Развитие критического мышления средствами чтения и письма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные методические приемы развития критического мышления.
Advertisements

Основные методические приемы развития критического мышления.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Постоянно-действующий семинар Зам. директора по научно- методической работе О.В.Безверхая.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Не мыслям надо учить, а мыслить И.Кант. Скажи мне, и я забуду Покажи мне,и я запомню Вовлеки меня, и я научусь Китайская мудрость.
СЛОВАРЬ: Кластер - альбом, афиша, плакат… Инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления Синквейн – стихотворение из пяти.
Научно – практическая конференция учителей Технология «Развитие критического мышления и ее применение на уроках иностранного языка Учитель: Бабкина Т.А.
Транксрипт:

Развитие критического мышления средствами чтения и письма

Содержание модуля Занятие 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия « Чтение с остановками »; Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления : техники вопросов. Учебная стратегия « Условные значки » Занятие 2. Стратегия обучения решать проблемы : « Идеал », « Фишбон » и « Мозаика проблем ». Ученик - исследователь : учебные стратегии « Бортовой журнал », « Дневники », « Знаю – хочу узнать – узнал » Групповые и парные формы работы : стратегия « Зигзаг » Занятие 3. Групповые и парные формы работы : стратегия « Зигзаг » Стратегии оценки достижений учащихся : технология портфолио и портфолио в технологии развития критического мышления Учебные стратегии развития письменной речи

Занятие 1. Часть 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия « Чтение с остановками »;

Историческая справка Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо » – РКМЧП ) возникла в Америке в 80- е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90- х годов и по - другому называется « Чтение и письмо для развития критического мышления » (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ ). Ж. Пиаже теория об этапах умственного развития ребенка Л.С. Выготский теория о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка Р. Пол и К. Поппер теории об основах формирования и развития критического мышления

Базовые идеи технологии ЧПКМ Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Понятие « критическое мышление » Критическое мышление – открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. При этом критическое мышление – отправная точка для мышления творческого. И творческое и критическое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

Критическое мышление в « сильном » и « слабом » смыслах Пример критического мышления в « слабом » смысле : Использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения. Пример критического мышления в « сильном » смысле : Человек, прибегающий к критическому мышлению в « сильном » смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них. Ричард Пол

Характеристики критически мыслящего человека по Дж. Бареллу решают проблемы ; проявляют известную настойчивость в решении проблем ; контролируют себя, свою импульсивность ; открыты для других идей ; решают проблемы, сотрудничая с другими людьми ; слушают собеседника ; эмпатичны ; терпимы к неопределенности ; рассматривают проблемы с разных точек зрения ; устанавливают множественные связи между явлениями ; терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных ; рассматривают несколько возможностей решения проблемы ; часто задают вопросы : « Что, если …?»; умеют строить различные выводы ; размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их ; строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели ; применяют свои навыки и знания в различных ситуациях ; любознательны и часто задают « хорошие вопросы »; активно воспринимают информацию.

Сравнение признаков критического и обыденного мышления 9 Критическое мышлениеОбыденное мышление Оценивающее суждениеГадательное предположение Взвешенное суждениеПредпочтение КлассификацияГруппирование ДопущениеВерование Логическое формулирование выводовФормулирование выводов Понимание принциповОбъединение понятий по ассоциации Построение гипотезыПредположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументамиПредложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

Технология критического мышления дает ученику : учителю : повышение эффективности восприятия информации ; повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения ; умение критически мыслить ; умение ответственно относиться к собственному образованию ; умение работать в сотрудничестве с другими ; повышение качества образования учеников ; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества ; возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения ; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность ; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технологический алгоритм урока Технологические этапы I стадия II стадия III стадия Вызов : Имеющиеся знания ; Интерес к получению новой информации ; Постановка учеником собственных целей обучения Осмысление содержания : Получение новой информации ; Корректировка учеником поставленных целей обучения Рефлексия : Размышление, рождение нового знания ; Постановка учеником целей обучения

Стадии и методические приемы ЧПКМ Технологические этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы I стадия ( фаза ) Вызов (evocation): - актуализация имеющихся знаний ; - пробуждение интереса к получению новой информации ; - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик « вспоминает », что ему известно по изучаемому вопросу ( делает предположения ), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка « известной информации »: рассказ - предположение по ключевым словам ; систематизация материала ( графическая ): кластеры, таблицы ; верные и неверные утверждения ; перепутанные логические цепочки ; мозговая атака ; проблемные вопросы, « толстые » и « тонкие » вопросы и т. д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Стадии и методические приемы ЧПКМ 2. Технологические этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы II стадия Осмысление содержания (realization of meaning): - получение новой информации ; - корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого » к « новому » Ученик читает ( слушает ) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения : « инсерт »; « фишбоун »; « идеал »; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов ; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией ( текст, фильм, лекции, материал параграфа ). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Стадии и методические приемы ЧПКМ 3. Технологические этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы III. Рефлексия (reflection): - размышление, рождение нового знания ; - постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует : вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям ; внести изменения ; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят « новую » информацию со « старой », используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно - следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т. д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Чтение ( лекция ) с остановками Условия : Текст не должен быть знаком учащимся ; Текст заранее делится на части ; Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности по Б. Блуму

Таксономия учебных целей по уровням познавательной деятельности Б. Блума НавыкОпределениеКлючевые слова ЗнаниеПрипоминание информации Определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать ПониманиеПонимать значение, перефразировать главную мысль Обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры ПрименениеИспользовать информацию или концепцию в новой ситуации Выстраивать, воздавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить АнализРазделять информацию или концепции на части для лучшего понимания Сравнить / противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить СинтезСоединить идеи для создания чего - то нового Группировать, обобщать, реконструировать ОценкаДелать суждения относительно ценности Оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать

Уточненная таксономия по Андерсену Фактическое знание – базовая информация Знание терминологииСловарные понятия, математические символы, музыкальная нотация, алфавит Знание специфических деталей и элементов Элементы пищевой цепочки, имена конгрессменов, основные сражения Второй мировой войны. Концептуальное – знание – Отношения между частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое. Знание классификаций и категорий Виды животных, различные виды аргументов, геологические эры. Знание принципов и способов обобщений. Типы конфликтов в литературе, Ньютоновские законы механики, принципы демократии Знание теорий, моделей и структур Теория эволюции, экономические теории, модели ДНК Процедурное знание – Как делать что - либо Владение специфическими навыками и алгоритмами Формулы для решения квадратных уравнений, правила смешения красок, умение выполнять волейбольную подачу. Владение специфическими техниками и методами Литературная критика, анализ исторических документов, методы решения математических задач Знание того, когда следует применять соответствующие процедуры Методы, подходящие для различных опытов, процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты различных литературных стилей.

Уточненная таксономия по Андерсену Метакогнитивное Знание – Знание мышления в целом и вашего собственного мышления в частности Стратегическое знаниеСпособы запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного, методы создания Веб страниц. Знание о когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание. Различные требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование заранее при использовании компьютерных баз данных, различия в стилях написания делового и электронного письма. Само - познаниеНеобходимость использования диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем - либо свои идеи, прежде чем выразить их в письменной форме.

Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики ; Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос - прогноз « Что будет дальше и почему ?» Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными : творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.

Занятие 1. Часть 2. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления : техники вопросов. Учебная стратегия « Условные значки »

Систематика вопросов по И. О. Загашевой Простые вопросы : назвать факты, воспроизвести определенную информацию ; Уточняющие вопросы : дать информацию, которая в сообщении отсутствует, но подразумевается ; Интерпретационные ( объясняющие ) вопросы : дают информацию о наличии причинно – следственных связей ; Творческие вопросы : предположения, прогноз ; Оценочные вопросы : выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов ; Практические вопросы : установление взаимосвязи между теорией и практикой

Стратегия « Инсерт » « Условные значки » 22 I – interactive самоактивизирующая ( диалоговая ) системная разметка для эффективного чтения и размышления « » – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы N – noting S – system E – effective R - reading & T – thinking

Стратегия « Инсерт » « Условные значки » 2. ЗначкиКлючевые слова + – ? 23

Графические организаторы : « Кластеры » 24 выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь : 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания ( тема ). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы ( категории информации ). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Графические организаторы : « Кластеры » Ключев ое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2

Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержание Пример

Корзина ( идей, понятий, имен ) 27 Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме Обмен информацией в парах или группах Группы по кругу называют сведения, факты Учитель записывает все на доске Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации

Мозговой штурм 28 Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы ( этот этап может быть отсрочен ).

Занятие 2. Часть 1. Стратегия обучения решать проблемы : « Идеал », « Фишбон » и « Мозаика проблем ».

Перепутанные логические цепочки 30 На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. В тексте обязательно должно скрываться какое - то глубинное противоречие. Предлагается восстановить порядок. Ставится бинарный вопрос « да » или « нет ».

