Конструирование как этап организации планирования урока в 5 классе в свете ФГОС Учитель русского языка и литературы Зайцева Елена Геннадиевна МБОУ «СОШ15»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Н.М. Верзилин.
Advertisements

МБОУ «Гимназия 3» Чистопольского муниципального района РТ.
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке математики в рамках ФГОС ООО. Шереметьева Т.Г. учитель высшей квалификационной категории МБОУ гимназии.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС.
«Готовимся к уроку в условиях ФГОС» ФГОС Украинская О.В. Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов.
Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников Учитель гимназии 5 г.Владикавказ - Сотиева Людмила Тотрбековна.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Технология деятельностного метода обучения. Структура уроков введения нового материала. Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика.
В НЕДРЕНИЕ ФГОС В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ ( РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ) Лещенко Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 38 им. В. И. Машковцева»
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Подготовила: Столярова Валентина Павловна, учитель начальных классов МБОУ «Михайловская.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Мастер – класс Степаненко Н.А., учителя английского языка МКОУ Кантемировский лицей «Системно - деятельностный подход в обучении иностранному языку» «Системно.
Методы и приёмы обучения младших школьников Лобанова Марина Леонидовна МОУ СОШ 18.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС.
Кондратькова Т. В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 18 г. Брянска Урок : каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС.
Технология деятельностного метода обучения Выступление на семинаре «Деятельностные технологии на уроке Учителя математики Пентюховой С.И.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС к современному уроку ФГОС. Урок современного типа, прежде всего, подразумевает формирование универсальных учебных действий. « У ниверсальные.
Суть изменений анализа современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС Паршукова.
Транксрипт:

Конструирование как этап организации планирования урока в 5 классе в свете ФГОС Учитель русского языка и литературы Зайцева Елена Геннадиевна МБОУ «СОШ15»

А1Б3В16Г26Д5Е39Ж30

Учитель – дирижер - режиссер

Учитель - режиссер образовательного пространства. Учитель - дирижер мыслетворчества. Учителя 21 века отличает умение провоцировать школьников на ДЕЙСТВИЕ на основе знания, проектировать свою деятельность и научить этому своих учеников, научить строить социальные коммуникации и побеждать командой.

Возможно, это такие качества: 1. Мобильность (быть готовым к действию с учетом конкретной образовательной ситуации). 2. Быть готовым анализировать иное мнение и принимать его конструктивно, вести диалог. 3. Уметь действовать в команде (группе) и развить эти навыки в учениках. 4. Готовность к постоянному самообразованию (изучать и использовать в своей практике новые технические возможности, новые образовательные технологии, умение и желание постоянно развиваться самому учителю). 5. Быть юридически компетентным, как минимум, в области образования. 6. Осознавать необходимость метапредметной компетентности (должно быть не только глубокое знание своего предмета, но и умение очень гибко соединять свой предмет со всеми изменениями современного мира). 7. Соответствовать критериям творческого учителя.

СТРУКТУРА УРОКА А.Организационный момент Б. Актуализация знаний В. Постановка учебной задачи Г. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Д. Первичное закрепление Е.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Ж.Включение нового знания в систему знаний и повторение З.Рефлексия деятельности (итог урока).

Вход в урок Создает настрой на определенный вид деятельности

А.Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 1-2 минуты; У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. включение детей в деятельность; выделение содержательной области. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («Учиться всегда пригодится!»); самопроверка домашнего задания по образцу.

1. Нестандартный вход в урок 2. Интеллектуальная разминка 3. Да-нет 4. Удивляй! 5. Фантастическая добавка 6. Ассоциативный ряд 7. Отсроченная отгадка 8. Необъявленная тема

Интеллектуальная разминка Какое слово скрывается? ЦИПОСЛОВ А Сказка, «Царевна- лягушка» = Басня, …………. Что лишнее? Миф, сказка, басня,эпитет

Да-нет Задумано «Мартышка» 1.Это персонаж стихотворения? Нет. 2. Басни? Да. 3. Автор басни И.А.Крылов? Да. 4. Персонаж хитрый? Нет. 5. Имеет ли какое-то отношение к очкам? Да. МАРТЫШКА. Да!

