Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования Ковалева Г.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС?
Advertisements

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО: основные подходы, процедуры, инструментарий.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Ковалева Г.С. Москва, март, 2012 Оценка качества образовательных достижений учащихся.
Мониторинг личностных результатов начального общего образования: разработка и апробация инструментария Ковалева Г.С.
Система оценки достижений. оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
Интерпретация и использование метапредметных и личностных результатов в системе оценки качества начального общего образования Ковалева.
Разработка планируемых результатов и оценки их достижения. Основная школа.
Подходы к диагностике учебных достижений по физике в рамках требований ФГОС Демидова М.Ю. Логинова О.Б.
Переход на ФГОС ООО Проблемы и перспективы. Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в Документы, обеспечивающие.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Планируемые результаты образовательной деятельности учащихся Марина Михайловна.
«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ.
Содержание работы по апробации модели оценки качества образования в начальной школе в соответствии с ФГОС в рамках проекта «Доработка, апробация и внедрение.
Москва, РАО, 2 февраля 2010 года Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Г.С.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО З АМЕСТИТЕЛЬ.
Объекты нормирования Портрет выпускника начальной школы Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов Требования к результатам освоения основных.
Система оценки планируемых результатов. Внутренний контроль Научно-исследовательский институт столичного образования ГБОУ ВПО МГПУ.
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
Пр. К. Маркса, 106 Адрес сайта: пр. К. Маркса, ул. Суворова, 134.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
Транксрипт:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования Ковалева Г.С.

содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; оценка динамики учебных достижений; оценка динамики учебных достижений; использование стандартизированных и нестандартизиро- ванных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) использование стандартизированных и нестандартизиро- ванных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание внутренней и внешней оценки; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифициро- ванной информации; использование персонифицированной и неперсонифициро- ванной информации; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом « сложения » ; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом « сложения » ; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки ФГОС: основные особенности

3 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов

4 Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя и систему оценки Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя и систему оценки ЗНАНИЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Ориентация учебного процесса Основы хороших технологий Освоение всех элементов обязательного минимума Работа по учебнику Формирование способности к решению всех классов учебных задач Работа на конечный результат УЧУ ПРЕДМЕТУ Передача готового знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия среднего ученика. Предметность УЧУ РЕБЕНКА Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознаниесмыслов и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний

5 Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы ЗНАНИЕВАЯДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Основа кодификатора Предмет оценки Обязательный минимум (ОМ) Планируемые результаты (ПР) Освоение всех элементов ОМ Способность к решению учебных задач классов Основные функции Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Ориентация учебного процесса Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого Контроль за достижением ПР

Система оценки ФГОС Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка : государственные службы акредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Накопленная оценка (портфель достижений) Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые письменные работы, в) оценки за презентацию проектной работы Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения

Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования чтение, УУД русский математика три итоговые работы итоговая оценка + накопленная оценка Выборочное обследование работ учащихся Необходимые дополнительные данные/исслед. Система оценки качества образования в начальной школе

Документы и материалы, обеспечивающие функционирование системы оценки

Выпускник, педагог, ОУ; Чему учить система образования: система образования, ОУ Ради чего учить и научить Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности

опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно- познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают: Русский язык Математика Чтение Проект. УУД Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку

ЧАСТЬ 1 Особенности системы оценки достижения планируемых результатов Измерительные материалы для итоговой оценки Общие подходы Русский язык Математика Итоговые комплексные работы на межпредметной основе Литературное чтение Технология Физическая культура ЧАСТЬ 2 Иностранный язык (английский) Окружающий мир Изобразительное искусство Музыка ЧАСТЬ 3 Оценка достижения планируемых результатов

Компоненты учебного и проверочного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выпол- нению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания

13 регулятивныекоммуникативныепознавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Проектно- исследо- ватель- ская деятель- ность Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения Метапредметные результаты

14 Проект спецификации и инструментария Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Первая часть – 1 урокВторая часть – 1 урок Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ лист наблюдений лист продвижения по заданию презентация видеозапись листы самооценки материалы целенаправ -ленных наблюдени й работы учащихся

Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов (комплексные работы):

Внутришкольный мониторинг качества образования (2)

Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов: Работа в группах над проектами 1. Познавательный «Что мы знаем о Земле»: Работа с источниками. Обработка текстов. Результат: Плакат или презентация, содержащие Текст и рисунки Загадки и пословицы, математические задачи и др. 2. Исследовательский «Как мы проводим свободное время». Подготовка и проведение опроса. Обработка данных. Результат: Плакат или презентация, содержащие заданные вопросы, форму для фиксации ответов, собранные данные, диаграмму с ответами, выводы 3. Конструкторский «Макет детской площадки в школьном дворе». Работа с пластилином, ЛЕГО или рисунок Результат: Натуральный макет + фотоснимок+объяснения в виде текста или презентации 4. Социальный «Помоги будущему первокласснику» Подготовка плана помощи и опеки Результат: Текст или презентация с планом опеки