Занятие 2. Часть 2. Ученик - исследователь : учебные стратегии « Бортовой журнал », « Дневники », « Знаю – хочу узнать – узнал »

Таблицы : « Знаю – Узнал - Хочу узнать – ( ЗУХ )» З Что мы знаем? У Что мы узнали? Х Что мы хотим узнать? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться (Главные слова) Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию (Откуда узнал(ю)? 32

Занятие 2. Часть 3. Групповые и парные формы работы : стратегия « Зигзаг »

Зигзаг ( пила ) 34 Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов ; Все ученики делятся на несколько рабочих групп ( не больше 7 человек в группе ); Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы ; Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом ( сначала индивидуально, потом обсуждают ); Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала ; Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам.

Ключевые слова 35 Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску ; Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте ; При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка ;

Синквейн 36 Пишем синквейн ( от англ. « путь мысли ») Правила написания синквейна : 1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Пример синквейна 37 Каникулы Долгожданные, но недолгие. Планируешь, предполагаешь – не успеваешь. Ну почему хорошее так быстротечно ! Мгновение.

Занятие 3. Часть 3. Групповые и парные формы работы : стратегия « Зигзаг »; Стратегии оценки достижений учащихся : технология портфолио и портфолио в технологии развития критического мышления ; Учебные стратегии развития письменной речи.

Стратегии оценки достижений учащихся : технология портфолио и портфолио в технологии развития критического мышления Технология Портфолио ( от латинских корней «port» – хранилище и «folium» – лист ) первоначально возникла в экономике и мире искусства. В сфере образования Портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80- е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу.

Портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений для : мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма, определения направлений профессионального развития, представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании ;

Портфолио используется студентами и учащимися школ : для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов, как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу.

Цели портфолио : Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития ( например, в будущей профессии ), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня. Портфолио может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Возможные рубрики портфолио : Теория ( понятийно – терминологический словарь, связи между понятиями, выводы ); Задания на занятиях ; Анализ учебных заданий, выполненных в аудитории и вне аудитории ; Вопросы, оставшиеся без ответа ; Письменная работа ( включающая все письменные работы, выполненные по теме ); Мои идеи ; Идеи моих коллег ; Где и когда я могу использовать ; Темы для исследования ; Внутри и межпредметные связи и др.

Виды портфолио : Тематический портфолио Практико – ориентированный Проблемно – ориентированный Рефлексивный

Как подготовить и написать эссе – Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, - сказал Шалтай презрительно. – Вопрос в том, подчиниться ли оно вам, - сказала Алиса. – Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай – болтай. – Вот в чем дело ! Льюис Кэролл ( Алиса в Зазеркалье », пер. Н. М. Демуровой )

Эссе По - французски essei – проба, испытание, опыт, попытка ; Очерк, трактующий философские, социальные, литературные и другие проблемы не в системном научном виде, а в свободной форме. Сочинение скромного объема на вольную тему, свободное от художественного вымысла. Цель – раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов, проиллюстрированных примерами.

РАФТ Роль Аудитория Форма Тема

СХЕМА обсуждения с использованием метода структурированной учебной дискуссии Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Два из них обозначаются « А » и два – «B» AABB -- Восприятие фактов и определение важных аргументов при чтении. Нельзя спорить !! AA / BB -- Подготовка партнерами к представлению аргументов, соответствующих определенной для вас позиции «A» - поддерживают обсуждаемый вопрос «B» - противники обсуждаемого вопроса

AA BB - «A» представляют свои аргументы группе «B» «B» выслушивают и после презентации могут задать уточняющие вопросы BB AA - «B» представляют свои аргументы группе « А » «A» выслушивают и после презентации могут задать уточняющие вопросы BB AA - «B» меняют позицию и объясняют позицию «A» AA BB - «A» меняют позицию и объясняют позицию «B» AABB - Свободная дискуссия в малых группах Отказ от заданной позиции Отстаивание собственной позиции по обсуждаемому вопросу с использованием фактов из различных источников и своего опыта Попытка достичь некоторого согласия Достижение собственного вывода

Успешное обсуждение в классе Каждый имеет равные возможности говорить Ожидается, что все учащиеся будут говорить Фокус на интерпретации текста, темы или идеи Задаются открытые, свободные вопросы Учащиеся разговаривают друг с другом не через учителя Учащиеся вовлечены интеллектуально и эмоционально Широкое участие, НЕ концентрируется на к. л. персоне, особенно, учителе Различные позиции выражаются, выслушиваются, уважаются, понимаются и анализируются Учащиеся логически используют свой жизненный опыт Учащиеся достигают решения, которое может или не может совпадать с другими

Case studies, case stories, case method Case study ( кейс - стади ) - анализ конкретных учебных ситуаций, метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях : выявление, отбор и решение проблем ; работа с информацией осмысление значения деталей, описанных в ситуации ; анализ и синтез информации и аргументов ; работа с предположениями и заключениями ; оценка альтернатив ; принятие решений ; слушание и понимание других людей навыки групповой работы.

Родина кейс – стади Школа бизнеса Гарвардского университета ( начало ХХ века )

Классические школы кейс - стади Гарвардская ( американская ) школа кейс – стади. Специфика кейсов : большой объем (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций ) Манчестерская ( европейская ) школа кейс – стади. Специфика кейсов : в 1,5 – 2 раза меньший объем по сравнению с американскими

Технологические особенности кейс - стади Это разновидность исследовательской аналитической технологии ; Включает групповую работу ; Синергетика ; Интегрирует технологии развивающего обучения ; Выступает как разновидность проектной технологии ; Создает « ситуацию успеха ».

Основная функция кейс - стади Учить решать неструктурированные проблемы !

Принципы развития метода кейс - стади Использование в органическом единстве с другими методами обучения ; Применение должно быть методически обосновано и обеспечено

Типы и жанры кейсов По сложности : Иллюстративные учебные ситуации ; Учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы ; Учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы ; Прикладные упражнения

Типы и жанры кейсов По целям и задачам процесса обучения : Обучающие анализу и оценке ; Обучающие решению проблем и принятию решений ; Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом

Типы и жанры кейсов По объему и структуре информации : Структурированные ; « Маленький набросок »; Большой неструктурированный кейс ; Первооткрывательский кейс

Типы и жанры кейсов По характеру информации : « Мертвые » кейсы ; « Живые » кейсы ; По наличию сюжета : Сюжетные ; Бессюжетные

Типы и жанры кейсов По временной последовательности материала : В режиме от прошлого к настоящему ; Кейсы - воспоминания ; Прогностические кейсы По субъектам : Личностные ; Организационно – институциональные ; Многосубъектные

Типы и жанры кейсов По величине : Мини – кейсы ; Кейсы средних размеров (2 часа ); Объемные кейсы ( несколько практических занятий ) По наличию приложений : С приложениями ; Без приложений По типу методической части : Вопросные ; Кейсы – задания, задачи

Источники кейсов Первичные ( базовые ) источники кейсов : Общественная жизнь ; Образование ; Наука По соотношению источников кейсы классифицируются : Практические ; Обучающие ; Научно – исследовательские кейсы

Источники кейсов Вторичные источники кейсов : Художественная и публицистическая литература ; Местный материал ; Статистика ; Научные статьи, выдержки из монографий

Структура кейса Этапы создания кейса : 1. Формирование дидактических целей кейса ; 2. Определение проблемной ситуации ; 3. Построение программной карты кейса ( тезисы ); 4. Поиск институциональной системы ( фирма, организация и пр.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты ; 5. Сбор информации ;

Структура кейса Этапы создания кейса : 6. Построение или выбор модели ситуации ; 7. Выбор жанра кейса ; 8. Написание текста кейса ; 9. Диагностика эффективности кейса ; 10. Подготовка окончательного варианта ; 11. Внедрение кейса в практику обучения ; 12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса

Хороший кейс должен соответствовать четко поставленной цели создания ; - иметь соответствующий уровень трудности ; - иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни ; - не устаревать слишком быстро ; - быть актуальным на сегодняшний день ; - иллюстрировать типичные ситуации ; - развивать аналитическое мышление ; - провоцировать дискуссию ; - иметь несколько решений.

Виды анализа кейса Проблемный анализ ; Причинно – следственный анализ ; Прагматический анализ ; Аксиологический анализ ; Ситуационный анализ ; Прогностический анализ ; Рекомендательный анализ ; Программно – целевой анализ

Этапы решения кейса Знакомство с ситуацией и ее особенностями ; Выделение основной проблемы, факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать ; Предложение концепций или тем для « мозгового штурма »; Анализ последствий принятия того или иного решения ; Предложение вариантов решения

Роль преподавателя, практикующего кейс - метод Принципы педагогической практики : Многообразие и эффективность дидактического арсенала ; Партнерство ; Смещение роли преподавателя с трансляции знаний на организацию процесса их добывания ; Творчество ; Прагматизм

Основные вопросы преподавателя при обсуждении кейсов Почему ситуация выглядит как дилемма ? Кто принимал решение ? Какие варианты решения имел тот, кто принимал решение ? Что ему надо было сделать ?

Крупный ученый это необязательно большой человек, но крупный учитель не может не быть большим человеком. П. Л. Капица Метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приводит к новым, еще более ценным открытиям. Л. Ландау

Информационные ресурсы Зобов А. М. Кейс – стади / ; Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально - ориентированного обучения Сайт о кейс методе Сайт о кейс методе