Чернецкая Т.А., ООО «1С-Паблишинг» Первушин В.Ю., ООО «НПЦ «1С» Использование информационной среды для организации образовательного процесса в начальном общем образовании
2 Информационно-образовательная среда (ГОСТ Р ) ИОС - система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий Информационно-образовательные среды в обобщенном виде представляют собой различные виды информационных систем, обеспечивающих реализацию процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий Основополагающим компонентом ИОС, является ЭОР ориентированные на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение
3 Структура инструментального программного средства Персональный органайзер пользователя (осуществляет операции по доставке комплекта избранных ЭУМ, организации и ведению локального хранилища) ОМС-плеер (решает общую задачу воспроизведения сколь угодно сложного мультимедиа контента и является инструментарием для модернизации/создания ЭУМ непрофессиональными разработчиками) Система учета учебных достижений (в процессе работы учащегося с ЭУМ генерируются значения показателей успешности в соответствии с международной спецификацией SCORM RTE, которые через органайзер передаются в СУД для интерпретации результатов самостоятельной работы учащегося и представления их после обработки преподавателю)
4 Целесообразное и эффективное использование ЭОР в учебном процессе Коллективная демонстрация интерактивных образовательных продуктов Работа с ЭОР на персональном компьютере учащегося Самостоятельная учебная деятельность: интерактивный аудиовизуальный контент ЭОР нового поколения открывает принципиально новые возможности итоговые знания, умения, компетенции в активно-деятельностном режиме формируются много быстрее, чем при изучении текстовой информации и практике, ограниченной символьными операциями
5 Цикл образовательной деятельности в рамках современных технологий Модульная структура ЭОР позволяет впервые для столь сложных ресурсов реализовать замкнутый цикл образовательной деятельности с компьютерной поддержкой Инструментальная программная система предоставляет возможность исключить необходимость во внешнем носителе
6 Новые ФГОС для начальной школы Основные задачи Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы
7 Особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения Изменение при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную Освоение новой социальной позиции, принятие и освоение ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника Формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности Изменение самооценки ребёнка, приобретающей черты адекватности и рефлексивности Моральное развитие, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками
8 Система программ 1С:Образование 4. Школа Возможность систематизации ЭОР в разделе Библиотека по рубрикаторам: Ступени образования Системы учебников для начальной школы («Школа России», «Перспектива», «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века») Поурочные планирования к системам учебников для начальной школы Достижение образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных)
9 Система программ 1С:Образование 4. Школа Инструментарий для модернизации/создания ЭУМ непрофессиональными разработчиками (раздел Портфель): Создание собственных ресурсов на основе импорта медиаобъектов из внешних файлов (подраздел Мои ресурсы) Создание тестовых вопросов и подборок тестовых вопросов (подраздел Мои ресурсы) Разработка собственных учебных курсов на основе ЭОР из Библиотеки собственных ресурсов (подраздел Мои курсы)
10 Система программ 1С:Образование 4. Школа Формирование колонок журнальной страницы на основе поурочного планирования, соответствующего системе учебников для начальной школы Автоматическое и/или ручное прикрепление ЭОР к уроку Вызов ЭОР на просмотр непосредственно с журнальной страницы или в отдельном окне (на экране или интерактивной доске)
11 Система программ 1С:Образование 4.Школа Изучение нового материала в ходе самостоятельной учебной деятельности как предварительная подготовка к аудиторному занятию (возможность назначения учебных материалов): Учащийся сможет получить информацию в интерактивных мультимедийных форматах, что значительно эффективнее однообразной устной речи. При правильном выборе вариатива ЭУМ достигается индивидуализация темпа усвоения и методики подачи учебного материала Предмет: окружающий мир Тема урока: Родная страна. Тип урока: практическое занятие Используемые ЭОР: nat_2f_26_p_путешествую по России Задание: Разработайте свой маршрут путешествия и пройдите по нему. Запишите в тетради пункты остановки, вопросы и ответы к ним. На следующем уроке необходимо обсудить с учащимися те пункты путешествия, которые не были рассмотрены на данном уроке.
12 Система программ 1С:Образование 4.Школа Исключение из плана аудиторного занятия выборочного опроса Система учета учебных достижений (разделы Журнал, Дневник) обеспечивает фронтальный контроль с минимальными затратами времени: Назначение индивидуальных и/или групповых заданий Автоматическая проверка Возможность просмотра выполненного задания Формирование различных типов отчетов о результатах учебной деятельности Статистическая обработка результатов учебной деятельности
13 Система программ 1С:Образование 4.Школа Возможность коллективной образовательной деятельности с помощью системы «Общих папок» Предмет: Технология Тема урока: Земледелие. Выращивание лука. Тип урока: проектно- исследовательская работа Используемый ЭОР: tec_2f_48_Выращиваем растения
14 Система программ 1С:Образование 4.Школа Учет и фиксация индивидуальных образовательных достижений учащегося (раздел Портфолио): Поддерживает структуру портфолио, рекомендованную ГУ ВШЭ и АПКиППРО (портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов) Учтена спецификация IMS ePortfolio ( что делает возможным использование электронного портфолио учащегося при переходе в другое образовательное учреждение
15 Комплекс решаемых педагогических задач кардинальное повышение значимости самостоятельной образовательной деятельности благодаря расширению ее функционала и росту эффективности при использовании активно-деятельностных, личностно-ориентированных форм обучения перенос неинтерактивных компонентов аудиторных занятий в сектор самостоятельной учебной работы увеличение времени общения с учащимися, переход от вещания к дискуссии, коллективному анализу и совместным исследованиям выход участников образовательного процесса на новый уровень взаимодействия благодаря полнофункциональной компьютерной поддержке замкнутого учебного цикла и возможности коллективной образовательной деятельности
Спасибо за внимание! Чернецкая Т.А., ООО «1С- Паблишинг» Первушин В.Ю., ООО «НПЦ «1С»