темп развития нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм» в использовании лексики: накапливается значительное количество слов, не имеющих конкретного содержания.
На ранних этапах значение слова в понимании ребенка связывается с эмоциональным переживанием целой ситуации. Это приводит к тому, что слова соотносятся с широким кругом различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию. В дальнейшем слово начинает связываться с воспринимаемым конкретным предметом и лишь значительно позже с формирующимся представлением: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.
Исследования развития фонематического слуха у ребенка раннего возраста показывают: в 8 месяцев ребенок воспринимает ритмические и интонационные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает; в 1011 месяцев уже начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем, а фиксирует лишь общую структуру слова, т. е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным элементам речи, от фразы к слову.
Опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обуславливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для компенсации слепоты.
Особенности развития речи детей с нарушениями зрения.
Формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии НАРУШАЕТСЯ. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребенком окружающих его людей.
Дефекты речи тормозят психическое развитие слепых детей, причем в большей степени, чем нормально видящих. Недостатки произношения отрицательно влияют на речевую деятельность, ограничивают и без того суженный круг общения детей с дефектами зрения, что затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость, негативизм).
Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных и, что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов (например, цвет). Это ведет к замедлению процесса познания действительности и, следовательно, сказывается на темпах речевого развития.
Ограниченная возможность чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств лишает слабовидящих возможности произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами и обедняет значения слов.
При нормальном общении с окружающими слабовидящие дети имеют все условия для успешного овладения грамматическим строем. Но достаточно часто дети с нарушением зрения оказываются в условиях, резко ограничивающих возможность общения, что отрицательно сказывается на формировании у них речевых навыков и языкового чутья.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушениями зрения часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свое высказывание.
Дети не воспринимают или недостаточно хорошо воспринимают массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения. Не пользуясь в своей речи этими средствами, они существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Зрительный дефект - биологическое неблагополучие ребенка…
Овладение приемами узнавания и осмысления предметов у детей с нарушением зрения происходит медленнее. Для полного опознания объекта нужно многократное предъявление (от 2 до 12 предъявлений). Характерные ошибки слабовидящих детей при сличении и осмыслении сходства и различий проявлялись в догадках, уподоблении по одному из признаков, иногда не основному.
Довольно часто при рассматривании незнакомых объектов слабовидящие дети могут оставаться пассивными, у них даже не возникает желания и интереса познать объекты. Такое поведение детей можно объяснить тем, что дети способны видеть, но не умеют самостоятельно анализировать, осмыслять виденное. При слабовидении, когда умение и способность видения ограничены, дети даже не пытаются осмысливать изображение.
Процесс узнавания у слабовидящих детей цветных, контурных и силуэтных изображений не однозначно. Из всех трех видов изображений лучше всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную к форме изображений информацию. Значительно сложнее они ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее форма предмета и менее приближена к геометрическим формам, тем труднее дети опознают объект.
МЕХАНИЗМ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ. Задержка в формировании словаря Сложность правильного грамматического конструирования предложений Задержка в становлении звуков речи. Дефекты произношения. Нарушение зрительно-предметной основы слова Отсутствие необходимого запаса слов Нарушение понимание смысловой стороны слова Нарушение функции зрительного анализатора Зрительная агнозияНеполное восприятие предметов
Развитие зрительного восприятия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
ПРИНЦИПЫ коррекционной работы (Л.И.Плаксина) 1.Принцип дифференцированного подхода в организации коррекционной помощи детям, которая должна учитывать состояние зрения, степень выраженности зрительного дефекта, характера зрения и особенности познавательного развития. 2.Принцип единства педагога и ребёнка, где обязательным является внимательное изучение ребёнка в процессе деятельности, а весь процесс воздействия строится на основе учёта интересов и психических возможностей ребёнка. 3.Принцип сочетания педагогического и лечебного воздействия. Это позволяет извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, и проводить лечебное воздействие без ущерба для учебно-воспитательной работы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ имеют: Разработка доступных для детей зрительных нагрузок, целью которых является повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Знание учителем – логопедом зрительного диагноза ребёнка и этапа в его лечебно- восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис). Стремление развивать у детей желание достигать положительный результат в любом варианте взаимодействия с окружающим миром. Это очень важно для становления здорового психического состояния детей.
Недостаточность зрительных представлений детей с амблиопией и косоглазием о предметности окружающего мира учёные связывают с трудностями опредмечивания геометрических фигур.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в структуре преодоления речевых нарушений у слабовидящих дошкольников позволяет корригировать нарушенные зрительные функции, развивать процесс восприятия и преодолевать вторичные отклонения в психофизическом развитии.
Использована литература: 1.Речь и общение при нарушениях зрения //Специальная психология/ Под ред. Лубовского. – М., с Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, Комарова Т.П., Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. АСТ, Астрель, Харвест, 2008 г. Ресурсы: