личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Advertisements

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Универсальные учебные действия (УУД) разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова.

Универсальное учебное действие (УУД) как психолого- дидактическое явление имеет следующие особенности: является предпосылкой формирования способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; не зависит от конкретного предметного содержания и, в определенном смысле, имеет всеобъемлющий характер; отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий; «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они: носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально- предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

1) Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; 3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД включают:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Виды УУД:

Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Виды УУД: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Виды УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Виды УУД: ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Виды УУД: ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство. РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Виды УУД: ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Виды УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Задания для диагностики и формирования УУД Поиск информации в предложенных источниках; заучивание материала наизусть в классе; «преднамеренные ошибки», «ищу ошибки»; взаимоконтроль; взаимный диктант; контрольный опрос на определенную проблему.

выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.

Задания для диагностики и формирования УУД «Найди отличия» (можно задать их количество); поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; нестандартные решения; составление схем-опор, алгоритмов; работа с таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со справочным материалом.

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения учебных задач; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Задания для диагностики и формирования УУД составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «опиши устно...», «объясни...» и т. д. ауди- и видеозапись ответа, выступления и т. д.

желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

УУД, выполняемые учащимися на уроках изучения нового материала Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия

УУД, выполняемые учащимися на уроках изучения нового материала Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия Самоопределение (Л); смыслообразование (Л); целеполагание (П); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

УУД, выполняемые учащимися на уроках изучения нового материала Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия подведение под понятие (П); извлечение необходимой информации (П); выполнение пробного учебного действия (Р); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); использование знаково-символических средств (П); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К).

УУД, выполняемые учащимися на уроках изучения нового материала Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия постановка и формулирование проблемы (П); определение основной и второстепенной информации (П); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); установление причинно-следственных связей (П); структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); разрешение конфликтов (К).

УУД, выполняемые учащимися на уроках изучения нового материала Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия извлечение из математических текстов необходимой информации (П); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); установление причинно-следственных связей (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (П); использование знаково-символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

УУД, выполняемые учащимися на уроках изучения нового материала Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К). достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л).

УУД, выполняемые учащимися на уроках изучения нового материала Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия извлечение из математических текстов необходимой информации (П); Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); использование знаково-символических средств (П); подведение под понятие (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П); контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

УУД, выполняемые учащимися на уроках изучения нового материала Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); установление причинно-следственных связей (П); понимание текста, извлечение необходимой информации (П); моделирование, преобразование модели (П); использование знаково-символических средств (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); доказательство (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль, коррекция, оценка (Р);

УУД, выполняемые учащимися на уроках изучения нового материала Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Изучение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); планирование учебного сотрудничества (К);

Программа формирования УУД для начального и основного общего образования устанавливает ценностные ориентиры общего образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся УУД при переходе от начального к основному общему образованию и от основного к среднему общему образованию.

1.Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему. 2.Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер. 3.В основе формирования УУД лежит «умение учиться». 4.Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения. 5.В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя.

Технический редактор: Кривовязь Мария Владимировна