Нормативно-правовая база перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Условия перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Нормативно-методическая база введения ФГОС СПО/НПО.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Общеобразовательная подготовка в учреждениях НПО, СПО в условиях введения ФГОС нового поколения Тренина М.Р., методист ОГБОУ ДПО «Костромской областной.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Установление уровней высшего профессионального образования. Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты.
Транксрипт:

Нормативно-правовая база перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты и новые федеральные государственные образовательные стандарты

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 г. в Берлине во время саммита европейских министров образования.

Государства и организации -участники Болонской декларации Государства – Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Болгария, Босния-Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония и т.д. Государства – Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Болгария, Босния-Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония и т.д.

Цель Болонского процесса создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования

Обязательные параметры Болонского процесса Двухуровневая структура высшего образования: бакалавр – магистр; Двухуровневая структура высшего образования: бакалавр – магистр; Введение системы зачетных единиц (ECTS); Введение системы зачетных единиц (ECTS); Контроль качества образования; Контроль качества образования; Европейское приложение к диплому; Европейское приложение к диплому; Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов; Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;

Индивидуальная академическая мобильность Формы: - Очная; - Заочная (дистанционная) Линии:- Государственная; - Межвузовская; - Инициативная («самодеятельная») Типы:- Внешняя (международная); - Внутренняя (национальная) Категории: - Учащиеся (студенты, магистранты, аспиранты); - Сотрудники (ППС, научные сотрудники, АУП)

Индивидуальная академическая мобильность Виды:- Включенное обучение; - Стажировка (в т.ч. языковая); - Научно-педагогическая работа; - Повышение квалификации; - Летние школы; - другие Направления:- Выезд; - Прием Всего более 50 вариантов академической мобильности

Организационное обеспечение академической мобильности Источники финансирования: Бюджетные средства, в т.ч. выделяемые в рамках ПНП «Образование»; Централизованные внебюджетные средства Университета; Средства фондов поддержки и развития ВППО; Средства принимающей стороны, в т.ч. гранты международных организаций и частных фондов; Личные средства участников академической мобильности. Процедуры оформления.

Методическое обеспечение академической мобильности Статус, правила выдачи и признания документов об образовании; Реализация индивидуальных образовательных траекторий, причем как в международной, так и в национальной мобильности. Отсутствие закрепленных в нормативных документах критериев эквивалентности курсов, оценки трудоемкости и соответствия оценок успеваемости; Проблемы языковой подготовки

Правовое регулирование признания Международные многосторонние акты Рекомендации международных организаций Международные двухсторонние акты Национальные акты Институциональные акты

Создание единства образовательного процесса – не унификация, а прозрачность (понятность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу. Создание единства образовательного процесса – не унификация, а прозрачность (понятность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу. из документов об образовании, выданных в любой стране – участнице Болонского процесса, должно быть ясно, чему именно и в какой степени (с какой глубиной) научился выпускник, какие профессиональные действия он способен совершать и на какие рабочие места может быть принят. из документов об образовании, выданных в любой стране – участнице Болонского процесса, должно быть ясно, чему именно и в какой степени (с какой глубиной) научился выпускник, какие профессиональные действия он способен совершать и на какие рабочие места может быть принят. Главная задача:

Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части). Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части).

образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций. модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций.

Специфика понятия «модуль» : Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практикумы, самостоятельную работу студента, формы отчетности (контрольные работы, рефераты, зачеты и т.п.). Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных (для данной программы или для ряда программ) кратных числах (например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией (оценкой результатов). В российской практике в настоящее время преобладает несколько иное понимание модуля как группы родственных дисциплин (ср. циклы ФГОС: гуманитарный и социально- экономический, математический и естественнонаучный, профессиональный).