Удивляй! А знаете ли вы, что одна из самых известных русских сказок – «Колобок» – известна не только в России, а и далеко за ее пределами. Сюжет «Колобка» имеет аналоги в сказках многих других народов: от восточных, до западных – английских, немецких и скандинавских. Согласно классификатору сюжетов (есть и такой) Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 «убежавший блин». С XIX века, в мировой культуре, самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США). Он впервые появился в печати в 1875 году и с тех пор входит в число самых известных англо- саксонских сказок. Кстати, хотя по сказке, убегал он от других животных и зверей, американец тоже был съеден лисой (хотя в западноевропейских сказках это обычно свинья)! Наш же Колобок в печати появился чуть раньше американского – в 1873 году, но некоторые исследователи утверждают, что сказ о колобке (от «коло» – круг, то есть «круглый бок») входил в славянский фольклор с II-III века н.э.

Фантастическая добавка Мы должны рассказать жителям другой цивилизации о жизни на Земле. Какие книги тебе помогут в этом? Почему? Карлсон, который живет на крыше

Б. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

3.Да-нет 10.Верные-неверные утверждения 11.Верите ли вы.. 12.Прогнозирование 13. Заметки на полях 14.Встреча с героем 15.Облака мыслей(мозговой штурм) 16. Шкатулка 17. Тонкие и толстые вопросы 18.Паутинка-разминка 19.Подбери пару 20.Хлопни в ладоши 21.Ложная альтернатива 22.Шаг за шагом 23.Жокей и лошадь

Приём ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ. Приём ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ. Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете раз­ говора Можно разделить этот этап на три части: индивиду­альный, парный и в группах. Второй этап – обсуждение в группах, «сброс идей в корзину». Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы). Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания). Произошло многократное оперативное повторение изучаемого материала. Такое запоминание, как известно, является самым эффективным. При таком сценарии урока, как правило, нет необходимости давать домашнее задание. Ученик несколько раз меняет формы учебной деятельности на уроке. В ситуации, когда ученик формулирует вопросы, представляет другие задания, обучая, объясняя, и в то же время сам отвечает на вопросы своего товарища, учащиеся выходят на уровень редукции знаний. Роль учителя – экспертиза сформулированных учебных вопросов, заданий, доведенных до уровня учебных задач. Он – не надсмотрщик, а координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

В. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

25. ЗХУ 26. Фантазёр 27. Профи

Г. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин; Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

28. «ИДЕАЛ» 29. Кубик Блума 30. Дуэль 31. Оценка текста 32. Задай вопрос 33. Автор 34. Интеллект-карта 35. Конкурс шпаргалок 36. Лови ошибку 37. Зигзаг 38. Кластер

Стратегия «Идеал» Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Д. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут; Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

39.Попс-формула 40. Практичность теории 41. Создай свой паспорт 42. Ассоциации( обратный мозговой штурм) 43. Оратор 44.Реклама 45.

Прием «Попс-формула» П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) «Я считаю, что…». «Потому что …». «Я могу это доказать это на примере …». «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Е.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут; Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Интеллект-карта – это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплее

Интеллект-карты это промежуточная стадия между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Наведение моста между мышлением и письменным изложением представляет собой решающий фактор успеха в учебной работе.

Свойства Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом. Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути

Ж.Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут; Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

З.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты; Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

45.Рюкзак 46. Мысли во времени 47. Телеграмма 48. Самооценка 49. Всё в твоих руках 50. Дерево

Любимое домашнее 51. Задание массивом 52. Три уровня 53. Идеальное 54. Уменьшение-увеличение

Преимущества Значительно возрастает многообразие уроков. Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора трудно удержать в голове. При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку уроков. При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, на дачу домашнего задания. Разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения. Возрастает творческий потенциал учителя.

Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Конструктор урока представлен таблицей 1. Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: А1, Б2, В5, Д6, Е1, Ж5. Что означает: начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приема Удивляй, закрепление идет в виде Игры в случайность, на уроке проводится фактологический диктант, задание задается массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание. Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы.

Рефлексия «Дерево» Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то чахлый лист.