О создании единой концепции комплексной экспертизы медийной продукции в аспекте информационной безопасности детей и подростков ЗИНЧЕНКО Юрий Петрович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Advertisements

Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Федеральная целевая программа развития образования ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Разработка программ формирования гражданской идентичности личности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ГОЛЬЦЕВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА, кандидат педагогических наук, Челябинский государственный педагогический университет.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Создание и развитие воспитательной системы школы как условие позитивной социализации учащихся Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, зав.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Алексей Майер Доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ Совместно с порталом для профессионалов дошкольного.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Транксрипт:

О создании единой концепции комплексной экспертизы медийной продукции в аспекте информационной безопасности детей и подростков ЗИНЧЕНКО Юрий Петрович Декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, Президент Российского психологического общества, член- корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор

Концепция экспертизы информации, осуществляемой в целях предотвращения нанесения вреда здоровью и развитию детей

Разработчики Концепции ФИОДолжность, звания Карабанова Ольга Александровна Заместитель декана по научной работе, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования Зинченко Юрий ПетровичДекан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, Президент Российского психологического общества, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования Рубцов Виталий Владимирович Ректор Московского городского психолого- педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, Президент Федерации психологов образования России Собкин Владимир Самуилович Директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАО Пристанская Ольга Валентиновна Советник Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, кандидат юридических наук

Разработчики Концепции ФИОДолжность, звания Цветкова Лариса Александровна Проректор СПбГУ по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям история, философия и психология, Вице-президент Российского психологического общества, доктор психологических наук Матвеева Лидия Владимировна Профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Солдатова Галина Уртанбековна Профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, член- корреспондент РАО, доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования Тхостов Александр Шамилевич Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Подольский Андрей Ильич Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, профессор

Разработчики Концепции ФИОДолжность, звания Смирнова Елена Олеговна Руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор Шариков Александр Вячеславович Профессор НИУ-ВШЭ, кандидат педагогических наук Кара-Мурза Елена Станиславовна Действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Матушкина Наталья Юрьевна Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого- педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Шеина Елена ГеоргиевнаНачальник методического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Гладкова Анна Александровна Научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат филологических наук

Настоящая концепция разработана с целью научно-методического обоснования, повышения объективности и унификации проведения экспертных действий в рамках Федерального закона 436-ФЗ (в ред. от г.) и предназначена для использования при проведении экспертизы информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

Структура МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРТИЗА

Содержание 1.Общие положения 2.Современная социальная ситуация развития ребенка и роль СМИ и информационной продукции в социализации детей 3.Научно-методологические основания экспертизы 4.О зарубежном опыте защиты детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию 5.Основные цели, объекты и методы проведения экспертизы 6.Требования к процедуре экспертизы 7.Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту 8.Основные понятия

Современная социальная ситуация развития ребенка и роль СМИ и информационной продукции в социализации детей

Риски утраты эффективности институтов социализации Исчезновение/размывание одной ценностной системы общества при несформированности другой Ценностный межпоколенческий разрыв и риски утраты преемственности Высокая социальная неопределенность Трудности профессионального, жизненного и личностного самоопределения и обретения идентичности «Разорванность» коммуникации СМИ и детской и подростковой аудитории Агрессивность ряда СМИ и навязывание идеалов, личностных выборов, решений и способов действий Манипуляция сознанием, порождающая низкий уровень психологической безопасности Утрата чувства «обратимости жизни» «Клиповое» сознание …

Новые возможности СМИ и информационных технологий Модернизация системы общего и дошкольного образования Создание образовательной развивающей информационной среды Развитие медиа-компетентности детей и подростков Новые формы социального взаимодействия …

В Национальной стратегии действий в интересах детей на г., утверждённой Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г., выделены основные проблемы российского общества в сфере детства в области конструирования информационного пространства: недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка; нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «Интернет» и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

Задача: Обеспечение информационной безопасности детства. Меры: Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

Научно-методологические основания экспертизы

Позитивными ключевыми функциями СМИ в социализации ребенка являются 1.введение ребенка в мир культуры; 2.трансляция социальных ценностей, задач, смыслов, норм и правил; 3.ориентация ребенка в системе социальных и межличностных ролей и отношений; 4.формирование коммуникативной культуры, обеспечение ребенку переживания чувства принятия и безопасности.

Основные принципы методологии оценки характера воздействия на психическое, психологическое, нравственное здоровье ребенка и его психическое развитие, сформулированные на основе культурно- исторического деятельностного подхода включают: принцип возрастной нормативности развития, задающей периодизацию психического развития как нормативную модель развития ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин); принцип возрастной специфики задач развития на каждом возрастном этапе, определяющий сенситивность ребенка к определенного рода воздействиям (Р.Хевигхерст); принцип активной действенной природы развития, определяющей избирательность восприятия информации ребенком сообразно возрастным особенностям ребенка (А.Н.Леонтьев); принцип решающего значения ориентировочной деятельности, направленной на выявление значимых для решения задачи условий (П.Я.Гальперин). Указанные принципы определяют необходимость учета возрастных особенностей восприятия информационной продукции детьми при проведении экспертизы.

Основной метод оценки воздействия информационной продукции на психическое и психологическое здоровье ребенка, его физическое, психическое и нравственное развитие - метод нормативно-возрастного анализа психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец). Теоретической основой метода является периодизация психического развития ребенка, учитывающая общие закономерности личностного и познавательного развития.

Основные параметры влияния информационной продукции на психическое развитие ребенка Развитие личности: развитие Я-концепции, самооценки, социальной и личностной идентичности эмоционального развития. усвоение адекватных задачам развития образцов личностной, этнической, гендерной идентификации; обеспечение условий сохранения личностной целостности и интеграции; стабилизация эмоционального статуса личности, предупреждение страхов, тревожности, эмоциональной неустойчивости, депрессии; формирование установок толерантности сознания и поведения.

Возможные эффекты негативного воздействия информационной продукции на развитие и психическое и психологическое здоровье ребенка включают: мотивационный – побуждение к осуществлению действия асоциального, противоправного характера, действия, представляющего угрозу жизни, безопасности, здоровью как самого ребенка, так и других лиц; ценностно-смысловой – как формирование у ребенка системы ценностей, несовместимых или вступающих в конфликт с общепринятыми просоциальными общечеловеческими нравственными ценностями и нормами, искажение картины мира; эмоциональный - депрессия, тревожность, страхи, неуверенность; познавательный – деформация, искажение, нарушение образа мира у ребенка, ограничение детской любознательности и исследовательской деятельности, побуждение к ригидному, стереотипному действию, закрепление познавательной пассивности, выученной беспомощности.

Проблемы построения прогноза негативного воздействия информационной продукции на здоровье и развитие ребенка Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз - это научная модель будущего события, явлений и т.п.). Важнейшими способами научного обоснования предуказаний являются описание (анализ), объяснение (диагноз) и предсказание (прогноз).

Проблемы построения прогноза негативного воздействия информационной продукции на здоровье и развитие ребенка Следует подчеркнуть, что эффективность прогнозов не может сводиться только к степени их достоверности, точности, дальности, важно знать, насколько тот или иной прогноз содействует повышению обоснованности, объективности, эффективности разработанных на его основе решений. Обоснованность прогноза определяется уровнем состояния теоретических и эмпирических исследований в области экспертной деятельности. Обязательным условием прогнозирования является осуществление классификации и структуризации рисков, построения деревьев причин и деревьев последствий.

О зарубежном опыте защиты детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию

В целях обеспечения информационной безопасности детей за рубежом применяются следующие меры: возрастная классификация контента информационной продукции; запрет и в ряде стран уголовная ответственность за коммерческое распространение информационной продукции без указания возрастной категории; запрет на распространение определенных видов контента; установление «водораздела» при осуществлении телерадиовещания; использование программно-технических средств для фильтрации контента (V-чип, программы фильтрации Интернет- контента и др.). производство информационной продукции, специально предназначенной для детей, в том числе в сети Интернет: создание детской информационно-просветительской общеевропейской образовательной сети «Schoolnet», и в США – детской доменной зоны «kids.us».

Основные цели, объекты и методы проведения экспертизы

Целями экспертизы является установление наличия в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей; возможности и последствий причинения вреда соматическому, психическому или психологическому здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию ребенка в результате воздействия информационной продукции; соответствия или несоответствия информационной продукции определенной категории информационной продукции; в случае, если объектом исследования является информационная продукция, промаркированная ее производителем и (или) распространителем знаком информационной продукции, - о соответствии или о несоответствии знака информационной продукции той категории, к которой относится представленная информационная продукция.

Методы экспертизы При проведении экспертизы эксперт применяет адекватные задачам экспертизы, научно- обоснованные, объективные, валидные методы исследования, в том числе методы контент- анализа; интент-анализа, метод психодиагностики; метод включенного наблюдения; метод психодиагностики; метод психосемантики; метод беседы, метод фокус- групп, метод анкетирования; метод беседы и др. Применение метода не должно допускать возможности получения неоднозначных результатов.

Методы экспертизы Основной методологией экспертизы является междисциплинарный подход, в котором учитываются интересы всех участников медиакоммуникации: государства, социального заказчика, производителей медиаконтента, распространителей медиаконтента, аудитории. При этом здоровье и развитие детей являются приоритетными. В случае возникновения спорных моментов при проведении экспертизы, вопрос должен быть разрешен в пользу детей.

Методы экспертизы Выбор метода исследования объектов экспертизы осуществляет эксперт, руководствуясь задачами экспертизы, характеристиками объектов экспертизы, поставленными вопросами (запросом), собственными компетенциями. В целях достижения всесторонней объективности, унификации процедуры и применяемых методов экспертам рекомендуется использование специальных научно-методических практикоориентированных пособий, подготовленных и утвержденных в соответствующем порядке Роскомнадзором.

Основные понятия

Экспертиза действие, включающее в себя проведение исследований и дачи заключения специалистом (или группой специалистов), отвечающее на поставленные в соответствии с требованиями законодательства и нормативно-правовых актов РФ вопросы, разрешение которых требует знаний в специальной области науки.

Основные понятия Этическими нормами проведения экспертизы являются принцип охраны интересов ребенка, профессиональной компетентности, этические нормы, определяемые Этическим кодексом психолога, принятым на V cъезде Российского Психологического общества (февраль 2012 г.).

Основные понятия Объекты экспертизы - виды информационной продукции, предназначенной для оборота на территории Российской Федерации: продукция средств массовой информации; печатная продукция; аудиовизуальная продукция на любых видах носителей; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных; информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Основные понятия Цели экспертизы : наличия в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей; возможности и последствия причинения вреда соматическому, психическому или психологическому здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию ребенка в результате воздействия информационной продукции; соответствия или несоответствия информационной продукции определенной категории информационной продукции; в случае, если объектом исследования является информационная продукция, промаркированная ее производителем и (или) распространителем знаком информационной продукции, - о соответствии или о несоответствии знака информационной продукции той категории, к которой относится представленная информационная продукция.

Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Экспертиза информационной продукции в целях ее возрастной классификации»

Цель программы дополнительного образования: создание образовательной среды для специалистов в области экспертизы информационной продукции.

Задачи программы формирование методологической и парадигмальной научной базы для обучения специалистов в области экспертизы информационной продукции, позволяющей им занимать позицию эксперта; внедрение обучающих технологий, позволяющих обеспечить высокий профессиональный уровень подготовки экспертов информационных продуктов; разработка системы проведения индивидуальных и комиссионных обучающих экспертиз, в том числе при проведении супервизии, позволяющих создать комплекс навыков профессиональной деятельности в области экспертизы информационных продуктов.

Участники программы дополнительного образования Программа ориентирована на круг специалистов, претендующих на роль эксперта информационной продукции в сфере медиакоммуникации в целях обеспечения информационной безопасности детей. Программа дает специализированные развернутые знания и практические методы в области проведения экспертной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания программы В результате прохождения программы слушатель должен: овладеть основами научно-психологического знания по функционированию современных медиа и их правовому регулированию, социологии, культурологи и психологии искусства; овладеть знаниями по возрастной психологии и психологии развития, возрастной физиологии и особенностям восприятия детьми информационной продукции, детской психиатрии и детской клинической психологии; овладеть методами проведения экспертизы медийных и информационных продуктов, в том числе последствий применения воздействующей коммуникации и приемов манипулирования, нарушающих границы информационно- психологической безопасности личности ребенка.

Содержание программы Раздел I. Современные медиа и их правовое регулирование. Тема 1. Психология информационной безопасности. Современное состояние информационного общества. Понятие психологической безопасности в информационном пространстве. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения информационной безопасности детей и подростков в социальных коммуникациях. Тема 2. Основы медиапсихологии. Принципы функционирования института СМК в современном социуме. Теории массовых коммуникаций. Закономерности развития и специфики отдельных средств массовых коммуникаций. Психология воздействия различных видов информации на коллективное и индивидуальное сознание. Средства массовой коммуникации. Традиционные (классические) средства массовой информации. Нелинейные медиа. Цифровые коммуникации. Цифровая информационная среда. Мультимедийное информационное пространство.

Содержание программы Тема 3. Государственная политика в области СМИ и новых медиа. Концепция развития средств массовой информации и коммуникации до 2020 года. Законодательная база, регулирующая отношения СМИ и общества. Тема 4. Особенности языка СМИ и новых медиа. Функции телевидения в обществе. Основные этапы развития отечественного и зарубежного телевидения. Жанровая структура современного телевидения. Жанры и форматы. Антропологический аспект адаптации зарубежных форматов. Выразительные средства экрана. Специфика аудиовизуального языка телевиденияи радио и особенности его восприятия. Основы медиаметрии. Проблемы экспертизы аудиовизуального контента: видеометафоричность, субъективность восприятия, поливариантность интерпретации, изоморфизмы теории экрана и законодательной базы.

Содержание программы Раздел 2. Социология, культурология и психология искусства Тема 1. Социология аудитории и новых медиа. Природа аудитории. Закономерности поведения аудитории в массовокоммуникационных процессах. Методы изучения аудитории СМИ. Количественные параметры аудитории СМИ. Использование аудиториометрических данных в деятельности СМИ. Тема 2. Личность и деятельность коммуникатора СМИ и новых медиа. Представления о разнообразии проявлений личностного фактора в информационной среде как определяющего направленность, цели и результативность коммуникационной деятельности и опосредствованного общения. Особенности творческой деятельности коммуникатора. Особенности восприятия личности в медиакоммуникации. Специфика рефлексивной позиции коммуникатора.

Содержание программы Тема 3. Воздействие медийного дискурса на индивидуальное и коллективное сознание. Диалогическое взаимодействие СМИ с аудиторией. Структура индивидуального и коллективного сознания. Психология контакта автора и зрителя. Категориальная структура восприятия информационного продукта. Механизмы воздействия информационного контента на эмоциональное состояние человека, когнитивную сферу его личности и поведение. Тема 4. Психология искусства. Процесс художественного восприятия как встреча того, кто создает произведение и того, кто его воспринимает. В художественной форме воплощается авторский замысел и «творческого Я» автора, поэтому встреча с произведе­нием (сознается это или нет) всегда становится встречей с его творцом. Автор, со своей стороны, идет навстречу зрителю и делает все, чтобы диалог состоялся, и в его со­знании или сверхсознании всегда представлен тот идеаль­ный зритель, слушатель или читатель, который воспримет порождаемые образы, когда они отделятся от своего творца и начнут самостоятельную жизнь. С момента зарождения замысла и до завершения работы автор, осознанно или неосознанно, ведет внутренний диалог с этим идеальным зрителем.

Содержание программы Раздел 3. Возрастная физиология и особенности восприятия информационной продукции у детей. Основные закономерности физиологического развития детей и подростков. Понятие сенситивных периодов. Возрастные физиологические возможности и ограничения восприятия информационной продукции ребенком. Физиологические особенности восприятия информационной продукции детьми. Гигиена и охрана здоровья ребенка в условиях информационной социализации.

Содержание программы Раздел 4. Возрастная психология и психология развития. Тема 1. Возрастная психология и психология развития Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Соотношение хронологического, биологического, социального и психологического возраста. Задачи развития (Хевигхерст). Основные закономерности и детерминанты психического развития ребенка в онтогенезе. Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Теории созревания. Теории развития как научения. Оперантное научение (Б.Ф.Скиннер). Теория социального научения (А.Бандура). Проблема развития личности в онтогенезе в психоанализе. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л. С. Выготского. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста. Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования как особый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Роль наследственности, социальной среды, деятельности, общения. Понятие ведущей деятельности. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе. Социально-исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства. Проблема периодизации психического развития в трудах Л. С. Выготского. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема периодизации психического развития в трудах Д. Б. Эльконина. Психологические особенности раннего и дошкольного возраста. Психологические особенности младшего школьного возраста. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Содержание программы Тема 2. Социализация и духовно-нравственное развитие ребенка в современном информационном обществе Понятие социализации. Ресоциализация и десоциализация. Агенты социализации. Специфика задач социализации на различных возрастных ступенях. Механизмы социализации - имитация, идентификация, социально-ролевое экспериментирование, осознанный рефлексивный выбор. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как форма преодоления психосоциальных кризисов личности. Теория морального развития ребенка (Ж.Пиаже, Л.Кольберг). Функции стыда и вины как регуляторой поведения ребенка. Роль и функции СМИ в социализации детей и подростков в современном информационном обществе. Понятие информационной социализации. "Клиповое" сознание. Проблемы медиаобразования.

Содержание программы Тема 3. Детская и подростковая субкультура Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания. Сущность понятия "подростковая субкультура". Основные функции субкультуры. Содержание детской субкультуры в зависимости от возрастных характеристик детей. Основные подходы к исследованию проблем молодежной субкультуры. Диагностика влияния субкультуры на социальное развитие личности. Становление и развитие детской и подростковой субкультур в условиях информационного общества.

Содержание программы Раздел 5. Педагогика и психология девиантного поведения. Тема 1. Психология агрессии, насилия и девиантного поведения и ее отражение в СМИ. Роль СМИ в распространении агрессии и насилия, в легитимизации на­ силия и изменении уровня агрессивности у детей и молодежи. Феномен культурного наси­лия.по Й. Галтунгу Имеются в виду те аспекты культуры, символической сферы человеческого существования, представленной иде­ологией и религией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой, которые могут быть использованы для оправдания и легитимизации прямого и структурного насилия. Культурное насилие ведет к тому, что все др. про­явления насилия начинают выглядеть и восприниматься как справедливое или, во всяком случае, не дурное дело. Можно установить каузальную связь от культурного через структурное к прямому насилию. Культура, в том числе СМИ, проповедуют, учат, заставляют рассматривать агрессию, эксплуатацию и репрессии в качестве нормальных и естественных явлений или же не замечать их вовсе.

Содержание программы Тема 2. Риски и безопасность цифрового поколения в сети Интернет. Цифровое поколение России: психологические характеристики и образ жизни. Риски и угрозы интернет среды. Классификация онлайн рисков. Контентные риски (порнографический контент, секстинг, ненавистнический контент, контент, связанный с эксремизмом, национализмом, ксенофобией, агрессивный контент, контент, пропагандирующий наркотики, суициды, нездоровые виды похудания и др.). Коммуникационные риски (кибербуллинг, груминг, общение в сети с незнакомцами). Потребительские риски (онлайн мошенничество, хищение персональной информации, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги и др.). Риски и опасности социальных сетей. Игровая и интернет-зависимость: причины, особенности и профилактика. Риски, вред и безопасное использование Интернета: особенности воздействия онлайн рисков и возможные последствия причинения вреда здоровью и развитию детей и подростков посредством сети Интернет. Особенности экспертизы на предмет наличия в сети Интернет инфомации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Ограничения оценки возможных последствий причинения вреда здоровью и (или) развитию ребенка.

Содержание программы Раздел 6. Детская психиатрия и клиническая психология. Тема 1. Детская психиатрия. Основные понятия о психических расстройствах в детском возрасте. Модель построения медицинского диагноза. Этиология, патогенез, клиника, прогноз. Закон о психиатрии РФ. Тема 2. Детская клиническая психология. Построение психологического диагноза в детском возрасте. Закономерности нормального и аномального развития. Психологическая диагностика нарушений психического развития в детском возрасте. Виды патопсихологических экспертиз в детском возрасте: медико-психолого-педагогическая экспертиза, психолого-психиатрическая экспертиза; судебная экспертиза; правовая экспертиза.

Содержание программы Раздел 7. Экспертиза информационной продукции. Тема.1. Методология и этика проведения экспертизы. Методологические подходы к проведению экспертной деятельности в области анализа информационного контента с опорой на культурно-историческую теорию формирования ВПС Л.С.Выготского, деятельностный подход А.Н.Леонтьева, теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и коммуникативный подход в анализе взаимодействия субъектов массовой коммуникации. Психологические основания для классификации информационной продукции в соответствии с этапами психического развития ребенка. В основе этических принципов экспертизы лежат принципы, входящие в Этический кодекс российского психолога, принятого Российским психологическим обществом.

Содержание программы Тема 2. Правовые аспекты защиты детей и подростков от негативного воздействия информации. Отечественный и зарубежный опыт. Понятие и правовые основы возрастной классификации информационной продукции. Международно-правовое регулирование и конституционные основы правового обеспечения информационной безопасности детей. Зарубежный опыт обеспечения защиты детей от вредоносного контента. Предмет, методы и источники правового регулирования информационной безопасности детей. Виды информации, причиняющие вред здоровью и развитию детей. Требования к обороту информационной продукции. Правовое регулирования экспертизы информационной продукции. Контроль, надзор и ответственность в сфере обеспечения информационной безопасности детей.

Содержание программы Тема 3. Психофизиологические методы анализа воздействия медиапродуктов на функциональное состояние человека. Функциональные состояния (ФС) человека. Электрофизиологические методы диагностики ФС человека по показателям ЭЭГ и ВП. Электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы мозга. Методы обработки и анализа ЭЭГ и ВП. Электрофизиологические методы диагностики ФС человека по показателям вегетативной НС. Кожно- гальваническая реакция (КГР). Электрокардиограмма (ЭКГ). Реография (импедансная плетизмография). Метод биологической обратной связи в произвольном управлении ФС.

Содержание программы Тема 4. Функции, модели и методы комплексной психологической и педагогической экспертизы. Проведение экспертизы медиапродуктов согласно нормативных актам, разработанным Роскомнадзором и Министерством связи и массовых коммуникаций. Особенности применения психологических методов исследования в области массовых коммуникаций. Практическая отработка применения методов: анкетирования, контент-анализа, группового фокусированного интервью, семантического дифференциала. Критерии воздействия информационной продукции на детей различного возраста и способы их выявления.

Содержание программы Тема 5. Психологическая экспертиза медиапродуктов. Методы психологической экспертизы медиапродукции. Принципы проведения экспертизы медиапродукции. Актуализация способностей, умений, навыков и знаний, позволяющих проводить экспертизу медиапродукции. Качественные методы анализа информационных продуктов. Тема 6. Лингвистическая экспертиза медийных текстов Введение в теорию лингвистической экспертизы: история и актуальные направления исследований. Конфликты социальные, коммуникативные, лингвоправовые. Лингвоконфликтология как пропедевтическая дисциплина для экспертов-речеведов и как курс- посредник между правовым и стилистическим циклами в вузовском медиаобразовании, способствующий профилактике речевых преступлений. Соотношение коммуникативных конфликтов и речевых преступлений в разных речедеятельностных сферах. Личность и деятельность лингвиста-эксперта.

Содержание программы Тема 7. Основы судебно-психологической экспертизы. Основные виды психологической экспертизы: судебно- психологическая, психолого-психиатрическая, военная, трудовая, медико-психолого-педагогическая, юридическая. Границы компетентности психолога. Тема 8. Экспертиза воздействия информационной продукции на детей. Принципы оценки характера воздействия на психическое, психологическое, нравственное здоровье ребенка и его психическое развитие. Метод нормативно-возрастного анализа. Возрастные психологические особенности восприятия детьми информационной продукции. Критерии оценки воздействия видов информационной продукции. Основные направления влияния информационной продукции на психическое развитие и здоровье ребенка. Прямой и отсроченный эффект воздействия. Проблемы построения прогноза негативного воздействия информационной продукции на здоровье и развитие ребенка. Правила осуществления возрастной "маркировки" инфолрмационной продукции

Содержание программы Раздел 8. Практика и супервизия. Проведение индивидуальной и комиссионной экспертизы медийных продуктов Раздел 9. Экзамен.

Концепция экспертизы информации, осуществляемой в целях предотвращения нанесения вреда здоровью и развитию детей