Для того, чтобы стало возможным соотносить объемы трудозатрат на освоение отдельных модулей или целых учебных программ, реализуемых в образовательных учреждениях разных стран, предложено ввести единую систему условных кредитных единиц, не зависящих от форм обучения (в «кредит» могут входить аудиторные теоретические занятия, практические работы, самостоятельная работа студента, а также мероприятия текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации). Для того, чтобы стало возможным соотносить объемы трудозатрат на освоение отдельных модулей или целых учебных программ, реализуемых в образовательных учреждениях разных стран, предложено ввести единую систему условных кредитных единиц, не зависящих от форм обучения (в «кредит» могут входить аудиторные теоретические занятия, практические работы, самостоятельная работа студента, а также мероприятия текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации). Из имеющихся на сегодня различных вариантов кредитных систем наиболее перспективной признана ECTS – Европейская система перевода и накопления кредитов Из имеющихся на сегодня различных вариантов кредитных систем наиболее перспективной признана ECTS – Европейская система перевода и накопления кредитов

Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (приказ Минобр. от ин/13). Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц (приказ Минобр. от ин/15). Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц (приказ Минобрнауки от ). Российская документальная база по ECTS

Кредитные (зачетные) единицы При освоении студентами модулей за каждый из них начисляется определенное количество кредитных (зачетных) единиц, выступающих в качестве меры трудоемкости обучения. трудоёмкость - количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу; зачетная единица (кредит) - унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по основным профессиональным программам;

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, МОДУЛЬНЫЙ и КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, МОДУЛЬНЫЙ и КРЕДИТНЫЙ подход КРЕДИТНЫЙ подход – единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса – единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: 1.Федеральный закон от г. 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования). 232-ФЗ установил в системе ВПО России два самостоятельных уровня образования: первый уровень – бакалавриат, второй уровень – магистратура и подготовка специалиста.

20 Уровни высшего профессионального образования Бакалавриат Подготовкаспециалиста или магистратура или магистратура

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения: - для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; - для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; - для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации

Подготовка магистра разрешена законом только на базе бакалавриата (прием на обучение должен быть осуществлен на конкурсной основе), а подготовка специалиста предусмотрена только непрерывной (без возможности реализации через программу бакалавриата) Закон запрещает также реализацию образовательных программ второго уровня (магистратуры и подготовки специалиста) в сокращенные сроки. Исключено понятие неполного (незаконченного) высшего профессионального образования после окончания студентом первых двух курсов вуза.

Федеральный закон от г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта» Указанный закон установил, что ФГОС включают в себя требования к: 1)структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Закон 309-ФЗ конкретизировал и уточнил такие понятия, как образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные), а также – примерные основные образовательные программы – ПрООП Федеральный закон 309-ФЗ впервые ввел следующую норму: «реализация образовательных программ ВПО осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными вузами, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации»

3. Федеральный закон от г. 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». 13) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, государственной аккредитации высших учебных заведений.".

Таким образом, принята законодательная база уровневой подготовки в высшей школе России, переход на которую должен был быть реализован с 1 сентября 2009 г. Однако, сначала Федеральным законом от 18 июля 2009 г. 184-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплаты стипендий и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях" введение закона об уровнях высшего профессионального образования было перенесено на 1 января 2010 г. Затем Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»" срок перехода на обучение по ФГОС ВПО перенесен на 1 января 2011 г.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное 14 февраля 2008 г. N 71 Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната). Для всех форм получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.

Программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования. Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер.

Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.

Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов. Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.

Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» от «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров (приказ Минобрнауки России от ). Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов (приказ Минобрнауки России от ). Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов (утверждены 234 ФГОС бакалавров и магистров). Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов (форма заявления - приказ Минобрнауки России от ). Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов (форма заявления - приказ Минобрнауки России от ). Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов. Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов. Должны быть подготовлены: Должны быть подготовлены: Приказ Минобрнауки России о соответствии направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня. Приказ Минобрнауки России о соответствии направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов.

Оформление лицензий на новые ООП Пункт 4) статьи 1 Федерального закона от ФЗ: При утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) Минобрнауки России устанавливает их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанных в предыдущих перечнях или ОКСО. При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется : Для организации образовательного процесса в вузе: Расписание занятий. Основные образовательные программы вуза по каждому предусмотренному лицензией направлению подготовки (специальностям) для бакалавриата, магистратуры, подготовки специалиста и формам обучения. : Должны быть разработаны и утверждены: Основные образовательные программы, включая: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Порядок освоения, сокращенных или ускоренных программ бакалавриата (для лиц, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным).

Коллегия Рособразования Коллегии Федерального агентства по образованию по вопросу «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования» (протокол заседания коллегии от ) Коллегии Федерального агентства по образованию по вопросу «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования» (протокол заседания коллегии от ) Приказ Рособразования от Приказ Рособразования от