Проблемно-проектно- ориентированное обучение Учебное проектирование Г.Б. Паршукова 2012(с) Г.Б. Паршукова, 20121.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Advertisements

Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно,
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Учитель экономики МОУ СОШ 7 Скворцова Ю.В.. Услышишь – забудешь, «Услышишь – забудешь, Увидишь – запомнишь, Увидишь – запомнишь, Построишь – поймёшь».
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Что такое проект подготовила Литвинова О.М., учитель русского языка и литературы.
Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, экономики.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Исследовательская деятельность на уроке Половникова Т.Г по материалам Интернет Январь 2011 года.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Транксрипт:

Проблемно-проектно- ориентированное обучение Учебное проектирование Г.Б. Паршукова 2012(с) Г.Б. Паршукова, 20121

Принципы учебного проектирования Практическая полезность, требует учета следующих положений: 1.деятельность должна быть целенаправленной, потребности должны определять цели проектирования и стимулировать деятельность по их достижению; 2.деятельность должна быть целесообразной. Важно вскрыть противоречия, возникающие как внутри старых объектов, так и вне их. Выявление ключевых противоречий позволяет концентрировать усилия на решении главных задач, конкретизирует деятельность, что сокращает затраты на проектирование и сроки проведения разработки; 3.деятельность должна быть обоснованной и эффективной. Разумным будет использование не любого решения задачи, а поиск оптимального варианта, т.е. наилучшего среди допустимых при наличии правила предпочтения одного другому. Такое правило называется критерием оптимальности, а мерой предпочтения будут служить показатели качества. 2012(с) Г.Б. Паршукова, 20122

Основные требования к использованию метода проектов 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения 2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов 3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся 4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) 5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий 2012(с) Г.Б. Паршукова, 20123

Последовательность действий 1.Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола") 2.Выдвижение гипотез их решения 3.Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) 4.Сбор, систематизация и анализ полученных данных 5.Подведение итогов, оформление результатов, их презентация 6.Выводы, выдвижение новых проблем исследования 7.Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.) 2012(с) Г.Б. Паршукова, 20124

Ошибки проектного метода в обучении Две группы: А. Ошибки, связанные с применением самого метода проектов в обучении Б. Ошибки, связанные с разработкой и реализацией проекта. 2012(с) Г.Б. Паршукова, 20125

Задание на учебное проектирование Перечень (аналог техническое задание): Требований Условий Целей Задач Ресурсов Отдельно в учебном проекте – система оценки 2012(с) Г.Б. Паршукова, Учебно – методический комплекс

УМК учебного проекта Задачами УКМ являются: 1.Дать развернутое описание структуры и содержания учебного проекта 2.Подробно объяснить, как разрабатывать каждую часть проекта 3.Показать реальный школьный проект, разработанный опытными специалистами 4.Дать практические рекомендации по разработке проектного предложения 5.Показать готовое проектное предложение 6.Объяснить, что необходимо заложить в проект для его последующей успешной реализации Разделы УМК : 1.Пошаговое руководство по разработке проекта 2.Пример разработанного проекта 3.Методические рекомендации по составлению проектного предложения 4.Пример оформленного проектного предложения 5.Глоссарий проектной деятельности 2012(с) Г.Б. Паршукова, 20127

Конечный итог учебной проектной деятельности Результат проектной деятельности студента по дисциплине: 1.Комплект документов, описывающих объект проектирования 2.Объект проектирования как материальный предмет (прибор, модель…), выполнение работы, оказание услуги 3.«Программа», «план действий», бизнес -план, т.п. 4.Текст РГЗ, курсовой работы, дипломной работы, 2012(с) Г.Б. Паршукова, 20128

А. Ошибки, связанные с применением самого метода проектов 2012(с) Г.Б. Паршукова, 20129

1. «Дополнительность» метода В основе образовательного процесса сохраняется прежняя традиционная технология обучения, направленная на освоение учащимися заложенной в программе совокупности знаний, умений и навыков. В этом случае отношение к проектированию можно охарактеризовать, скорее, как к дополнительной деятельности, а не ключевой педагогической технологии. При таком подходе упускается возможность полноценного применения проектной деятельности для повышения эффективности и качества образовательного процесса. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

2. Имитация проектной деятельности Происходит подмена основной задачи, фактически происходит традиционное изучение тематического материала (с различными вариациями), который затем оформляется в виде «проекта» (доклада с презентацией). Из проектного метода исключается проектная технология, остаются IT- составляющая и использование групповой работы. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

