Дополнительное образование детей составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание дополнительного образования в школе Современная педагогика характеризует термином дополнительное образование всю ту сферу образования, которая.
Advertisements

Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
С помощью ниточки средней толщины можно нарисовать замечательные цветы, которые можно украсить, проявив творчество и фантазию. Для этого мы используем.
Задачи развития креативных(творческих ) способностей обучающихся не могут быть полностью решены на уроках. Для их реализации могут быть использованы различные.
Назначение новых государственных образовательных стандартов является более широким, чем стандартов первого поколения. Значимым становится развивающий.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Федотова Н.А., заместитель директора центра дополнительного образования,
ФГОС Внеурочная деятельность ГБОУ СОШ 396. Цель внеурочной деятельности создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального.
Зам. директора по УВР МОУ «Гимназия 2» О.Ф. Громова.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Начальная школа Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО Выполнила: зам.директора по ВР МОУ «СОШ 62» Бурштейн Л.М.
Основная идея инновационного развития МОУ «СОШ 57» Создание воспитательной и образовательной среды, способствующей развитию конкурентоспособной личности.
КРУЖОК «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРИРОДЫ» Учитель: Смирнова Татьяна Геннадьевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
С ИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РБЕЙСКОГО РАЙОНА учебный год.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МБОУ СОШ 1 им. Г.К. Нестеренко. Цель внеурочной деятельности: с оздание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного.
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
МОДЕЛЬ организации доступного дополнительного образования в сельской школе с развитой инфраструктурой.
Транксрипт:

Дополнительное образование детей составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х г. Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д.

Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-ые годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей. Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно- патриотической направленности) сводится к нулю.

Отечественный опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реалиазции практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т. д.).

В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).

Типология учреждений Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр; дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно- технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция; детская школа искусств, в том числе по видам искусств; детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ); специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР); детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога; многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении; применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально- педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого- биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско- краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности.

Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности. Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте – результативность. Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одарённых детей.

Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично. В каникулярный период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для развития личности условиях. Для создания необходимых условий достижения современного качества дополнительного образования детей предусматривается: обновление содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей; регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных программ; экспертиза программно-методического обеспечения, разработка программ нового поколения и их экспериментальная проверка; активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста; создание и функционирование федеральных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования детей; разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору за курс основной средней школы итогов реализации программ дополнительного образования детей соответствующей направленности; развитие методической службы учреждений дополнительного образования детей; разработка программы «Основные направления информатизации системы дополнительного образования детей»; обеспечение государственной поддержки и развития одарённых детей.

Дополнительное образование - персонализированный компонент общего образования, находится вне рамок образовательных стандартов и дополняет основное образование. Система дополнительного образования необходима для усиления мотивации детей к познанию и творчеству, дает возможность учащимся быть гармонично развитыми личностями, создает условия для самореализации. В традиции нашей школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, которое невозможно заменить даже интересным уроком.

В настоящее время дополнительное образование детей в школе представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое. Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.

Понимание этого основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствования учителей к этому только готовятся, необходимо создавать совместные методобъединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования. Такой опыт накоплен, к примеру, в учебно-воспитательных комплексах; он может быть полезен и учителям-предметникам, и классным руководителям, и педагогам-организаторам, и школьным психологам.

Способы организации дополнительного образования детей в современной школ е Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа учреждение дополнительного образования вуз.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

Дополнительные образовательные программы: углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам; делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально- психологического климата в ней.

Дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Практические рекомендации по организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. Внедряя формы дополнительного образования в школе, нужно провести анализ по следующим направлениям 1. Внимательно проанализируйте цели и задачи своей школы. 2. Выявите (при помощи анкетирования) запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги. 3. Выпишите уже имеющиеся факультативные курсы и кружки для детей. 4. Проанализируйте творческий потенциал учителей, родителей, старшеклассников. 5. Проанализируйте материально-технические возможности школы. 6. Изучите дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями дополнительного образования, продумайте возможные варианты совместной работы с ними. 7. Изучите должностные обязанности педагога-организатора и педагога дополнительного образования. 8. Изучите основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения). К их числу относятся: закон РФ Об образовании (с изменениями от ), статьи 5.5, 12.5, 26.1, 28, 35; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей в редакции от ; письмо Министерства образования РФ от г. 813/28–16 О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях; Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы (приказ Минобразования России от ); Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001–2005 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от г. 1847).

Составив представление о социальном заказе на дополнительные образовательные услуги и о реальных возможностях школы, нужно составить общую схему дополнительного образования в вашей школе. Для этого нужно ответить на следующие вопросы. 1. Какие формы и направления дополнительного образования детей можно осуществлять непрерывно от младшего звена к старшему на базе вашей школы? 2. Какие направления дополнительного образования можно вывести на базу специализированных учреждений? 3. Насколько избранные формы и направления дополнительного образования способствуют реализации целей и задач школы? 4. Как научить младших школьников свободно ориентироваться в формах и направлениях дополнительного образования? 5. Какую допрофессиональную подготовку можно дать через дополнительное образование в соответствии с запросами обучающихся? 6. Какие направления дополнительного образования можно реализовать с помощью учителей, приглашенных специалистов, родителей, старшеклассников? 7. Какова исходная материально-техническая база школы? Как ее можно использовать в сфере дополнительного образования детей? За счет чего ее можно развить и усовершенствовать?

При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы: Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. Например, если ребёнку понравилось заниматься в начальной школе в объединении «Занимательная математика», то в средней школе он, вероятно, выберет для себя объединение «Погружение в математику» или «Гимнастика ума». Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и Дополнительного образования.

Принцип индивидуализации ( личностно-ориентированный подход). Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка. Принцип творчества. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов. Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов.Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу,самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить: целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием; определённую стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств; сохранение определенного консерватизма сиситемы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;

Дополнительное образование в школе – средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала учащихся.

В системе дополнительного образования, как более мобильной, пластичной, не зажатой рамками государственных учебных программ, отводится особая роль в развитии творческого потенциала ребенка. Кроме того, создается уникальная возможность выявления из общей массы учащихся одаренных детей, обладающих особыми задатками и способностями. Выделяют функции, определяющие его содержание: ценностно-ориентационную, коммуникативную, социально-адаптационную, психотерапевтическую, профориентационную, рекреационную, культурообразующую (А.К. Бруднов); социальную, педагогическую и методическую (О.Е. Лебедев), образовательную и социально- педагогическую (А.В. Золотарева). Образовательная функция – включают в себя функции обучения, воспитания и развития детей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка – это, пожалуй, главная задача педагогики завтрашнего дня. Каждый неравнодушный взрослый, педагог или родитель понимает – для того, чтобы ребенок смог реализовать себя в жизни, его нужно научить мыслить творчески. А особая роль педагогов учреждений дополнительного образования в том, чтобы вовремя заметить эти таланты, создать условия для их развития, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. Предлагаем познакомиться с опытом Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» – одного из лидеров интеллектуально- творческого образования России. МАН «Интеллект будущего» общероссийская организация. Полное наименование Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» (МАН «Интеллект будущего»). Президиум Центрального совета организации расположен в городе Обнинск.

Если ребенок увлекся заданиями, если ему хочется найти как можно больше вариантов их выполнения, значит, цель достигнута – произошел запуск познавательной активности, включились в работу механизмы творчества. Познавательная деятельность ребенка будет приносить конкретные творческие результаты, если обучить его специальным приемам мышления. К таким приемам относятся: генерирование идей, поиск аналогий, выделение противоположных свойств, прием ассоциаций, постановка вопросов, преобразование, сочетание различных комбинаций и другие. Этим приемам можно обучить ребенка уже в младшем школьном возрасте. Необычные, оригинальные задания, в которых не содержится ограничивающих рамок единственно правильного ответа, стимулируют воображение школьников, будят фантазию, выводят на новый уровень восприятия, заставляют посмотреть по-новому на привычные вещи.

Придумайте не менее трех интересных подписей к фотографиям.

Алгоритм придумывания названия: Рассмотрим фотографию и найдём, на что или на кого похож наш «объект» на фото. Возможны следующие варианты: а) по позе рук на джигита, танцующего лезгинку; б) по строгому костюму и белой рубашке на выпускника школы или на офисного работника; в) по «закрученной» ноге на йога; г) по позе на одной ноге на журавля; д) по расположению над уровнем горизонта – на орла, парящего в небе; е) по контуру, который образует персонаж на фото – на страуса; и так далее.

Можно придумывать варианты, используя такие приемы, как рифма, метафора, ассоциации, придумывание фраз по аналогии с афоризмами: «Силён не умом, а волей», «Если бы Джеймс Бонд был кавказец», «Ноги в руки и вперёд! Так душа моя поёт!»

Задание «Факир на дудочке играл». Факир на дудочке играл И змей искусно заклинал Волшебным словом на устах. Плясали змеи на хвостах! (Марк Львовский). Представьте, что вы стоите рядом вместе с толпой зевак и смотрите на факира и его змею. Напишите, что, по вашему мнению, в это момент думает факир; змея; дудочка; коврик, на котором сидит факир; дедушка; мальчик.

Выполнение этого задания позволяет проявить свою фантазию, представить себя в роли различных персонажей и даже неодушевленных предметов. Этот приём «вживания» в роль называется методом эмпатии и широко используется в литературе, в написании сценариев для кинофильмов, где весь сюжет ведется, например, от лица собаки или дельфина. Совсем простое с виду изменение точки зрения – я смотрю на мир глазами черепашки, змеи, листочка на дереве, солнечного лучика – сразу меняет тон повествования, появляется личностное отношение, эмоциональная окрашенность, сопричастность.

Задача развития творческих способностей детей в школьном возрасте состоит, прежде всего, в том, чтобы увеличить число привычных для них вариантов решения поставленной задачи, расширить опыт пользования разными кодами. Например, для ребенка, склонного к зрительно-пространственному мышлению, желательно вырабатывать навыки владения буквенными и цифровыми символами. И, наоборот, у ребенка с логическим складом необходимо стимулировать наглядно-образное мышление. Данные задания как раз и помогают детям понять, какие символы, какой код является для них оптимальным, наиболее приемлемым. При выполнении подобных заданий мышление становится более результативным, а творческий потенциал значительно выше.

Упражнение «Что, Откуда, Как» Покажите ребенку какой-нибудь необычный, незнакомый для него предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Пусть он ответит на три вопроса: «Что это такое?», «Как, откуда это взялось?», «Как это можно использовать?». При этом повторяться не разрешается, нужно придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов. Самый простой способ добыть материал для этого упражнения – брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно), а части чего-либо – такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись. Смысл этого задания в том, что эта легкая «интеллектуальная разминка» стимулирует скорость мышления, позволяет выдвигать оригинальные идеи и ассоциации. Упражнение заканчивается обсуждением. Скажите ребенку, какие ответы вам запомнились, понравились больше всего, какие показались самыми интересными и оригинальными.

Упражнение «Не может быть» Детям предлагаются невероятные, необычные ситуации или события, которые в реальности произойти не могут, показываются необычные фотографии, картинки, изображения. Нужно сказать, к чему бы они могли привести. Например, что произойдет, если: человеку станет не нужен сон; дети перестанут ходить в школу; исчезнет ночь; снег будет идти не переставая; время повернется в обратном направлении и др.? Пусть ребенок как можно более ярко представит себе эти ситуации, вчувствуется в них и выскажет как можно больше гипотез о том, что же может произойти. Пусть представит себя одним из героев ситуации, фото или картинки.

Игра «Каляки-маляки» Игра для развития зрительно-образного воображения. Вместе с ребенком возьмите по карандашу, закройте глаза и нарисуйте на листе бумаги непрерывные запутанные линии. У вас получатся каракули. Затем предложите детям найти в этих линиях какие-то образы (предметы, животных, растения и др.) и обвести (или заштриховать) их карандашами разного цвета. Одна линия может использоваться в создании нескольких образов. Обсудите получившиеся образы. Можно придумать истории про получившихся персонажей.

Кляксография Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию. Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.

Возьмите плотный альбомный лист бумаги, согните его пополам, затем разверните. Разведите немного краски – акварель, гуашь - до жидкого состояния. Сначала покажите ребенку как сделать кляксу - как набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем листки бумаги друг к другу, разглаживаем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию. Спросите у ребенка на что похожа эта клякса. Предложите ему дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение. Обратите внимание ребенка на то, что на листе получились две симметричные кляксы.

Дальше можно попробовать сделать сразу несколько клякс разных цветов. Если ребенку понравилась такая игра, то постепенно усложняйте задания. Это не единственный способ, которым можно рисовать кляксы. К примеру, кляксу можно сделать следующим образом: налейте жидкой краски в центр листа, а затем пусть ребенок наклоняет бумагу в разные стороны или дует на кляксу через соломинку или стержень от шариковой ручки. В первом случае получатся цветные потеки, во втором – красочные брызги. И не забывайте всегда рассматривать кляксу и фантазировать.

С помощью ниточки средней толщины можно нарисовать замечательные цветы, которые можно украсить, проявив творчество и фантазию. Для этого мы используем один их нетрапдиционных методов рисования кляксография.

Что нам потребуются: два альбомных листа; тушь или жидко разведенная гуашь; тарелочки для красок; пластмассовые ложечки; ниточки средней толщины; тканевые и бумажные салфеточки

1. Наливаем краску разных цветов в тарелочки.

2. Опускаем ниточку в тарелочку с помощью ложечки и отжимаем ее, придерживая другой конец нитки в руке.

3. Выкладываем на лист бумаги изображение из нитки, а другой конец оставляем свободным.

4. Так повторить столько раз, сколько цветов вы хотите нарисовать, укладывая ниточки аккуратно на листе бумаги. Выкладывать изображения из ниточек надо быстро, чтобы не высохла краска.

5. Взять чистый лист бумаги и наложить на лист с изображением, слегка придерживая рукой.

6. Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, резко выдернуть нитки.

7. По желанию дорисовать или приклеить детали (листочки, вазочку и т.п.)

Источник: