Выступление на заседании творческой группы РКМЧП. Выступление на заседании творческой группы РКМЧП. Учитель истории и обществознания Нижнеингашской СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход на уроках музыки Овсянникова Н.П.
Advertisements

Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Русские народные загадки. Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе. Подготовила учитель начальных классов Мишина Е.А.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Транксрипт:

Выступление на заседании творческой группы РКМЧП. Выступление на заседании творческой группы РКМЧП. Учитель истории и обществознания Нижнеингашской СОШ 1 Райхель надежда Дмитриевна. Учитель истории и обществознания Нижнеингашской СОШ 1 Райхель надежда Дмитриевна.

Что такое критическое мышление? Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя.

Что делать? Не мыслям надо учить, а мыслить И.Кант

«Некритическое» мышление Простое запоминание не есть критическое мышление. Запоминание - важнейшая мыслительная операция, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. У компьютера память гораздо лучше, чем почти у любого из нас, однако мы понимаем, что его способность запоминать еще не является мышлением. Правда, многие школьные учителя по старинке ценят память превыше всякого мышления и проверяют на контрольных и экзаменах исключительно объем памяти учащихся. Простое запоминание не есть критическое мышление. Запоминание - важнейшая мыслительная операция, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. У компьютера память гораздо лучше, чем почти у любого из нас, однако мы понимаем, что его способность запоминать еще не является мышлением. Правда, многие школьные учителя по старинке ценят память превыше всякого мышления и проверяют на контрольных и экзаменах исключительно объем памяти учащихся. Другой вид «некритического мышления» связан с пониманием сложных идей. Ученикам приходится иногда как следует поработать головой, чтобы понять, что говорит учитель или что написано в учебнике. Понимание – сложная мыслительная операция, особенно, если материал не из легких. Запоминание фактов и понимание идей являются необходимыми условиями для критического мышления, однако сами они критического мышления не составляют. Другой вид «некритического мышления» связан с пониманием сложных идей. Ученикам приходится иногда как следует поработать головой, чтобы понять, что говорит учитель или что написано в учебнике. Понимание – сложная мыслительная операция, особенно, если материал не из легких. Запоминание фактов и понимание идей являются необходимыми условиями для критического мышления, однако сами они критического мышления не составляют. Третий вид мышления, к которому не подходит определение «критическое», - это творческое или интуитивное мышление. Третий вид мышления, к которому не подходит определение «критическое», - это творческое или интуитивное мышление.

Предлагаемое определение критического мышления состоит из пяти пунктов. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убежде­ние другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Предлагаемое определение критического мышления состоит из пяти пунктов. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных. концепций. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных. концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно.

Предлагаемое определение критического мышления состоит из пяти пунктов. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе: Мы замечаем что-то новое и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность - и нам уже хочется проникнуть внутрь. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе: Мы замечаем что-то новое и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность - и нам уже хочется проникнуть внутрь.

Предлагаемое определение критического мышления состоит из пяти пунктов. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек нaxoдит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумными, обоснованными доводами. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации - утверждением, доводами и доказательствами - лежит элемент четвертый: основание. Основание - это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек нaxoдит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумными, обоснованными доводами. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации - утверждением, доводами и доказательствами - лежит элемент четвертый: основание. Основание - это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления.

Предлагаемое определение критического мышления состоит из пяти пунктов. В – пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими: «совершенство может быть достигнуто только в чьем – то присутствии»(философ Анна Арендт). Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. В – пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими: «совершенство может быть достигнуто только в чьем – то присутствии»(философ Анна Арендт). Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

О чем это мы?... О чем это мы?... Критическое мышление это: - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; - принимать независимые продуманные решения. - …

Сравнение признаков традиционного и критического мышления Критическое мышление Традиционное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение КлассификацияГруппирование ДопущениеВерование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА структура данной педагогической технологии стройна и логична. Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями: структура данной педагогической технологии стройна и логична. Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями: Технологические этапы Технологические этапы I фаза II фаза III фаза Побуждение Рефлексия Реализация I фаза II фаза III фаза Побуждение Рефлексия Реализация

Фаза побуждения (evocation) Отсутствие результативности обучения объясняется тем, что учитель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Постановка целей учителем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. Многие известные ученые-дидакты (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие) считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Ччто мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно. Отсутствие результативности обучения объясняется тем, что учитель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Постановка целей учителем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. Многие известные ученые-дидакты (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие) считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Ччто мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно. Предоставленная возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе побуждения (evocation). Предоставленная возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе побуждения (evocation). Вторая задача, которая решается на фазе побуждения, - активизация познавательной деятельности учеников. Некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Важно, чтобы на фазе побуждения каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Они смогут, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку. Вторая задача, которая решается на фазе побуждения, - активизация познавательной деятельности учеников. Некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Важно, чтобы на фазе побуждения каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Они смогут, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку. В случае успешной реализации фазы побуждения у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе - этапе получения новой информации. В случае успешной реализации фазы побуждения у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе - этапе получения новой информации.

Фаза реализации (realization of fattening) Этот этап по-другому называют смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления. Этот этап по-другому называют смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы побуждения. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы побуждения. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.

Фаза реализации (realization of fattening) Некоторые пояснения: Иногда, даже в случае удачно реализованной фазы вызова, в процессе работы на фазе реализации интерес и активность учащихся ослабевают. Этому может быть несколько объяснений. Некоторые пояснения: Иногда, даже в случае удачно реализованной фазы вызова, в процессе работы на фазе реализации интерес и активность учащихся ослабевают. Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, тот текст или сообщение, которые содержат информацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Они могут быть или слишком сложными, или не содержать ответы на поставленные на первой фазе вопросы. В этом плане несколько легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходи­мо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысле­ния. Работа в режиме чтения более сложна для организации. Но, как отмечают авторы педагогической технологии развития критического мышления, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возмож­ность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Во-первых, тот текст или сообщение, которые содержат информацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Они могут быть или слишком сложными, или не содержать ответы на поставленные на первой фазе вопросы. В этом плане несколько легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходи­мо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысле­ния. Работа в режиме чтения более сложна для организации. Но, как отмечают авторы педагогической технологии развития критического мышления, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возмож­ность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Во-вторых, учитель не всегда использует возможные приемы стимулирования внимания и активности, хотя данные приемы достаточно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения. Во-вторых, учитель не всегда использует возможные приемы стимулирования внимания и активности, хотя данные приемы достаточно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения.

Фаза реализации (realization of fattening) Ещё одно обстоятельство. На смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения, Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают. Ещё одно обстоятельство. На смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения, Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают. Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся: Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся: Осуществляют контакт с новой информацией. Осуществляют контакт с новой информацией. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Преподаватель на данном этапе: Преподаватель на данном этапе: Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте. Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.

Фаза рефлексии (reflection) Рефлексия - особый вид мышления. Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексия - особый вид мышления. Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. По сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах побуждения и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя. По сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах побуждения и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя. Необходимые пояснения: Часто на детальную рефлексию практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Еще большую растерянность может вызвать предложение учителя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов - из разряда поясняющих или фактологических. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методи­ческой последовательности. Необходимые пояснения: Часто на детальную рефлексию практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Еще большую растерянность может вызвать предложение учителя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов - из разряда поясняющих или фактологических. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методи­ческой последовательности. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.

Корзина (идей, понятий, имен) Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме Обмен информацией в парах или группах Обмен информацией в парах или группах Группы по кругу называют сведения, факты Группы по кругу называют сведения, факты Учитель записывает все на доске Учитель записывает все на доске Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации

Графические организаторы: «Кластеры» (1) выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Пример Революционный процесс Участники Методы Результаты Программы

Пятистишие (Chinquapin) Способность суммировать информацию, выразить сложные мысли, чувства и верования в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивого обдумывания, основанного на богатом понимании. Пятистишие - это стих, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение, которое описывает или отражает тему. Способность суммировать информацию, выразить сложные мысли, чувства и верования в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивого обдумывания, основанного на богатом понимании. Пятистишие - это стих, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение, которое описывает или отражает тему. Chinquapin происходит от французского слова "пять". Итак, cinquain - стих из пяти строк. Когда вводите пятистишие, вначале объясните, как писать стих. Затем предложите несколько примеров. Затем дайте группе написать пятистишие. Пятистишие может быть трудным для некоторых людей, когда они начинают писать впервые. Эффективный способ введения их это разделить группу на пары. Дайте тему для пятистишия. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишие. Затем они поворачиваются к своему партнеру и вдвоем из двух пятистиший пишут одно. Это предполагает диалог о том, почему они написали то, что написали, включает дальнейшее обдумывание и критическое обозрение темы. Это также требует слушания других и улавливания других идей, с которыми они оба могут согласиться или на которые могут положиться. Эти пятистишия, написанные парами, могут быть показаны всей группе. Chinquapin происходит от французского слова "пять". Итак, cinquain - стих из пяти строк. Когда вводите пятистишие, вначале объясните, как писать стих. Затем предложите несколько примеров. Затем дайте группе написать пятистишие. Пятистишие может быть трудным для некоторых людей, когда они начинают писать впервые. Эффективный способ введения их это разделить группу на пары. Дайте тему для пятистишия. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишие. Затем они поворачиваются к своему партнеру и вдвоем из двух пятистиший пишут одно. Это предполагает диалог о том, почему они написали то, что написали, включает дальнейшее обдумывание и критическое обозрение темы. Это также требует слушания других и улавливания других идей, с которыми они оба могут согласиться или на которые могут положиться. Эти пятистишия, написанные парами, могут быть показаны всей группе. 1. Первая строка - одно слово, описывающее тему (обычно существительное). 1. Первая строка - одно слово, описывающее тему (обычно существительное). 2. Вторая строка - два слова, описывающие тему (два прилагательных). 2. Вторая строка - два слова, описывающие тему (два прилагательных). 3. Третья строка - три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола). 3. Третья строка - три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола). 4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - одно слово-сиионим, которое еще раз подчеркивает сущности теми. 5. Последняя строка - одно слово-сиионим, которое еще раз подчеркивает сущности теми.

Chinquapin 1.Конституция 1.Конституция 2.демократическая, основополагающая. 2.демократическая, основополагающая. 3.определяет, закрепляет, гарантирует. 3.определяет, закрепляет, гарантирует. 4.Конституция – основной закон государства. 4.Конституция – основной закон государства. 5. «общественный договор». 5. «общественный договор». Прием – инструмент, позволяющий: Прием – инструмент, позволяющий: -задействовать память учащихся; -задействовать память учащихся; - синтезировать полученную информацию (логически ее обобщать, анализировать процессы и явления); - синтезировать полученную информацию (логически ее обобщать, анализировать процессы и явления); -оценивать понятийный багаж учащихся; -оценивать понятийный багаж учащихся; -стимулировать высказывание оценочных суждений, личностных взглядов на полученную информацию. -стимулировать высказывание оценочных суждений, личностных взглядов на полученную информацию.

Chinquapin Каникулы Долгожданные, но недолгие. Планируешь, предполагаешь – не успеваешь. Ну почему хорошее так быстротечно! Мгновение.

Chinquapin Обществознание Обществознание Познавательное, образовательное Познавательное, образовательное Знать, рассуждать, выступать. Знать, рассуждать, выступать. Предмет в школе Предмет в школе Познание Познание

Chinquapin Семья Сплоченная, родная. Семья Сплоченная, родная. Помогает, поддерживает, выручает. Помогает, поддерживает, выручает. Хорошо в кругу родных. Хорошо в кругу родных. Родители. Родители.

Письмо эссе и рисование Письмо эссе и рисование. Письмо эссе и рисование. - Ребята, теперь я вам предлагаю написать эссе о том, как вы читали (изучили). Что вам понравилось в сегодняшней работе, а что нет? Какие моменты вас удивили и заставили задуматься? - Ребята, теперь я вам предлагаю написать эссе о том, как вы читали (изучили). Что вам понравилось в сегодняшней работе, а что нет? Какие моменты вас удивили и заставили задуматься? - А также вы можете нарисовать рисунки по прочитанному тексту и сегодняшнему уроку. Время работы 15 минут. - А также вы можете нарисовать рисунки по прочитанному тексту и сегодняшнему уроку. Время работы 15 минут.

Критерии результативности урока для построения урока в рамках ФГОС Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Выводы по применению ТРКМ 1. Каждый ученик работает только на себя. 2. Активно работают над заданием. 3. Одаренные учащиеся могут проявить свои способности. 4. Учащийся, которого ранее не замечали, может проявить свои знания и способности. 5. Неуверенным учащимся дается возможность приобрести уверенность.

29 Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся

Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. задавать вопросы. Э. Кинг Э. Кинг