3. Нацеленность на презентацию Все акценты в работе расставляются таким образом, чтобы подготовить качественную презентацию по теме проекта. При этом совершенно забывается, что проект нацелен на решение конкретной проблемы, именно решение проблемы является целью проекта, а презентация результатов – это уже подведение итогов сделанной работы. Данная ошибка имеет принципиальное значение, поскольку ориентирует студентов не на реальные дела, а на показушность. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

4. Ограниченное использование проектной деятельности Проектный метод применяют для повышения эффективности обучения. Большинство педагогов сконцентрировались на решении этой задачи. При этом, недооцениваются другие важные эффекты проектной деятельности, упускаются серьезные возможности для воспитания, развития и социализации обучающихся. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

5. Смешение понятий «проект» и «научное исследование» Смешение понятий «проект» и «научное исследование», «проект» и «коллективное мероприятие», «проект» и «социологическое исследование», «проект» и «деловая или ролевая игра» и т.д. Проект – это совершенно определенное понятие и вид деятельности, некорректно размывать его, расширять его толкование и переносить название проект на другие виды деятельности, которые, в свою очередь, также имеют четкие принципы и границы. Если в образовательном мероприятии используются какие-то элементы проектной деятельности, это отнюдь не дает нам право называть данное мероприятие проектом. Хотя и в обществе теперь стало модным использовать слово «проект» для определения различных событий, однако в образовании действуют свои принципы, и они должны соблюдаться. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

6. Неточное применение проектного метода Отсутствие точного понимания целей и содержания проектного метода, других вышеназванных методов приводит к несоответствию используемого метода целям и содержанию образовательного мероприятия, что, помимо прочего, снижает эффективность образовательного процесса и качество образовательных результатов. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

7. «Забегание» вперед Понятно, что проектирование – это достаточно сложный процесс, требующий разнообразных знаний и умений, в том числе универсальных учебных умений. Уровень изучаемых проблем, стратегии и механизмы реализации проекта, формы представления итоговых результатов и степень поддержки проектного коллектива преподавателем должны соответствовать реальным возможностям студентов. Начиная знакомить студентов с проектной деятельностью, необходимо учитывая уровень их готовности к самостоятельной работе, к сотрудничеству, к анализу и рефлексии, принимать во внимание психофизиологические особенности и т.д. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

8. Сохранение прежних субъект- объектных отношений Использование проектного метода предполагает принципиальное изменение традиционных отношений между учителем и обучающимися. Значительная доля самостоятельности, личной ответственности учащихся требует от учителя уйти из центра процесса обучения и поставить на это место студента. Педагог, при этом, остается в образовательном процессе в качестве консультанта или супервайзера. Заложенный в проектном методе мотивационный потенциал может раскрыться лишь тогда, когда учащийся реально почувствует, что самостоятельно решает личностно или общественно значимую проблему и степень решения этой проблемы прямо зависит от его усилий и усилий его товарищей. Часто самостоятельность учащихся только декларируется, когда словом «проект» прикрывается все та же плотная опека и авторитарное руководство со стороны преподавателя Педагог должен постепенно снижать степень поддержки, с тем, чтобы обучающиеся были готовы и хотели абсолютно самостоятельно разрабатывать и реализовывать свои проекты. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

9. Применение традиционных методов оценки Традиционная система оценки результатов образования не соответствует новым образовательным потребностям. Помимо освоения программных знаний по предметам в процессе проектной деятельности происходит комплексное приобретение учащимся жизненно важных знаний, навыков, качеств, ценностных ориентиров. Полноценно применяя проектный метод, необходимо уже в процессе проектирования программы определиться с системой оценок комплексных достижений обучающегося, с тем, чтобы точно сориентировать его в процессе движения к образовательным целям и сохранить устойчивую мотивацию на заинтересованное и уверенное продолжение движения по образовательной траектории. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

Б. Блум «Таксономия» (1956 г.) Первая часть Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. 1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей. 2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности. 3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

Таксономия компетенций Кембриджа Диагностика сформированности компетентности предполагает выделение уровней в формировании компетентностей 1.Уровень. Ученик в состоянии убедиться, что правильно понял предлагаемую ему проблему, и сделать два предложения по ее решению. 2. Уровень. Ученик должен показать, что в состоянии увидеть проблему, описать ее основные характеристики и предложить два способа ее решения. 3.Уровень. Ученик должен показать, что в состоянии изучить комплексную проблему и предложить три способа ее решения. 4.Уровень. Ученик должен построить стратегию использования компетенции решения проблем и показать, что в состоянии создавать возможности для использования компетенции решения проблем и определять результаты, к которым он стремится (должен показать, какие возможности для развития компетенции решения проблем он видит при различных трудовых или учебных ситуациях, в которые он включен на протяжении, например, трех месяцев). 5.Уровень. Ученик должен показать, что он в состоянии управлять работой группы, т.е. занять лидирующую позицию, адаптируя стратегию при необходимости решать, по крайней мере, две комплексные проблемы, и достигнуть при этом необходимого качества результатов. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

