Автор: Садовникова Надежда Олеговна кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления Института кадрового развития и менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Advertisements

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Индивидуализация – ответственный шаг в программе действий инновационной школы Индивидуализация - это создание условий в образовании для построения учащимся.
Предпрофильная подготовка. Старт в профессию начинается с определения трех главных условий 1.ХОЧУ (склонности, интересы ) 3. Надо (спрос на рынке труда)
Совершенствование модели профильного обучения в гимназии Рыбинская Т.В. Учитель химии г.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся МБОУ СОШ 3 г.Бородино.
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Районный семинар руководителей ОУ МОУ – СОШ 4 г. Петровска Саратовской области 14 апреля 2009 г.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка и апробация программы.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
Транксрипт:

Автор: Садовникова Надежда Олеговна кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления Института кадрового развития и менеджмента

Это период реалистической оптации. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии – осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально- экономической ситуации девушки и юноши самоопределяются относительно путей получе­ния профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Ведущей деятельностью является учебно- профессиональная, осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение. Особую актуальность приобретает вопрос: кем быть? Начинается активный поиск своей будущей профессиональной роли и экспериментирование в разных ролях.

Поэтому можно говорить о том, что этапы подростничества и ранней юности это этап выбора профессии – оптации. При этом ситуация выбора профессии оптантом осложняется рядом факторов: отсутствием информации о некоторых существенных характеристиках профессионального выбора, немедленной обратной связи о результатах выбора; несформированностью (или недостаточной сформированностью) правил, критериев и способов выбора; трудностями самообучения; отсутствием подобных решений в прошлом опыте.

ХОЧУ: часто ошибочно МОГУ: образовательный уровень и качество знаний; состояние здоровья; темперамент, характер человека и их соответствие выбранной профессии; специальные способности ; психофизиологические особенности и пр. НАДО: знание потребностей рынка труда о наличии и устойчивости спроса на данную профессию на предприятиях различных форм собственности; уровне конкуренции специалистов данного профиля на рынке труда; особенностях выбранной профессии: и пр.

1. Информированность учащегося, знание структуры народного хозяйства и видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность). 2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда). 3. Выраженность профессиональных интересов: наличие устойчивых профессиональных интересов в определенной области деятельности и конкретной профессии. 4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности. 5. Практический опыт в области избранной трудовой деятельности (занятия в кружках, секциях, музыкальной школе, на факультативах и т.д.). 6. Сформированность и устойчивость профессиональных намерений, их обоснованность (достаточные знания о содержании профессии, условиях труда, путях получения образования по специальности, а также о своих интересах, склонностях и способностях). 7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности). 8. Состояние здоровья, позволяющее избрать данный вид деятельности (профессию), что подтверждается при необходимости заключением врача

совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.

При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет личных интересов и способностей оптанта, его права на самореализацию, с одной стороны, и социально- экономической целесообразности с другой.

Как научно обоснованная государственная система мероприятий профориентация включает в себя два основных направления деятельности: профессиональное просвещение (информирование и пропаганда), профессиональную консультацию.

ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально- квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности Оно условно подразделяется на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

всесторонней. Следует обратить внимание на все стороны профессиональной деятельности. Особый упор необходимо делать на перспективах роста в данной профессии, на творческие моменты в труде; достоверной. Сведения о профессиях необходимо получать из достоверных источников, в качестве которых используются: документация соответствующих подразделений предприятия, беседы со специалистами, данные психологического анализа деятельности; объективной. Совершенно недопустимым является рекламирование тех или иных сторон профессии, приписывание ей несуществующих достоинств. Рассогласование желаемого и действительного в конечном итоге может привести к чувству неудовлетворенности и к смене профессии.

Понятие о профессии, ее месте и значении в народном хозяйстве. Краткая характеристика профессии. Потребности в профессии. Система профессиональной подготовки (типы учебных заведений, срок и условия обучения в них, профилирующие предметы). Квалификационная характеристика (профессиограмма). Требования, предъявляемые к поступающим. Школьные предметы, которые лежат в основе профессии. Склонности, способности и особенности характера. Требования, предъявляемые к здоровью (физическое развитие, состояние отдельных органов, физиологические особенности). Условия работы. Условия труда, характер работы (на месте, в разъезде, посменно, на открытом воздухе, под землей и т.д.). Рабочее место, спецодежда. Перспективы развития профессии и профессионального роста работающих. Возможность совмещения двух или трех профессий и способы овладения ими.

это оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. В ходе проведения профконсультации предполагается сообщение рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, ее склонностей, способностей, черт характера и т.д.

Информационная функция профконсультации предполагает сообщение человеку информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях. Диагностическая функция предполагает определение уровня развития основных физиологических и психологических особенностей личности. Прогнозная функция профконсультации является своеобразным объединением первых двух функций. Она заключается в выдаче рекомендаций о том, какая сфера профессиональной деятельности максимально подходит личности. При осуществлении прогноза необходимо определить его разумную дальность, параметры, на которых он должен базироваться. Прогнозная оценка должна относиться к трем характеристикам личности как будущего субъекта деятельности: успешности трудовой деятельности; удовлетворенности человека своим трудом; психофизиологической «цене» затрат субъекта при овладении данной профессией или достижении успехов в ней.

индивидуальные беседы – консультации с использованием активизирующих вопросов, анализа ситуации профессионального выбора; тренинги профессионального самоопределения; профориентационные игры и упражнения; специально организованные, управляемые дискуссии или дискуссии-экспромты (в ходе лекции или семинара); активизирующие опросники; совместный с классом, группой анализ ситуаций профессионального и личностного самоопределения; использование жизненных примеров из опыта профконсультанта и др.

Профориентационные игры предназначены для работы с учащимися 7-х-11-х классов. Эти игры рассчитаны на реальные условия работы в школе и могут быть использованы в сочетании с диагностическими процедурами, дискуссиями, индивидуальными профконсультациями и лекционными формами работы. Важным условием этих игр является их высокая динамичность, что позволяет решать проблемы организации дисциплины. Игровые профориентационные упражнения обычно используются в работе с подгруппой (8-15) человек или малой группой (6-8 человек). Многие игры основаны на распространенной процедуре, когда все участники рассаживаются в круг, за счет чего создается некая психотерапевтическая атмосфера. Карточные профконсультационные игры. В игровых карточных системах делается попытка смоделировать основные этапы человеческой жизни, а также основные этапы профессионализации человека. При этом важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый игровой «спор» консультируемого с ответами, выписанными на карточках, а также определенные призы и наказания за успешность такого спора. Важной особенностью проведения карточных профконсультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не зарываться в обсуждение частных вопросов. Активизирующие профориентационные опросники. Главной целью и особенностью данных опросников является не столько получение информации о клиенте, сколько стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

Многообразие форм и методов работы. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов работы. Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе. Профессиональное содружество. Гибкость, готовность к разумному компромиссу с администрацией, с заказчиками и клиентами. Выделение приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного, и др.

Психодиагностическое заключение может понадобиться для уточнения конкретных психологических характеристик клиента, обратившегося за психологической консультацией. Результаты диагностики служат информационной основой дальнейшей консультации.

Психометрические данные помогают выяснить реальные причины проблемной ситуации, по поводу которой обращается клиент. В данном случае может потребоваться обширная психодиагностика. Кроме того, принятие конкретных решений в психологической помощи может потребовать учета многих факторов, в качестве которых может выступать значительное количество психологических характеристик самого клиента.

обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширение возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

«средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования»

предупредить возникновение проблем профессионального становления; оказать своевременную помощь и поддержку личности с выбором профессионального маршрута; научить самостоятельно преодолевать трудности профессионального становления и ответственно относиться к своему выбору; помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.

Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.

институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Школа как учреждение, осуществляющее общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень именно общего образования, не подменяя собой учреждения профессионального образования. Общее образование на старшей ступени имеет для учащегося самостоятельную ценность и не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе. Обучение в школе должно строиться на основе компетентностно-ориентированного подхода. Одной из целей, поставленных в Концепции профильного обучения, является «расширение возможности социализации учащихся». Ключевые компетентности так же, как достаточная ресурсная база из предметных знаний, умений, навыков, должны быть сформированы к окончанию 9 класса на том уровне, который позволит учащемуся социально адаптироваться и выбрать дальнейший путь (продолжение образования в школе, учреждении среднего профессионального образования и/или трудоустройство).

Обучение в профильной старшей школе должно строиться с учетом запросов, способностей и склонностей учащихся, в то же время обеспечивая минимальный (базовый) уровень освоения государственных стандартов общеобразовательной подготовки. Как следствие, профильная старшая школа не подразумевает специального отбора учащихся при условии принципиальной способности продолжать обучение в старших классах. Профильное обучение в старшей школе должно взять на себя «компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению»; оно должно также преодолеть предметную раздробленность школьного знания и его оторванность от практики. Таким образом, профильное обучение не может быть приравнено к углубленному изучению отдельных предметов (или цикла предметов). Профильное обучение в старшей школе, при его социально- профессиональной ориентированности, не должно повторять структуру собственно профессиональных деятельностей и быть жестко связанным с существующим набором профессий или сегодняшними требованиями рынка труда.

1. Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся (в том числе, в форме учебных межклассных групп) в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП.

Данный вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

2. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. В данной модели профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Данный вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения профессионального образования и др.).

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом. Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся старших классов реализуют свои ИУП в одном общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети.

Оптимальной является такая ситуация, в которой школа (группа школ) готова реализовывать все возможные профили, поскольку она отвечает потребностям учащихся, степень определенности жизненных планов которых различна:

учащиеся, чьи жизненные планы еще не ясны, имеют возможность для самоопределения через сочетание в своей образовательной траектории элементов различных профилей, учащиеся, выбравшие для себя то направление деятельности, которое ляжет в основу их профессионального и жизненного самоопределения, смогут осваивать курсы, связанные с выбранным профилем, приобретать опыт реализации выбранного вида деятельности в ходе социальных практик, учащиеся, уже имеющие четкие представления о своей дальнейшей образовательной траектории и профессиональном самоопределении, смогут выбрать курсы, обеспечивающие подготовку к профессиональному образованию и деятельности, в том числе из различных профилей.

Профиль должен охватывать целую сферу деятельности, имеющую общие основания, которые можно найти в позиции субъекта деятельности (в его целеполагании). При этом объекты воздействия могут быть различными.

Одной из целей, поставленных в Концепции профильного обучения, является формирование «условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ».

понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).

Федеральный Закон «Об образовании», который указывает, что «…Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения …. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50); концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с созданием профильных классов и групп, на основе примерных учебных планов профилей важно предоставить обучающемуся право освоения образовательных программ на основе ИУП; уставы общеобразовательных учреждений, реализующих практику ИУП. В соответствующих разделах уставов данных общеобразовательных учреждений целесообразно прописать: - наличие прав обучающихся на обучение по ИУП; - возможность организации образовательного процесса для обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обучения, экстерната); - особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП; - порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления и пр.).

Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий. Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем формируются индивидуальные учебные планы каждого ученика, и лишь затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом. В общеобразовательных учреждениях, работающих на основе ИУП, изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в составе одного и того же класса. Совокупность индивидуальных учебных планов обучающихся старших классов становится основой для их распределения по учебным группам, классам.

Разработка ИУП осуществляется учеником на основе базисного и рабочего учебных планов школы или образовательной сети согласно заданным нормам и предъявляемым к качеству ИУП требованиям.

«Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов», Авт. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Немова Н.В., Пуденко Т.И., г.Москва)

формируя ИУП, учащийся в какой-то мере создает собственный образовательный проект сроком на два учебных года, планируя получить в результате его успешной реализации положительный и максимально полезный для себя результат.

Профессиональная сфера - педагог (варианты - история, литерату­ра, иностранный язык). Образовательный маршрут: Основной - поступление в ближайший пединститут, факультеты исторический, филологический, иностранных языков. Запасной: 1) поступление в ближайший педколледж на факультеты начального образования или «гувернантка со знанием иностранного языка»; 2) устройство на работу, возможные специальности: помощник воспитателя дошкольного образовательного учреждения, секретарь-референт, социальный работник.

При подготовке к процессу разработки ИУП необходимо провести предварительную разъяснительную работу с учащимися и их родителями

преимущества, которые дает учащимся работа по ИУП для удовлетворения их образовательных потребностей и интересов; возможности, которые предоставляет школа и другие образовательные учреждения; особенности организации работы в течении двух лет по ИУП; новые задачи, которые придется решать учащимся при работе по ИУП; ответственность, которую каждый берет на себя, выбирая вариант ИУП.

Учащимся необходимо объяснить механизм составления индивидуального учебного плана, ознакомить их с тем алгоритмом его разработки, который будет предложен школой (этапами разработки, их результатами, теми нормами и ограничениями, которые необходимо учесть в процессе работы над ИУПом). При разработке рекомендаций необходимо четко и детально прописать общие и особенные (задаваемые школой) нормы и требования к процессу и результату формирования ИУП. Следует определить и представить учащимся формы отчетности по изученным курсам. При этом особенно внимательно необходимо рассмотреть вопросы, связанные с зачетом учебных курсов, которые учащийся планирует пройти в других образовательных учреждений. Необходимо также ознакомить учащихся и их родителей с возможностями и правилами изменения ИУП за время обучения в старшей школе. При этом следует обратить внимание на то, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации. Эти условия должны быть ясны каждому. Поскольку профильные курсы строятся по модульному принципу, учащийся обязан закончить изучение модуля и пройти предусмотренные по нему формы контроля. Изменить свое решение он может лишь после этого, в момент выбора профильных курсов для изучения в следующем полугодии.

