А УДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ Слушатель: Шибун Елена Николаевна, ассистент кафедры физики БПГУ им. В.М.Шукшина, г.Бийск Т ОМСК Т ОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
И НТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ План: АВТОФ – что это? Цели и задачи АВТОФ Интерактивное обучение (ИО): аспекты появления основные понятия формы и методы организация учебного процесса примеры Аудиовизуальные средства обучения: понятие, способы изучения
АВТОФ – ЧТО ЭТО ? совокупность средств и методов обработки, представления, восприятия зрительно-слуховых данных, направленных на формирование знаний, умений, навыков по предмету (физике).
А УДИОВИЗУАЛЬНЫЕ «Аудио» – (от лат. audio «слышу») - общий термин, относящийся к звуковым технологиям. «Видео» - (от лат. video «смотрю», «вижу») - начальная часть сложных слов, вносящая значение: связанный с видимым изображением (видеозапись, видеосигнал, видеотелефон и т.п.). Толково-словообразовательный,
Т ЕХНОЛОГИЯ совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов Г.М. Коджаспирова
О БУЧЕНИЕ процесс, включающий преподавание и учение, его суть – вооружение учащихся систематическими научными знаниями, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой культуры В.И. Загвязинский
Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ подготовить студентов к использованию аудиовизуальных средств обучения в учебно-воспитательном процессе; формировать у студентов навыки построения аудио-, видео- и компьютерных пособий и выбора методических приемов их применения. ознакомить студентов с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями безопасности при использовании аудиовизуальных средств обучения;
познакомить студентов с качественным, количественным, сущностным и прикладным аспектами изучения аудиовизуальных средств обучения; формировать у студентов умение изучать аудиовизуальные средства с качественного, количественного, сущностного и прикладного аспекта; Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
формировать у студентов навыки работы с дидактическими материалами для аудиовизуальных средств обучения; дополнить и углубить знания студентов, полученные в средней школе, и вузе по информатике в направлении использования информационных средств при подготовке и проведении урока. Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Китайская притча
ИнформацияТехнология Информатизация общества и образования Информационные технологии Новые информационные технологии Информационно- коммуникацмонные технологии Электронные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Рецептивное ЭО Интерактивное ЭО
И НТЕРАКТИВНОСТЬ, ИНТЕРАКЦИЯ В психологии интеракция – это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо» В социологии интеракция – «процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая их ответные реакции» В информатике интеракция – это диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером В педагогике интеракция – это активное взаимодействие обучающихся с учителем Интерактивность (от англ. interactiv – взаимодействие)
И НТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Г.К. Селевко
Ф ОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Эвристическая беседа Дискуссии «Мозговая атака» Метод «круглого стола» Метод «деловой игры», Конкурсы практических работ с их обсуждением Ролевые игры Тренинги Коллективные решения творческих задач Практические групповые и индивидуальные упражнения Моделирование производственных процессов или ситуаций Проектирование различных программ Групповая работа с различными пособиями и иллюстрированными материалами Обсуждение специальных видеозаписей Встречи с приглашенными специалистами
Элементы
И НТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Ц ЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ИТО активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся; возбуждение внутреннего диалога ученика; обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена; индивидуализация педагогического взаимодействия; вывод ученика на позицию субъекта обучения; достижение двухсторонней связи учителя и ученика.
П РОЯВЛЕНИЕ ФАСИЛИТАЦИИ выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимное обогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников.
О СОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИТО Информация должна усваиваться учениками в активном режиме, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Учебная среда выступает как реальность, в которой ученик находит себя как область осваиваемого опыта. Ученики выступают полноправными участниками процесса обучения. Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях: информатора - эксперта организатора - фасилитатора консультанта
П ОМЕХИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИТО язык (в вербальном или невербальном оформлении); различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации; различия в организационном статусе между ведущим и учеником.
П РИМЕРЫ ИТО Консультация Беседа
П РИМЕРЫ ИТО Развитие критического мышления через чтение и письмо Коллективная мыследеятельность (КМД) Модерация Коллективный способ обучения В.К. Дьяченко
«М ОЗГОВАЯ АТАКА » ( МОЗГОВОЙ ШТУРМ ) Мозговой штурм (Brain-storming) – метод группового выдвижения альтернативных направлений решения задачи с отнесенной систематической оценкой и развитием скрытых в них возможностей.
Д ВА ОСНОВНЫХ ЭТАПА МОЗГОВОГО ШТУРМА Этап выдвижения (генерации) идей Этап анализа выдвинутых идей
П РАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА 1. Запрет критики 2. Запрет обоснования выдвигаемых идей 3. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические 4. Общность авторства идеи 5. Выявление рациональной основы в каждой анализируемой идее.
С РЕДСТВА ИТО
Ч ТО ЗНАЧИТ ИЗУЧИТЬ АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ? Качественный аспект Количественный аспект Сущностный аспект Прикладной аспект
И ЗУЧИТЬ АВСО – ЗНАЧИТ … Виды АВСО их классификация Функции АВСО в учебно-воспитательном процессе Педагогические возможности АВСО Санитарно-гигиенические нормы и требования безопасности при работе с АВСО Дидактические принципы создания и использования пособий к АВСО Приемы и методы включения АВСО в учебно- воспитательный процесс Организация учебно-воспитательного процесса с использованием АВСО
К АЧЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ восприятие через органы чувств (внешний вид, вес, размеры, шум, запахи и пр.); анализ АВСО (удобство эксплуатации, кем может использоваться и пр.); констатация фактов и высказывание суждений единичного характера об использовании АВСО (проецирование изображения (какие виды изображений может проецировать), создание копии окружающей действительности, запись, воспроизведение, сохранение, изменение различной информации и пр.);
К АЧЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ классификация фактов; введение новых понятий (название АВСО, определения характеристик); проведение обобщений (назначение АВСО, где использовать в УВП); определение условий работы с АВСО (затемнение, вспомогательные средства и пр.)
К ОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ выявление основных эксплуатационных характеристик, влияющих на аудиовизуальное восприятие (фокусировка, разрешение, мощность и расположение динамиков и пр.); количественный анализ аудиовизуальной информации для изготовления дидактического материала (количество объектов, расположение текста, линий и пр., размеры объектов, частота кадра, уровень звука и т.д.); цветовое решение (дизайн объектов); частота и время использования с учетом возрастных особенностей
С УЩНОСТНОЕ ОПИСАНИЕ следствия (урок по определенному предмету) эксперимент (идея урока, цели, план, методы, вид, его конспект (сценарий) фактыгипотеза модели
П РИКЛАДНОЕ ОПИСАНИЕ педагогические возможности применения во внеурочной, внеклассной деятельности (домашний эксперимент, экскурсии, мероприятия, самостоятельная работа, выполнение творческих, проектных заданий и пр.); педагогические возможности на интегрированных уроках; психолого-педагогические возможности использования на уроках во время пауз или для начала урока (по окончанию урока) и пр.
С ТРУКТУРНО - ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОПРОЕКТОРА Количественный аспект Качественный аспект Прикладной аспект Сущностный аспект
И СПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, Рах Г.И., Дрига И.И., Кузнецов Э.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. 3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, Смирнов А.В. Методика использования информационных технология в обучении физике. – М.: «Академия», 2008.