Социальный заказ – это набор условий, возможностей, ограничений для развития личности. Гуманизация – это изменение взгляда на личность, её роль в обществе,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современное образование: новый формат развития в условиях модернизации России Логвинова И.М.
Advertisements

Введение стандартов второго поколения в основном общем образовании Пилотный проект внедрения ФГОС в 5 классах … с первого сентября 2012 года может быть.
Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности общеобразовательных учреждений.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Современное образование: новый формат развития в условиях модернизации России Логвинова И.М. Логвинова И.М г г. Крым Крым.
Нормативное обеспечение введения ФГОС МБОУ «СОШ 11»
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Зональное совещание 16 августа 2012 г.. Указ Президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» 7 мая 2012 Правительству.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
1 ФГОС нового поколения: обеспечение введения и реализации.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования март 2012 года.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в основной школе 1.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Нормативно-правовая база введения ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Калужской области.
Транксрипт:

Социальный заказ – это набор условий, возможностей, ограничений для развития личности. Гуманизация – это изменение взгляда на личность, её роль в обществе, признание личной ответственности человека. Задача школы: оснащение человека умениями и навыками самостоятельного анализа, программирования своих действий

Современное образование: новый формат развития в условиях модернизации России

Содержание 1.Документы и материалы 2.Главные события 3.Проблемы и парадоксы

Документы и материалы Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ( 7 мая 2012 года) Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г, 2227-р)

Документы и материалы План действий по модернизации общего образования на годы (распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г р) Доклады Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 и 2011 годах

Документы и материалы Федеральная целевая программа развития образования на годы Федеральные государственные стандарты общего образования

Документы и материалы Главные события в современном образовании: итоги реформ ( ) Стратегия и методология социокультурной модернизации образования (доклад Асмолова А.Г.)

Главные события в общем образовании ( Главные события в общем образовании ( ) Введение уровня дошкольного образования Создание новых образовательных стандартов Всеобщая интернетизация школ

Главные события в общем образовании ( Главные события в общем образовании ( ) Расширение финансовой самостоятельности школ Всеобщее введение ЕГЭ Введение новой системы оплаты труда учителей

Попытки реформирования образования преобладание интересов профессионального педагогического сообщества («реформирование образования изнутри»); «реформирование от экономики» ( экономико-управленческий детерминизм при разработке программ развития образования);

Попытки реформирования образования отсутствие анализа политических, социальных и психологических рисков при проведении реформ образования, касающихся ожиданий и мотивации различных социальных слоев населения нашей страны по отношению к образованию.

Стратегия государственной политики От постулата о приоритете образования как социального мифа – к достижению приоритета образования как задаче государственной инновационной политики

Компетенции инновационной деятельности Способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; Способность к критическому мышлению;

Компетенции инновационной деятельности способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде; владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.

Проблемы и парадоксы Параллельность процессов модернизации образования Опережающий контроль «Сопромат» массового сознания участников образовательного процесса

Проблемы и парадоксы Формальное участие родителей в образовательном процессе Необоснованность и невыполнимость задач Отрыв начальной школы

ВВЕДЕНИЕ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ

Нормативные основы разработки и введения ФГОС общего образования Ключевые особенности ФГОС основного общего образования Механизмы введения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября 2009г __373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Внесены изменения:Приказ 2357 от 22 сентября 2011 года, проект приказа МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «17»_декабря_2010 г 1897__ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования С 1 сентября 2011 года все первоклассники обучаются в соответствии с ФГОС НОО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «12»_мая_2012 г. 413 __ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «12»_мая_2012 г. 413 __ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования Завершено формирование системы ФГОС общего образования С первого сентября 2012 года возможен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений (План действий по модернизации общего образования на годы; Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г р)

20 Школа 2008 Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет)Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира»«картина мира» Подготовка к выбору профессииПодготовка к выбору профессии Школа 2008 Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет)Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира»«картина мира» Подготовка к выбору профессииПодготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объектами информацииУмение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенцииКоммуникативные компетенции креативностькреативность способность переобучатьсяспособность переобучаться Школа 2020 Умение работать с большими объектами информацииУмение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенцииКоммуникативные компетенции креативностькреативность способность переобучатьсяспособность переобучаться Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация

Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС – система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса 2 условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям 3) результатам освоения основных образовательных программ ФГОС – система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса 2 условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям 3) результатам освоения основных образовательных программ

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования преемственность развитие Создать школу жизни в меняющемся мире, выпускники которой способны и готовы управлять этими изменениями

Ключевые особенности ФГОС общего образования Впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе Впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе Стандарты первого поколения Федеральные государственные образовательные стандарты Сохранение единого образовательного пространства, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания Инструмент модернизации системы образования. Инструмент модернизации системы образования. Обязательный минимум содержания образования Требования к результатам освоения ООП «деятельностная» «знаниевая» системообразующий компонент парадигма основные функции содержание Система требований к структуре, результатам освоения и условиям реализации ООП Содержание обучения

ФГОС – стандарты выбора Учитель – выбор путей, средств, способов достижения результатов, Ученик - выбор индивидуальной траектории развития Система рамочных ограничений Чем выше ступень, тем больше возможность выбора

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов- преемственность и развитие достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Предмет оценки Итоговая оценка Накопленная текущая оценка урочной и внеурочной деятельности динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов Оценка за итоговые стандартизированные работы и оценка за выполненный проект Оценка за итоговые стандартизированные работы и оценка за выполненный проект уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования. уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.

Особенности системы оценки: «знаниевая» и деятельностная» парадигмы ЗНАНИЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Основа кодификатора Предмет оценки Обязательный минимум содержания образования (ОМ) Планируемые результаты (ПР) Освоение всех элементов ОМ Способность к решению учебных задач классов Основные функции Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Ориентация учебного процесса Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса освоения ООП обучающимися Контроль за достижением ПР

3.Требования к условиям реализации основных образовательных программ Информационно- методическое обеспечение Информационно- методическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансовое обеспечение Финансовое обеспечение Психолого- педагогическое обеспечение Психолого- педагогическое обеспечение Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение Готовить школу к ребенку, а не ребенка к школе А.Г.Асмолов Госпрограмма «Развитие образования» на г.г. (проект; ) Индикатор: Создание условий, соответствующих требованиям ФГОС Школа сетевого столетия

П. 20. ФГОС ООО Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, обеспечивающей : Образовательная среда высокое качество образования доступность и открытость духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся охрану и укрепление здоровья преемственность по отношению к начальной ступени учет особенностей организации образования на основной ступени учет специфики возрастного развития обучающихся достижение целей основного общего образования

29 Нормативное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровеньРегиональный уровень.Уровень ОУ. Национальная инициатива «Наша новая школа» План действий по модернизации общего образования на г.г. Госпрограмма «Развитие образования» на г.г. Постановление от 31 мая 2011 г. 436 О порядке предоставления в годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования Инструктивно-методические письма: - О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( от 19 апреля 2011г.) --Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования (N от 12 мая 2011г) План-график введения ФГОС Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования Федеральный перечень учебников Федеральные требования к оснащению образовательного процесса Задачи: Участие в разработке на основе ФГОС примерных основных образовательных программ Разработка: Программы развития образования г.г. Плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС в субъекте РФ Нормативных правовых актов, регламентирующих: финансовые и организационные механизмы взаимодействия ОУ с УДОД для реализации внеурочной деятельности расчет нормативов финансирования формирование муниципальных заданий модернизацию системы повышения квалификации проведение аттестации кадров финансирование сетевого образовательного процесса, дистанционного образования, реализации индивидуальных образовательных программ внедрение новых организационно- правовых форм образовательных учреждений проведение мониторинга готовности ОУ, введения и реализации ФГОС Разработка региональной модели системы оценки качества образования, в т.ч. результатов освоения основных образовательных программ Задачи: Разработка на основе примерной основной образовательной программы основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС ООО Разработка и утверждение плана- графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ООО Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС

30 В связи с введением ФГОС потребуется внести изменения в следующие документы (или разработать) (пример, опыт ОУ) Устав ОУ расписание, необходимо предусмотреть организацию групповых и индивидуальных видов деятельности, индивидуальное расписание отдельных обучающихся положение об организации домашней работы обучающихся, рекомендации для учителей по использованию ресурсов времени пакет локальных актов и рекомендации для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся пакет локальных актов и рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля материалы, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса локальные акты, инструкции и другие документы по обеспечению безопасности образовательного процесса пакет документов, регламентирующих организацию групповой и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, организацию проектной деятельности, тьюторского сопровождения Пакет документов, регламентирующих партнерские взаимоотношения

Особенности требований к кадровым условиям Приведены в соответствие с новым Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет

Процент будущих учителей, считающих возможным работать учителем в основной школе в течение всей жизни Основные проблемы введения и реализации ФГОС ООО: педагогические кадры

Учителю недостает следующих качеств (данные ВЦИОМ) Духовность, высокие моральные и этические качества Педагогический талант: любить детей, работать по призванию Лидерские качества Хорошее владение русским языком Бескорыстие, альтруизм, добросовестность Респектабельность, привлекательный внешний вид Чувство юмора Умение организовывать и планировать время Эрудированность Современность (понимание современной жизни и умение разбираться в технике) Открытость Доброта Мнение родителей учеников средних и старших классов

Образ учителя (по данным ВЦИОМ) «Советский» учитель Современный учитель Идеальный учитель С одной стороны: Энтузиаст Пример для подражания Престижная профессия Непререкаемый авторитет Вызывает уважение, трепет Работает по призванию, не за деньги С другой стороны: Строгий: «ботан» Сухой: робот Авторитарный Несовременный Заидеологизированный С одной стороны: Современный: «продвинутый» Модный Активный Спортивный Стремящийся к саморазвитию Психолог С другой стороны: Бездушный, безразличный Коррумпированный Материально нуждающийся Думает только о деньгах Не способен реализовать себя в других областях Натаскивает на ЕГЭ Ограниченный Психолог Индивидуально подходит к каждому ученику Любит детей и свой предмет Преподает вне рамок учебной программы Креативный Педагог по призванию Друг ученику Увлекает за собой, лидер Терпеливый и сдержанный С чувством юмора В единой команде с администрацией и учениками

35 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся Изменение роли участников образовательного процесса

Итоги мониторинга Вывод В субъектах Российской Федерации институционально не задана системная готовность педагогов к введению новых ФГОС общего образования

Особенности требований к финансово-экономическим условиям 1.Требования приведены в соответствие с 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Финансовое обеспечение реализации ООП осуществляется на основе государственного задания учредителя по оказанию государственных образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС 2.Дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения) 3. Зафиксировано: норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность 4. Установлено: норматив должен обеспечить реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта Инструктивно-методическое письмо: О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( от 19 апреля 2011г.)

Итоги мониторинга Вывод: введение ФГОС не изменило систему финансирования школ «по результату» укоренение общественных представлений о современном качестве образования пока институционально не обустроено Основные проблемы введения и реализации ФГОС ООО: финансово-экономические механизмы

Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям реализации ООП, достижения требований к результатам реализации ООП, достижения требований к результатам Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде условия должны обеспечивать возможность выполнения новых СанПиН выполнения новых СанПиН ОУ должны иметь цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии информационно- библиотечные центры с медиатекой информационно- библиотечные центры с медиатекой полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Ориентиры, развитие : формирование ИКТ-компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентация осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: Осуществлять образовательную деятельность создание и использование информации создание и использование информации получение информации получение информации Организовать отдых и питание, обеспечить физическое развитие исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений проведение экспериментов, наблюдений проведение экспериментов, наблюдений проектирование и конструирование проектирование и конструирование обработка материалов и информации обработка материалов и информации создание материальных объектов создание материальных объектов художественное творчество художественное творчество размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать: совокупность технологических средств, обеспечивающих: компетентность участников образовательного процесса Взаимодействие между участниками образовательного процесса между участниками образовательного процесса с органами, управления и с другими образовательными учреждениями с органами, управления и с другими образовательными учреждениями возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме виды деятельности возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме виды деятельности Доступ к ресурсам Интернет планирование фиксацию хода образовательного процесса и результатов фиксацию хода образовательного процесса и результатов размещение и сохранение материалов образовательного процесса размещение и сохранение материалов образовательного процесса службы поддержки применения ИКТ

Спасибо за внимание!