Подготовила учитель физики МОУ «СОШ с.Алексашкино Питерского района Саратовской области» Анохина Галина Ивановна 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровье сберегающие технологии на уроках физики Доронина Е.А. Доронина Е.А. Учитель физики Учитель физики МБОУ СОШ 21 МБОУ СОШ 21 Г. Белгород Г. Белгород.
Advertisements

Здоровьесберегающие технологии. Критерии здоровьесбережения на уроке Критерии здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе Количество.
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках». 1.Обоснование проблемы. 2. Здоровьесберегающие технологии. 2.Мозговой штурм: Традиционная модель.
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
эт о физическое душевное социальное а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Что такое «здоровьесберегающая технология»? Это любая образовательная технология, обладающая качественными характеристиками, показывающими, как решается.
Здоровьесберегающие технологии в работе психолога Сообщение педагога-психолога лицея «Дубна» Сухаревой О.А. Сухаревой О.А.
Проведение урока математики с позиции технологии здоровьесбережения. Костромина Татьяна Дмитриевна -руководитель ШМО учителей математики, информатики.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Выполнила: Л.А.Дроздова, учитель биологии МОУ СОШ 16 г.Воркуты.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» (Сократ)
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Здоровьесберегающие педагогические технологии- это такие технологии, при использовании которых происходит процесс формирования, это такие технологии, при.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения Мамонтова Л. Г., учитель химии ГОУ Лицей 1523 Москва.
Здоровье сберегающие технологии на уроках физики Выполнила: Доронина Е.А. Учитель физики МОУ СОШ 21.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Материал подготовлен.
Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения (выступление на семинаре для молодых педагогов) Автор: Рыбкина Н.И., учитель русского языка и литературы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Выполнила:Бикчураева.
LOGO Программа развития «Школа как социокультурный центр-территория здоровья» « Оздоровительно- профилактические мероприятия » Автор: Максиян Ольга Валерьевна.
Транксрипт:

Подготовила учитель физики МОУ «СОШ с.Алексашкино Питерского района Саратовской области» Анохина Галина Ивановна 2012 г

Цель: Обмен опытом учителей физики Питерского района по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках физики. Задачи: Обсудить с учителями проблемы ухудшения здоровья школьников под влиянием традиционных технологий проведения урока; раскрыть значение и виды здоровьесберегающих технологий; познакомить с методикой проведения интерактивных методов; поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению и здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах.

Что такое здоровьесберегающие технологии? это технологии, направленные на сохранение здоровья. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Какова цель здоровьесберегающих технологий? Главная цель в воспитании и образовании школьников – это сохранение здоровья. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья во время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете? технологии развивающего обучения; технологии развития критического мышления; интерактивные методы обучения тренинговые технологии

Ваши жизненные ценности

Сковывается инициатива учащихся; Скорее учим, чем развиваем Обучение в положении сидя; Мало времени для отдыха школьников; Снижается уровень развития и креативности; Снижается самооценка Формируется чувство страха, состояние хронического стресса Ухудшается психическое, физическое, социальное здоровье. Невротизация личности школьников Деформации характера Снижение адаптационных возможностей Повышение риска хронических и инфекционных заболеваний Формирование беспечного отношения к своему здоровью Снижение иммунитета и др. Традиционные педагогические технологии проведения урока разрушают здоровье

Утомление учащихся можно диагностировать по следующим признакам: Приветствуя учителя, ученики встают из-за парт недружно Ответы на вопросы учителя замедленны Дольше обычного приступают к выполнению учебных заданий Ограничиваются кратким ответом «да», «нет» Рассеянный вид

Периодически склоняются на бок, подпирают голову рукой Кладут голову на парту При объявлении перерыва встают с неохотой, потягиваются и зевают

Учитель должен внимательно отслеживать состояние класса и в случае необходимости принять соответствующие меры. Провести физ.минутку, дать возможность отдельным учащимся пройти в конец класса и размяться. Чем старше по возрасту дети тем чаще стоит отдавать предпочтение скрытым физкультпаузам, в противоположность явным.

Например: При фронтальном опросе учащиеся встают и выходят из-за парт. Учащиеся по одному выходят к доске заполняют пропуски; показывают по таблице; и т.д. Сдают тетради с первого стола, прогнувшись к сзади сидящим.

При выполнении практической или лабораторной работ разрешать учащимся перемещаться по классу, отмечая удачные варианты решения или выполнения. «Согласен», «не согласен» показывать жестами «+», «-» Утомленным учащимся предложить пойти стереть с доски

Современные педагогические технологии должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда ребенка, а на стимулировании положительных чувств: успеха и веры в свои силы и способности.

Физика- не тот предмет, где изучается комплекс физических упражнений, способствующих здоровью. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья. Преподавание предмета позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

По шкале трудности предметов физика занимает «почетное» третье место – 9 баллов из 11./по И Г Сивкову/

Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок? Работа в группах КО: 1 группа- «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа- «Структура современного здоровьесберегающего урока». Работа в группах 1 группа- «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа- «Структура современного здоровьесберегающего урока».