Б. Ошибки, связанные с разработкой и реализацией проекта 2012(с) Г.Б. Паршукова,

1. Отсутствие проблемы, идеи Проект разрабатывается для решения проблемы. Задача – найти проблему, которая будет по-настоящему значима для обучающегося, так, чтобы ее успешное решение было для него действительно важно. В этом случае высокий мотивационный потенциал обеспечит вовлеченность, активность, заинтересованность, ответственность, находчивость, настойчивость в овладении новым материалом, необходимым для эффективного решения проблемы. Для генерации идей можно использовать различные инструменты, многие педагоги уже активно применяют «Мозговой штурм», «Синектику», «Морфологический анализ (морфологическую решетку)». Использование этих и других инструментов творческого поиска позволит не только найти массу интересных идей, но и будет содействовать развитию креативности обучающихся. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

4. Однотипная стратегия проекта Использование однотипных проблем и привычных решений для учебного процесса ограничивает потенциал проектирования, лишает его творчества, инновационности, открытий, снижает мотивацию учащихся и педагога. Новые проблемы, новые цели, новые решения открывают простор для творчества, для активных действий, для полной вовлеченности ребенка в самостоятельный поиск и движение по новому интересному и важному для него пути к собственным победам. Для поиска и выбора новых вариантов решения даже известных проблем тоже существуют эффективные и простые инструменты. Например, метод «Анализ альтернатив» позволит изучить возможные варианты на основе комплекса ключевых критериев и обоснованно выбрать стратегию успешного решения проблемы. Умение находить различные варианты решения проблем, сравнивать их сильные и слабые стороны и выбирать стратегию успеха позволяет любому человеку уверенно себя чувствовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

5. Особенности команды проекта Проект может разрабатываться и выполняться индивидуально, но, все- таки, проект – это командная игра. Тем более, что для образовательных целей очень важно осуществлять проектирование именно в команде. Учебный проект имеет свою специфику формирования команды. Эта специфика определяется дуализмом требований – с одной стороны – в команде должны быть студенты, способные успешно решить проблему, с другой стороны, необходимо учитывать потребности образовательного процесса. Например, преподавателю может быть важно, чтобы слабые студенты поработали в команде с сильными, набрались от них уверенности, подтянулись по знаниям и умениям к более развитым сверстникам. На этапе формирования проектного коллектива можно помочь студентам с распределением функций участников проекта, тем самым, обезопасив ключевые направления проекта. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

6. Формально составленный план проекта Привычка составлять формальные планы, отписки перешла и на проектное планирование. Принципиальная разница заключается в том, что для формального отчета подойдет формальное планирование, а для реального решения проблемы требуется детально проработанный, обоснованный план действий. Типичные ошибки, встречающиеся при анализе планов учебных проектов следующие: –туманная логика достижения целей; –слабо прописанные связи между деятельностью, задачами и целями проекта; –отсутствие графика выполнения мероприятий и работ по проекту; определение требуемых ресурсов «на глазок»; –отсутствие распределения ресурсов по времени и по работам; неиспользование объективных критериев выполнения пунктов плана; –отсутствие анализа возможных рисков проекта. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

7. Слабый мониторинг проекта При разработке проекта и в процессе его реализации необходим текущий контроль и оценка выполняемых действий. Сверка запланированных и реально достигнутых изменений позволяет педагогу и каждому участнику команды все время быть в курсе всех процессов проекта. Движение проекта – это постоянно происходящие изменения. За счет этих ежедневных изменений происходит заполнение разрыва между начальной негативной ситуацией (проблемой) и желаемой благоприятной ситуацией (целью проекта). Происходящие благодаря методичной работе каждого члена проектной команды изменения переводят проблему в ее эффективное решение. Каждое изменение – это вклад в окончательную победу команды. Изменения – суть проектного процесса. Их надо постоянно отслеживать, оценивать, обсуждать, отмечать каждый успех, визуализируя тем самым движение проекта, проектной команды к цели. Грамотно организованный мониторинг проекта позволяет уверенно управлять процессами подготовки и выполнения проекта. Очень часто в процессе разработки и реализации школьных проектов имеется только итоговый контроль, в лучшем случае промежуточный. Отсутствие полноценного мониторинга приводит к снижению качества результатов проекта, увеличению сроков его выполнения, перерасходу ресурсов и может закончиться неудачей всего проекта. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

8. Неэффективные формы презентации проекта Часто для презентации используются традиционные формы отчетности в виде докладов и рефератов. Формальность таких презентаций, зачастую просто скачанных с интернета, определяет их незначительную ценность как для учащихся, так и для педагога. Качественно подготовленная презентация проекта должна продемонстрировать с одной стороны, объективные доказательства решения проблемы, т.е., успешное достижение командой цели проекта, а, с другой стороны, наглядно показать педагогу и самим учащимся спектр и глубину освоенных знаний и приобретенных в ходе подготовки и выполнений проекта умений. Презентация – это праздник, это завершение большой напряженной работы, поэтому формализм и скука не должны омрачать радость данного события. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

9. Традиционная оценка Ограничение оценки проекта выставлением участникам проекта оценок по пятибалльной системе серьезно снижает эффекты проектного метода. Чтобы завершение проекта прошло с большой пользой как для учащихся, так и для педагога, важно перед оценкой проекта продумать ее цели. Целями оценки проекта могут быть следующие: определить успешность проекта, степень решения проблемы, значение проекта, эффективность выбранной стратегии и использованных методов решения проблемы, вклад каждого участника в успех проекта. Кроме того, при оценке проекта важны рефлексия учащихся, выявление удач и сложных моментов по ходу проекта, обмен опытом между участниками различных проектов, предложения ребят о возможности и вариантах продолжения проекта, рекомендации для будущих проектов. При оценке проекта учителю надо акцентировать обсуждение на этих моментах, а в завершение оценить ЗУНКи, приобретенные учащимися в ходе проектной деятельности, а также отметить те важные навыки, которые сформировались (или начали формироваться) у каждого участника команды, и качества, которые проявили ребята в процессе работы над проектом. И конечно, завершающая оценка педагога должна обеспечить мотивацию ребят на продолжение занятий проектной деятельностью. 2012(с) Г.Б. Паршукова,

Карта метода 2012(с) Г.Б. Паршукова,

2012(с) Г.Б. Паршукова,

ages/2337/Project-Method.html 2012(с) Г.Б. Паршукова,

2012(с) Г.Б. Паршукова,

Литература 1.Knoll M. The Project Method: Its Vocational Education Origin and International Development // Journal of Industrial Teacher Education (JITE). – – Volume 34, Number [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата доступа: ) 2.Богомаз И. В. Методическая система обучения студентов технических вузов курсам технической механики на основе проективного подхода / И. В. Богомаз ; Федер. агентство по образованию, Краснояр. гос. архитектур.-строит. акад. - Красноярск : КрасГАСА, с. 3.Групповое проектное обучение : вторая науч.-метод. конф. (Томск, нояб г.): в 2 т. - Томск : ТУСУР. Т. 2 : Доклады с. 4. Филимонюк, Л. А. Становление и развитие проектной культуры будущего педагога / Л. А. Филимонюк ; Федер. агентство по образованию, Ставроп. гос. ун-т. - М. ; Ставрополь : СГУ, с. 5. Тулохонова И. С. Научно-методические основы формирования проектной деятельности студентов в предметной информационно-образовательной среде / И. С. Тулохонова ; Федер. агентство по образованию, Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, с. 6.Метод проектов в технологическом образовании / [Глозман Е. С. и др.] ; М-во образования Моск. обл., Пед. акад. - Москва : Педагогическая академия, Круподерова Е. П. Проектная деятельность в школе и вузе / Е. П. Круподерова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород : Изд-во НГПУ, с. 8. Эпштейн М. М. На исторических перекрестках. Метод проектов / Эпштейн М. М. - Санкт-Петербург : Образовательный центр "Участие", с. 9. Матяш Н. В. Подготовка будущих учителей технологии к обучению школьников проектной деятельности [Текст] / Н.В. Матяш, Н.В. Семенова. - Брянск : БГПУ, с. 10. Проектная деятельность в образовании / [С. Я. Ковалева, К. Ю. Колесина, Е. М. Свиридова и др. ; под общ. ред. Н. В. Лалетина] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федер. ун-т [и др.]. - Красноярск : Центр информации, , [1] с 2012(с) Г.Б. Паршукова,