Хроменкова Людмила Сергеевна учитель немецкого языка МБОУ «СОШ 23 с углубленным изучением иностранных языков» г.Нижневартовск Образование: высшее, Тюменский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»
Advertisements

Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Выполнила учитель Сидорова Людмила Георгиевна МОУ « Куровская СОШ 6»
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Современные методы обучения математике Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ 4 Леонтьевой Л.Л.
Транксрипт:

Хроменкова Людмила Сергеевна учитель немецкого языка МБОУ «СОШ 23 с углубленным изучением иностранных языков» г.Нижневартовск Образование: высшее, Тюменский государственный университет Квалификация: высшая квалификационная категория. Стаж работы: педагогический – 32 года, в МБОУ СОШ 23 с УИИЯ– 21 год. Звания и Награды: Почетный работник общего образования РФ 2000 г. Почетная грамота Главы города Нижневартовска 2008 г. Заслуженный работник образования Российской Федерации 2006 год.

. Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. Д. Халперн. «Технология критического мышления как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке немецкой литературы».

Актуальность педагогического проекта Закон Российской Федерации от "Об образовании" (с изменениями), Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации Пр-271, Федеральная целевая программа развития образования на годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от , Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от рп "О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года", Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Новая школа Югры на годы" (с изменениями), Долгосрочная целевая программа "Развитие образования города Нижневартовска на годы" (Постановление администрации города от )

Новизна заключается в следующем: данная технология может быть использована в различных предметных областях, она универсальная, проникающая, "надпредметная", открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, использовании на уроках новых современных методик и ИКТ (интернет-ресурсы, в том числе онлайн-радио), разработка флипчартов для интерактивной доски к учебным темам по предмету, - позволяет сформировать у обучающегося совокупность способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта (универсальные учебные действия).

Стратегическая цель проекта: Повышение коммуникативной языковой компетенции школьников, развитие познавательных способностей и критического мышления через использование на уроках немецкой литературы технологии критического мышления. Кредо проекта:у текста столько авторов, сколько читателей.

Задачи проекта: 1.Систематизировать и апробировать задания по развитию критического мышления учащихся на уроке немецкой литературы в 9-11 классах. 2.Способствовать формированию коммуникативной культуры и критического мышления ученика, приобщению его к культурному мировому наследию, воспитание патриота своей страны и гражданина мира. 3.Способствовать развитию творческой, активной личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач, быть ответственным за принятые решения. 4.Создать благоприятные условия для эффективной реализации педагогического проекта в образовательной среде.

Ожидаемый результат: осуществление комплексного подхода к использованию технологии критического мышления при обучении немецкому языку; активизация речемыслительной деятельности и повышение уровня языковой компетентности по предмету выпускников школы через выстраивание субъект-субъектных отношений между обучающимися и педагогом. достижение обучающимися высоких результатов в эвристических конкурсах, олимпиадах по немецкому языку различного уровня. сформированность творческой, активной личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач; личности толерантной высказываниям и проступкам других, ответственной за собственную точку зрения.

Механизмы реализации педагогического проекта Проведение диагностик: - направленности учебной мотивации обучающихся, -мотивации обучающихся на достижения успеха и снятие тревожности и страха перед неудачами. Реализация программ основного образования: - общеобразовательная программа «Немецкий язык» для школ с углубленным изучением немецкого языка, автор Н.Д. Гальскова Использование технологии критического мышления направлено на повышение уровня коммуникативной компетенции школьников, развитие творческого мышления и творческой самостоятельности в языковом образовании и открытом социуме

План реализации проекта. ЭтапыСрокиМероприятия 1 Организационно -установочный гг. - Анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы с целью определения сущности критического мышления обучающихся; - Выявление перспективных направлений применения технологии критического мышления на уроках немецкой литературы, -.Разработка основных положений педагогического проекта; - Создание необходимых условий для его реализации; - Изучение лингвистических способностей обучающихся (педагог- психолог) 2 Этап реализации гг. Апробация систематизированных и самостоятельно разработанных материалов по технологии развития критического мышления на уроках немецкой литературы. Реализация модели воспитания инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей, через технологии интерактивного обучения. 3 Аналитико- коррекционный этап гг.Анализ достигнутых результатов использования технологии критического мышления как средства активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке немецкой литературы и определение перспектив дальнейшего развития обучения иностранному языку. Внедрение положительного педагогического опыта в практику школы.