группа: 1 Условия здоровьесбережения на уроке Соблюдение этапов урока Использование методов групповой работы Использование интерактивных методов Создание положительной психологической атмосферы Активность каждого участника физкультурные минутки Упражнения для глаз Дозировка объема учебного материала выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (технология раскрепощенного развития)

2 группа: Структура современного здоровьесберегающего урока I этап – Оценка знаний по теме (тестирование, мозговой штурм) II этап – Сообщение новой информации (лекция, доклад, реферат, ролевое моделирование, видео-, аудио-, кооперативное обучение (КО) III этап – Формирование и развитие навыка (кооперативное обучение (КО) IV этап – Применение навыка на практике- приобретение опыта (проекты, проведение мероприятий)

Виды здоровьесберегающих уроков: 1. Запланированный «Урок здоровья»/урок обобщения, закрепления или повторения материала: Механика в спорте, Физика температур, О роли полей в живых организмах, Здоровье и радиация/ 2.Урок, в который включены элементы здоровьесбережения/тема «Архимедова сила», 7 кл –вопрос «правила безопасного поведения на воде; правила тушения бензина и спирта»/ 3.Стандартный, типичный, хорошо продуманный урок, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, на котором учитель: Формирует интерес к своему предмету; устанавливает доверительные отношения; продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; максимально использует индивидуальные особенности школьников для повышения результативности их обучения

Критерии здоровьесбереженияХарактеристика Обстановка и гигиенические условия в классе Озеленение кабинета Правильное освещение Режим проветривания Температурный режим/Температура 18-20°С Чистота свежесть воздуха 40-60%, Количество видов учебной деятельности Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, списывание, компьютерные презентации игры, посильные интересные задания Рассматривание наглядных пособий Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Смена вида занятий через 7-10 мин, которых должно быть в течение урока от 4 до 7. Количество видов преподавания Чередование видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

Критерии здоровьесбереженияХарактеристика Наличие и место методов, способствующих активизации познавательной деятельности Метод свободного выбора: свободная беседа, исследовательская работа, поисковая работа (с дополнительной литературой), поисковая беседа, выбор способа действия и т.п. Активные методы: ученик в роли учителя, исследователя; деловая игра, дискуссия. Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки. Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Поза учащегося, чередование позыПравильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (Чаще всего физкультминутки проводятся на минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз).

Критерии здоровьесбереженияХарактеристика Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: А) учитель ученик Комфорт напряжение, сотрудничество авторитарность, учет возрастных особенностей; б)ученик ученик сотрудничество соперничество, дружелюбие враждебность, активность пассивность, заинтересованность безразличие

Психологический климат на уроке Очень важен психологический климат на уроке, дружелюбное отношение, эмоциональная разрядка на уроке – все это оказывает позитивное воздействие на здоровье.

Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок : улыбок, Шуток; использования поговорок, Загадок; афоризмов, музыки т.д.

Критерии здоровьесбереженияХарактеристика Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие Момент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности Темп окончания урока Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, обязательно провести рефлексию на уроке и попрощаться со школьниками.

Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Например: Знакомить с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей; рассказывать о принципах составления меню с учетом требований к здоровому питанию, о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления;

Японские ученые доказали : Число ошибок учащихся снижалось на 20%, когда классную комнату наполняли запахом лаванды, на 33% – если пахло жасмином, на 54% – от запаха лимона.

В конце рабочего дня дети, занимавшиеся в «ароматном» помещении, вместо обычной утомляемости и стресса испытывали чувство покоя и уравновешенности. Ароматерапия, как показывают исследования современных ученых, может служить эффективным средством для повышения работоспособности, улучшения внимания и памяти.

«Успокоение» Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра Но вот пришло мгновение, Серьёзным стать пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротики закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного!

Физкульминутки: 1. Упражнение для глаз: движение глазами вверх-вниз, вправо-влево, вращение, закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги. 2. Потягивание за мочки уха, потерание мочек уха. 3. Упражнения для рук: поглаживание ладоней, сгибание-разгибание пальцев, «ножницы» прямыми руками, вращение плечами назад - вперед, руки в стороны сгибаем-разгибаем локти, вращение кистей рук. 4. Упражнение для шеи: вправо-влево, вперед-назад, круговые вращения

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. Пропаганда здорового образа жизни. Включать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различный задания. Приучать учащихся правильно относиться к своему здоровью.

1. Кто и для чего обязан пользоваться шлемом во время езды? 2.Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижает скорость движения машины? 3.Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 сек. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них?

Запоминалки Массу мы легко найдем, умножим плотность на объем. Если слово «БАЦ» запомнишь, формулу объема вспомнишь v=bac

На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед Нам погоду узнает. Барометр Часы Градусник

Уважаемые коллеги! Заботясь о здоровье школьников, старайтесь не забывать и о своем здоровье (физическом и психологическом), помните, что «больной учитель не может воспитать здоровых учеников!»

Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе позволит учащимся раскрыть творческие способности, ценить, беречь и укреплять свое здоровье.