Педагогический совет: «Ретроспектива образовательных технологий» По материалам современных научных публикаций и нормативных документов д.п.н. И.Б. Мылова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Advertisements

Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Обзор современных педагогических технологий. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» В научно-педагогической литературе имеются различные.
Системно-деятельностный подход Шмакова Марина Борисовна, учитель информатики и ИКТ МАОУ лицея 1 им. А.С. Пушкина г. Томска.
Образовательные технологии и их классификация Мылова И. Б. СПб АППО.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
Круглый стол. Вопросы: В современной школе я больше всего ценю… В современной школе я не принимаю… Какой учитель, по вашему мнению, соответствует современной.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Методические рекомендации о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология» Автор презентации: учитель.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Семинар «Современные технологии как средство развития образовательной системы» 2012 год.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Транксрипт:

Педагогический совет: «Ретроспектива образовательных технологий» По материалам современных научных публикаций и нормативных документов д.п.н. И.Б. Мылова СПб АППО 8 ноября 2012 года ГБОУ школа 326 Невского района

Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года Москва, Кремль

Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. 5 сентября 2005 года

…важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. …надо подчеркнуть, что ряд педагогических подходов советской школы будет развиты как российское ноу-хау для глобального продвижения на рынке образовательных технологий. Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина ; Гос. ун-т Высшая школа экономики. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, Современная модель образования «Российское образование 2020»

Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора ПНПО : развивающее обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); исследовательские и проектные методы; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология «дебаты»; технология развития критического мышления; лекционно-семинарская система обучения; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио»; технологии интерактивного и дистанционного обучения.

…анализируя понятие технологии, как правило, предстоит решить проблему смыслового и процедурного отличия технологий. …перед проектировщиками с первых шагов возникает проблема концептуального выбора. В данном случае целесообразно обращаться к источникам обобщающего характера, позволяющим представить всю широту проблемного поля, касающегося понимания этих категорий. Педагогическое проектирование. / И.А. Колесникова; М.П. Горчакова- Сибирская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Образовательная технология Комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования 4 (июль - декабрь 2002 г.) Гузеев В.В. – д.п.н., проф., зав. каф. образовательной технологии АПК и ППРО, гл. ред. журнала «Педагогические технологии» Жак Д. – независимый консультант по вопросам высшего образования, Великобритания. Полат Е.С. -- д.п.н., проф., ИОСО РАО Смолянинова О.Г. -- декан ППФ КГУ, к.п.н.

Технологии, обеспечивающие приобретение опыта освоения знаний о природе и обществе, культурном мире человека Технологии, ориентированные на приобретение опыта применения известных способов деятельности, которые после его усвоения имеют форму умений и навыков Технологии, ориентированные на формирование опыта эмоционально- ценностного отношения к себе, людям, миру Технологии, обеспечивающие приобретение опыта творческой деятельности Технологии, ориентированные на освоение компетентностного опыта Классификация образовательных технологий По формам и способам организации образовательного процесса По доминирующей целевой направленности на современные результаты школьного образования: Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие.- СПб: ООО «Книжный дом» Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: Уч. пос. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. –М.: Издательский центр «Академия», 2008.

К ним относят психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К. Смирнов) Здоровьеформирующие образовательные технологии

Развивающее обучение направление в теории и практике образования, ориентирующееся на всесторонние развития личности ребенка. Способы организации обучения, при которых содержание, методы и формы учебного процесса ориентированы на всестороннее развитие ребенка, зафиксированы в вариативных дидактических системах развивающего обучения: системе активного развивающего обучения ( М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.А.Огородников, Г.И.Щукин, М.Н. Скаткин ); дидактической системе проблемного обучения ( М.И.Махмутов, И.Я.Лернер ) дидактической системе Л.В. Занкова; дидактической системе обучения на основе теоретического обобщения ( В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин ); дидактической системе формирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности ( А.И., Раев, Г.И.Вергелес, Л.М. Матвеева ); и др. Технологии развивающего обучения

Технология блочно-модульного обучения – технология, в которой минимальной единицей учебного процесса является цикл (модуль) уроков, а несколько модулей образуют блок. Сущность блочно-модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Технология способствует увеличению объема изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведению данного материала в крупные блоки, сбору и систематизации учебного материала.

Технологии дистанционного обучения Дистанционное (от англ. distance – дистанция) или дистантное (от англ. distant – отдаленный) обучение – способ получения образования, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучаемых.

Технологии интерактивного дистанционного обучения предполагает обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты образования (ученики, педагоги, тьютеры и др.), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, который направлен на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений самих субъектов образования Хуторской А.В. ДВА ПОДХОДА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ. //EIDOS-LIST Вып Например, технология квест-урока предполагает выполнение проблемных заданий c элементами ролевой игры с использованием информационных ресурсов Интернета Квест (англ. quest «поиск, предмет поисков, поиск приключений»).

Технологии проведения учебных занятий Урок-лекция Урок-практикум Урок-экскурсия Урок-семинар Урок-конференция Комбинированный урок и др.

Технология развития критического мышления ТРКМ –образовательная технология, направленная посредством чтения и письма на развитие таких качественных характеристик мышления учащихся, как критичность, открытость, гибкость, рефлексивность. Цель применения технологии в учебном процессе – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно; формирования категориального аппарата мышления, характеризующегося: осознанием учащимся многозначности позиций и точек зрения, преодолением эгоцентризма мышления, рефлексией альтернативности принимаемых решений, умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.

Технологии обучения в диалоге – образовательные технологии, которые решают задачи приобретения учащимися глубоких знаний по учебным предметам на основе организации различных видов коммуникативного взаимодействия. Технологии обучения в диалоге создают условия обучения свободно, тактично вступать в диалог*, последовательно и четко излагать свои мысли, толерантно отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника и вслушиваться в его доводы. * Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами (Словарь русского языка. Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Издательство «Русский язык», 1985) К технологиям обучения в диалоге относят: технологии диалогового взаимодействия (обучение в динамических парах, когда каждый учит каждого); технологии конверсаторий (дебаты, дискуссии, обсуждения и др.)

Новые информационные (компьютерные) технологии технологии, ориентированные на организацию учебного процесса на основе использования современных программных средств, реализующих информирующую, тренажерную, контролирующую, моделирующую и др. функции. Реализация образовательных технологий на основе вариативного использования компьютерных средств является сегодня основным направлением их инновирования (модернизации)

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) – теория решения изобретательских задач. Технология фасилитации Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений при создании необходимого продукта. Технология мастерских В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественно-научное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства и др. Результаты обучения в рамках этой технологии выражаются в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Технологии педагогических игр, приоритетно ролевых игр с исполнением социальных ролей (лидера, взрослого, профессионала и др.) Технология инновационной оценки «портфолио» Способ фиксирования и оценки индивидуальных достижений школьника за определенный период обучения. Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания». Основной смысл учебного портфолио заключается в демонстрации учащимся индивидуальных возможностей. И знакомстве с разнообразными приемами и способами самообучения и самооценивания. Педагогическая идея учебного портфолио предполагает перенос педагогического ударения с оценки на самооценку Технология обучения в сотрудничестве Технология обучения в сотрудничестве предполагает создание продукта коллективного труда учащимися, объединенными в малые группы, опираясь на их предыдущий опыт и знания. В итоге совместной деятельности должно быть выработано общее мнение группы. Индивидуальное мнение воспринимается через призму представлений и знаний группы в целом.

Исследовательские и проектные методы Основная задача проектов вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.

Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора ПНПО : развивающее обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); исследовательские и проектные методы; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология «дебаты»; технология развития критического мышления; лекционно-семинарская система обучения; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио»; технологии интерактивного и дистанционного обучения.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!