Р. Д. Киплинг Цели педсовета: 1. Выявление сущностных характеристик нового качества образования и особенности его достижения в условиях школы. 2. Ориентация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Advertisements

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Современный урок глазами учителей и учеников. Цели 1.Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы 2.Проанализировать результаты.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. (Китайская мудрость) Системно-деятельностный подход.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
LOGO Организация урока в рамках СДП Презентацию подготовила Потапчик Елена Николаевна, учитель начальной школы МБОУ Нижнеингашской СОШ 1.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Транксрипт:

Р. Д. Киплинг

Цели педсовета: 1. Выявление сущностных характеристик нового качества образования и особенности его достижения в условиях школы. 2. Ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса. 3. Определение путей достижения нового качества образования в школе. 1. Выявление сущностных характеристик нового качества образования и особенности его достижения в условиях школы. 2. Ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса. 3. Определение путей достижения нового качества образования в школе.

Повестка: I.Сущность качества образования. (Чередниченко О.В.) II. Организация работы по подготовки к государственной итоговой аттестации на уроках русского языка. (Дубровина Л.А.) III. Современный урок в дидактической системе деятельностного подхода (Чередниченко О.В.) IV. Из опыта работы: 1. Перечень УУД, формируемых у учащихся начальной школы (Ожиганова К.Е) 2.Управление качеством образования на этапе целеполагания в начальной школе (Сенина Н.В.) 3. Организация внеурочной деятельности как средство повышения учебных и внеучебных достижений учащихся. 4. Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования по математике в работе со слабоуспевающими учащимися (Иванова Л.П.). 5. Дифференцированные и творческие задания на разных этапах урока как одно из средств повышения качества образования по биологии (технологии ИСУД и ТРИЗ) (Кившик Е.С.) 6. Роль работы с источниками в повышении качества предметных результатов по географии (Гнедина Т.П.). 7. Использование ЭОР в организации и проведении уроков практической направленности по физике. V. Пути повышения качества образования в школе (разработка решения педсовета)

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Качество учебного планаКачество рабочих программ 1. Соотношение федерального, регионального, школьного компонентов; 1. Преемственность и согласованность программ по годам обучения; 2. Специально выделенное время на исследовательскую и проектную деятельность; 2. Отражение специфики школы; 3. Наличие учебно-методического обеспечения; 3. Учет пожеланий учащихся 4. Наличие банка исследовательских методик; 5. Прогностический характер, четкость определения целей и задач на конкретный этап обучения.

Достижения учащихся 1.Образовательные достижения 2. Динамика образовательных достижений 3. Сформированность компетенций 4. Уровень удовлетворенности образованием 5. Внеучебные достижения 6. Дальнейшее образование и карьера

Эффективность воспитательной работы 1.Степень вовлеченности педколлектива и родителей в воспитательный процесс 2.Охват обучающихся деятельностью по интересам 3.Наличие и эффективность самоуправления 4. Динамика уровня воспитанности 5. Социализация, успешность выпускников 6. Наличие положительной динамики в оценке обучающимися и родителей роли школы

Здоровьесбережение Безопасность Соответствие условий обучения требованиям СанПИН Соответствие службы охраны труда и обеспечения безопасности требованиям нормативных документов 1. Оборудование помещений1. Техника безопасности 2. Питание учащихся2. Охрана труда 3. Состояние здоровья учащихся3. Производственная санитария 4. Освещение4. Противопожарная безопасность

Качество системы дополнительного образования 1. Количество предоставляемых дополнительных услуг и охват ими обучающихся 2. Степень соответствия дополнительных образовательных услуг запросам учащихся и родителей 3. Результативность предоставляемых дополнительных образовательных услуг

12 Ресурсное обеспечение 1. Наличие информационной техники 2. Программно-информационное обеспечение, Интернет; использование в образовательном процессе 3. Оснащенность учебно-методической литературой 4. Оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием

Хорошее качество образования - это... степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата; востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

Совершенствование образовательных результатов Повышение квалификации и профессионализма педагогов Совершенствование организации образовательного процесса

Уровень сформированности образовательных результатов учащихся замеряется как по итогам промежуточной аттестации учащихся, так и результатами государственной (итоговой) аттестации учащихся.

Организация работы по подготовки к государственной итоговой аттестации на уроках русского языка. (Дубровина Л.А.)

Современный урок в дидактической системе деятельностного подхода

Тип урока Типология уроков А.К. Дусавицкого. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Виды уроков 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

критерии результативности урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода : 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке: 1)актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо); 2)2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); 3) устанавливаются тематические рамки (могу). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального Я с образом Я - идеальный ученик, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1)актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2)2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Основные компоненты Анализ/целеполагание Планирование Организация Контроль Оценка Рефлексия

Формирование УД Принятие цели / УЗ Назначение формирование образа будущего результата действий, деятельности и принятие этого образа в качестве основы для умственных действий; Способы - создание проблемной ситуации в виде игровой и практической задачи, для решения которой ребёнок не может действовать уже известными способами; - построение знаково-символьной схемы;

Планирование решения цели/УЗ Назначение - выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению УЗ; - построение систем потенциально возможных действий, конструирование разных вариантов этих действий, схемы как плана будущих действий и конструирование разных вариантов этих действий, выбор из них наиболее адекватного условиям, цели и требованиям задачи;

Способы - согласование общей цели и представлений о том, что в задаче требуется сделать; - выяснение, какими способами может быть организовано достижение цели, распределено задание; - определения, какой способ и почему выбирает группа; - выполнение каждым своей части работы в общей задаче за то время, о котором группа договорилась; - согласования частей и создания общего результата, его обсуждение и корректировка (если необходимо); - подготовка представления результата и способа работы группы над задачей; - формулирование вопросов для обсуждения;

Поиск и построение способа решения УЗ Конкретизация - требует диалогического взаимодействия всех участников; - создание ситуации осознания и выражения детьми своей точки зрения; - установка на другого участника взаимодействия; возможность расширения опыта слушания партнера, понимания его; - определение (построение) тех условий, классов задач, для решения которых применим найденный способ; - подведение частной задачи под общий способ;

Способы - структурирование изучаемого объекта в соответствии с целостными его свойствами; - установление внутренней связи, отношения, поиска природы внутренней взаимозависимости структурных частей; - выделения отношения, имеющего смысл с точки зрения внутренней ситуации и понимания различного функционального значения частей; - моделирования этих отношений с помощью схемы, рисунка, знаков; - исследования отношений, включающего обоснование детьми своих действий, введение обозначений, схем, формул, использование ранее изученного; - фиксация найденного способа решения в виде схемы, алгоритма, модели;

Контроль Назначение - формирование самостоятельного учебного действия; - определение соответствия учебных действий условиям учебной задачи; - обеспечение полноты операционного состава действий, правильность их выполнения;

Способы - изменение операционного состава действий; -выявление его связи с особенностями учебной задачи и свойствами получаемого результата; - задания на пооперационный контроль; - задания на процессуальный контроль; - задания на итоговый контроль;

Оценка Назначение - выделение и установление адекватности предполагаемых и реализуемых способов преобразования учебной задачи ее основным требованиям; -интегрируется информация, отражающая ход и решение этой задачи; - выделение результата деятельности, - представление предстоящего хода или восстановление хода законченной деятельности; - соотношение с целью;

Способы - вопросы, помогающие ребенку освоить рефлексивное оценивание; - задания на прогностическую оценку; - задания на ретроспективную оценку;

Рефлексия Назначение - развитие мышления и деятельности; - развитие коммуникации и кооперации; -развитие самосознания; Способы - анкетирование; - тестирование;

1. Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

3. Изучение нового учебного материала постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

4. Закрепление учебного материала постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

5. Задание на дом постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания

Управление качеством образования на этапе целеполагания в начальной школе (Сенина Н.В.)

Организация внеурочной деятельности как средство повышения учебных и внеучебных достижений учащихся. (Костюк Ю.А.)

Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования по математике в работе со слабоуспевающими учащимися (Иванова Л.П.).

Дифференцированные и творческие задания на разных этапах урока как одно из средств повышения качества образования по биологии. (Кившик Е.С.)

Роль работы с источниками в повышении качества предметных результатов по географии (Гнедина Т.П.).

Использование ЭОР в организации и проведении уроков практической направленности по физике. (Тикото Л.А.)

От чего зависит качество образования: Кадровые ресурсы; Профессионализм учителей; Методики преподавания; Использование современных технологий; Современная материально-техническая база; Количество мотивированных школьников; Доброжелательные отношения между учащимися и учителями; Хорошая дисциплина; Сохранение и поддержание здоровья учащихся; Мотивация учителя к профессиональному росту.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЙ ПЕДСОВЕТА 1.Ввести мониторинг достижений учащихся начальной школы посредством ведения портфолио 2.Использовать современные технологии проведения учебных занятий с целью повышения качества образования 3.Одобрить работу педагогов Дубровиной Л.А., Гнединой Т.П., Сениной Н.В., Костюк Ю.А., Ивановой Л.П., Кившик Е.С., Тикото Л.А., Ожигановой К.Е. по внедрению в практику проведения уроков современных технологий. 4.Классным руководителям активизировать работу по учету учебных и внеучебных достижений учащихсяв соответствии с Положением о внеучебных достижениях учащихся. 5.Классным руководителям, администрации школы проводить комплексный мониторинг (январь, август) качества образования в соответствии с разработанной программой. 6.Создать рабочую группу по созданию программы формирования УУД.