КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ- МИГРАНТАМИ МИШИНА И.А., АПК и ППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Advertisements

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности,
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. в.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Опыт работы по преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: недостатки и перспективы.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Транксрипт:

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ- МИГРАНТАМИ МИШИНА И.А., АПК и ППРО

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Интернализация и универсализация жизни мирового сообщества Этно-конфессиональные ренессансы Рост миграционных потоков Ситуация мультикультурализма

СИТУАЦИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА сосуществование в результате миграционных процессов в одном социокультурном пространстве представителей этно-культурных и конфессиональных сообществ, никогда не соприкасавшихся в историческом прошлом и потому не успевших за короткий срок выработать непротиворечивые формы взаимодействия как между собой, так и с автохтонным населением, приводящее к росту психологической, религиозной, социальной, политической и т.д. напряженности.

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИГРАНТАМИ «Плавильный котёл»: гражданско- политическая (политико- идеоологическая) идентичность Модель культурной относительности: национально- политическая идентичность «Концерт» («салатница»): цивилизационно-культурная идентичность

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИГРАНТАМИ Ассимиляция (полное культурное поглощение с утратой прежней идентичности) Адаптация (приспособление к новой среде при сохранении прежней идентичности) Интеграция (растворение в культурной среде при фактической вненаходимости)

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Статусность мигрантов по определённому основанию Последовательно проводимая политика мультикультурализма как в среде местного, так и в среде пришлого населения билингвальное поликультурное образование, пространственно-временной mix, обеспечение интеграционных механизмов, социального лифта, работа над усложнением «формулы» идентичности и т.д.)

7 МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ (СССР, РФ) е годы – миграция с целью повышения социального и личностного статуса 1990-е годы – трудовая миграция и беженцы 2000-е годы – трудовая и экономи-ческая миграция, создающая ситуацию мультикультурализма

ПРИЧИНЫ РОСТА МИГРАЦИИ Неравномерность развития стран, особенно на постсоветском пространстве, вызывает миграцию населения притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей; вооруженные конфликты; ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей; желание попасть на историческую родину. В этой связи возникает проблема социальной адаптации мигрантов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ Межкультурный и межконфессиональный диалог через образование Преподавание вопросов культурного разнообразия средствами истории (итоговый документ - «О приоритетах образовательной политики в условиях культурного, религиозного и языкового разнообразия») Подготовка учителей к преподаванию вопросов культурного разнообразия в системе базового образования Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности

ВАЖНЕЙШИЕ ИДЕИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА признание общечеловеческих ценностей, ценностей гуманизма, демократии, толерантности; развитие национально-культурной идентичности; обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально- образовательной среде; поддержка индивидуальности детей- мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития.

МИГРАНТСКАЯ ПЕДАГОГИКА (с конца 1990-х гг.) Мигрантская педагогика - область современной педагогики, изучающая процесс адаптации детей мигрантов и их семей в иноязычном и инокультурном пространстве, в условиях развивающихся процессов межкультурного взаимодействия и преодоления социокультурной отчужденности. Основоположник в РФ - научная школа Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В трудах учёных обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности детей-мигрантов. Мигрантская педагогика направлена на формирование культурной идентификации детей-мигрантов, их образование на рубеже культур в новом социокультурном окружении. Важнейшей средой адаптации и педагогической поддержки детей-мигрантов в инокультурной социально-педагогической среде является педагогика диалога.

АСПЕКТЫ МИГРАНТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ личностно-ориентированный подход к развитию, воспитанию и образованию детей-мигрантов (Е. В. Бондаревская); педагогики свободы как теоретико-методологическая основа развития детей-мигрантов в поликультурном пространстве (О. С. Газман, О.В. Гукаленко); социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья (Н.М. Лебедева) влияние миграционных процессов на межнациональные отношения (Р.А. Костин) вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов (В. С. Айрапетов) адаптация, поддержка и защита детей-мигрантов, теория и практика педагогической поддержки детей-беженцев в современном образовательном пространстве (О.В.Гукаленко)

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ культурная дезадаптация; отличие программ обучения от привычных им, в том числе и по степени требовательности и сложности; языковый барьер; длительный перерыв в учебной деятельности; потеря личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам; необходимость установления новых ролевых отношений.

ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ выраженность культурной дистанции – степень, в которой иная культура воспринимается близкой или далекой, похожей или непохожей на собственную; низкая социальная адаптация, связанная с тем, что ребенок-мигрант находится в состоянии растерянности, страха, отличается социально и культурно, он кажется нижестоящим по своим способностям; настрой на миграцию – мотивы, причины миграции, знания о принимающей стороне, о том, является ли миграция временной или окончательной; личностные особенности учащихся-мигрантов – «зрелость личности», ее ценностные ориентации, особенности характера, психики, установки на миграцию – что делать дальше; общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации; наличие негативных стереотипов, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования; В ряде случаев - высокая сензитивность к формированию позитивных установок в межкультурном общении и развитию межкультурной компетентности.

ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ важнейшая характеристика историко-культурного пространства, на котором живут и активно взаимодействуют носители различных образов и исторических картин мира, ментальностных особенностей, этических основ, т.е. представители разных культурных общностей

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО Мигрант решает две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде. Высшей ценностью поликультурного образовательного пространства является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ (МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Понятие "поликультурное (мультикультурное) образование" отражает взаимосвязь общечеловеческого и национального, представляет собой образование, отвечающее потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной среде. Поликультурное образование - это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Поликультурное образование предполагает всесторонний учёт того обстоятельства, что в процесс обучения вовлечены представители разных культурных общностей – цивилизационных, культурно- исторических, этнонациональных, локально- территориальных, этнографических, религиозных, этнолингвистических и прочих.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Поликультурное образовательное учреждение – это не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния педагогов на учеников, а пространство их совместной жизнедеятельности, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. Школьная программа должна включать в себя систематическое обучение учащегося его родному языку, а также деятельность, связанную с приобщением его к национальной культуре. Школа должна обеспечить подлинное двуязычие и двукультурность, с помощью которых достигается равное освоение языков и гармония обеих культур.

КРИТИКА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ акцентирование культурных различий, невольно ведущее к усилению дискриминации; Большее внеимание к детям-мигрантам, чем к детям принимающей стороны сложности изучения иммигрантской культуры, потерявшей свое функциональное значение в условиях миграции и ставшей фольклором. этническая культура является опытом выживания этнической общности, закрепленной в памяти традициями. Проблема профессиональной подготовки учителя

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫИ ОБРАЗОВАНИЕМ интеграция ребенка в новую культуру (культуру большинства) при сохранении тесной связи с родной культурой; взаимное обогащение культур и становление нового вида культурных ценностей, расширение репертуара поведения человека, психика становится более устойчивой; минимизация риска маргиналоьности мигранта

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; формирование у учащихся умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде; формирование у детей позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации; выработка умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины; интеграция культур в системе поликультурного образовательного пространства, воспитание коммуникативных характеристик личности учащегося-мигранта; внушение детям- мигрантам идей о важности самопринятия, о том, что они «хороши уже тем, что живут на свете»; выработки у учащихся способностей к плюралистическому разрешению споров и конфликтов; культивирования у детей симпатии и уважения к себе и другим людям.

КУРС ОРКСЭ КАК МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Реальный учёт этно-конфессиональных и этно-культурных различий учащихся; ОРКСЭ – способ сохранения этно-конфессиональной культуры детей-мигрантов через систему светского общего образования; ОРКСЭ создаёт условия для усвоения детьми-мигрантами и беженцами смыслов творческой жизнедеятельности, обретения ценности жизни и ее сохранения, потребность и умение жить в поликультурном пространстве в диалоге с различными национальными культурами; Для детей иной этно-конфессиональной культуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи и этноса уважаемы и приняты в школьной среде. Это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах. Если же детям навязывается только государственная идеология или мировоззрение большинства, в классе может сложиться атмосфера скрытой вражды.

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА: АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ выведение учащегося на критическое осмысление собственной культуры и традиции "как чужой" в целях преодоления этноцентричной позиции развитие индивидуальности учащегося как путь к его автономности по отношению к мнению традиционного сообщества привлечение учащегося-мигранта к роли культурного эксперта, действующего в различные исторические эпохи в различных культурно-исторических пространствах привлечение учащегося из мигрантской среды к групповым поисковым, проектным и исследовательским действиям стимулирование востребованности культурного опыта ученика-мигранта другими учащимися стимулирование интереса учащегося-мигранта к процессу культуротворчества как средству приятия инокультурного опыта становление многоуровневой идентичности у детей из семей мигрантов как важнейшего адаптационного механизма

ВОПРОСЫ ПРАКТИКУМА 1. В Устьянском районе Архангельской области компактно проживает азербайджанская диаспора (обувной и мебельный бизнес), и в одну из школ посёлка Октябрьского ходят 22 ребёнка- азербайджанца. Родители-азербайджанцы потребовали, чтобы помимо курса ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») школьникам преподавался бы азербайджанский язык, культура и история Азербайджана. Оцените ситуацию с точки зрения конкретного нормативного правового обеспечения.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКУМА 2. В одной из московских школ родители-чеченцы, ссылаясь на то, что на территории Чеченской Республики курс ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») читают муллы местных мечетей, потребовали у школьной администрации, чтобы эта практика была применима и к чеченским обучающимся, живущим в г. Москве. Дайте правовую оценку требованию.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКУМА 3. В одной из областей Урала родитель ребёнка- мигранта написал жалобу на администрацию школы за то, что его сын в виду разового отсутствия педагога, преподающего основы буддизма, был помещён в группу обучающихся, изучающих основы православной культуры, так как иных способов обеспечить жизнь и здоровье школьника во время учебных занятий у администрации школы не нашлось. Впоследствии родитель сообщил администрации школы, чтобы за неделю до внеклассных мероприятий по ОРКСЭ ему сообщали об их проведении, так как он найдёт возможность принимать в них участие. Ещё позже он уведомил администрацию школы, что ребёнок будет ходить на уроки по основам буддизма с включённым микрофоном, чтобы записывать содержание того, что говорит учитель. Оцените ситуацию с правовой точки зрения.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКУМА Оцените с правовой точки зрения жалобы родителей: «У нас проводили опрос – хотите вы, не хотите. Согласия мы не давали, но его все равно ввели». «Мы ничего не выбирали. Я даже не поняла, о каком выборе Вы говорите. Вот Вы мне сейчас сказали насчет шести модулей. Какой-то буддийский, что-то еще. Проще говоря, я не въехала. Какое буддизм имеет отношение к нам – православным?»

ВОПРОСЫ ПРАКТИКУМА Оцените с правовой точки зрения позицию педагога, преподающего курс ОРКСЭ «ОПК должны преподавать учителя, являющиеся православными христианами по своему вероисповеданию. Учить основам православной культуры должны православные люди, светские учителя, прошедшие подготовку с участием представителей и специалистов от Церкви, осознающие свою принадлежность к Церкви и получившие от церковной организации формальную рекомендацию (конфессиональное представление или тому подобное)». «…в собеседованиях, выступлениях перед родителями, избравшими для своего ребёнка изучение ОПК, целесообразно указывать на то, что таким выбором семья фактически декларирует свою принадлежность к Русской Православной Церкви». «И если учитель абсолютно равнодушен к Православию или будет вынужден перебегать по разным группам для преподавания ОПК, исламской культуры, этики и т.д. по очереди – надо заявить об этом директору школы и в епархию. И потребовать дать для преподавания ОПК подготовленного учителя именно по ОПК, кандидатура которого согласована с епархией. Религиозная часть родителей должна в первую очередь добиваться его замены».