Роль инновационной деятельности в решении актуальных задач современной модели образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Корчуганова Ирина Анатольевна, Старший воспитатель МДОУ, ЦРР- д/с16 «Дюймовочка»
Advertisements

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 16 «Радуга» Управление инновационной деятельностью в ДОУ Старший.
Инновационное образование. Основные понятия педагогической инноватики Инновация (лат. «in» - в, «novus» - новый) (нововведение) – целенаправленное изменение,
Инновационное образование. Основные понятия педагогической инноватики Инновация (лат. «in» - в, «novus» - новый) (нововведение) – целенаправленное изменение,
Анкетирование учителей Готовность педагогов школы к инновационной деятельности.
Дошкольное образование – методическая работа и инновации Старший воспитатель Судакова Л.П.
Презентация Заместителя заведующей по воспитательно-методической работе МАДОУ ЦРР детский сад 50 г. Калининград Ивановой Ольги Григорьевны.
Приложение 1. Приложение 2 «Применение ИКТ в работе» Приложение 3 ИКТ Урок 19 чел. (61%) Плани- рование 28 чел. (90,3%) Поиск в интернете 22 чел. (71%)
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
Инновационная составляющая деятельности дошкольных организаций в условиях реформирования системы дошкольного образования Кондратьева И.В., координатор.
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Инновация.
Система работы с молодыми специалистами в ДОУ. «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический.
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад 178» г. Чебоксары Лебедева.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Семинар заместителей директоров по УВР Инновационная деятельность администрации общеобразовательных учреждений в условиях модернизации российского образования.
Аттестация как управленческая деятельность и фактор профессионального роста педагогов Путилова Н.В. детский сад 82 комбинированного вида города Тюмени.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 106 «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПРИ ОСВОЕНИИ ИННОВАЦИЙ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Росинка» Программа «Школа молодого педагога» с Павловск.
Транксрипт:

Роль инновационной деятельности в решении актуальных задач современной модели образования

Управление педагогическими инновациями в дошкольном образовании

Почему возникает потребность в инновациях Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

Что такое инновация Инновация (нововведение) в социально-психологическом аспекте создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.) Новый впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.) Нововведение (инновация) комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.) Нововведение целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Инновационный процесс комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.) Процесс (продвижение) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Новое: добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Новое может выступать в разных формах: принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна); условная (относительная) новизна; «оригинальничанье» (не лучше, но по- другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой; изобретательские мелочи.

Группировка нововведений 1.По влиянию на учебно-воспитательный процесс. 2.По масштабам (объему) преобразований. 3.По инновационному потенциалу. 4.По отношению к предшествующему.

По влиянию на учебно- воспитательный процесс в содержании образования; в формах, методах воспитательно- образовательного процесса; в управлении ДОУ.

По масштабам (объему) преобразований частные, единичные, не связанные между собой; модульные (комплекс частных, связанных между собой); системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

По инновационному потенциалу усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения); новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения); радикальные инновации.

По отношению к предшествующему новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение); освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение); ретровведение освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Причины нововведений 1.Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем. 2.Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады. 3.Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива. 4.Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу. 5.Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания. 6.Возрастающие запросы отдельных групп родителей. 7.Конкуренция между детскими садами.

Организация инновационной деятельности в ДОУ

Проблемы: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности ДОУ, кото- рое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, защищало авторские права, стимулировало инновационную деятельность; отсутствие должной экспертизы инновационных образовательных проектов ДОУ и мониторинга качества и эффективности их внедрения; необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.

Анкетирование 1)считаю бесполезным; 2)есть сомнения в необходимости использования; 3)есть сомнения в возможности применения; 4)есть интерес; 5)есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике; 6)затрудняюсь ответить; 7)свой ответ.

Позиции оценивания педагога: 1.Степень ответственного отношения к делу. 2.Мотив педагогической деятельности: призвание старание случайность. 3.Приоритеты в организации работы: поиск нового набор известных приемов. 4.Отношение детей: любовь уважение боязнь. 5.Отношение родителей: уважение неприятие «никакое». 6.Отношение коллектива: стремление к лидеру ровное отчуждение. 7.Кругозор. 8.Воспитанность: тактичность низкая культура конфликтность. 9.Позиция на педсоветах, совещаниях: активен - участвует - отмалчивается. 10.Степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) после уговоров иногда. 11.Моральные правила: принципиальность невмешательство игра в «правду». 12.Чувство юмора. 13.Коммуникабельность: открытость сдержанность «все в себе».

Требования к руководителю детского сада уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недостижимых; быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий; твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация; уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить; иметь в коллективе группу единомышленников; мыслить категориями успеха.

Сформулировать ответы на вопросы: что мы имеем, каких результатов достигли; что нас не удовлетворяет в работе; что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.

Пять групп педагогов: 1-я группа педагоги, для которых характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности. Чаще всего это педагоги, имеющие педагогический стаж от 2 до 10 лет, а также после 15 лет; 2-я группа педагоги, для которых характерны как стремление к достиже- нию успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие; 3-я группа педагоги, ориентированные на внешние оценки своей деятель- ности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд. Обычно это педагоги со стажем работы менее 5 лет и со стажем от 10 до 20 лет; 4-я группа так же, как педагоги предыдущей группы, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени акту-альны потребности в безопасности, они стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Чаще всего данный тип педагогов имеет стаж работы свыше 20 лет; 5-я группа педагоги, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание условиям труда. Чаще это педагоги, имеющие стаж более 20 лет и даже находящиеся на пенсии, но продолжающие трудиться.

Позитивное отношение возможно при: неудовлетворенности результатами образовательного процесса; потребности в творчестве, осознании происходящих перемен в обществе; положительной оценке творческих возможностей коллег; совпадении собственных воззрений с целями нововведений, наличии собственных идей, применимых в инновационном процессе; высоком уровне информированности о достижениях педагогической науки; демократическом стиле отношений в коллективе; практическом опыте инновационной деятельности.

Безразличное отношение к нововведениям определяется: отсутствием значимых мотивов нововведений; отсутствием интереса к инновациям; отрицательной оценкой творческих возможностей коллег; напряженными отношениями в коллективе.

Негативное отношение к нововведениям объясняется: несогласием воззрений педагога с сутью планируемых преобразований; отсутствием других мотивов инновационной деятельности, кроме соображений престижа, материальной заинтересованности и т.п.; авторитарным стилем руководства педагогическим коллективом.

1. Восприимчивость педагогов к новому Это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог: стремится внедрить передовой опыт в практику; постоянно занимается самообразованием; привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности; анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами; умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

Оценка педагогов 5 баллов восприимчивость очень сильно выражена; 4 балла выражена; 3 балла проявляется, но не всегда; 2 балла слабо проявляется; 1 балл не проявляется. Коэффициент восприимчивости К определяется по формуле: К =Кфакт./Кмакс. где Кфакт. фактически полученное количество баллов; Кмакс. максимально возможное количество баллов.

2. Подготовленность к освоению новшеств информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятель- ности.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе 1. Группа новаторов. Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, ко- торые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают спо- собностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации. 2. Группа передовиков это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации. 3. Группа «Золотая середина» («умеренные»). Освоение новшеств осуще- ствляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег. 4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему. 5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с тради- циями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.

« Новатор »« Передовик »« Умеренный » « Пред- последний» « Последний » 12345

Стадии развития коллектива робость >>>>> кликушество >>>>> стабилизация >>>>> сотрудничество >>>>> зрелый коллектив.

Члены коллектива ДОУ по отношению к инновации разделяются следующим образом (в процентах): первая группа - лидеры – 1-3; вторая - позитивисты - 50; третья - нейтралы - 30; четвертая негативисты 1020.

Обучение воспитателей через разные формы: проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации; организация «круглых столов» с приглашением известных ученых, специалистов, управленцев; организация работы методических объединений или творческих групп; практикумы; самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

Восемь основных действий: предварительное решение, которое возникает в процессе анализа ситуации и состояния образовательной системы, и определение предмета преобразования (что преобразуется и на основе какой научной информации); принятие решения об организации инновационного процесса; разработка новой модели образовательной системы (осуществляется на основе индивидуального и группового педагогического проектирования); определение показателей качества инновационного процесса и его эффективности; разработка программы преобразований; реализация программы преобразований; определение качества результатов инновационного процесса (по завершении адаптационного периода); оценка эффективности инновационного процесса (определяются качество результатов, затраты времени, финансов на их получение).

Главные условия эффективности инновационной деятельности: системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности; наличие у педагога личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности; постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появле- нию положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела; создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагоги- ческого коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость; установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть непонятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов; проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

инновационный процесс проходит с большей эффективностью, если его организатор является членом педколлектива, осуществляющего инновацию; организатором нововведений может быть любой член педколлектива, не обязательно представитель администрации; инноватором должен быть педагог, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий соответствующий опыт и необходимые навыки работы (в том числе умеющий выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать соответствующие программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности).

Я увидела, что… Я была удивлена тем, что… Я была встревожена … Мне понравилось … У меня возник вопрос… Таблица 2

Таблица 3 Формы организацииСодержание деятельности СентябрьОктябрьНоябрь В разделе «Формы организации» планируется: работа с кадрами (совещание, педсовет, производственное собрание и др.); работа творческих групп; работа по самообразованию; работа с родителями; контроль, анализ и регулирование.

Порядок действий руководителя ДОУ по внедрению инноваций Стадии инновационного процессаУправление инновационным процессом 1. Зарождение инноваций 1.1. Осознание потребности и определение возможностей Выявление проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению поставленных целей: микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым. Формирование потребности в изменениях Поиск соответствующего новшества Организация творческих групп воспитателей и специалистов, распределение между ними функций поиска инноваций на основе изучения литературы и передового опыта 1.3. Выбор инновацийДетальное обсуждение с коллективом возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учётом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности, времени для внедрения, нормативно-правовой базы и т.д.

Стадии инновационного процессаУправление инновационным процессом 2. Подготовка инноваторов Отбор участников творческих групп на добровольной основе. Обучение участников творческих групп. 3. Разработка и проектирование новшеств 3.1. Формулировка цели 3.2. Разработка содержания 3.3. Определение критериев оценки инноваций Внесение изменений в учебный план, проведение семинаров, составление программы опытно-экспериментальной работы 4. Опытно-экспериментальная проверка Организация контроля за ходом работы, внесение корректив в программу. Информирование коллектива о ходе работы. Методическая помощь, психологическая поддержка. 5. Многократное повторение новшеств на разных объектах Расширение сферы повторения. 6. Отработка рекомендаций