Деятельность дошкольного образовательного учреждения в контексте ФГТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Моделирование предметной развивающей среды в свете требований ФГТ» Приказ Министерства образования и науки РФ 2151 от года « Об утверждении.
Advertisements

Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Составители И.О.заведующей МБДОУ д/с ОВ 26: Тарасова Е.С. музыкальный руководитель МБДОУ д\с ОВ 26 Зубрилина О.В. воспитатели МБДОУ д\с ОВ 26: Афонина.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
Модульная накопительная система повышения квалификации «ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» (36 часов)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждены Приказом Министерства образования.
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий.
О проекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н.,
Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Рассчет времени, необходимого для реализации обязательной и вариативной частей основной общеобразовательной.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября.
МКДОУ ДСКВ 14 « Дельфин ». Основные программные документы по организации образовательного процесса. В МКДОУ ДСКВ 14 «Дельфин» реализуются программы дошкольного.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 87» общеразвивающего вида ( МБДОУ « Д / с 87») ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Транксрипт:

Деятельность дошкольного образовательного учреждения в контексте ФГТ

Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования в условиях ФГТ: Закон РФ «Об образовании» (принят г в последней редакции от ФЗ) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от г. 666) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" приказ Минздравсоцразвития РФ от г. N 761н) Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. 91) Изменения 1 к СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН , постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. 164) Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 2151 от года) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от года)

П.2 К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); Прим. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. П. 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за: 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; 3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; 4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»

ст. 55 п.4 Закона РФ «Об образовании» При исполнении своих профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования : - методик обучения и воспитания; - учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной ОУ; - методов оценки знаний обучающихся.

ст. 8 Закона РФ «Об образовании» Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

ст. 14 п.5 Закона РФ «Об образовании» Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.

Федеральный закон от г. 309–ФЗ внес в ст. 9 Закона РФ «Об образовании» новый пункт 6.2: 6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.

ст.7 п.4 Закона РФ «Об образовании» Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Типовое положение о ДОУ ДОУ – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (п. 3). Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей (п. 21)

Типовое положение о ДОУ Новые ценностные ориентиры дошкольного образования: 1. Ранний возраст (новый вид ДОУ). 2. Предшкольное образование (новый вид ДОУ). 3. Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ. 4. Усиление воспитательного потенциала ДОУ (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье). 5. Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации. 6. Обеспечение квалифицированной помощи семье (оказание консультативной и методической помощи родителям).

7. Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии). 8. Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. 9. Расширение режимов работы ДОУ: 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа. 10. Изменение наименования видов групп ДОУ: группы общеразвивающей направленности, группы компенсирующей направленности, группы оздоровительной направленности, группы комбинированной направленности.

Квалификационные характеристики должностей работников ДОУ Требования к квалификации «Заведующий». Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. Требования к квалификации «Заместитель заведующего». Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. Требования к квалификации «Воспитатель». Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" Зарегистрировано в Минюсте России , регистрационный номер Постановление 91 от 22 июля 2010 г. - ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 октября 2010 года Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Изменения 1 к СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН , постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. 164)

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: - условиям размещения дошкольных организаций, - оборудованию и содержанию территории, - помещениям, их оборудованию и содержанию, - естественному и искусственному освещению помещений, - отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, - дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, - группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций, - организации питания, - медицинскому обеспечению, - приему детей в дошкольные организации, организации режима дня, - организации физического воспитания, - личной гигиене персонала, соблюдению санитарных правил.

1.4. Дошкольные образовательные организации следующих видов: - детский сад; - детский сад для детей раннего возраста; - детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; - детский сад присмотра и оздоровления; - детский сад компенсирующего вида; - детский сад комбинированного вида; - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития; - центр развития ребенка - детский сад.

1.5. В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть: - с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день), - сокращенного дня (8-10 часов в день), - полного дня (12 часов в день), - продленного дня (14 часов в день), - с круглосуточным пребыванием детей Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон: - до 3-4-х часов без организации питания и сна; - до 5-ти часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи; - более 5-ти часов – с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3-4 часа в зависимости от возраста детей.

1.9. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В пункте слово «ясельные» заменить словом «для детей раннего возраста» Количество и соотношение возрастных групп детей в ДОУ общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой): - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка; - в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на 1 ребенка. Пункт и исключить.

Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям Прием детей, впервые поступающих в дошкольные организации, осуществляется на основании медицинского заключения, выданного в установленном порядке Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста 2,0 – 2,5 часа. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю(игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляется не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательная деятельностьв первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 2 часа 45 минут, в средней группе (дети пятого года жизни) – 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 минут.

Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни не более 20 минут, для детей 6-го года жизни не более 25 минут, для детей 7-го года жизни не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Её продолжительность должна составлять не более минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: - для детей 4-го года жизни – не чаще одного раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; - для детей 5-го года жизни – не чаще двух раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 6-го года жизни – не чаще двух раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 7-го года жизни – не чаще трех раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать её с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям Домашние задания воспитанникам дошкольных учреждений не задают В середине года (январь – февраль) для воспитанников рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводится непосредственно образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям Добавлен пункт Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.

Эта норма в Законе была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения, дл обеспечения каждому ребенку равного старта. В связи с этим, необходимо было определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.

Для полноценной работы должно быть 3 основных документа 1. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы - приказ Минобрнауки РФ 655 от года 2. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы - приказ Минобрнауки РФ 2151 от года 3. ФГТ к результатам образовательной программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования в разработке до весны 2012 года

Company Logo Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования - определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе. Федеральные государственные требования к результатам ООП ДО в ДОУ

До ввода в действие Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования все методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ предварительная, а сам период действия этих документов переходным.

Федеральные государственные требования к условиям реализации ООП ДО в ДОУ «Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы» – система нормативов и регламентов, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Ресурсное обеспечение образовательного процесса – совокупность вспомогательных средств (денежных, материальных, кадровых и др.), направляемых в систему дошкольного образования в целях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования : кадровое обеспечение материально-техническое обеспечение учебно-материальное обеспечение медико-социальное обеспечение информационно-методическое обеспечение психолого-педагогическое обеспечение финансовое обеспечение

1. Требования к кадровому обеспечению 1.1. Укомплектованность образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными; 1.2. Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности; 1.3. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам.

2. Требования к материально-техническому обеспечению 2.1. Требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2.2. Требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания (помещения) образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; 2.3. Требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2.4. Требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2.5. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2.6. Требования пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности; 2.7. Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения; 2.8. Требования архитектурной доступности, то есть возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

3. Требования к учебно-материальному обеспечению 3.1. Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы); 3.2. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции; 3.3. Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно- образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; 3.4. Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.,

4. Требования к медико-социальному обеспечению 4.1. Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении (группе) Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп Требования к прохождению профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении (группе) Требования к организации питания воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 4.5. Требования к организации оздоровления воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

5. Требования к информационно-методическому обеспечению 5.1. Требования к информационному обеспечению образовательного процесса - управлять образовательным процессом; - создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; - формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма; - использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; - проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; -осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями Требования к методическому обеспечению образовательного процесса - комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

6. Требования к психолого-педагогическому обеспечению 6.1. Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста; 6.2. Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития, организацию развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса; 6.4. Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста; 6.5. Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования; 6.6. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности; 6.7. Создание системы организационно-методического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования; 6.8. Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения (группы) с родителями (законными представителями) воспитанников.

7. Требования к финансовому обеспечению позволяют: - обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; - обеспечивать образовательному учреждению возможность выполнения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации; - обеспечивать реализацию обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; - отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также механизм их формирования.

На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании и государственной аккредитации ОУ. На сегодняшний день существующие общеобразовательные программы дошкольного образования перерабатываются в соответствии с ФГТ и должны пройти экспертизу.

Доработаны, но не имеют грифования От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. - М.: Просвещение, Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамонова - М.: ТЦ Сфера, Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др., науч. рук. А.Г. Асмолов, рук. авт. колл. Н.В. Федина. - М.: Просвещение, 2011).

Выводы 1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: - познавательно-речевое; - физическое; - социально-личностное; - художественно-эстетическое; 2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении;

Выводы 3) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно: 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47%); 2 место - художественно-эстетическое развитие (от 20 до 30%); 3 место - физическое развитие (19-20%); 4 место - социально-личностное развитие (от 1 до 13%). 4) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Назначение ФГТ Выравнивание стартовых возможностей при подготовке к школьному обучению. Обеспечение равнодолевого содержания по всем направлениям развития ребенка. Решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности. Необходимость реализации принципа научной обоснованности и практической применимости.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Общие положения 1.1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Общие положения 1.2. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Общие положения 1.3. На основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Общие положения 1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Компетенция Российской Федерации и образовательного учреждения Уровень управленияДокументы Федеральный Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федеральный Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования Дошкольного образовательного учреждения Основные общеобразовательные программы дошкольного образования

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.4. Программа должна: соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Принцип интеграции Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Формы реализации принципа интерграции - Интеграция на уровне содержания и задач психолого- педагогической работы. - Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса. - Интеграция детских деятельностей.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса;

Комплексно-тематический принцип Объединение различных видов деятельности вокруг единой темы Тесная взаимосвязь с интегрированной деятельностью детей «Оргмоменты» События Тематические недели Сезонные явления в природе Праздники Традиции

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.5. Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.6. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.8. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Расчёт времени 3-4 года 5-7 лет 100% – время пребывания - 12 часов Обязательная часть и вариатив 65% 80% 7,8 ч. 9,6ч. обязательная – не менее 80%, вариативная – не более 20%, например: 6,5 ч. + 1,3 ч. 8 ч. + 1,6ч. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит время, отведенное на: совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода; дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания). Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.9. Объем обязательной части Программы, составляет не менее 80% времени, необходимого для реазизации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса не более 20 % общего объема Программы.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 3-4 года6-7 лет 100% (12-часов) – 65% (минимальное время реализации всей Программы)= 35% (время, в которое Программа не реализуется) 35% - 21% (дневной сон) = 14% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач, а также платные дополнительные образовательные услуги) 100% (12-часов) – 80% (максимальное время реализации всей Программы)= 20% (время, в которое Программа не реализуется) 20% - 17% (дневной сон) = 3% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач, а также платные дополнительные образовательные услуги)

Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса дополнительно 5-6% к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности; дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности; Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса дополнительно 17-18%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности; дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования В зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения. Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1 модель – только обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно- эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 3-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 4-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 5-я модель – только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 6-я модель - обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально- личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Н епосредственно образовательная деятельность Непрерывная непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Утренний приём, прогулка, приём пищи, 2 половина дня Самостоятельная деятельность детей Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы Организация дома совместной деятельности детей и родителей, направленной на реализацию программы

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней 1.«Социализация» - игровой 2.«Труд» - трудовой 3.«Познание» - познавательно-исследовательской 4.«Коммуникация» - коммуникативной 5.«Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности (чтение) 6.«Художественное творчество» - продуктивной 7.«Музыка» - музыкально-художественной

Совместная деятельность взрослого и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Н Непосредственно организованная образовательная деятельность: - игры (дидактические, с элементами движения, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные и др.); -о о бсуждение; -н н аблюдения; -п п роектная деятельность; -п п родуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.); -р р ассматривание и обсуждение; -п п ение; -т анцы; -ф изкультурные занятия и др.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования О Образовательная деятельность при проведении режимных процессов: - физическое развитие (комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня); -с cоциально-личностное развитие (ситуативные беседы при проведении режимных моментов, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, навыки безопасного поведения при проведении режимных моментов и др.); -п п ознавательно-речевое развитие (создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, ситуативные разговоры, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей, обсуждения и др.); -х xудожественно-эстетическое развитие (использование музыки в повседневной жизни- в играх, на прогулке, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к звукам в окружающем мире, к оформлению помещений, привлекательности оборудования, красоте и чистоте в окружающем мире и др.).

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования С Самостоятельная деятельность детей: -ф ф изическое развитие (самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия – катание на санках, лыжах, велосипеде и др.); -с cоциально-личностное развитие (индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками и др.); -п п ознавательно-речевое развитие (самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, игры по мотивам художественных произведений, деятельность в уголке книги, в уголке театра, рассматривание книг и картинок, развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры – пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки и др.); -х xудожественно-эстетическое развитие (самостоятельное рисование, лепка, конструирование – преимущественно во второй половине дня, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование, игра на детских музыкальных инструментах и др.).

Взаимодействие с семьями воспитанников: Знакомство с семьей : встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте. Образование родителей : организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Совместная деятельность : привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостотков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность, с квалифицированной коррекцией недостотков в физическом и (или) психическом развитии детей осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы: 1) пояснительная записка; 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Главная цель ФГТ – стандартизировать содержание дошкольного образования, предоставляемого в учреждениях и организациях различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста «равный старт» - оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе.