МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.. Табернакль (от латинского tabernaculum - шатёр) 1. В католических храмах сооружение для хранения предметов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Романский стиль (от лат. romanus - римский) - самое старое стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХIII вв., проявившееся прежде всего в.
Advertisements

Виды Жанры Жанры. Виды o Живопись o Графика o Скульптура o Архитектура o Декоративно-прикладное искусство.
АРХИТЕКТРУНЫЙ ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНЫ ПО АРХИТЕКТУРЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ.
Выполнила: Ученица 9-А класса Пличко Юлия. Готическая архитектура период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому.
МОУ Денисовская средняя общеобразовательная школа Работу выполнили Клишина Полина, Краснова Галя, Пархоменко Ира г.
Цель: познакомиться с особенностями архитектуры, скульптуры, живописи древних времён Индии; познакомиться с понятиями «ступа», «чайтьи»; с архитектурным.
Искусство древней Передней Азии Искусство Шумера и Аккада.
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА Романский стиль средневекового западноевропейского искусства X-XII веков (в ряде стран также XIII в.). Старчёнков Ярослав 6 класс.
Общая характеристика Западноевропейского Средневековья. Презентация к уроку по МХК (10 класс).
Готический стиль Урок ИЗО в 7-8 классах. Го́тика период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся.
Раннемосковское зодчество. Собор спаса Нерукотворного Спасо- Андронникова монастыря Составила учитель ГБОУ СОШ 1138 Халилова О.В.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Изобразительное искусство. Жанры изобразительного искусства Пейзаж Пейзаж Натюрморт Натюрморт Портрет Портрет Бытовой жанр Бытовой жанр Исторический жанр.
Скульптура (от латинского) высекать, вырезать - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и.
Работу выполнил Дрянных Максим 7 б. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus.
Церковь Вознесения Возведена в Коломенском в годах предположительно итальянским архитектором Петром Франциском Ганнибалом, по русским летописям.
ВИДЫ ИСКУССТВА. ЖИВОПИСЬ Это изображение художественных образов в цвете. В живописи используют масляные и акварельные краски, темперу, гуашь. Живописные.
В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО.. Мировая художественная культура – это множество культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении.
Виды искусств «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле» Брехт.
Транксрипт:

МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Табернакль (от латинского tabernaculum - шатёр) 1. В католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями. 2. В готических храмах также башнеобразная открытая пристройка (или архитектурно оформленная ниша) для размещения статуй А. Орканья. Табернакль в церкви Ор Сан Микеле гг. Флоренция

Тадж-Махал широко известный памятник индийской архитектуры периода Великих Моголов, сооруженный на берегу р. Джанма, близ Агры. Построен около гг. (архитектор, вероятно, Устад-Иса и др.) как мавзолей жены Шах-Джахана, в котором позже был похоронен он сам. Тадж-Махал - 5-купольное здание (высота с центральным куполом около 74 м) на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж-Махалу примыкает регулярный сад с фонтанами и бассейном.

Талант художественный творческая одаренность в искусстве. Она предполагает наличие определенных физических данных (например, острого чувства цвета для живописца и др.). Талант художественный - это продуктивная эстетическая интуиция, сила художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, емкость и мобильность памяти, богатство эмоций. Формы и характер сцепления такого рода качеств зависят от личности художника, жанра и вида искусства, в котором он работает. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта 1480-е гг.

Талик почерк, стиль письма, разработанный персидскими каллиграфами.

Талия (греч. миф) муза комедии. Изображалась в виде юной девушки в легкой одежде, с комической маской в левой руке, иногда с пастушеским посохом или бубном в правой и в венце из плюща. Eustache Le Sueur. Клио, Евтерпа и Талия г

Тамбур (от французского tambour, буквально - барабан) небольшая пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными дверями или проходное пространство за ними, служащее для защиты от холодного воздуха и ветра.

Тантал (греч. миф) Герой одного из популярнейших мифов, царь Сипила во Фригии (Малая Азия), сын Зевса, отец Пелопа и Ниобы, дед Атрея и Фиеста. Танатал был любимцем богов и удостоился великой чести для смертного: он посещал собрания и пиры богов на Олимпе. Возгордившись, Тантал оскорбил богов и за это был низвергнут в Аид. В подземном царстве Тантал стоял по голо в воде и терзался жаждой: вода отступала, когда он собирался сделать глоток... Образ Тантала привлекал многих поэтов и художников. В переносном смысле "танталовы муки" - нестерпимые мученья от сознания близости желанной цели и невозможности ее достигнуть.

Тауки (от арабского указ) почерк, один из "шести стилей" классической арабской каллиграфии.

Ташизм (от французского tashe - пятно) разновидность абстрактного экспрессионизма, известная под названием "живопись действия", бесформенное искусство, живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а лишь выражают бессознательную активность художника. Ташизм возник в х гг. как своеобразная психологическая и художественно-эстетическая реакция некоторых представителей художественной интеллигенции на идеологию тоталитаризма (Дж. Поллок в США, П. Сулаж, Ж. Матье - во Франции, К. Аппел - в Нидерландах). К. Аппел. Персонаж в маске

Тверская школа одна из местных школ древнерусской живописи, сложившаяся в Твери в XIII веке, в период феодальной раздробленности. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма (миниатюры "Хроники Георгия Амартола", икона "Борис и Глеб", оба произведения конец XIII - начало XIV вв.). В XV веке усилилась свойственная тверской школе и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова. Икона "Борис и Глеб". Конец XIII - начало XIV вв.

Театр (от греческого theatron - место для зрелищ, зрелище) тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI веке до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка - сцена), театрона (место для зрителей) и скены (пристройка для переодевания и хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром на склоне холма. Поликлет Младший. Театр в Эпидавре. Древняя Греция. 350 г. до н. э.

Театрально-декорационное искусство, сценография искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театрально-декорационного искусства обусловлено развитием театра, драматургии, изобразительного искусства. Элементы театрально- декорационного искусства (костюмы, маски и т. д.) зародились в древнейших обрядах, играх. М. В. Добужинский. Эскиз декораций и мизансцены к комедии И. С. Тургенева "Месяц в деревне" г.

Тезис (от греческого thesis - положение, утверждение) листовая гравюра с текстом богословского или философского содержания (собственно тезис), сопровождающимися изображениями святых, исторических лиц, которым посвящен тезис. Особенно широко тезисы были распространены в эпоху позднего барокко. В России в начале XVIII века тезисы гравировали И. Ф. Зубов и др.

Тейт галерея (Tate Gallery) в Лондоне. Основана в 1897 году. Включает галерею британской живописи и графики XVI-XX вв. (работы П. Лели, У. Хогарта, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Дж. Констебла, У. Тёрнера, У. Сиккерта, М. Смита, Б. Николсона, Г. Сазерленда и др.), а также собрание европейской живописи и скульптуры конца XIX-XX вв.

Текемет войлочный ковер с вваленным расплывчатым узором голубого, золотисто-желтого, красного, а также натуральных (белого и коричневого) цветов шерсти. Текеметы особенно характерны для убранства казахского жилища.

Тектоника то же, что архитектоника. Тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства; композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. О. Бове. Большой театр в Москве г.

Темпера (от итальянского temperare - смешивать краски) живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Темпера, известная уже в Древнем Египте, в средние века стала основной техникой иконописи и станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Средневековые живописцы темперой на загрунтованных досках и покрывали красочный слой оливой или масляным лаком. В Западной Европе с XV в., а в России с начала XVIII века темпера вытесняется масляной живописью. А. Головин. Портрет режиссера В. Мейерхольда г., темпера

Терем (от греческого teremnon - кров, жилище) в древнерусской архитектуре верхний жилой ярус хором больших жилых домов, сооружавшийся над сенями, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете Московский Кремль. Теремной Дворец гг.

Термин (лат. миф) римский бог межей и пограничных межевых знаков - столбов, камней и т. п. Осквернение и порча межевых знаков считались тяжким преступлением. С Термином связано слово "термин" - точное обозначение определенного понятия.

Термы (от греческого thermos - теплый, горячий) в Древнем Риме общественные бани, являвшиеся также общественными и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились ко II веку до н. э. Включали кроме горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань вестибюль, раздевальни и др., а также парильни, залы для занятий спортом, собраний и т. п., располагавшиеся симметрично по сторонам главного зала. Огромные внутренние помещения перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и куполами (площадь главного здания Термы Каракаллы в Риме 216х112 м., диаметр купола 35 м.) и пышно украшались мозаиками, росписями, скульптурой и т. д. Термы отапливались горячим воздухом по каналам, проложенным под окнами, в стенах; часто использовались термальные воды. Термы Каракаллы в Риме

Терпсихора (греч. миф) "любящая танцы" - муза танца (иногда и хорового пения). Изображалась юной девушкой с лирой в руках. Терпсихора. Муза танца. Римская копия с греческого оригинала. Древний Рим. II в. Мрамор

Терракота (от итальянского terra - земля, глина и cotta - обожженная) керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали). После обжига терракота приобретает характерные цвет (от светлого кремового до красно- коричневого и черного) и фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой).. Терракотовые воины гробницы императора Цинь Шихуан. Китай. Около 210 г. до н.э.

Терраса (от латинского terra - земля) открытая с з сторон (с XIX века чаще застекленная) летняя неотапливаемая пристройка к зданию, перекрытая крышей на столбах и сообщающаяся с ним дверью. Террасами называли также части так называемых террасных зданий, уступами спускающихся по склону С. Щедрин. Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827

Террасный парк смотри садово-парковое искусство. Огромный сад-терраса в Сен-Жермен на Ле г.

Тесей (греч. миф) аттический герой, сын афинского царя Эгея и трезенской царевны Эфры. В античности считался историческим лицом, его биографию написал Плутарх. А. Канова. Тесей и Минотавр

Тетраконх в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с 4- лепестковым планом: к квадратному внутреннему подкупольному помещению примыкают 4 полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространен на территории Армении и Грузии.

Терратологический орнамент, стиль (от латинского terratologium - собрание земных редкостей и греческого teras - чудовище) орнамент, стиль изображения, образованный причудливо переплетающимися зооморфными и растительными мотивами. Для терратологического стиля в отличие от простого "звериного стиля" характер нофантастическое соединение звериных и растительных форм, изображение сказочных чудовищ, драконов, химер и пр. В конкретно-историческом смысле терратологическим называют орнамент романского и древнерусского искусства XII-XIV вв.

Техно-арт, techno-art термин применяемый последнее время к направлению в искусстве, художники которого используют в творчестве современные технологии и электронные технические средства – компьютер, дисплей, плазменные панели, проекционную аппаратуру и др. (3-D и Flash-анимации, компьютерный графический дизайн, цифровые коллажи и др.). Искусство техно-арта примыкает к медиа искусству возникшему в 1960-х гг.

Тимпан треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и т. д.

Типизация (от греческого typos - отпечаток, форма, образец) способ художественного обобщения действительности, выявления характерного, существенного в жизненных явлениях и предметах, осуществляемый с помощью специфических (для каждого вида искусства и жанра) изобразительно- выразительных средств. Типизация предполагает индивидуализацию, а вместо широко применяемых в массовом производстве стандартизации и шаблонизации - неповторимость, уникальность создаваемых художником эстетических ценностей, "продуктов" искусства. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану гг.

Тиснение техника художественной обработки кожи, листового металла, бархата и некоторых других материалов (картона и т. д.) для получения на их поверхности рельефных изображений путем выдавливания. Тиснение металла производилось обычно посредством наколачивания через мягкую прокладку (кожа, свинец) листиков металла на металлическую или каменную матрицу с рельефным рисунком. Альбом ''Золотая книга Лотарингии'' Виенер, Рене (переплет); Пруве,Виктор, Мартен, Камилл - художники; мастер С. Ронга. Желтый сафьян, красный бархат, серебро; тиснение, чеканка. Франция, Нанси. 1893

Титаны (греч. миф) божества старшего поколения, дети Урана и Геи - Океан, Кей, Крий, Гиперион, Ианет и Кронос, а также их дети. Титаны поддерживали Кроноса, который изувечил и низложил Урана, и освободили своих братьев - киклопов и гекатонхейров из Тартара, куда их низверг Уран. После свержения Кроноса Зевсом титаны восстали против новых богов-олимпийцев. Полем сражения были горы Офис и Олимп. Олимпийцы одержали победу с помощью освобожденных ими киклопов и гекатонхейров. Исход борьбы с титанами - титаномахии - укрепил власть олимпийских богов. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар. Битва титанов часто была сюжетом произведений искусства. А. Полайоло. Битва обнаженных богов Конец XV в.

Титульный лист две (или более) страницы издания, на которых помещаются важнейшие выходные сведения об издании: надзаголовочные данные, сведения об авторах, заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные. Последняя страница издания, на которой приводятся выпускные данные, именуется концевым титульным листом. Титульный лист "Великой Библии" г.

Тобольская резная кость русский народный художественный промысел в Тобольске. Изделия промысла известны с начала XVIII века, русский косторезный промысел возник во 2-й половине XIX века. Традиционные изделия - миниатюрная скульптура, преимущественно из мамонтовой кости (нередко групповые композиции) на темы жизни народов Севера. Скульптура отличается обобщенностью форм декоративностью, умелым использованием природных свойств материала.

Товарищество передвижных художественных выставок русское демократическое художественное объединение, образованное в 1870 г. в Петербурге. Смотри передвижники. В. Поленов. Московский дворик г.

Тога (от латинского tegere - покравать) верхняя одежда полноправных граждан в Древнем Риме, длинный белый плащ без рукавов; у высших должностных лиц тогу украшала пурпурная кайма. Римский патриций с масками предков. I век до н. э., мрамор

Толос, фолос в древнегреческой архитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, музыкальный зал). Поликлет Младший. Фимела (фолос) в Эпидавре гг. до н.э. Реконструкция

Тон цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра выражающаяся словами "голубой, лиловый, коричневый и т. д.; различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой тон. В живописи тоном называется также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведений и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различия в их сочетаниях тон в картине может быть серебристым, золотистым, теплым или холодным и т. д.

Тондо (от итальянского tondo, буквально - круглый) произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму. Чаще всего тондо называются изображения мадонны с младенцем, круглые по композиции и характерные для итальянского искусства флорентийской школы середины XV- 1-й половины XVI вв. Микеланджело. Святое семейство Около г.

Тонировка обработка скульптуры из металла с помощью различных химических веществ, способствующая более полному и четкому выявлению пластических форм; такая тонировка именуется также патированием и оксидированием. Тонировке различными красителями часто подвергаются также гипсовые слепки для имитации фактуры и цвета других материалов. При реставрации живописи и графики под тонированием понимается приглушение красками утрат и посторонних пятен. А. Верроккио. Давид г.

Тор, торус (от латинского torus - выпуклость, валик) вал, один из классических древнегреческих архитектурных обломов. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым.

Торговые ряды протяженная постройка с аркадами или колонными галереями для торговли. В Западной Европе строились с XIII-XV вв. (торговые ряды в Бремене, Кракове, Праге), в России - в XVII-XIX вв. (торговые ряды в Костроме, Ярославле и др. в стиле классицизма). Торговые ряды часто определяли градостроительное решение центра. Е. Лансере. Петербург. У старого Никольского рынка г.

Торевтика (от греческого toreuo - вырезаю, чеканю) искусство рельефной обработки художественных изделий из металла. Чаще всего торевтикой называют обработку изделий путем чеканки или тиснения. Иногда обозначают и отделку литых изделий.

Торжокское золотое шитьё вид русской вышивки, народный художественный промысел, известный в Торжке с XIII века и получивший развитие в XVIII веке. Традиционные изделия - вышивка золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, церковное облачение). Для торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блестками.

Торс (от итальянского torso) скульптурное изображение туловища человека. Античные торсы представляют собой главным образом сохранившиеся части статуй. Со 2-й половины XIX века торс нередко становится самостоятельным видом скульптурной композиции, позволяющей пластически выявлять физическую структуру человека.

Торцовая гравюра вид гравюры на дереве; смотри гравюра. Е. Бернардский. Иллюстрация к "Мертвым душам" Н. Гоголя 1846 г. По рисунку А. Агина. Торцовая гравюра на дереве

Тосканский ордер упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. - I век н. э. Имеет колонну с базой, но без желобков- каннелюр и гладкий фриз. Римский форум. Древний Рим

Тотемизм вера в магическую связь человека с каким- либо из священных животных, являющимся духом - покровителем рода. Кошка. Бронзовая статуэтка. Древний Египет

Травея (от французского travee - пролёт) в романской и готической архитектуре прямоугольная в плане пространственная ячейка нефа, ограниченная по углам 4 устоями, несущими крестовый или сомкнутый свод. Готическое здание представляет собой систему травей.

Традиционное искусство искусство, существующее на низших этапах развития у всех народов и сохраняющее тесную преемственность во всех основных аспектах (функции, виды, жанры, образы и т. д. ). Его отличительные особенности: непрофессиональный характер творчества, насыщенность мифологической символикой, неразрывная связь со всем религиозно- культурным комплексом. Всадник. Бронзовая фигурка. Нигерия XVIII в.

Трансавангард (от латинского trans - сквозь, через и французского avant-garde - авангард) – течение в европейской живописи постмодернизма, возникшее в Италии в конце 1970-х гг. Трансавангард обращается к традиции европейского авангардизма, по-разному преломляя ее в творчестве основных представителей течения (в Италии С. Киа, Ф. Клементе, Э. Кукки и др.). Главный теоретик трансавангарда – А. Бонито Олива, представивший работы трансавангардистов на биеннале 1980 и 1982 гг. в Венеции. Clemente, Francesco. Atlas. Watercolor on Arches paper. 1982

Трансепт (от латинского trans - за и septum - ограда) в европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликальных и крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.

Трапезная (от греческого trapeza - стол, кушанье) 1. В христианских монастырях специальное здание с залом для совместных трапез, церковью и подсобными помещениями; русские трапезные XVI-XVII вв. имели большие 1-, 2-столпные или бесстолпные залы с открытыми террасами-гульбищами и лестницами, богатым декоративным убранством. 2. Просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры XVII-XVIII вв. Церковь Рождества Богородицы (теремная) Трапезная

Трафарет (от итальянского traforo - продырявливание, прокалывание) приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива. Применяется при трафаретной печати в художественной вышивке и набойке, в текстовом и бумажном производстве, иногда при украшении керамических изделий. Представляет собой пластину (из дерева, картона, металла и др.) с отверстием для нанесения красок. Кувшин с агитационной надписью "Крепи колхоз". Фарфор, трафарет, аэрография. Конец 1920-х - начало 1930-х гг.

Третьяковская галерея в Москве, крупнейший музей русского и советского искусства. Галерея названа по имени П. М. Третьякова, собиравшего (с 1856 г.) произведения русских художников демократического направления (главным образом передвижников. В 1892 году Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата С. М. Третьякова в дар Москве (до 1918 года музей именовался Московской городской художественной галереей П. и С. Третьяковых). В 1918 году галерея была национализирована.

Треченто (от итальянского trecento, буквально - триста), принятое в итальянском языке наименование XIV века. В филологии и искусствознании термином "треченто" обозначают итальянскую культуру XIV века, подготовившую Возрождение. Искусству треченто свойственны борьба реалистических и господствующих тенденций. Джотто. Поклонение волхвов гг. Фреска. Падуя

Триглиф (от греческого triglyphos) прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с несколькими желобками. Чередуясь с плитами- метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере. Триглифы воспроизводят в камне торцы балок первоначального деревянного перекрытия.

Триклиний (от латинского triclinium) в древнеримской архитектуре помещение для трапезы. Триклинием называется также ложа, которые в Древнем Риме устанавливались вокруг обеденного стола, образуя форму подковы.

Триптих (от греческого triptychos - тройной, сложенный втрое) произведение изобразительного искусства, состоящее из 3 частей (картин, рельефов, рисунков и т. д.), объединенное общей художественной идеей, темой или сюжетом и часто образующее нерасторжимый ансамбль. Х. ван дер Гус. Триптих Портинари г.

Тритон (греч. миф) древнее морское божество, сын Посейдона и нереиды Амфитриты, обитающий с ними на дне моря в золотом дворце. Наружность Тритона - человеческий нос, широкий рот со звериными зубами, зеленые волосы, жабры у ушей, шероховатые руки, дельфиний хвост вместо ног. В руках у Тритона раковина; зычными звуками этого инструмента он, по повелению Посейдона, успокаивает или волнует море. Фантазии древних создала тритонов с рыбьими хвостами и лошадиными передними ногами - гиппокампов, кентавротритонов или ихтиокентавров. Л. Бернини. Нертун и Тритон г., мрамор

Трифорий 1. 3-частный арочный проем с 3- лопастным завершением. 2. Аркада во 2-м ярусе центрального нефа романских и готических базиликальных храмов, состоящая из ряда трифорий. Облегчая стены, усиливает их конструкцию, имеет и декоративное значение. 3. Узкая галерея, расположенная за аркадой или парапетом над сводами и под скатом крыши боковых нефов, а иногда в обходе хора готического храма.

"Троица" икона Андрея Рублева - наивысшее достижение русской средневековой культуры, лучшее произведение московской живописи рубежа XIV-XV вв. Была создана, видимо, в гг. для иконостаса построенного каменного собора Троицкого монастыря. В житии Никона имеется указание, что Рублев написал "Троицу" в похвалу Сергию Радонежскому. Вероятно, что созданная Рублевым икона была поставлена по правую сторону от святых врат, неподалеку от гробницы основателя Троицкого монастыря Сергия. Здесь икона находилась более пятисот лет: только в 1929 г. она перевезена из Троицкой лавры в Третьяковскую галерею в Москву.

Троице-Сергиева лавра крупнейший русский монастырь в 71 км к северу от Москвы, в Загорске. Основан в XIV веке монахом Сергием Радонежским, с лавра. В XVI веке были сооружены каменная стена с башня ( гг., укреплены в XVII веке; современная высота стен м, ширина 5,5-6 м), монастырь превратился в мощную крепость. В XV-XVIII вв. территории монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более 50 зданий и сооружений

Тромпы (от древневерхненемецкого trumba - труба) треугольная нишеобразная сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола. Тромпы служат для перехода от нижней, квадратной в плане части здания к верхней, круглой или многоугольной в плане (к куполу или его барабану). Иногда тромпы служат опорной конструкцией для угловых куполов, эркеров. Тромпы были распространены в средневековой архитектуре Византии, Передней и Средней Азии, Закавказья и Европы (в русском зодчестве преимущественно в XVII в.).

Троянка стальное зубило разделенным на 3 части острием. Употребляется скульпторами для обработки мрамора и мягких пород камня.

Троянский конь (греч. миф) легенда о троянском коне упоминается у Гомера и разработана в поэме Вергилия "Энеида". При помощи хитрости на десятом году Троянской войны Троя была взята греками при помощи Троянского коня.

Тугра каллиграфически выполненный и орнаментально украшенный личный знак правящего монарха, содержащий его имя и титулы. Ставился в начале каждого указа. Тугра Оттоманского султана Абду Хамида

Туника белая одежда из льна или тонкой шерсти, которую римляне носили под тогой (соответствует греческому хитону). Статуя Авла Метелла. Бронза После 89 г. до н.э.

Тус кииз узорчатый войлочный ковер, украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой; настенное убранство жилища казахов.

Тушь черная краска, не теряющая со временем интенсивности своего тона; при сильном разбавлении водой дает серый тон. Тушь служит для черчения, рисования (пером или кистью, с применением штриховки, заливки, отмывки и т. д., часто в сочетании с карандашом, акварелью, углем). В древности тушь была излюбленным материалом для письма, рисования, живописи в Китае, откуда она распространилась в Корею и Японию, а с XV-XVII вв. - в Европу.

Тюрбе мусульманская усыпальница в странах Ближнего и Среднего Востока, обычно небольшие мавзолеи с шатровым или купольным покрытием. Тюрбе Дамад Али-паши, покорителя Мореи, в белградской крепости Калемегдан