Положение о профильном обучении; Положение о координационном совете по профильной подготовке; Положение о материальном и моральном стимулировании педагогов ОУ, осуществляющих профильного обучения; Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио) обучающихся; Положение о конфликтной комиссии по вопросам индивидуальной накопительной оценки; Положение о переводе обучающихся профильных классов в другой профильный класс; План мероприятий по введению профильного обучения; Должностные инструкции координатора профильного обучения, педагога-психолога, классного руководителя, учителя-предметника по осуществлению профильного обучения; И пр.

ЭтапСодержание деятельности Методы и методика Ответственны е Планируемый результат Подготовитель ный 1. Запрос администрации на работу с учащимися. 2. Встреча с классными руководителями, работающими в данных классах. 3. Встреча с родителями Получение информации о детях Анкета «Выбор профессии » Ознакомление с целями профильного обучения (родительские собрания, консультации администра- ция социальный педагог, психолог, классный руководитель зам. директора классный руководитель Наличие банка данных. Выявление профнамерений 4. Обработка полученной информации Анализ анкетсоциальный педагог классный руководитель 2. Диагностическ ий (10 класс) 1. Индивидуальна я профконсультац ия ПсихологКарта психологическог о профессионально го сопровождения учащегося

2. Диагностический (10 класс) 1. Индивидуальная профконсультация ПсихологКарта психологического профессионального сопровождения учащегося 2. Психолого- педагогическая диагностика профессионального самоопределения 3. Индивидуальная и групповая психологическая диагностика индивидуально- личностных особенностей 4. Составление коррекционно- развивающей программы с учащимися, испытывающими затруднения в выборе профессии 5. Встреча с родителями «ДДО» Климов Е.А. «Тип личности» Голланд «ОПУ» Кондаков И.М. Методики подбираются индивидуально (по запросу родителей, учащихся) Планирование деятельности специалистов, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач Консультация и активизация родителей на позитивное вмешательство в профессиональное самоопределение ребенка Психолог Классный руководитель Психолог Социальный педагог Психолог Социальный педагог Классный руководитель Программа коррекционно- развивающей работы 6. Встреча с учащимися Ознакомление с результатами диагностики (классные часы, индивидуальные консультации) Психолог Классный руководитель

Конструктивно- разви- вающий (10 – 11 класс) 1. Групповые занятия с учащимися, не определившимис я в выборе профессии 2. Индивидуальная работа с учащимися; 3. Индивидуальные занятия Цикл тренинговых занятий Индивидуальное консультирование Схема «Личного профессиональног о плана» Н.С. Пряжников Психолог Социальный педагог Система групповых занятий Наличие индивидуальной траектории профессионализаци и, связанной с индивидуальной траекторией развития 4. Аналитический (11 класс) 1. Повторное диагностическое исследование 2. Повторное анкетирвание «Выбор профессии» «ДДО» Климов Е.А. «Тип личности» Голланд «ОПУ» Кондаков И.М. Обработка и анализ полученных результатов Психолог Классный руководи- тель Социальный педагог Классный руководи- тель Сравнительный анализ результатов диагностики, анкетирования. Выявление и анализ динамики развития учащегося

5. Консультативно- методический 1. Работа с родителями 2. Выступление на педсовете Родительские собрания Индивидуальные консультации Передача информации о первичном профессиональ- ном самоопределение школьника, выборе профиля Психолог Социальный педагог Классный руководитель Психолог Социальный педагог Ознакомление всех субъектов образования с результатами проведенной работы 3. Встреча с учащимися Ознакомление с результатами диагностики (классный часы, индивидуальные консультации) Психолог Классный руководитель 6. Заключительный Анализ психолого- педагогического сопровождения учащихся 1. Анкетирование педагогов. 2. Анализ результатов диагностики по предыдущим годам. Психолог Социальный педагог Внесение коррективов в программу психолого- педагогическог о сопровождения.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. М., Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика. М., Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., Климов Е.А. Психология профессионала. М. – Воронеж, Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. М.: Классикс Стиль, Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.; Воронеж, Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М., 1998.