Видеоконсультация для учителей, ведущих курс ОРКСЭ Методика обучения курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Разработка учебно-практических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Advertisements

Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
По материалам О.Б. Логиновой Конструирование учебных заданий: личностные и метапредметные результаты.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
«Современный урок: Организация учебной деятельности с помощью учебных задач и учебных ситуаций» Акиньшина Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания.
Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО в рамках реализации ФГОС ООО Афанасова Л. В., учитель информатики г.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
2009 г – победитель муниципального конкурса « Школа года » 2010 г – победитель муниципального конкурса « Школа года » 2010 г – победитель регионального.
ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания на уроках физики Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
«Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Практическое занятие «Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов».
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Транксрипт:

Видеоконсультация для учителей, ведущих курс ОРКСЭ Методика обучения курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Разработка учебно-практических и учебно-познавательных задач по предмету Арбузова Ляна Викторовна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО «ИРООО»

2 Содержание консультации в режиме ВКС 1.Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам мировых религиозных культур и светской этики в образовательных учреждениях РФ» от Оценивание планируемых результатов на занятиях ОРКСЭ 3.Разработка учебно-практических и учебно-познавательных задач по ОРКСЭ

3 Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основное средство в руках учителя – УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ.

4 Чем определяются особенности учебного задания? Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов: составом учебных действий; учебным материалом. Форматом задания. Критериальной частью оценки выполнения задания.

5 3. УПРЗ разрешения проблем/пробле мных ситуаций 4. УПРЗ сотрудничества 5. УПРЗ коммуникации 6. УПРЗ и УПЗ самоорганизаци и и саморегуляции 7. УПРЗ и УПЗ рефлексии 9. УПРЗ и УПЗ ИКТ- компетентности обучающихся метапредметные результаты 1. УПЗ освоения систематиче- ских знаний 2. УПЗ самостоятель- ного приобретения, переноса и интеграции знаний предметные результаты 8. УПРЗ и УПЗ ценностно- смысловых установок личностные результаты

6 1. Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию В какой мере задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать?

7 Ценностные установки Требует выражения собственной позиции? Предполагает выражение/оценку ценностных суждений? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку? Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку?

8 В какой мере задание стимулирует учащихся задумываться над мотивами, содержанием, способами, успешностью или неуспешностью своей деятельности, её причинами ? 2. Личностный смысл учения и рефлексия: основной вопрос к заданию

9 «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; А также – в идеале – постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: описание «хорошего» задания

10 Учащиеся соотносят результат с замыслом? Требует самооценки? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха? Личностный смысл учения и рефлексия: алгоритм принятия решения Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха?

11 Какая учебная деятельность на уроке способствует формированию рефлексии? Личностный смысл учения и рефлексия: проблемы для обсуждения Привычка к систематическому развернутому словесному разъяснению всех совершаемых действий – требует организации совместной деятельности, учебного сотрудничества Совместная контрольно-оценочная деятельность, взаимооценка Специально организованные мероприятия, например, встречи с родителями, учащимися других классов, школ на тему «Делимся секретами учения»

12 «Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект «Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: состав работ и/или обязанности и/или время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. 3. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию многошаговое, длительное (несколько этапов, рассчитано на неделю и более ) Включает требования и критерии оценки

13 Учащимся отслеживают продвижение? Задание многошаговое и/или длительное? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся планируют работу? Самоорганизация и саморегуляция: алгоритм принятия решения Учащиеся планируют работу?

14 «Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей 4. Сотрудничество: модели и формат заданий 4. Сотрудничество: модели и формат заданий

15 Требует совместной работы? Учащиеся принимают общие решения? Учащиеся делят ответ- ственность? НЕТ ДА Сотрудничество: алгоритм принятия решения Учащиеся делят ответ- ственность? ДА

16 5. Коммуникация: модели и формат заданий 5. Коммуникация: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказыва- ния или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащи- мися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);

17 Коммуникативность текста или высказывания проявляется в том, что высказывание или текст всегда существует только в определённой ситуации общения: КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО и КАК говорит или пишет: КТО– автор (говорящий или пишущий) КОМУ– адресат (слушающий или читающий) ГДЕ– место общения КОГДА– время общения ПОЧЕМУ– мотив, причина общения ЗАЧЕМ– цель общения ЧТО– предмет речи, тема КАК– способ выражения мыслей

18 Требует коммуникации? Определены тема/предмет, формат ком- муникации? Определена коммуникатив- ная задача ? НЕТ ДА Коммуникация: алгоритм принятия решения Определена коммуникатив- ная задача? НЕТ ДА

19 «Хорошее» задание содержит определенный вызов учащимся. Его нельзя выполнить путём воспроизведения имеющихся знаний и процедур. Задание содержит ситуацию неопределённости и допускает различные, в т.ч. – альтернативные – решения. Учащимся нужно принять решение. «Хорошее» задание содержит проблему, приближенную к реальной жизненной ситуации. В «хорошем» задании учащимся нужно воплотить в жизнь принятое решение. 6. Разрешение проблем: требования к «хорошему» заданию

20 Есть ли у учащихся выбор? Требуется принятие реше- ния в реальной ситуации? Требуется воплощение в жизнь? НЕТ ДА НЕТ ДА Требуется воплощение в жизнь? Решение проблем: алгоритм принятия решения

21 «Хорошее» задание предполагает не воспроизведение «готового знания», а его пополнение на основе использования логических операций и общеучебных навыков Переносу и интеграции знаний способст- вует использование содержания, идей, методов других предметов 7. Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: требования к «хорошему» заданию

22 Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: алгоритм принятия решения Требует образования нового знания? Требует осознанного использования познавательных действий? Задание междисци- плинарное? НЕТ ДА новых смыслов, нового взгляда, новых связей, новой информации, нового применения? -обработки информации -логических операций -наблюдения, выдвижения и проверки гипотез -интерпретации -оценки

23 Освоение знаний: «хорошие» задания на третьем этапе Понимание и применение: Задания на преобразование имеющихся знаний создание новых объектов разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …) проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования Понимание и применение: Задания на преобразование имеющихся знаний создание новых объектов разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …) проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования выполнение проектов

24 8. ИКТ: алгоритм принятия решения Позволяет использовать ИКТ? ИКТ использует- ся для приобре- тения знаний или более сложных ИКТ-навыков? ИКТ помогает выполнить ранее недоступные действия? НЕТ ДА

25 Базовые модели использования ИКТ 1. Работа с готовыми электрон- ными образовательными ре- сурсами (ЭОР), не требующая их преобразования I этап (осознание) 2. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР как средство решения учебной задачи II этап (отработка) 3. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР для самостоятельного создания новых объектов III этап (применение) Работа с текстовыми графическими редакторами и объектами (в т.ч. диа- граммами, схемами, анимациями), базами данных, датчиками, лаборато- риями, тренажерами, тестами, средст- вами коммуникации, и организации собственной учебной деятельности Тексты, презентации, объекты художественного и конструк- торского творчества, учебные модели и т.п. Работа с текстовыми, аудио-, видеоресурсами, ресурсами деловой графики

26 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ… СОТРУДНИЧЕСТВО, РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы. РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме.

27 Контакты кафедры гуманитарного образования Тел.: +7 (3812) Форум (раздел «Кафедра гуманитарного образования):