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ само- определение смысло- образование морально- этическая ориентация внутренняя позиция школьника: 1)отношение к школе 2)отношение к учебной деятельности 3)образец хорошего ученика основы гражданской идентичности: 1)Я – гражданин России 2)Я и общее благополучие 3)Я и другие (этнос) мотивационная основа и интересы: 1)широта, выраженность, устойчивость мотивов 2)устойчивость интереса к новому материалу и способам решения Знание норм Самооценка и рефлексия: 1)ориентация на самооценку 2)способность к самооценке Моральное сознание: 1)дифференциация моральных и конвенциональных норм 2)нравственная ориентация 3)этические чувства 4)эмпатия (сопереживание) Ценностные установки: 1)здоровый образ жизни 2)охрана природы 3)чувство прекрасного 4)ценность труда Я – школьник Я и другие Моральное сознание и нормы Ценностные установки Рефлексия Личностные результаты

Проект спецификации и инструментария здоровье, отношения, мотивы, интересы, поведение, прилежание, условия … БУКЛЕТ Я – школьник отношения, мотивы интересы ориентация на образец «хоро- шего» ученика Я – школьник отношения, мотивы интересы ориентация на образец «хоро- шего» ученика Моральное сознание и нормы нормы и нравственная ориентация эмпатия Моральное сознание и нормы нормы и нравственная ориентация эмпатия Ценности здоровый образ жизни охрана природы чувство прекрасного ценность труда Ценности здоровый образ жизни охрана природы чувство прекрасного ценность труда АНКЕТЫ Ученик, учитель, родители АНКЕТЫ Ученик, учитель, родители Лист самооценки Итоговые работы Я и другие: личностная самооценка Я – гражданин России Я и другие Я и общее благополучие Я и другие: личностная самооценка Я – гражданин России Я и другие Я и общее благополучие 1 урок мин после итоговой работы мин

Основной критерий готовности образовательного учреждения к введению новой системы оценки ФГОС - проведение стартовой диагностики на готовность к обучению в начальной школе Показатели готовности к обучению в начальной школе: -Общее развитие ребенка -Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость -Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой -Наличие учебных навыков у ребенка -Индивидуально-личностные особенности ребенка -Семья как ресурс адаптации первоклассника -Ресурсы и цена адаптации ребенка к школе -Здоровье ученика

Портрет первоклассника (по результатам обследования более 150 тыс. первоклассников из 15 регионов ) Первоклассники – в основном дети двух возрастных групп (около 50% - от 6 до 7 лет, другая половина – дети от 7 до 8 лет. Из них 10% детей от 6 до 6,5 лет). 86% первоклассников ходили в детский сад. При поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. Более 80% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать от 15 до 20% детей. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму – почти половина, по счету – более 70%.

Портрет первоклассника (2) 85% первоклассников хорошо и очень хорошо умеют общаться со взрослыми, около 90% успешно общаются с учителем и со сверстниками. Более 60% первоклассников могут успешно осваиваться в новой ситуации. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности дома 40% детей необходима помощь. Здоровье 20% детей соответствует критериям первой группы, большинство первоклассников (68%) относятся ко второй группе здоровья, необходима помощь логопедов: у 23% детей имеются нарушения произношения или заикание. По оценкам родителей, около 20% детей имеют проблемы с мелкой моторикой рук.

Портрет московского первоклассника (по материалам РИА-Новости) 23

Общие проблемы подготовки учителей начальной школы Слабое владение диагностикой учебных достижений: -выявление типичных ошибок учащихся; -определение направления коррекционной работы; -соотнесение трудности задания с особенностями контингента учащихся и моделирование заданий разной трудности; -нахождение разных способов решения задания и обоснование наиболее рационального способа

Распределение учащихся 5 класса по уровням математической подготовки в соответствии с ФГОС начальной школы 25

Показатели качества начального образования (группа 2, структура овладения планируемыми результатами ) 26

Показатели качества начального образования (группа 1) 27

…почувствуйте разницу…

Проблема PIRLS-PISA: что делать? Искать не там, где светло… искать, где потеряно…

PISA Уровни читательской грамотности

31 Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования итоговые работы + защита проекта итоговая оценка + накопленная оценка Необходимые дополнительные данные/исслед. Итоговая оценка как основа оценки качества образования: основная школа Итоговая оценка как основа оценки качества образования: основная школа ГИА +

Завершается работа над подготовкой к печати пособий для учителей основной школы «Планируемые результаты. Система заданий» 1. Иностранные языки 2.Математика, Биология, Химия, ОБЖ, Музыка, изобразительное искусство, Обществознание, География 3.Русский язык, Физика Готовится к печати серия «Стандартизированные измерительные материалы» – оценка метапредметных результатов в 5-9 классах

Риски не получить те эффекты, на которые ориентированы ФГОС второго поколения 1. Ненацеленность системы на обеспечение и управление качеством образования по результатам комплексной оценки (личностных, метапредметных и предметных результатов) 2.Отсутствие единой нормативной системы, регламентирующей инвариантную составляющую системы оценки 3.Использование только традиционного инструментария, ориентированного на оценку овладения отдельными знаниями, умениями, навыками 4.Отсутствие диагностической оценки и адресной помощи учащимся

Спасибо за внимание! Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Тел./факс: (499) сайт: