« Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коммуникативные универсальные действия Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных.
Advertisements

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному.
Раздел 4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
« Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений.
Коммуникативные универсальные учебные действия.. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать.
Коммуникативные универсальные учебные действия Ищенко А.В.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Белых Н.Г.
«Внедрение технологий ОС Школа 2100 в практику начальной школы» Организация групповой деятельности в 1-ом классе. учитель начальных классов Нестерова Елена.
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕМА «РУКОДЕЛИЕ» Учитель технологии Овчинникова А.Н. МБОУ «Большесосновская СОШ»
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
Транксрипт:

« Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций как личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования». Голубева З.Б. МБОУ «Нововязниковская оош» 2012 год

На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико - ориентированные специалисты.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы: коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности); коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели); коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера.

Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И.А. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. По нашему мнению, они имеют практическое применение в образовательной среде.

В качестве параметров выступают: когнитивный – ; когнитивный – способность определять собственные коммуникативные проблемы; поведенческий – поведением; поведенческий – способность управлять поведением; эмотивный –. эмотивный – способность владеть эмоциями.

Когнитивный параметр: Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности.

Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способность речью, мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.

Эмотивный: Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта.

Выделенные критерии выступили основанием для оценивания уровней сформированности навыков общения: высокий, средний, ниже среднего, низкий уровни.

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант игры «Архитектор-строитель»); Задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже; Методика «Кто прав?» Г.А.Цукерман; Задание «Рукавичка» Г.А.Цукерман.

В системе практической деятельности педагога- психолога в начальной школе могут использоваться наиболее эффективные формы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков, которые мы предлагаем к рассмотрению.

1. 1. Проведение групповых занятий-тренингов для первоклассников, испытывающих трудности в общении, выявленные в период первичной адаптации. Основная цель этих занятий – снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения, коррекция личностных особенностей. Группы комплектуются по 6 человек по результатам диагностики. Используется комплексная диагностика «Методика определения готовности к школе». В занятия входят элементы психогимнастики, аутотренинга, куклотерапии, арт-терапии, анималотерапии, песочной терапии. Используются телесно-ориентированные техники, аудиопрограммы.

2. Развивающие занятия направлены на создание социально- психологических условий для самопознания и познания других людей, на повышение уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем. Принципы ведения занятий основаны на гуманистической психологической парадигме. Виды используемых методических средств: ролевые игры; психогимнастические этюды; эмоционально-символические методы; дискуссионные игры; релаксационные методы; рисуночные методы; когнитивные методы; метод направленного воображения. Конспект занятия «О дружбе и друзьях»

3 3. Коллективная проектная деятельность. Удачным положительным опытом является организация коллективных проектов: «Радуга»; «Групповой коллаж»; «Ярмарка»

4. Использование опыта зарубежных коллег: практика Утреннего Сбора – один из личностно ориентированных методов, применяемых учителями и психологами в младших классах. Во время этого Сбора ученики класса один раз в неделю собираются вместе для того, чтобы поприветствовать друг друга, выслушать мысли своих одноклассников по тому или иному поводу, задать вопросы и вежливо высказать комментарии. Затем следует совместная работа в группе и Новости дня. Самое главное – Утренний Сбор помогает создать сообщество учащихся, установить ответственное и заботливое отношение учеников друг к другу.

5. Реализация психотерапевтических программ для коррекции ярко выраженных коммуникативных и эмоционально- личностных проблем детей (может проводиться в малой группе, индивидуально или вместе с родителями). В структуре занятий – технология работы с волшебными красками, выполнение совместных заданий родителей с детьми, использование ресурсов философских сказок в режиме свободного чтения и обсуждения и др. (Например, программа «Погружение в сказку».)

6. Организация игрового взаимодействия - «Игротека» на переменах и динамических паузах: игры мимического и пантомимического характера, на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение детского коллектива, на психомышечное расслабление, на позитивный настрой, ролевые игры. Каждая игра – это «маленькая жизнь», законченный фрагмент жизнетворчества, позволяющий ее участникам освоить значимый опыт совместной деятельности, общения, самопознания («Оранжевый день», «Радужные игры», «Просто вместе» и др.).

Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий педагогов и практических психологов.

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: учитывать позицию собеседника (партнера); организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.