Основоположники ТРКМЧП Зарубежные исследователи Российские исследователи Ч.ТемплИ.О.Загашев Д.СтиллС.И.Заир-Бек Д.ОглИ.В.Муштавинская К.МеридитЕ.А.Генике Д. ХалпернЕ.А.Трифонова

мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме, сохранение интереса к изучаемой теме, побуждение к дальнейшему рас­ширению информационного поля), информационная (вызов на поверхность имеющихся знаний и получение новой информации по теме), систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания), оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Функции технологии критического мышления

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ

ВЫЗОВ Стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе.

ВЫЗОВ Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы работы Аппелирует к имеющихся у учащихся знаниям, активизирует опыт учеников, мотивирует на учебную деятельность Вспоминает, что ему известно по обсуждаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ Кластеры Таблицы Верю – не верю Ключевые слова

ОСМЫСЛЕНИЕ стадия позволяет:

Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы работы Сохранение интереса к проблеме при работе с новой информацией. Продвижение от «старого» знания к «новому» Читает (слушает) текст, используя активные методы чтения. Делает пометки или записи по мере осмысления информации. Маркировка текста Двойной дневник Бортовой журнал Таблицы ОСМЫСЛЕНИЕ

Основным является: РЕФЛЕКСИЯ целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы работы Возвращает учащихся к первоначальным записям и предположениям, побуждает к обмену мнениями, к дискуссии Соотносит новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, участвует в дискуссии Кластеры Таблицы Дискуссии Эссе, синквейн и другие виды творческой работы РЕФЛЕКСИЯ

Приемы технологии Корзина идей, понятий Инсерт или «Пометки на полях» таблица «ЗУХ» синквейн кластер Мозговой штурм Эссе Чтение с остановками Тонкие и толстые вопросы Фишбон Бортовой журнал

Особенность распределения времени Этап урока время % Методическая цель Примерные методики интерактивной технологии I. Вызов10% Стимулирование познавательной активности. Снижение уровня языковых и речевых трудностей «Ученическое целеполагание»; «Придумывание», «Мозговой штурм» «Корзина» идей, понятий ….; Фишбон «Блицопрос» II. Реализация 60%Решение конкретной коммуникативной задачи. Информационная переработка текста; Присвоение информации и языковых средств, необходимых для порождения устно-речевого высказывания Стимулирование мыслительной) речемыслительной деятельности. - Сравнение. -Выделение смысловых опор в тексте. - «Инсерт». -таблица «ЗУХ» «Чтение с остановками»; Тонкие и толстые вопросы; Прием «бортовой журнал» «Кластер»

III. Рефлексия 30%Использование ситуации текста в качестве опоры для развития умений устной и письменной речи. Формирование суждения, умозаключения, осуществление контроля полноты и адекватности понимания содержания и смысла текста. Рефлексия Подведение итогов Работа в малых группах, Дебаты, «Защита проекта», «Большой круг», «Написание синквейна»; «Написание эссе»;

1. В нижнем прямоугольнике в записывается формулировка проблемы. 2. Учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3. Учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка. ФИШБОН

«Составление кластера» Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь» Составление «кластера» позволяет: свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы; Кластер может выть использован на разных стадиях урока. «вызов» – для стимулирования мыслительной деятельности. «осмысление» - для структурирования материала. «рефлексия» - при подведении итогов.

«ЗУХ» Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами.

Толстые и тонкие вопросы Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.

Инсерт Прием маркировки текста следующими значками: -V – то, что известно; -«-» - то, что противоречит представлениям читающих; -«+» - то, что является новым; -«?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.

«Написание синквейна» синквей (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейя: 1.Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2.Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Reise Interessant, uvergeßlich sehen, fühlen, erfahren Reisen ist Leben. Entdeckung

Иллюстрации к стихотворению Г.Гейне «Поздняя осень…» 9 класс, Юрасова Н., Солкан А.

Фаза реализации осмысления : Фаза рефлексии:

ЦельСодержаниеПриемы Модели заданий Направленность упражнений Повторный возврат к тексту и его информационная переработка. Присвоение информации и языковых средств, необходимых для порождения устно- речевого высказывания Переработка найденной информации в зависимости от цели ее дальнейшего использования. Выполнение заданий: -выделение основных мыслей; -деление на смысловые отрезки; -ответы на вопросы по основной/ детализирующей информации; -фиксация необходимой информации в таблице; -подбор ключевых слов/словосочетаний/предложе ний. - Прием «бортовой журнал» (ученики заполняют колонку «ключевые понятия» и параллельно колонку «рисунок или схема») -Кластер Ergänzt die Tabelle Die Stichwörter und das Schema. Ordnet die ganze Information in die Gedächtniskart e ein. Der Hauptsatz ist fett gedruckt § Развитие умения устанавливать смысловую связь между фактами, умения понимать полное содержание прочитанного. § Развитие умения понимать полное содержание прочитанного. § Развитие умения обобщать, синтезировать полученные данные § Развитие ассоциативности, изобретательности. Этап информационной переработки текста

ЦельСодержаниеПриемы РКМ Модели заданий Направленность упражнений Использование информации, полученной из текста, на практике. Формирование суждения, умозаключения. Обеспечение осознания коммуникативной задачи на порождение устно речевого или письменного произведения на основе текста или в связи с текстом. Двухрядный круглый стол; групповое подведение итогов Bildet 2Kreise. Der erste innere beginnt die Diskussion über…. Jeder von euch bekommt die Rolle einer Person (des Pessimisten, des Optimisten). Der zweite Kreis hört alle Meinungen aufmerksam zu. Ihr müsst für(gegen) j-n auftreten. Развитие приемов мышления (обобщение, суждение, умозаключение, конкретизация), стимулирование логически- понятийного мышления, памяти. Готовность исправлять свои ошибки. Поиск компромиссных решений. Этап порождения устно-речевого высказывания

Рабочие учебные программы образовательной области «Иностранный язык» на основе государственных образовательных стандартов нового поколения; Артемова Н.А., Гальскова Н.Д. и Гаврилова Т.А. УМК «Mosaik» 2 – 11 кл, Anni Fischer-Mitzviris, Sylvia Janke-Papanikolaou УМК «Ausblick» Уровни 1-3, Яковлева Л.Н., Die deutsche Literatur кл.; Каргапольский Н.В. Jetzt gehts los 5-8 кл.; Leonhard Thoma Der Ruf der Tagesfischeи др.

Online-Übungen Internet-Aufgaben Abschlusstests

качество знаний по предмету в течение 5 лет составляет от 70% до 84%, результаты ЕГЭ в 2012 году – средний балл -67, что выше показателей города и России. 8 победителей и призеров Всероссийской предметной олимпиады по немецкому языку. (муниципальный этап) 2 победителя и призера Всероссийской предметной олимпиады по немецкому языку. (Региональный этап) 1 призёр в Третьем международном этапе III Олимпиады по основам наук среди учащихся общеобразовательных учреждений Уральского федерального округа 1 победитель VIII городского Слёта научных обществ учащихся образовательных учреждений секция «Филология» (иностранные языки) Социальный эффект

Вместо заключения: Мышление критическое, оценивающее Организует, направляет, развивает Учит думать, осмысливать, действовать. Попробуй!